"Профессиональное самоопределение дошкольников"
консультация (подготовительная группа)
Профориентационная работа с детьми в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профессиональное самоопределение дошкольников | 18.07 КБ |
professionalnoe_samoopredelenie_doshkolnikov.docx | 18.07 КБ |
professionalnoe_samoopredelenie_doshkolnikov.docx | 14.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Профессиональное самоопределение дошкольников
Подготовила воспитатель Маненко Н.М.
Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения. Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками.
В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими. Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе организованной образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.
Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 3 направлениям:
- приближение детей к труду взрослых;
- приближение труда взрослых к детям;
- совместная деятельность детей и взрослых.
I. Приближение детей к труду взрослых. Это, когда педагог знакомит детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы) , во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т.п. А также, можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии. С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.
II. Приближение труда взрослых к детям. Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий- на работе ( предприятии, учреждении) . Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых , способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?»
III. Совместная деятельность взрослого и ребѐнка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.
Одним из эффективных технологий по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых является проектная деятельность так как: - основывается на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию; - позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность – это комплексное планирование, деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-пространственной развивающей среды.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:
-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями; - подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
- выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;
- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
- материалы для сюжетно-ролевых игр.
Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации могут оказать родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых - это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Профессиональное самоопределение дошкольников
Подготовила воспитатель Маненко Н.М.
Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения. Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками.
В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими. Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе организованной образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.
Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 3 направлениям:
- приближение детей к труду взрослых;
- приближение труда взрослых к детям;
- совместная деятельность детей и взрослых.
I. Приближение детей к труду взрослых. Это, когда педагог знакомит детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы) , во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т.п. А также, можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии. С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.
II. Приближение труда взрослых к детям. Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий- на работе ( предприятии, учреждении) . Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых , способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?»
III. Совместная деятельность взрослого и ребѐнка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.
Одним из эффективных технологий по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых является проектная деятельность так как: - основывается на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию; - позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность – это комплексное планирование, деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-пространственной развивающей среды.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:
-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями; - подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
- выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;
- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
- материалы для сюжетно-ролевых игр.
Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации могут оказать родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых - это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Профессиональное самоопределение дошкольников
Подготовила воспитатель Маненко Н.М.
Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения. Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками.
В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими. Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе организованной образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.
Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 3 направлениям:
- приближение детей к труду взрослых;
- приближение труда взрослых к детям;
- совместная деятельность детей и взрослых.
I. Приближение детей к труду взрослых. Это, когда педагог знакомит детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы) , во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т.п. А также, можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии. С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.
II. Приближение труда взрослых к детям. Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий- на работе ( предприятии, учреждении) . Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых , способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?»
III. Совместная деятельность взрослого и ребѐнка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.
Одним из эффективных технологий по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых является проектная деятельность так как: - основывается на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию; - позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность – это комплексное планирование, деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-пространственной развивающей среды.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:
-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями; - подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
- выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;
- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
- материалы для сюжетно-ролевых игр.
Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации могут оказать родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых - это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план работы по формированию предпосылок личностного и профессионального самоопределения дошкольника
Календарно-тематический план работы по формированию предпосылок личностного и профессионального самоопределения дошкольника...
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Все мероприятия в рамках разработанного коллективом проекта «По морям профессий» направлены на профориентационную работу, на развитие способностей у детей в разных ...
Профессиональное самоопределение дошкольников.
В статье раскрывается сущность профессионального самоопределения дошкольников. Описывается значимость ролевых игр в процессе профессионального самоопределения дошкольников....
Семинар-практикум на тему: «Метод проектов – эффективная форма работы по раннему профессиональному самоопределению дошкольников»
Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профор...
Метод проектов как эффективная форма работы по раннему профессиональному самоопределению дошкольников.
В жизни каждого человека выбор профессии играет важную роль. Поэтому профессиональное ориентирование в дошкольном образовании имеет огромное значение. Именно в детстве происходят становление и развити...
Создание условий для профессионального самоопределения дошкольников
Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий....
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА C ПРОФЕССИЯМИ ГОРНО - МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
Белгородская область – уникальное место на карте России. Здесь находятся крупные месторождения железных руд, бокситов, апатитов, минеральных подземных вод, многочисленные месторождения строитель...