проект Театрализованная деятельность для детей младшего возраста
проект (младшая группа)

Мельникова Надежда Владимировна
Проект по теме: «Театрализованная деятельность для детей младшего возраста»
Вид проекта: краткосрочный  (январь-февраль 2023г),¬ творческий, игровой.
Участники проекта:¬
-воспитатели
- дети  младшей группы ¬
- родители воспитанников¬
 
Актуальность
Младший дошкольный возраст - наиболее бла¬гоприятный период всестороннего развития ¬ребенка. В 2-3 года у детей активно разви¬ваются все психические процессы: восприят¬ие, внимание, память, мышление, воображен¬ие и речь. В этот же период происходит фо¬рмирование основных качеств личности. Поэ¬тому ни один из детских возрастов не треб¬ует такого разнообразия средств и методов¬ развития и воспитания, как младший дошко¬льный.
Театр – это средство эмоционально-эстетич¬еского воспитания детей в детском саду. Т¬еатральная деятельность – это самый распр¬остраненный вид детского творчества. Она ¬близка и понятна ребенку, глубоко лежит в¬ его природе и находит свое отражение сти¬хийно, потому что связана с игрой. Всякую¬ свою выдумку, впечатления из окружающей ¬жизни ребенку хочется воплотить в живые о¬бразы и действия. Входя в образ, он играе¬т любые роли, стараясь подражать тому, чт¬о видел, и что его заинтересовало, и, пол¬учая огромное наслаждение. Благодаря теат¬ру ребенок познает мир не только умом, но¬ и сердцем и выражает свое собственное от¬ношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность помогает ре¬бенку преодолеть робость, неуверенность в¬ себе, застенчивость. Театр в детском сад¬у научит ребенка видеть прекрасное в жизн¬и и людях, зародить стремление самому нес¬ти в жизнь прекрасное и доброе. Кроме тог¬о, театрализованная деятельность позволяе¬т ребенку решать многие проблемные ситуац¬ии опосредованно от лица какого-либо перс¬онажа. Это помогает преодолевать робость,¬ неуверенность в себе, застенчивость.
Одним из самых эффективных средств развит¬ия и воспитания ребенка в младшем дошколь¬ном возрасте является театр и театрализов¬анные игры. Игра - ведущий вид деятельнос¬ти детей дошкольного возраста, а театр - -один из самых демократичных и доступных в¬идов искусства, который позволяет решать ¬многие актуальные проблемы педагогики и п¬сихологии, связанные с художественным и н¬равственным воспитанием, развитием коммун¬икативных качеств личности, развитием воо¬бражения, фантазии, инициативности и т. д¬.
 
Постановка проблемы¬
Театрализованная деятельность – это самый¬ распространенный вид детского творчества¬. Значение театрализованной деятельности ¬невозможно переоценить.
Театр, как никто другой! - возвращает нас¬ к исконным корням. Он – единственный, со¬храняющий и культивирующий народную мудро¬сть вне зависимости от национальной прина¬длежности. В опосредованной форме он учит¬ детей быть честными и добрыми, устремлён¬ными и трудолюбивыми, способными по – нас¬тоящему оценить и полюбить богатство родн¬ого слова. Она является уникальным средст¬вом развития художественно-творческих спо¬собностей детей. В тоже время, не смотря ¬на имеющиеся исследования в данной област¬и, воспитание детей средствами театра мед¬ленно и не всегда успешно реализуется на ¬практике. Часто театр превращается в меро¬приятие необязательное, вспомогательное, ¬способное лишь развлечь. Указанные против¬оречия обуславливают выбор темы моей рабо¬ты.
Гипотеза:¬
Театрализованная деятельность является ср¬едством самовыражения и самореализации ре¬бенка.
Основной ¬целью¬ проекта является создание условий для фо¬рмирования творческой личности средствами¬ театральной деятельности.
 
 ¬В соответствии с целью поставлены следующ¬ие задачи¬:¬
1. Активизировать познавательный интерес ¬детей, привлекая их к совместной театрали¬зованной деятельности;
2. Развивать речь, зрительное и слуховое ¬внимание, память, наблюдательность, наход¬чивость, фантазию, воображение, образное -мышление;
3. Помогать робким и застенчивым детям вк¬лючаться в театрализованную игру, учить с¬огласовывать свои действия с другими деть¬ми;
4. Воспитывать доброжелательность и конта¬ктность в отношении со сверстниками;
5. Формировать представление о различных ¬видах театра, учить импровизировать игры ¬– драматизации на темы знакомых сказок;
6. Развивать дикцию использую скороговорк¬и, стихи. Пополнять словарный запас;
7. Раскрыть для родителей  значение театр¬ализованной деятельности для всестороннег¬о развития ребенка.
 
 ¬Предполагаемый результат:¬
Дети  научатся пользоваться разными видам¬и  театра в своей игровой деятельности. С¬формируют умение передавать характер перс¬онажа интонационной выразительностью речи¬, мимикой, жестами. Театральный уголок, п¬ри активном участии родителей, пополнится¬ новыми видами театра и атрибутами для те¬атрализованных игр детей. Театрализованна¬я деятельность поможет развить интересы и¬ способности ребенка, научит  преодолеват¬ь робость, застенчивость и  неуверенность¬ в себе. Будет способствовать общему разв¬итию, проявлению любознательности, стремл-ения к познанию нового, развитию ассоциат¬ивного мышления,  эмоций при проигрывании¬ ролей.
 
 ¬Намечены следующие этапы работы:¬
I. Подготовительный ¬:
1. Выявить уровень сформированности творч¬еских способностей у детей на начало прое¬кта;
2. Изучить литературу по теме проекта;¬
3. Работа с родителями:¬
•  Донести до родителей важность темы о т¬еатрализованной деятельности детей;
•  Выявить их заинтересованность в пополн¬ении театрального уголка, их способностей¬ в той или иной области рукоделия;
 • Провести беседы, консультации, оформит¬ь папки-передвижки по теме проекта;
4.  Пополнение методической  копилки по т¬еме проекта.
 ¬II. Основной ¬:
• Работа с родителями:¬
1.¬ ¬Распределение заданий между родителями  п¬о изготовлению персонажей сказки своими р¬уками;
2.¬  ¬Консультация для родителей на тему: «Восп¬итательные и образовательные  возможности¬ театрализованной деятельности в детском -саду»;
• Формы работы с детьми:¬
1. Чтение художественных произведений;¬
2. Театрализованные представления для дет¬ей;
3.ОД по всем образовательным областям с¬ использованием театрализованной деятельн¬ости детей;
5.Театрализованные игры, развлечения, пр¬аздники;
6. Подготовка и разыгрывание разнообразны¬х сказок и инсценировок;
7.Отдельные упражнения для эмоциональног¬о развития детей.
 
III. Заключительный ¬
1. Выявить уровень сформированности творч¬еских способностей на конец проекта;
2.Подтверждение гипотезы проекта;¬
4. Подведение итогов и оформление  проект¬а.  
 
 ¬Реализация проекта:¬
Подготовительный этап проекта  (январь ¬– февраль)
Подбор и изучение педагогической литерату¬ры  по теме:
• А. В. Щёткин «Театральная деятельность ¬в детском саду»
• И. Н. Рослякова «На что способен театр»
• Т. Н. Караманенко «Кукольный театр дошк¬ольникам»
• Г. В. Бельтюкова «Магнитный театр»¬
• Л.В. Артемьева «Театрализованные игры д¬ошкольников»
• М.Д.  Маханева «Занятия по театрализова¬нной деятельности в саду»
Работа с детьми:¬
Чтение с детьми русских народных ск¬азок, стихотворений, потешек;
Работа с родителями:¬
1. Беседы, консультации, оформление папк¬и-передвижки по темам:
•  «Театр в жизни ребенка»;¬
•  «Как устроить домашний театр».¬
 ¬Методическая копилка:¬
    1. Картотека театрализованных игр;¬
     2.  Картотека упражнений по развити¬ю эмоциональной сферы детей;    ¬
 ¬Ресурсное обеспечение:¬
  • настольные театры: «Репка», «Курочка¬ Ряба», «Заюшкина избушка», «Гуси-Лебед軬, «Колобок»;
• пальчиковый театр, куклы би-ба-бо: «Реп¬ка», «Теремок», «Маша и медведь»,  «Волк ¬и семеро козлят»;
• маски к сказкам: «Теремок», «Колобок», ¬«Курочка ряба»;
• костюмы к сказке «Колобок», «Репка», «Т¬еремок»;
• сюжетные картинки, иллюстрированные дет¬ские книги с потешками и сказками, загадк¬и, стихи и пословицы к сказкам, мнемотабл¬ицы;
• дидактические игры: «Мои любимые сказк謻, «Четвертый лишний», «Расскажи потешку»¬, «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в тере¬мочке живет?» «Угадай  сказку», «Чьи это слова?», лото ¬«Сказки», кубики с сюжетами сказок,  раск¬раски по мотивам р.н.с.  сказок и потешек¬, мозаика «Репка», пазлы «Три медведя», «¬»Колобок»,  разрезные картинки по р. н. с¬казкам;
• картотеки пальчиковых игр, физминуток п¬о сюжетам сказок, сюжетно-ролевых подвижн¬ых  и театрализованных игр, упражнений на¬ развитие эмоциональной сферы ребенка.
  Заключительный этап: 
1. Интегрированные досуг для воспитаннико¬в ДОУ  с театрализацией ск-азки «Репка».
3. Инсценировка сказки «Теремок» 
Итоги проекта:¬
1. Дети получили возможность познакомитьс¬я с разными видами театра и  развивать св¬ои личностные качества  посредством театр¬ализованной деятельности;
2.¬ У детей сформировался ряд качеств, ценных¬ для дальнейшего творческого развития: сп¬особность к сочувствию и сопереживанию, я-ркость в выражении и проявлении воображен¬ия,  навыки совместного взаимодействия со¬ сверстниками;
3. В самостоятельной деятельности дети им¬провизируют с персонажами пальчикового, н¬астольного театра и театра на магнитах, в¬ связи с чем, наблюдается ослабление внут¬ренней напряженности у детей, что способс-твует развитию у них положительных эмоций¬ и умению управлять своим поведением;
4. У родителей появился интерес к театру ¬и совместной  с детьми театрализованной д¬еятельности;
5. Опытом моей работы могут воспользовать¬ся в практике воспитатели ДОУ.
Заключение¬
Целенаправленная и планомерная работа по развитию творческих способ-ностей детей, показала, что,  театрализов¬анная деятельность, игры-драматизации,   и частые выступления на сцене перед зрите¬лями способствовали  реализации творчески¬х сил и духовных потребностей ребенка, ра¬скрепощению и повышению самооценки. Тем с¬амым была подтверждена гипотеза, что теат¬рализованная деятельность является средст¬вом самовыражения и самореализации ребенк¬а.
Понимая значение театрализованной деятель¬ности в воспитании и обучении ребёнка дош¬кольного возраста, я намерена использоват¬ь ее и дальше в своей работе,  создавать ¬условия для развития творческой активност¬и; приобщать к театральной культуре; обес¬печить её взаимосвязь с другими видами де¬ятельности в едином педагогическом процес¬се.
Список литературы¬
Васильева Н. Творческие проявления у дете¬й в игре./Мой кроха и Я,1997,№2
Галанова Т. В. Развивающие игры с детьми ¬с трёх лет. Популярное пособие для родите¬лей и педагогов. – Ярославль: Академия ра¬звития, 1998.
Доронова Т. Н. Играем в театр. М.: Просве¬щение, 2000.
Нагибина. М. И. Чудеса для детей из ненуж¬ных вещей. М.: Просвещение, 1999.
Карамоненко Т. Н. Кукольный театр дошколь¬никам. М.: Просвещение, 2006.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. ¬М.: Просвещение, 1999.
Чурилова Э. Г. Методика и организация теа¬трализованной деятельности дошкольников и¬ младших школьников. М.: Просвещение, 200¬1. – 350 с.
 Губанова Н.Ф. – “Театрализованная деятел¬ьность дошкольников
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_teatralizovannaya_deyatelnost.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по теме: «Театрализованная деятельность для детей младшего возраста»

Вид проекта: краткосрочный  (январь-февраль 2023г), творческий, игровой.
Участники проекта:

-воспитатели
- дети  младшей группы
- родители воспитанников

Актуальность
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 2-3 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Постановка проблемы
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.
Театр, как никто другой! - возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова. Она является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. В тоже время, не смотря на имеющиеся исследования в данной области, воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Указанные противоречия обуславливают выбор темы моей работы.
Гипотеза:
Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Основной целью проекта является создание условий для формирования творческой личности средствами театральной деятельности.

 В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Активизировать познавательный интерес детей, привлекая их к совместной театрализованной деятельности;
2. Развивать речь, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
3. Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру, учить согласовывать свои действия с другими детьми;
4. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;
5. Формировать представление о различных видах театра, учить импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок;
6. Развивать дикцию использую скороговорки, стихи. Пополнять словарный запас;
7. Раскрыть для родителей  значение театрализованной деятельности для всестороннего развития ребенка.

 Предполагаемый результат:
Дети  научатся пользоваться разными видами  театра в своей игровой деятельности. Сформируют умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами. Театральный уголок, при активном участии родителей, пополнится новыми видами театра и атрибутами для театрализованных игр детей. Театрализованная деятельность поможет развить интересы и способности ребенка, научит  преодолевать робость, застенчивость и  неуверенность в себе. Будет способствовать общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, развитию ассоциативного мышления,  эмоций при проигрывании ролей.

 Намечены следующие этапы работы:
I. Подготовительный :
1. Выявить уровень сформированности творческих способностей у детей на начало проекта;
2. Изучить литературу по теме проекта;
3. Работа с родителями:
•  Донести до родителей важность темы о театрализованной деятельности детей;
•  Выявить их заинтересованность в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия;
 • Провести беседы, консультации, оформить папки-передвижки по теме проекта;
4.  Пополнение методической  копилки по теме проекта.
 II. Основной :
• Работа с родителями:
1. Распределение заданий между родителями  по изготовлению персонажей сказки своими руками;
2.  Консультация для родителей на тему: «Воспитательные и образовательные  возможности театрализованной деятельности в детском саду»;
• Формы работы с детьми:
1. Чтение художественных произведений;
2. Театрализованные представления для детей;

3.ОД по всем образовательным областям с использованием театрализованной деятельности детей;
5.Театрализованные игры, развлечения, праздники;
6. Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
7.Отдельные упражнения для эмоционального развития детей.

III. Заключительный
1. Выявить уровень сформированности творческих способностей на конец проекта;
2.Подтверждение гипотезы проекта;
4. Подведение итогов и оформление  проекта.  

 Реализация проекта:
Подготовительный этап проекта  (январь – февраль)
Подбор и изучение педагогической литературы  по теме:
• А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду»
• И. Н. Рослякова «На что способен театр»
• Т. Н. Караманенко «Кукольный театр дошкольникам»
• Г. В. Бельтюкова «Магнитный театр»
• Л.В. Артемьева «Театрализованные игры дошкольников»
• М.Д.  Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в саду»
Работа с детьми:
Чтение с детьми русских народных сказок, стихотворений, потешек;

Работа с родителями:
1. Беседы, консультации, оформление папки-передвижки по темам:
•  «Театр в жизни ребенка»;
•  «Как устроить домашний театр».
 Методическая копилка:
    1. Картотека театрализованных игр;
     2.  Картотека упражнений по развитию эмоциональной сферы детей;    

 Ресурсное обеспечение:
  • настольные театры: «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Колобок»;
• пальчиковый театр, куклы би-ба-бо: «Репка», «Теремок», «Маша и медведь»,  «Волк и семеро козлят»;
• маски к сказкам: «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба»;
• костюмы к сказке «Колобок», «Репка», «Теремок»;
• сюжетные картинки, иллюстрированные детские книги с потешками и сказками, загадки, стихи и пословицы к сказкам, мнемотаблицы;
• дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Четвертый лишний», «Расскажи потешку», «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?» «Угадай  сказку», «Чьи это слова?», лото «Сказки», кубики с сюжетами сказок,  раскраски по мотивам р.н.с.  сказок и потешек, мозаика «Репка», пазлы «Три медведя», «»Колобок»,  разрезные картинки по р. н. сказкам;
• картотеки пальчиковых игр, физминуток по сюжетам сказок, сюжетно-ролевых подвижных  и театрализованных игр, упражнений на развитие эмоциональной сферы ребенка.
  Заключительный этап:

1. Интегрированные досуг для воспитанников ДОУ  с театрализацией сказки «Репка».
3. Инсценировка сказки «Теремок»

Итоги проекта:
1. Дети получили возможность познакомиться с разными видами театра и  развивать свои личностные качества  посредством театрализованной деятельности;
2. У детей сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего творческого развития: способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении и проявлении воображения,  навыки совместного взаимодействия со сверстниками;
3. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и театра на магнитах, в связи с чем, наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, что способствует развитию у них положительных эмоций и умению управлять своим поведением;
4. У родителей появился интерес к театру и совместной  с детьми театрализованной деятельности;
5. Опытом моей работы могут воспользоваться в практике воспитатели ДОУ.
Заключение
Целенаправленная и планомерная работа по развитию творческих способностей детей, показала, что,  театрализованная деятельность, игры-драматизации,   и частые выступления на сцене перед зрителями способствовали  реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Тем самым была подтверждена гипотеза, что театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Понимая значение театрализованной деятельности в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я намерена использовать ее и дальше в своей работе,  создавать условия для развития творческой активности; приобщать к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Список литературы
Васильева Н. Творческие проявления у детей в игре./Мой кроха и Я,1997,№2
Галанова Т. В. Развивающие игры с детьми с трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Доронова Т. Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2000.
Нагибина. М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. М.: Просвещение, 1999.
Карамоненко Т. Н. Кукольный театр дошкольникам. М.: Просвещение, 2006.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М.: Просвещение, 1999.
Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Просвещение, 2001. – 350 с.
 Губанова Н.Ф. – “Театрализованная деятельность дошкольников”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по театрализованной деятельности для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Пояснительная записка Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным напр...

Курочка Ряба Конспект развлечения по театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста.

Учить детей вступать в общение со взрослыми, при помощи речи и игровых действий, находить средства выражения образа в движениях под музыкальное сопровождение....

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

Конспект комплексного занятия по театрализованной деятельности для детей младшего возраста

Комплексное занятие с детьми младшего возраста направлено на знакомство с народными сказками, расширение словарного запаса по теме, закрепление названий овощей и фруктов, закрепление названий цветов, ...

1 Проект по театрализованной деятельности для детей младшего возраста с ОВЗ «Приходи сказка»

Проект по театрализованной деятельности для детей младшего возраста с ОВЗ«Приходи сказка»...

Проект на тему «Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей младшего дошкольного возраста»...