1 Проект по театрализованной деятельности для детей младшего возраста с ОВЗ «Приходи сказка»
проект по развитию речи (младшая, средняя группа)
Проект по театрализованной деятельности для детей младшего возраста с ОВЗ
«Приходи сказка»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект по театрализованной деятельности для детей младшего возраста с ОВЗ
«Приходи сказка»
Музыкальный руководитель Балакина Р.А.
Введение.
Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше.
Общая характеристика детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем вы ему рассказываете. В младшем возрасте ребенок практически не в состоянии самостоятельно объединить в группы игрушки, относящиеся, например, к одежде, мебели, посуде и пр. Он не осознает, что платье и брюки – это одежда, а стул и стол – мебель. Поэтому малыш беспорядочно и бессистемно хватает все, что попадается ему под руку.
Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. В младшем возрасте он с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае, улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Со временем ребенок станет лучше понимать обращенную к нему речь, однако очень долго он воспринимает только то, что связано с его личным опытом.
Собственная речь детей появляется поздно. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный смысл.
Пояснительная записка.
Театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же развития у них коммуникативных навыков. Необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе стало очевидно. Проект разработан для занятий по театральной деятельности с детьми дошкольного возраста 3-4 лет (вторая младшая группа), в том числе детей с ОВЗ. При использовании новейших технологий на основе федеральных государственных требований с учетом обновления содержания по различным программам.
Новизна данного проекта:
Отличительные особенности данного проекта:
- Адаптирован как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ.
- Систематизирована структура организации занятий
- Направлен на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
Цель проекта:
Коррекция и развитие творческих способностей детей с ОВЗ через средства театрального искусства.
Задачи проекта:
- Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Развитие эмоциональной сферы детей.
- Научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы.
- Помочь овладению коммуникативными навыками.
- Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями.
- Помочь овладением средствами образной выразительности.
Содержание проекта:
- Основы театральной азбуки. Знакомство с особенностями театрального искусства; его видами. Приобретение знаний о костюмах, атрибутах театра. Формирование культура зрителя.
- Театральная игра. Развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания и действия в предлагаемых обстоятельствах, перевоплощения. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами.
- Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией; игры со словом, развивающие связную и образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
- Основы кукольного театра. Знакомство с различными видами театров: напольный (плоскостной, конусный, тростевой), обучения приемам кукловождения различных кукольных театров (настольный, теневой, бибабо, пальчиковый, марионетки, «живая рука» и др.)
- Постановка театрализованного представления. Чтение сценария и беседа по содержанию. Работа над интонационной выразительностью. Знакомство с музыкальным оформлением. Разучивание рисунка танцевальных номеров. Драматизация сказочного действия (индивидуальная работа).
Формы работы:
- Групповые занятия. Занятия проводятся два раза в неделю. Время проведения занятия 15 минут.
- Индивидуальная работа. На индивидуальных занятиях разучивают стишки, потешки, отгадывают загадки.
Принципы проведения занятий:
- Наглядность в обучении - осуществляется на восприятии наглядного материала.
- Доступность - занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
- Проблемность - направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
- Развивающий и воспитательный характер обучения – для расширение кругозора, для развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Структура проведения занятий: Часть 1. Вводная
Цель вводной части - установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.
Основные процедуры работы - чтение сказок, рассказов, стихов. Игры «Бегал заяц по болоту», «Сидит белка на тележке», «А каток, каток, каток», «Дует ветер нам в лицо» и т.д.
Часть 2. Продуктивная
В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.
Элементы занятий:
- сказкотерапия, с элементами импровизации.
- разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики (Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников).
- Игры на развитие воображения и памяти - игры включают в себя запоминание. стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов.
- рисование, аппликации, коллажи - использование различных видов нетрадиционного рисования, использование природного и бросового материала.
Часть 3. Завершающая
Цель занятия - получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций на занятии. На практических занятиях по ИЗО деятельности организуются выставки детских работ.
Методические приемы:
- Беседы проводятся с целью освоения нового материала
- Подвижные игры- организуются для раскрепощения и отдых детей на занятиях.
- Словестные, настольно- печатные игры – организуется как форма занятий.
- Экскурсии – проводятся с целью обогащения духовного мира ребенка
- Работа с семьей – проводиться с целью привлечения родителей к совместной творческой деятельности, участие в экскурсиях, развлечениях, праздниках.
- Изготовление поделок и рисование – проводятся с целью развития творческих способностей, воображения, памяти.
Создание предметно- развивающей среды:
- Художественная литература.
- Иллюстрации к сказкам.
- Видеоматериал (запись сказки).
- Дидактические игры.
- Атрибуты к различным видам театра.
Прогноз:
По изучению проекта ожидаются положительные результаты:
- у детей воспитывается эмоционально- положительное отношение к театру, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
- обогащается речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
- у детей формируется навык общения.
Работа с родителями:
Привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов; консультации для родителей; совместные спектакли.
План взаимодействия с педагогами и родителями:
Сроки | Тема | Форма проведения | ||
1 квартал | «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность». Лепбук «В гостях у сказки» « Театральные занятия с куклами» | Семинар – практикум для педагогов. Презентация. Изготовление лепбука Методическая разработка
| ||
2 квартал | Наша семья и театр «Театрализованная деятельность детей раннего возраста» «Зачем ребенку кукольный театр» Развитие детей в театрализованнойдеятельности» | Фотовыставка Стендовая информация. Консультация Стендовая информация. Консультация Памятка | ||
3 квартал | «Мой любимый сказочный герой» «Домашний театр своими руками» Театрализованное развлечение «Мышка – Норушка в зимней норке» | Выставка рисунков Практическая консультация для родителей. | ||
Тематический план по театрализованным играм.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Название | Задачи | Материал и оборудование | Краткий план | Литература | ||
Сентябрь | ||||||
Знакомство | Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально- чувственную сферу детей, побуждая их к выражению свих чувств, у общению; учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительными движениями под музыку; активизировать речь. | Декорация осеней полянки (деревья, цветы); шапочки цветочки; театральная кукла Мышка; зерна; муляжи пирожков. |
«осеннею полянку».
«Поздоровайся».
«Мышка-норушка» (показывает воспитатель). | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
Теремок | Научить выражать эмоции через движение и мимику; познакомить со сказкой «Теремок»; побуждать к активному восприятию сказки; учить внимательно, | Ширма- норка мышки; театральные куклы (мышка, лягушка, лиса, заяц, волк, медведь) и декорации для |
«Мыши на лугу». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
слушать сказку до конца и следить за развитием сюжета; активизировать словарный запас. | сказки (теремок) |
«Теремок» (показывает воспитатель).
| ||||
Сказка на столе | Способствовать развитию памяти, побуждать к высказыванию о понравившемся спектакле, учить выразительной интонации, дать пример элементарного кукловождения. | Куклы и декорации к сказке «Теремок» |
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
Выйдем в сад. | Учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения; учить ощущать мышечную свободу, расслабленность; побуждать к звукоподражанию | Декорация осеннего сада; музыка птиц в записи. |
«Листочки в саду».
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
экспериментировать со звуками. | щебета птиц.
| |||||
Октябрь | ||||||
В гостях у сказки | Дать представления об урожае зерна; познакомить с сказкой «Колосок»; дать оценку нравственным поступкам и поведению героев (петушок- любит трудиться, мышата – ленивые, непослушные); познакомить с кукольным театром (бибабо); активизировать речь. | Ширма; куклы бибабо, (две мышонка, петушок) и декорации; атрибуты (мешок с зерном, горшок с привязанной к крышке лягушкой, деревянные ложки) |
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников» | ||
По следам сказки | Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету, | Куклы театра бибабо. | 1. Беседа по сказки «Колосок». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность | ||
характеризовать героев; сообща вместе с воспитателем пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации. |
«Колосок», водят кукол эпизодически.
| дошкольников» | ||||
Овощи на грядке. | Дать представление о урожае овощей; побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; учить импровизировать под музыку; учить координации движений; дать заряд положительных эмоций. | Шапочки овощей (морковь, капуста, свекла, перец, лук) для подвижной игры. |
«Огород наш хорош».
«Овощная история».
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
В огороде заинька | Вовлекать детей в игровую ситуацию, создать положительный эмоциональный настрой, дать пример диалога с | Костюм зайца; муляжи капусты; подарки для детей – очищенная свежая морковь. |
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
героем; учить детей ориентироваться в пространстве, выполняя не сложные движения. |
| |||||
Ноябрь | ||||||
К бабушки в деревню | Вовлечь детей в игровой сюжет; активизировать слуховое восприятие; побуждать к двигательной и интонационной имитации; учить действовать импровизационно, в рамках заданной ситуации; учить действовать с воображаемыми предметами. | Декорации деревенского быта: дом, бабушки, курятник, и его обитатели (игрушки: петушок, курочка, цыплята,); огород (грядки с зеленью и овощами); игрушка козочка, игрушка щенок. |
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
Везет, везет лошадка | Расширять круг действий с предметами; побуждать к звукоподражанию; упражнять в имитации; учить переключаться с одного действия на другое; давать возможность проявлять себя индивидуально в общей игре. | Игрушка лошадка; инструменты детского шумового оркестра. |
А. Барто «Лошадка».
«И-го-го!».
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
«Музыка для лошадки». 5. Музыкально- ритмические движения «Лошадки скачут». | ||||||
Наступили холода | Дать представление о «холодном» настроении в музыке и побуждать эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; учить выразительной артикуляции; побуждать к участию в играх- драматизациях. | Игрушка саночки; шапочка для героев игры-драматизации Вани и Тани. |
«Холодок».
«Как воет ветер».
«Сыпал беленький снежок».
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
Козочки и волки | Учить восприятию сюжета игры; побуждать к участию в игровом сюжете; упражнять в звукоподражании; учить детей взаимодействовать друг с другом в игре; учить выразительно двигаться в подвижной игре. | Декорации заснеженного леса; костюмы героев (дед Матвей, козочка Мила); колокольчик козочки; шапочки козлят и волков для подвижных игр. |
«Полянка» дети пляшут, используя знакомые плясовые движения.
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
«Козочка, ау»
| ||||||
Декабрь | ||||||
Сказка- ложь, да в ней намек | Учить внимательно, вслушиваться в рассказ воспитателя и отвечать на вопросы по его сюжету. | Книга со сказкой «Козлятки и волк» (в обработке А. Толстого). |
«Козлятки и волк».
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
В театре кукол | Знакомить с искусством театра; дать представление о его атрибутике (афиша, зрительный зал, билеты), учить правилам поведения в театре; учить настраиваться на восприятие сказки с первых звуков музыкального вступления, внимательно слушать сказку; учить рассказывать | Ширма; куклы (коза, семеро козлят, волк); декорации (задник «Лес и деревня», дом козы, куст) и атрибуты (корзина для козы). |
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
o своих первых впечатлениях сразу по окончании спектакля. | ||||||
Зима пришла | Развивать воображение и ассоциативное мышление детей; учить высказываться; учить выразительно двигаться под музыку, ощущая ее ритмичность или плавность звучания. | Музыкальные записи (для композиций «Саночки летят», «Танец гномов», «Кто за елкой?», «Катание на саночках», «Игра в снежки»); искусственные едки- декорации; костюмы гномов. |
«Саночки» проводиться двигательная импровизация «Саночки летят».
5. двигательная импровизация «Катание на санках», «Игра в снежки». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
Новогоднее приключение | Порадовать детей, создать сказочную атмосферу занятия; расширить круг воспринимаемых музыкально- драматических образов; побуждать к двигательной | Костюм Снегурочки; волшебный клубочек; шапочки белок для подвижной игры. |
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
активности. |
| |||||
Январь | ||||||
Снегурочки и синички | Дать представление о жизни птиц зимой; формировать участливое отношение к зимующим птицам; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание в ролевом поведении. | Декорации заснеженной лужайки; шапочки снегирей и синиц; кормушки; зерно. |
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
Уборка леса | Порадовать детей; вовлечь в веселую игру; учить переключаться с движения на пение и обратно; координировать действие и слово; учить двигаться в соответствии с ритмическими | Музыкальные записи (для композиций («Уборка леса»); лопата, скатерть- самобранка; костюм Лесовичка; веник; сервировка для чая. |
«Уборка леса».
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
особенностями музыки; учить четко произносить слова. | ||||||
Зайцы на полянке | Побуждать к образному воплощению роли; учить выразительно двигаться; дать интонационно- образное представление о сказке «Заяц-Хваста»; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах. | Декорации снежной полянки; шапочки зайцев для подвижной игры; книга со сказкой «Заяц-Хваста» в обработке А. Толстого. |
«снежную полянку».
«Заяц-Хваста».
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
Мороз- Красный нос | Порадовать детей; вызвать эмоциональный отклик на игру; приобщать к инсценировке песни; ввести в волшебный мир театра; познакомить со сказкой «Заяц-Хваста»; учить внимательно слушать сказку. | Музыкальные записи (для композиций «Зимний лес», «Дед Мороз», к сказке «Заяц-Хваста»); декорации к сказке «Заяц-Хваста» (задник «Лес и деревня», береза). |
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
спектакль «Заяц- Хваста». 6. В конце звучит рус. нар. мелодия «Заинька посеничкамм». | ||||||
Февраль | ||||||
На дворе метет, у печки-жарко. | Приобщать детей к русской национальной традиции; учить инсценировке; учить взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете. | Декорация русской избы (половички, веник, почка. Чугун, ухват, стол, самовар, чашки, лавочки); народные костюмы; сервировка для чая; подарки для детей (лепные лошадки, мягкие игрушки зайки и цыплята). |
«Гости прощаются».
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
Дуют ветры в феврале | Рассказать об армии; показать солдат как защитников; вовлекать в | Игрушки солдатики; костюмы (моряка, танкисты, летчики); |
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность | ||
ролевую игру; учить ритмично двигаться в соответствии с ритмом стиха и музыки; упражнять в звукоподражании; учить выполнять правила. | музыкальные записи (Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковский, записи для выхода моряка, танкиста, летчика). | музыку «Марш деревянных солдатиков». (П.И. Чайковский). 3. Игра «Солдатики». | дошкольников». | |||
Знакомые сказки | Вызвать положительный настрой на театрализованную игру; активизировать воображение детей; побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль. | Диск для игры, юла; шапочки для героев сказок; фланелеграф и картинки для сказки; кукла бибабо Петушок. |
«Заяц-Хваста».
«Теремок». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
Ловкий мышонок | Дать прикладное понятие о колыбельной; приобщить детей к колыбельной песне; будить воображение детей; познакомить со сказкой В. Бианки, учить отвечать на вопросы по содержанию; вовлечь в игровой сюжет; учить самостоятельно | Книга со сказкой В. Бианки «Лис и мышонок»; шапочки и лиса и мышат; мягкие игрушки (лис, мышонок); колыбелька для мышонка. |
В. Бианки «Лис и | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
действовать в игре. | мышонок».
| |||||
Март | ||||||
У куклы Кати день рождения | Дать представление о том, как вести себя на дне рождения; побуждать детей к активности и инициативности; вызывать положительные эмоции; способствовать импровизации; учить вступать в игре в диалог. | Куклы; сервированный игрушечный стол; подарки для танцев (гномов, снежинок). |
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
Кошка и ее котята | Познакомить со сказкой «Кошка и котята» и театром на фланелеграфе; развивать сопереживание; учить внимательно, слушать сказку; учить отвечать на вопросы по ее содержанию. | Фланелеграф; картинки для театра (котята, кошка, пес, будка, миска с молоком). |
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
Мамины детки | Развивать сопереживание, чуткое отношение к другому; учить показывать сказку на фланелеграфе; | Мягкая игрушка кошка; фланелеграф и картинки к сказке «Кошка и котята»; |
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
учить пересказывать содержание знакомой сказки; дать заряд положительных эмоций в этюдах и играх; побуждать к воплощению в игровой образ. | шапочки кошек для подвижной игры. | сказку «Кошка и котята» на фланелеграфе.
«Котята резвятся», «Котята охотятся за мышкой».
| ||||
Путешествие на автобусе | Учить детей вступать во взаимодействие в сюжетно-ролевой игре и распределять роли; развивать двигательную активность детей; учить внимательно слушать сказку, следить за сюжетом; дать представление о театре игрушек на ковре. | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры (прилавок с товаром, коляски с куклами и мишками); оборудование для театра игрушек (игрушки лис и мышонок, кроватка, миска с крупой, игрушечный лес, зеркальце). |
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
Апрель | ||||||
Корзина с подснежниками | Порадовать детей и вовлечь их в игровой сюжет; побуждать детей к двигательной импровизации; | Декорации снежной полянки, белые накидки для снежинок; шапочки зверей для |
«заснеженную полянку».
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
активизировать их слуховое внимание и восприятие; учить самостоятельности в ролевом поведении; прививать эстетический вкус. | подвижной игры; костюм Лесной Феи. | «Снежинки».
| ||||
Шутки и потешки | Приобщить детей к русской народной традиции; показать возможности лепной свистульки; познакомить со сказкой в театре лепной игрушки; побуждать детей к ролевому воплощению; учить отчетливо и эмоционально говорить прибаутки и потешки. | Декорации русской избы; лепные свистульки для театра игрушек (барашек, лошадка, птичка); русские костюмы для детей и взрослых. |
«Лошадка –златогрива и баран-круторог».
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
Ладушки | Приобщать детей к русской национальной традиции; упражнять в пальчиковой гимнастике; учить отчетливо проговаривать слова в потешках; включать детей в игровой сюжет; вызвать положительный эмоциональный отклик на произведения фольклора; порадовать детей. | Шапочка лисы (для взрослого); мягкая игрушка лисенок; детские игрушечные плита, кастрюля, сковорода; лапти. |
«Шли лисята по дорожке»,
«Ладушки».
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
«Лиса по лесу ходила». | ||||||
Весна на улице | Развивать эмоционально- чувственную сферу детей: учить откликаться на звуки и интонации в музыке, слушать контрастный интонации в речи; побуждать к двигательной активности; проявлять самостоятельность в выборе и исполнении роли; упражнять в звукоподражании. | Декорации весенней лужайки; ваза с цветами; шапочки цветов для подвижной игры; фонограмма «Звуки леса»; музыкальные записи для этюда и танцев птичек и цветов. |
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
Май | ||||||
Такие разные дожди | Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку: слуховые представления, ритмическое и ладово- интонационное чувство детей; упражнять в пальчиковой гимнастике; учить ролевому воплощению; учить отчетливой и выразительной речи; порадовать детей. | Музыкальные записи для игр и этюдов; султанчики для игры в дождик; зонтики. |
«Пальчики гуляют».
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
Вспомни сказку | Будить воображение детей; развивать память; вызывать ассоциации; учить пересказывать сказку с помощью предметов (игрушек); учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; развивать эмоциональную сторону речи детей; создавать эмоционально- положительный настрой на сказку. | Мягкие игрушки (кошки, лис); лепные игрушки (свистулька лошадка, свистулька барашек, свистулька птичка); шапочка мамы-кошки (для взрослого); шапочка мышонка (для ребенка). |
«Кошки и котята».
«Лис и мышонок».
«Лошадка-златогривка и баран-круторог», | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
Дедушка Ежок | Порадовать детей; создать эмоционально- положительное отношение к произведениям малых фольклорных форм; научить детей выступать перед сверстниками; развивать эстетический вкус; побуждать к импровизации; познакомить со сказкой «Как ежик друга нашел». | Мягкие игрушка еж; куклы театра бибабо (еж, белка, заяц). |
«Как ежик друга нашел».
| Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». | ||
Выходи на зеленый лужок | Порадовать детей; вовлечь в игру; учить действовать в | Музыкальные записи (народных | 1. Прогулка по «зеленому лужку». | Н. Ф. Губанова | ||
игре группой и по одному; учить выразительно двигаться под музыку в соответствии с текстом; будить воображение детей; побуждать к двигательной активности. | мелодий, звуков леса); корзинки; султанчики, накидки для ручейков. |
«Ручейки». | «Театрализованная деятельность дошкольников». | |||
Контроль знаний и умений детей:
- Начальная диагностика – проводиться в начале учебного года
- Итоговая диагностика – проводится в конце учебного года. По ее результатам определяется уровень динамики, которого достигли дети за время учебного года
Критерии оценки умений и навыков детей в театральной деятельности второй младшей группы:
- Использование всех частей речи.
3 балла – использует в разговоре все части речи правильно,
- балла - частично использует в разговоре части речи, иногда неправильно. 1 балл – зачастую неправильно использует части речи.
- Составление предложений.
- балла – грамотно составляет простые предложения, предложения с однородными членами
2 балла – правильно составляет простые предложения, не всегда грамотно пользуется предложениями с однородными членами.
1 балл – испытывает сложности в построении даже простых предложений.
- Умение имитировать характерные действия персонажей.
3 балла – самостоятельно имитирует действия персонажа.
- балла – имитирует действия, характерные для персонажа только с помощью взрослого. 1 балл – не умеет и не хочет имитировать характерные движения персонажа.
- Передача эмоционального состояния другого человека.
- балла – ребенок сам может с помощью мимики и жеста передать эмоциональное состояние героя. 2 балла –передает эмоциональное состояние персонажа по образцу взрослого иои другого ребенка. 1 балл – не может показать эмоцию даже повторить её за другим.
- Использование в играх театральных игрушек, картинок.
3 балла – ребенок по собственной инициативе использует в игре театральные игрушки, сам придумывает роль. 2 балла – ребенок может использовать театральные игрушки в игре, повторяя действия взрослого.
1 балл – никогда не использует в игре картинки, театральные игрушки.
- Импровизация на несложные сюжеты песенок, сказок.
3 балла – ребенок с удовольствием использует в игре знакомый сюжет, изменяя его с помощью взрослого или самостоятельно. 2 балла – ребенок с радостью использует знакомый сюжет, но не изменяет его.
1 балл – ребенок не использует в игре знакомый сюжет
Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности:
Высокий уровень (18-21 балл) - ребенок проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.
Импровизирует куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов) - проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра, театральных профессиях. Понимает содержание и главную мысль литературного произведения. Дает словесные характеристики, персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять в свободной творческой деятельности. С помощью педагога подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность, согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов) - малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения.
Анализ диагностики здоровых детей и детей с ОВЗ, обучающих по программе театрализованная деятельность для детей с ОВЗ «В гостях у сказки», показал следующие результаты:
Уровень освоения проекта | Начало года | Конец года | ||
Высокий | 10% | 20% | ||
Средний | 15% | 35% | ||
Низкий | 5% | 5% | ||
Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Оставляя неизгладимые впечатления на всю жизнь, оно уже в ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательные эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес ». Д.Б. Кабалевский
Цель: Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности. Задачи: Формировать у детей театрально-творческие способности, знания и навыки театральной культуры. Пополнить и активизировать словарь детей. Учить передавать в движениях образы сказочных героев (мышка, лягушка, медведь, волк, лиса и др.) и их действия. Развивать эмоциональную отзывчивость, выразительность речи, артистические способности через театрализованную деятельность. Развивать коммуникативные способности – умение общаться с другими людьми, опираясь на правила речевого общения. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов. Заинтересовать и привлечь родителей в изготовлении разных видов театра. Создать условия для развития творческой активности детей. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка: от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя .
игры – драматизации Театрализованные игр ы режиссерские игры
Знакомство детей с театральными играми начинается с младенческого возраста. Именно в этот период появляется интерес к инсценированию песен, потешек , сказок показывающих педагогами, взяв за основу содержание знакомых ребёнку произведений. Игровой сеанс. Кукла - говорушка . Инсценирование песни «Петушок» Драматизация сказки «Курочка Ряба»
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной (речевой)выразительности . Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в Доме ребенка : настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. К режиссёрским играм относится: настольный театр,• теневой театр,• театр на фланелеграфе .• В этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей (как режиссёр). В настольном театре традиционно используется театр игрушек, театр картинок. Сейчас появляются и другие виды театра: вязаный театр, театр ложек, театр кружек, театр коробочек и др. К стендовым видам театра относятся стенд – книжка, театр на фланелеграфе , теневой театр.
Лэпбук . Театр на липучках. Сказка на фартуке «Репка» Театр на пальчиках «Теремок»
Игры драматизации К играм – драматизациям относятся игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка), который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной ( речевой) и невербальной ( мимика, жесты) выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки
Драматизация сказки « Заюшкина избушка» Кукольный театр «Маша и медведь» Варешковый театр «Репка» Театрализованное представление «Муха цокотуха»
Лэпбук . Театр картинок «Кот, петух и лиса» Штоковые куклы. Игра «Матрёшки» Пальчиковый театр «Репка» Теневой театр «Колобок»
Настольный театр «Колобок» Театр кукол «Медвежата» Театр на фартуке «Теремок»
Кукольный театр «Снежный колобок» Театр марионеток «Весёлые подружки» Ростовой, плосткосной театр «Курочка Ряба»
Развитие речи. Чтение художественной литературы Продуктивная деятельность. Лепка Развитие речи. «Игра с матрёшками»
У спешное решение задач по развитию творческих способностей младших дошкольников через театральную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей), применении комплекса средств, методов, форм, создании предметно-развивающей среды, дает возможность получить положительный результат. Работа с родителями 1.Беседы «Играете ли вы с ребенком в театр». 2.Наглядная информация «Театрализованная деятельность в Доме ребёнка». 3.Выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами». 4 .Помощь родителей к творческой деятельности (изготовление элементов костюма , ширмы, настольного театра , декораций). 5.Консультации ( Домашний театр, Что значит театр для детей и т.д.)
Татаринов Демид. Пальчиковый театр «Репка» Гуляев Семён. Теневой театр «Колобок» Лукашов Лёва. Настольный театр «Колобок»
Ремезов Савелий. Магнитный театр «Курочка Ряба» Татаринов Демид. Магнитный театр «Теремок» Гуляев Семён. Театр на пальчиках «Теремок»
Предполагаемый результат : - дети получат представления о театре, о его разновидностях; - дети должны развить умение пользоваться настольным, пальчиковым и кукольным театром; - сформировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами; - дети с помощью воспитателя научатся инсценировать знакомые сказки; научатся работать в коллективе, общаться между собой посредствам театральных образов Ну , и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в Доме ребенка научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Сценарий театрализованного развлечения
«Мышка-Норушка в осенней норке»
(с использованием музыкально – игровых технологий, для детей раннего возраста с ОВЗ).
Зал оформлен: лесная полянка норка мышки, стоит кладовая.
Атрибуты: костюмы мышат; деревянные таблетки, по количеству детей; подушечки; перчатки с пуговицами; лукошко; кладовая; мольберт; два кота - игрушки серый и белый; цветная веревочка, длиной 2 метра; игрушка – рыбка; игрушки мышата – звенящие; металлофон; мешок с зернышками.
(Звучит песня «Шагали мышки» СД «Ритмическая мозаика№ 3» Т. Суворова, трек13). Мама – мышка с мышатами проходят в «норку» и мышата присаживаются на деревянные таблеточки. У мышат на руках перчатки с пуговицами)
Вед: Мы попали в дивный лес,
Много разных в нем чудес!
Мы тихонько посидим
Кто живет в нем поглядим.
На полянке, на лесной
Под березой и сосной
В норке Мышка-Норушка с мышатами живет
В гости нас к себе зовет.
Вед: Здравствуй Мышка-Норушка!
Как дела?
Мама-Мышка: Здравствуйте!
Я серая мышка такая трусишка.
Живу с мышатами в норе, здесь уютно и тепло.
(Слышится фонограмма дождя)
Мама-Мышка: Мышата, слышите?
А на улице дождик льет
Свои песенки нам поет.
Песенка - игра с пуговицами «Дождик песенку поет»
(Жур. «Колокольчик» № 52 стр. 13.)
(Дети садятся на пол, таблетки деревянные между ногами. На руках детей перчатки с пуговицами)
1.Дождик песенку поет и не кончается, (стучат быстро по таблеткам)
Колокольчики – звоночки заливаются
По деревьям, по кусточкам
Слышен капель голосочек,
Дождик мочит, мочит, мочит
А потом ворчит, все сильней стучит( стучат медленно )
Дон, дон, дон
Все бегом домой.(стучат быстро)
Мама-Мышка: Мы трудились, мы старались
Запасы на зиму собирали.
Ах, как много здесь всего (показывает)
Есть морковка, лук, пшено.
И варенье, и соленья
Вот какие запасы-всем на удивления!
(показывает кладовую)
Продуктивная деятельность «Собери урожай»
Мама-Мышка: Мышата, помогите разложить урожай по мешочкам.
(Мольберт, на котором находятся трафареты двух мешков; на подносе лежат трафареты овощей и фруктов. Дети по мешочкам раскладывают овощи и фрукты. Звучит музыка СД «Танцуй малыш 1. Трек 6.)
Мама-Мышка: Мои мышата хорошо потрудились
Весь урожай разложили правильно по мешочкам.
Мои мышата очень есть хотят.
Пи-пи-пи, они пищат.
Мы сейчас в кладовую пойдем
И сыр там найдем.
Игра «Мышки в кладовке» Авторская разработка Балакина Р.А. Павлова Т.В. (игра с веревкой –резинкой. р.н.м. «Как у наших, у ворот».
1.Мыши вылезли из норки, ( бегут по кругу)
И в кладовку забрались,
Быстро шмыгнули на полки,
Сразу сыр искать взялись.
2.Потихоньку запищали пи – пи – пи-пи ( остановились)
И принюхиваться стали, (нюхают)
Где бы сыру нам найти?
3.Посмотрели влево, вправо, влево, ( смотрят по сторонам)
Влево, вправо, вверх и вниз.
Ай да мышки молодцы, (сужают круг)
Сыр нашли какой сюрприз. ( расширяют круг)
4.Ам – ам – ам - едят мышата
Просят маму: пи – пи – пи
Вкусной пищи маловато (трясут веревочку)
Сыру нам ещё найти!
(Дети сели)
(Слышится шуршание бумаги)
Мама-Мышка. Мышата, вы слышите что-то шуршит?
Всюду, всюду, всюду тишь
Чу, скребется в норке мышь.
(Мама-Мышь показывает лукошко, где лежат маленькие, вязанные мышата - звенелки)
Мама-Мышка: Мышата, посмотрите (показывает)
А здесь тихонечко шуршат,
Шесть шустрых маленьких мышек (дети рассматривают)
Они в корзиночке сидят
Пи-пи-пи они пищат.
Как пищат мышата?
Дети. Пи-пи-пи.
Мышь: Хотите поиграть с маленькими мышатами?
Куклотерапия «Мышки»
Есть у мышки глазки (показ)
Есть у мышки ушки,
Есть у мышки носик,
Есть у мышки хвостик.
Мышку мы погладим,
Дуть на хвостик станем (дуем)
Мышка: Вот и маленькие мышки
Расшалились шалунишки.
В руки мышек мы возьмем
И играть с ними начнем.
Музыкальный оркестр «В телефон залезла мышь»
авторская разработка Н. Рязанова.
(Дети присаживаются на пол, на подушки. У детей в руках мышки – звенелки, которые спрятаны в ладошках)
Мышка. В телефон залезла мышь.
Дети: Пи – пи – пи.( звенят мышатами)
Мышка: Говорю кому звонишь?
Дети: Пи- пи –пи! .(звенят мышатами)
Мышка: Может ты звонишь котам?
Дети: Пи – пи – пи! ( Звенят мышатами)
Мышка: А тебе не страшно там?
Дети: Пи- пи – пи !
Шмыг! (Мышат прячут за спину)
(Дети присаживаются на стулья)
(Из-за двери слышится: Мяу!)
Мама-Мышка: Мышата слышите?
Сюда идет серый Кот?
Ростом- он с комод
Усищи –с аршин
Глазищи – с кувшин
Хвост- трубой
Сам доволен собой.
Тихо в норке посидим
На кота мы поглядим.
(Звучит песня «Котик» муз. и слова И. Конвен. СД «Облака», трек 9)
Входит Кот в руках, подушка и рыбка. Кот подушку бросает на пол и присаживается)
Кот. Сейчас поем. Да лягу спать.
О чем Коту еще мечтать? (ложиться на подушку в обнимку с рыбкой и засыпает.Мама- Мышка выходит из норки, подходит к Коту)
Мама-Мышка. У-ух!
Такой ленивый кот, не доставит нам хлопот.
Вы хотите погулять
Будем весело играть
Музыкально – сюжетная игра «Кот и мыши» (р.н.м. «Ах, вы сени»
« Колыбельная» р.н.м. )
( Дети сидят на корточках и выполняют движения)
1.Мышки в норках сидят, (сидят на корточках)
Мышки в щёлочки глядят. ( кулачки возле глаз)
Ах, как много мышек тут, (скребут «лапками» пол)
Коготками пол скребут.
2. Но сердитый кот усатый (Кот идет к мышатам ).
Очень страшен всем мышатам.
Долго котик мышек ждал, (возвращается на подушечку)
Утомился задремал.
3.К котику мы подойдем ( мышата идут к коту)
Для него сейчас споем:
«Баю, баю, баю, бай ( подпевают, укачивая)
Спи котик засыпай .
Ты закрой, закрой глазок. (ладошки под щечкой)
Ты поспи, поспи часок.
Кот: Мяу!Я сейчас побегу всех мышей догоню! ( дети убегают)
Кот. Эй, мышата, подождите
От меня вы не бегите.
Я не стану вас ловить
Я хочу с вами дружить.
Я очень хочу с мышатами поиграть
Мама –Мышка: Мои мышата очень любят играть.
У меня есть и большие и маленькие мышата.
(Показывает мышек в лукошке. Дети- мышата садятся на подушечки на пол, руки на коленках. В руках мышки-звенелки. Перед Котом _металлофон)
Музыкальная игра «Черный Кот и мыши»
авторская разработка Н. Рязанова
- Вот идет черный Кот ( кот играет на металлофоне)
Притаился мышек ждет.
2.Мышка норку обойдет (дети играют муз.мышатами)
От Кота она уйдет (прячут мышек за спину)
(Играем 2раза.)
Кот. Я тоже живу не один
Со мной живут два, Кота;
Белый и серый ( Показывает серого и белого кота и садит их возле себя)
Логоритмическая игра «Два Кота» авторская разработка
Н. Рязанова.
(Дети сидят на подушечках, по кругу, на коленках)
Та-та, два кота (шлепки по очереди по коленкам)
Два ободранных хвоста
Белый Кот в чулане (руки над головой домиком)
Все усы в сметане ( показ.усы)
Серый Кот залез в подвал (руки под колени)
И мышаток там поймал (хлопаем в ладоши)
Пи-пи-пи, пи-пи-пи (дети руками показывают)
Ам! (хлопают в ладоши)
Кот. Что-то я очень есть хочу!
Мама-мышка: Мои Мышата тоже есть хотят.
Пи-пи-пи они пищат.
Котик и тебя мы тоже накормим.
У меня у мышки- полевой
Целых тридцать три кладовых
В каждой колоски лежат
Для мышат, для малышат
(Из норки тащит по полу большой мешок)
Мама-Мышка: Котик ты мне помогай,
Ты, мешок, тяни давай.
(Мышка и Кот тянут мешок, делают вид, что они устали)
Мышата вы нам помогите
Мешок большой, тяните.
(Все вместе тянут мешок, развязывают веревочку в мешке)
Мама- Мышка: А в мешочке зернышки лежат
Для мышат, для малышат. (достает угощения, зернышки с конфетками)
Вы по зернышку берите,
И грызите, и грызите (Раздает детям)
Котик и ты угощайся.
Кот: Спасибо Мышка за угощенье.
Мама-Мышка: Ешьте детки, ешьте в волю
Много вкусных зерен в поле.
Вед. Мама- Мышка накормила свих мышат
И отправилась гулять. (Дети покидают зал. Звучит песня «Шагали мышки» СД « Ритмическая мозаика№ 3» Т. Суворова, трек13)
Литература: Журнал. «Колокольчик» № 52. 2015г.
Методическая разработка Рязанова Н.П. «Игры – развивалочка, для детей раннего возраста» 20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе"В гостях у сказки"
Тема по самообразованию , над которой я сейчас работаю" Развитие творческих способностей ребёнка" Когда к нам пришли эти детки из яслей во 2 младшую, первое время стоял рёв, не всех к счастью , но мно...
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе Автор ...
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе « В гостях у сказки».
Проект по театрализованной деятельностиво 2 младшей группе« В гостях у сказки»....
Проект по театрализованной деятельности во второй младшей группе «В гостях у сказки»
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является игра и театрализованные игры.Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром через образы, кр...
Проект по театрализованной деятельности во второй младшей группе «В гостях у сказки»
Дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно ре...
Проект по театрализованной деятельности во второй младшей группе «В гостях у сказки»
Пояснительная записка.Дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических пр...
проект Театрализованная деятельность для детей младшего возраста
Проект по теме: «Театрализованная деятельность для детей младшего возраста»Вид проекта: краткосрочный (январь-февраль 2023г),¬ творческий, игровой.Участники проекта:¬-воспита...