Роль театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа)

Статья посвящена проблематике роли театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста. Рассматриваются преимущества подобного вида взаимодействия с ребенком. Исследуется влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста

Аннотация:

Статья посвящена проблематике роли театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста. Рассматриваются преимущества подобного вида взаимодействия с ребенком. Исследуется влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, ребенок, театральная постановка, развитие, игра

Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности.

Основой театрализованной деятельности является игра, что само по себе, как известно, является естественным состоянием человека, особенно ребенка раннего возраста.

Театрализованная деятельность является часто применимой в дошкольных образовательных учреждениях, так как решает множество педагогических задач и обладает мощным педагогическим потенциалом.

Организация театрализованной деятельности достаточно просто для педагога ДОУ или родителей, так как ребенок самостоятельно стремится к театральной игре. Дети копируют реальные ситуации и события, которые видели в реальном мире или стремятся оживлять художественные сценарии: собственные задумки, сказки из озвученных им книг, фильмов и мультфильмов, рассказанных историй. Изображая себя героем этой истории, ребенок переживает новые ситуации, что позволяет ему получить новый опыт и испытать новые эмоции.

Театрализованная деятельность позволяет достичь многих целей обучения и воспитания, привлечь ребенка к проблемам, в игровой форме обучить или смотривировать к определенным видам деятельности.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина и др.). Существует два основных вида такой деятельности: драматизация и режиссерская деятельность (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

Игра-драматизация подразумевает исполнение ребенком определенной роли в качестве «актера». Ребенок использует вербальные и невербальные средства коммуникации, словами, жестами и поведением изображая необходимого героя. Среди исполняемых образом могут быть люди, животные и растения, природные явления и даже абстрактные понятия. Видами драматизации могут служить инсценировки произведений, ролевые диалоги, имитации определенных героев, игры инсценировки,  то есть игры без заданного сюжета, когда ребенок изображает какого-либо героя и сам придумывает, как бы тот себя повел.

Режиссерская деятельность не подразумевает самостоятельно игры, «актерами» являются иные предметы, а ребенок выступает в качестве «кукловода», «режиссера» и/или «сценариста». Ребенок озвучивает героев, управляет ими, придумывает их поведение и через предметы создает театрализованное представление. К видам такой деятельности относится пальчиковый театр, кукольный театр, работа с игрушками, тарелками и иными предметами.

Можно выделить несколько основных преимуществ театрализованной деятельности для развития ребенка младшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность оказывает положительное влияние на развитие речи ребенка. Сценическая речь требует четкой артикуляции, точной формулировки слов и построения предложений.

При подготовке к выступлению, ребенок также тренирует память и внимание, усидчивость и навык самодисциплины. Так как театрализованная деятельность привлекательна для ребенка, он стремится к ней, что повышает эффективность занятия.

Театрализованная деятельность также положительно влияет на формирование социальных навыков. Театральная игра подразумевает диалоги, паттерны поведения, мимику и пантомимику, которые способствуют приобретению определенных навыков коммуникации и взаимодействия. Кроме того, участие в театрализованной игре, подразумевающей наличие зрителей, требует преодоление стеснения, робости, неуверенности в себе и боязни публичных выступлений, способствует раскрепощению и развитию мягких навыков, что крайне полезно при подготовке к школе.

Одним из важных аспектов развития ребенка является его нравственное воспитание. Чаще всего литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста, по которой реализуется постановка, имеет нравственную направленность, в нем поднимаются такие понятия как дружба, доброта, честность, смелость. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

Театрализованная деятельность приучает ребенка к театральным постановкам, то есть способствуют привлечению к культуре. Интересуясь театральной деятельностью, ребенок привыкает к подобному виду искусства, что способствует его культурному развитию.

Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к различным видам искусства: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе представителей творческих профессий. По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.

Также с помощью театрализованной деятельности ребенка можно обучать чему-либо новому. В игровой форме ребенку предлагается постичь природу явлений, узнать больше о бытовых ситуациях и о живой природе. Театрализованные постановки позволяют ребенку самостоятельно от лица какого-либо героя понять, почему происходит то или иное явление и узнать больше об окружающем мире.

Развитие воображения – еще один аспект положительного влияния театрализованной деятельности на развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Творческая составляющая подобной деятельности заключается в создании мысленных образов, необходимых для имитации определенной деятельности, то способствует творческому развитию.

Работа с реквизитом для постановки, особенно в рамках режиссерской деятельности ребенка (кукольный театр) существенно влияет на развитие мелкой моторики. Взаимодействие с различными предметами, в том числе с теми, которые не используются в обыденных ситуациях, позволяет ребенку формировать новые представления об объектах реальности.

Кроме того, принимая на себя определенны роли, ребенок переживает все события, происходящие в постановке, то есть испытывает определеннее эмоции в соответствии с сюжетом постановки. Таким образом, театрализованная деятельность оказывает влияние на развитие эмоционального интеллекта.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  • В процесс театрализованной игры дети узнают больше об окружающем мире.
  • У ребенка развиваются психические процессы.
  • Развивается речь.
  • Совершенствуется моторика.
  • Развивается эмоционально-волевая сфера.
  • Происходит коррекция поведения.
  • Развивается чувство коллективизма.
  • Происходит развитие творческих способностей.

Таким образом, театрализованные игры развивают ребёнка гармонично и разносторонне. Подготовка к театрализованной деятельности должна осуществляться в несколько этапов. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем пояснить и выяснить  понимание не только содержания, но и отдельных его элементов. Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого. При чтении дети обращают внимание не столько на артистичность, сколько на искренность и неподдельность чувств педагога. Для ребенка это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

Список литературы:

  1. Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 24.
  2. Бородина Елена Вячеславовна; Маркевич Наталья Александровна Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте в ДОУ. // Дошколенок.ру. URL: https://dohcolonoc.ru/stati/11064-rol-teatralizovannoj-deyatelnosti-v-razvitii-detej.html (дата обращения: 16.04.2019).
  3. Кузина Е. А., Ульянцева Е. Н., Кришталь О. А. Театрализованная деятельность и ребенок младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 507-509. — URL https://moluch.ru/archive/139/39257/ (дата обращения: 16.04.2019).
  4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - Москва. Издательство «ТЦ Сфера», 2004. - 128 с.
  5. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-6 лет / под ред. О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 144 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курочка Ряба Конспект развлечения по театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста.

Учить детей вступать в общение со взрослыми, при помощи речи и игровых действий, находить средства выражения образа в движениях под музыкальное сопровождение....

"Роль игровой деятельности для детей младшего дошкольного возраста"

Игра – особая форма освоения ребёнком окружающей действительности. Именно в процессе игры ребёнок усваивает ценность, направленность и содержание социальных контактов между людьми.  В...

Проект «Театр для детей» организация театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Вид проекта: краткосрочный, групповой, творческий. Участники проекта:• воспитатели• дети• родители Актуальность проекта. Игра - ведущий вид деятельности детей д...

Консультация для родителей и педагогов. Тема: Театрализованная деятельность для детей младшего, дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков,  поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют...

Проект на тему «Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей младшего дошкольного возраста»...

Конспект театрализованной игры в организованной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста по теме: «Лиса и журавль»

Знакомить с приемами  кукловождения настольного театра, мягкой, деревянной, пластмассовой игрушки.Обучать приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок...