Описание дизайн-проекта предметно - пространственной среды дошкольного отделения для воспитанников с нарушением слуха
консультация
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребёнка, успешной социализации в обществе. Интегративным результатом реализации федеральных государственных образовательных стандартов является создание предметно-развивающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dizayn-proekt_razvvivayushchey_sredy.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Дизайн – проект развития предметно-пространственной среды дошкольного отделения.
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребёнка, успешной социализации в обществе. Интегративным результатом реализации федеральных государственных образовательных стандартов является создание предметно-развивающей среды. При проектировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников и новыми стандартами ФГОС, индивидуальными и возрастными особенностями детей, для успешной реализации целей и задач основной общеобразовательной дошкольного образования необходимо обеспечить интегративный подход и к организации предметно-развивающей среды. Интеграция предметно-развивающей среды обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных направлений, содержания дошкольного образования, обеспечивающая целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития ребёнка в образовательном процессе. Тщательно продуманная предметно-развивающая среда пробуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.
Коррекционно-развивающая среда — это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. На современном этапе встаёт необходимость в модернизации коррекционно-развивающей среды в соответствии с новыми требованиями в образовании с учётом особенностей детей с ОВЗ.
Перед нами стояла непростая задача в выборе направления дизайн-проекта, ведь как вы понимаете дошкольное образование – это многогранный, интегративный процесс. Проанализировав ППРС групп, мы пришли к выводу, что она рационально организована, обеспечена игровым и современным интерактивным оборудованием, которое отвечает всем требованиям и стандартам. Изучив контингент воспитанников, поступающих в ДО за последние 5 лет, а также изменения в режиме работы отделения (а именно круглогодичный график работы) мы пришли к выводу, что нам необходимо взять два направления для дизайн-проекта:
- Комната сенсорной интеграции.
- Прогулочный участок ДО.
Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции.
Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств
Сенсорная интеграция – это бессознательный процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела, обоняние, зрение, слух), затем систематизирует ее и использует для определенной деятельности.
Целью сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы. Для этого используется специальный инструментарий и тренажеры. (на слайде)
В нашей образовательной организации с каждым учебным годом увеличивается количество обучающихся с комплексными нарушениями развития. У данной категории детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.
Область применения
Сенсорная интеграция – это метод, позволяющий одновременно решить несколько задач. Поэтому его широко используют специалисты в различных областях.
Область применения | Для чего используют |
Дефектология | Терапия сенсорной интеграции является обязательной при работе с детьми, имеющими РАС или ДЦП, а также другие отклонения в развитии и эмоционально-волевой сферы |
Логопедия | Упражнения из данной методики используют для работы с детьми с алалией, сложными формами дизартрии, ринолалии |
Нейрофизилогия | Терапия сенсорной интеграции помогает в преодолении дислексии, дисграфии. Также упражнения нормализуют мышечный тонус и эмоционально-волевую сферу |
Психотерапия | Специалисты применяют этот метод для преодоления тревожного состояния, фобий |
Реабилитология | Восстановление чувствительности после травм |
Педагогическая деятельность | Педагоги могут использовать некоторые упражнения для стимуляции мыслительной деятельности и нормализации поведения ребенка |
(таблица на слайде)
Показания к применению
Сенсорная интеграция – это важная составляющая нормального развития ребенка. Благодаря умению анализировать полученные данные от органов чувств, он может адекватно реагировать на изменения окружающего мира.
Но есть отклонения, когда у ребенка происходит нарушение сенсорной интеграции:
- расстройства аутистического спектра;
- дислексия и дисграфия – нарушение освоения навыков письма и чтения;
- проблемы с осанкой, сколиоз;
- наличие фобий, неврозов;
- нарушения речевого развития и моторной сферы;
- гиперактивность и гипоактивность;
- ДЦП;
- реабилитационный период после травм;
- синдром Дауна.
(на слайде)
Инвентарь
Для сенсорной интеграции нужно подготовить необходимый инвентарь. Это необходимо для эффективной работы. В специализированных образовательных учреждениях и детских центрах для такой терапии оборудуют специальную комнату.
На занятиях используют следующие тренажеры:
- гамаки, платформы для нормализации работы вестибулярного аппарата;
- «сухой» бассейн для развития тактильных ощущений;
- сенсорная дорожка для ходьбы – также для развития тактильных ощущений и улучшения координации;
- трубки с пузырями для тренировки зрительного анализатора и улучшения концентрации внимания;
- зеркало для проведения упражнений на развитие пальчиковой и артикуляционной моторики и тренировка зрительного восприятия;
- емкости с песком, крупой и другими материалами для безопасности рук и ног – для увеличения тактильного опыта;
- водяной матрац нужен для развития тактильных ощущений, стимулирует воображение и снимает мышечное напряжение;
-бизиборды для развития мелкой моторики;
(инвентарь на слайде)
Таким образом мы считаем, что одним из возможных путей решения включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы позволит решить ряд проблем в развитии детей с ОВЗ.
Вторая часть дизайн-проекта-это прогулочный участок ДО,
Прогулка играет ведущую роль в развитии, образовании, оздоровлении маленького ребенка. Пребывание детей с ограниченными возможностями здоровья на свежем воздухе имеет большое значение для их физического и умственного развития. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, а также происходит социализации детей.
Цель проекта: Создание и совершенствование развивающей предметно — пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения
Задачи:
1. Изучение нормативных документов, регламентирующих создание развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Создать развивающую предметно — пространственную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья
3. Создать максимально комфортные условия с учётом возможностей и индивидуальных и физических особенности детей с нарушением слуха и сложной структурой дефекта
4. Рационально с учетом принципов ФГОС для детей с ОВЗ разместить зоны и центры активности для всестороннего развития детей
Создание условий:
- для сенсорного развития;
- для игровой деятельности;
- для повышения двигательной активности детей;
- для развития индивидуальных творческих способностей;
- для восстановления психологического комфорта.
(на слайде)
При разработке плана с педагогами была сделана ревизия построек имеющихся на прогулочном участке (песочницы, веранда, столик с лавочкой, игровое оборудование «Паровозик», металлическая горка).
Пониженная эмоциональная отзывчивость и неустойчивость внимания детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии требуют особой красочности, простоты и одновременно выразительности их форм, четкого понимания предназначения той или иной зоны или игры.
Сейчас более подробно расскажу про каждую из зон:
- Зона для сенсорного развития и творческой деятельности.
Одной из важных сторон познавательной деятельности ребенка с нарушением развития является его возможность использовать практические действия для ознакомления с объектом. Поэтому сенсорная зона будет представлена в виде игрового оборудования. Необходимо создать сенсорный столик, стол для рисования песком, стол с нанесенной шахматной доской (его можно организовать на имеющимся столике со скамьями под навесом, т.к. его высота соответствует росту дошкольника 6-7 лет). Также здесь уместным будет развивающий модуль «Пиксели» и «Арифметика»
2. Зона для игровой деятельности
Здесь логично разместить необходимое для сюжетно-ролевых игр оборудование. Остается здесь игровое оборудование «Паровозик», и предлагаем разместить комплекс стендов «Городок». Эта постройка будет служить для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Аптека», «Библиотека», «Больница» для этих игр можно оборудовать скамьи-контейнеры со всеми необходимыми материалами, которые будут храниться на веранде, чтобы дети могли свободно перемещать необходимый материал и играть с ними.
3. Зона для двигательной активности
У детей с ОВЗ значительно снижена двигательная активность, многие из них малоподвижны. Формирование двигательной активности у данной категории детей в значительной степени зависит от умения создавать необходимые условия для их физического развития. Поэтому не менее 50 % площади участка мы предлагаем оставить для свободной, двигательной деятельности детей. Так же будут находиться сооружения для развития координации и вестибулярного аппарата детей, МАФы представляют полосу препятствий (дорожка здоровья, ребристая дорожка, бревно для прохождения).
4. Зона для релаксации детей
Для организации спокойного отдыха, а также с целью восстановления психологического комфорта детей с ОВЗ необходимо оборудовать «тихий уголок» или зону релаксации. Это может быть лавочка с навесом, возле веранды или домик из реек которые с одной стороны создают иллюзию закрытого пространства, а с другой – педагог может в это время видеть и контролировать ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дизайн-проект "Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе "Бабочка" с учетом ФГОС"
http://www.maaam.ru/detskijsad/dizain-proekt-razvivayuschaja-predmetno-prostranstvenaja-sreda-vo-vtoroi-mladshei-grupe-s-uchetom-fgos.html#c это ссылка на презентацию,так как сюда я её загрузить не см...
«МОДЕЛИРОВАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАННИКОВ, ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
В статье раскрывается принцип построения развивающей предметно-пространственной среды с учетом духовно-нравственного наполнения личности ребенка....
Городской семинар-практикум на тему: "Использование комплекта интерактивного оборудования компании "Активное обучение" для организации предметно-пространственной среды дошкольного отделения"
В презентации представлен комплект интерактивного оборудования для организации предметно-пространственной среды, и показано практическое его использование для формирования начальных навыков робо...
Семинар-практикум на тему: «Использование комплекта интерактивного оборудования компании «Активное обучение» для организации предметно-пространственной среды дошкольного отделения»
Представляю вашему вниманию презентацию - отчет о посещении мною городского семинара-практикума, на котором имела возможность познакомиться с комплектом интерактивного оборудования компании "Акти...
Выступление на педсовете на тему: "Дизайн-проект развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе"
Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, учас...
Дизайн-проект развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе"
Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, учас...
ДИЗАЙН-ПРОЕКТ«РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЛИМПОПО»».
Цель проекта: Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по т...