дизайн-проект "Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе "Бабочка" с учетом ФГОС"
проект (младшая группа) по теме
http://www.maaam.ru/detskijsad/dizain-proekt-razvi... это ссылка на презентацию,так как сюда я её загрузить не смогла из-за размера(((
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dizayn-proekt.docx | 41.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»
ДИЗАЙН-ПРОЕКТ
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «БАБОЧКА»
РАЗРАБОТАЛА : ВОСПИТАТЕЛЬ КОВАЛЁВА Н.В.
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проекта:
Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для младших групп, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития». Младший возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство малыша с элементарными основами различных видов деятельности. Начинает формироваться его личностное отношение к окружающему. Закладываются предпосылки творчества.
Окружающая среда должна быть организована с учетом возможностей самого ребенка в каждый микропериод его раннего детства. Развивающая предметно- пространственная среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения.
Проблема организации РППС в целом рассматривалась, в той или иной степени, многими исследователями в различные исторические периоды.
Гораздо менее разработанной в современной теории и практике является проблема организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, особенно в группах раннего развития, что показал анализ литературных источников, практической деятельности педагогов-психологов и специалистов дошкольного образования.
Особую роль РППС в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А. Реуцкая, В.С. Мухина, В.А. Горянина.
Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды – всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, – рассматриваются как необходимые составляющие развивающей предметно-пространственной среды.
Я считаю, что значение окружающей среды для маленького ребенка трудно переоценить. Именно в первые годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы ребенка. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка. Так формируется психика человека, потому что психика – отражательная способность мозга, значит, окружающая среда, общение со взрослыми в этом окружающем пространстве и, конечно, активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и социумом,
составляют генетическую программу становления человека в первые годы его жизни.
Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Малыш находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.
В связи с введением ФГОТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
- высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость
и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;
- гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
- комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.
Исходя из этого мной разработан проект организации предметно-развивающей среды в условиях ФГОТ.
Обоснованность:
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под редакцией В.А.Петровского. Здесь применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды:
- принцип дистанции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения», логопедический, кабинет психолога;
- принцип активности, самостоятельности, творчества, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в спортивном и музыкальном зале, бассейне, в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», спортивный;
- принцип стабильности – динамичности, ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
- принцип эмоциогенности среды – предметная деятельность должна находить у детей обязательный положительный эмоциональный отлик, нравится им, давать стимул к продолжению этих занятий;
- индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – если и тем и другим комфортно в предметной деятельности, то она естественно сбудет способствовать развитию детей;
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды эстетическая организация среды - следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды: использование больших ярких игрушек из винилискожи, ткани, пластика, необычных элементов образного декора;
- принцип открытости – закрытости – развивающая предметная сфера позволяет добавлять в себя различные элементы, а также по мере необходимости убирать уже ненужные;
- принцип учета половых и возрастных различий детей - реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами, т.е содержание должно отражать в равной степени интересы как девочек, так и мальчиков, в настоящее время наблюдается дисбаланс в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий, поэтому, как мы уже отмечали выше зачатки работы с детьми с учетом их полоролевой специфики нужно начинать уже с 2-3 лет.
Кроме того, отметим, что учет возрастных особенностей детей также важен при построении предметно-развивающей среды, в связи с чем мы можем
также выделить принцип учета возрастных особенностей дошкольников. Дети младших групп, например, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность.
Необходимость предлагаемой инновации :
Развивающая предметно-пространственная среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, период обучения и реализуемой педагогами программы. Лёгкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. Важно помнить, что ребёнок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» её, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.
Младший дошкольный возраст.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников и не позволять себе увлекаться различными «школьными» технологиями. а это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Нормативно-правовой базой для отбора оборудования, учебно-методических и игровых материалов явились:
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
- Новые санитарные правила утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;
- Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);
- проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)
- Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
- Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).
- Новоселова С.Л., “Развивающая предметная среда”. М., 2001г.
- Железнова С.В., “К вопросу о развивающей среде ДОУ”, Ульяновск 2001 г.
Оборудование нашей группы позволяет реализовать организацию воспитания ребенка раннего возраста на научной основе по следующим принципам:
- . Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития
Оборудование группы мебелью и пособиями отвечает задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствовать охране нервной системы ребенка.
- . Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества
Интерьер группы рассчитан на одновременное присутствие 20 детей раннего возраста. При этом учтены нормальные условия жизни как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в целом.
- Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания
Оборудование группы способствует соблюдению условий жизни малышей, входящих в одну группу, но живущих по разным режимам соответственно их возрасту и состоянию здоровья. Способствует методам последовательности и индивидуальной постепенности в обслуживании детей, возможности индивидуального общения с одним ребенком в системе работы с группой детей в целом.
- Принцип надежности и безопасности
Интерьер группы включает предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для маленького ребенка: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.
- .Принцип гигиенического соответствия
Предметы мебели и оборудование выполнены из экологически чистых материалов, имеют водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не терять структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформируются.
- . Принцип эргонометрического соответствия
Предметы мебели и оборудование выполнены на основе размеров, утвержденных Министерством здравоохранения России для детей первых лет жизни. Современные, новые конструкции изделий, соответствуют эргонометрическим возрастным показателям, утвержденным в качестве государственного стандарта.
- Принцип вариативности.
Предметы мебели и оборудование удобны для ребенка, создают ощущение комфорта. В их конструкции заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях. Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей.
- . Принцип гарнитуры
Необходимое комплектование всех изделий, входящих в один гарнитур, по стилю, цветовому решению, обеспечение сочетаемости предметов мебели, их секционного перестроения соответственно техническим характеристикам. Важна и сочетаемость предметов мебели с общим убранством группового помещения.
- . Принцип рациональности
Оборудование и мебель выполнены по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала, обслуживающего одновременно 20 детей раннего возраста. Любое изделие, входящее в комплект оборудования, рационально расположено для работающего взрослого.
- . Принцип складирования
Оборудование легко в использовании, с одной стороны - обладает устойчивостью, с другой – мобильностью.
- . Принцип возрастного и гендерного соответствия.
Остановимся на этом принципе подробнее. Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т.е. без функциональной направленности, - в ней не создана развивающая среда для малышей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, нужно каждый раз решать заново.
Принцип приобщения к народно-прикладному искусству.
Помещения в нашей группе на участке оформлены с элементами городецкой росписи: эмблема,наклейки на шкафчики и стульчики,орнамент на стенах,элементы оформления уголков,что создает максимальное равновесие между обучающими ,развивающими и просто создающими уют и комфорт элементами оформления стен.
Перспктивы:
Создание комфортной,здоровьесберегающей,эстетичной,развивающей,разнообразной предметно-пространственной среды, соответствующей уровню технологического развития общества и потребностям современных детей в условиях ДОУ в нашей группе.
Паспорт проекта
Проект по инновационному подходу к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ для младших дошкольников.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Участники: воспитатель Ковалёва Наталья Викторовна, помощник воспитателя Алтухова Валентина Николаевна, родители и дети второй младшей группы «Бабочка»
Цель проекта: Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГТ.
Задачи проекта:
1. изучить новые подходы в организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
2. организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
3. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
4. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды в ДОУ.
Ожидаемый результат: Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов.
Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни
.
Этапы проекта:
I этап:
Формирование проблемы, цели задач проекта.
II этап:
Практическая реализация проекта.
III этап:
Подведение итогов.
Оформление материалов по проекту.
Создание презентации.
Ожидаемые результаты реализации проекта
- изучены новые подходы в организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
- организована предметно-развивающей среда согласно требованиям ФГТ, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов
3. сформированы понятия: предметно-развивающая среда, принципы построения предметно-развивающей среды, функции предметно-развивающей среды, а также практические навыки в построении в группах предметно-развивающей среды соответственно ФГТ
- родители содействуют созданию комфортной предметно-развивающей среды в ДОУ
Наш сад построен летом в 2013 году,это новое здание,укомплектованное основным набором мебели и игрушек,поэтому проектировка пространства была начата с нуля. Стены выполнены в спокойном светло–желтом цвете,который даже в пасмурную погоду дарит ощущение солнечного света и тепла. Мебель подобрана под цвет натурального дерева,с частичными оранжевыми вставками. Благодаря базовой комплектации обстановки в группе определение центров детского развития было разграничено сразу же.
Декорирование стен в групповых помещениях во многом определило название группы(«Бабочка») и стиль оформления с элементами городецкого узора.Так в наших помещениях появились бабочки,пчелки,светлячки,улитки и ожившие цветы.Приёмная, отдельные стены в туалетной и групповой комнатах и беседка на участке так же украсились городецкой росписью.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна состоять:
50% двигательной зона
30% учебная зона
20% спокойная зона
В группе запланированы центры детского развития, которые максимально приближены к разграничению пространства по ФГТ.
Спокойная зона
Учебная зона
-центр познавательно-речевого развития
- «здравствуй,книжка!»
- дидактические игры по развитию речи
-центр исследовательской деятельности « Мини-лаборатория»
- центр математического развития
- центр сенсорного развития
Двигательная зона
- центр сюжетно-ролевой игры
-центр театрализации
- центр изодеятельности
- центр физической активности
- центр музыкальной деятельности
- зона мальчиков
- зона девочек
- центр конструктивной деятельности
Месяц | Этапы и мероприятия реализации проекта |
Август | Разработка планировки ,расстановка мебели,примерное планирование размещения центров детского развития в соответствии с изученными документами и литературой |
Сентябрь | Расширение и пополнение учебной зоны в соответствии с возрастом и программой.Подборка детской литературы,дидактических ,настольно-печатных игр,счетного материала и обучающей литературы. Декорирование группы в осеннем стиле. |
Октябрь | Создание атрибутов к сюжетно-ролевым играм изготовленных воспитателем самостоятельно, а так же с помощью родителей и детского творчества Декорирование группы в зимнем стиле |
Ноябрь | Создание центра исследовательской деятельности «Мини-Лаборатория» |
Декабрь | Создание мини-музея «Русская изба»(обстановка,текстильные элементы декора,персонажи) |
Январь | Расширение и пополнение Сенсорного уголка Новыми дидактическими играми , в соответствии с изучением новых знаний. |
Февраль | Расширение центра природы (создание «огорода на подоконнике» для наблюдения за стадиями роста растений,таких как лук,томаты,огурцы) |
Март | Декорирование Группы в весеннем стиле Создание уголка уединения Разработка плана проектирования клумб и мини-огорода |
Апрель | Создание на участке элементов для физического развития(футбольные ворота,кольцеброс,баскетбольное кольцо,мини-гольф) Разработка участка для высадки рассады и цветов. |
Май | Высадка цветов,рассады из мини-огорода в открытую почву,эстетическое оформление. |
Июнь | Поселение на участок персонажей Домового,Гномика,Солнышка. |
Дизайн – проект оформления нашей группы находиться постоянно в динамичном состоянии, так как, по нашему мнению, идеальную предметно-развивающую среду создать невозможно, это процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям и дополнениям.
Приложение к дизайн проекту,содержащее фотоматериалы оформлено в виде презентации.
Текст к приложению-презентации дизайн-проекта Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе «Бабочка»
Слайд 5
Наша группа начинается с визитной карточки-раздевалки:
здесь находится информация для родителей:
- о программах, которые мы используем в работе с детьми;
- о форме построения воспитательно-образовательного процесса в детском саду;
- о том какого ребенка-дошкольника-выпускника группы мы должны в итоге вырастить и выпустить из детского сада в школу.
- также здесь вы можете посмотреть фотографии, повествующие о жизни наших детей в ДОУ и за его пределами, наши достижения, творческие работы детей.
Слайд 6
Двигательная зона в нашей игровой комнате занимает 50% пространства и содержит следующие центры:
-центр сюжетно-ролевой игры
-центр физического развития
Слайд 7
- центр театрализации
- центр изодеятельности
- центр конструктивной деятельности
Слайд 8
-зона мальчиков
- зона музыкального развития
Слайд 9
-зона девочек
Слайд 10
Учебная зона в нашей группе занимает 30% пространства
Мини-лаборатория,центр сенсорного развития и уголок природы так же помогают детям играя познавать новые секреты окружающего мира
Слайд 11
Соответствие РППС её принципам позволяет обеспечить всем детям
одинаково доступные условия знакомства с окружающим миром,который еще так нов и неизведан.
Слайд 12
Спокойная зона-это часть групповой комнаты,где дети могут отдохнутьсмотреть книги,поиграть в развивающие игры самостоятельно.
Слайд 13
Помещения в нашей группе на участке оформлены с элементами городецкой росписи: эмблема,наклейки на шкафчики и стульчики,орнамент на стенах,элементы оформления уголков,что создает максимальное равновесие между обучающими ,развивающими и просто создающими уют и комфорт элементами оформления стен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС"
Развивающая предметно-пространственная среда должна: 1)обеспечивать реализацию различных образовательных программ;в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия...
Проект "создание предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе ДОО"
данный проект позволяет увидеть, что ППРС несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка. Она обеспечивает повышенную двигательную активность и растущую познавательную ...
Презентация к выступлению на районном семинаре по теме "Построение предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО", 07 ноября 2014 года
Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданно...
Аналитическая записка «Построение предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе с учетом ФГОС»
Аналитическая записка "Построение предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе с учетом ФГОС"...
«Предметно-пространственная развивающая среда во второй группе раннего возраста с учетом требований ФГОС ДО»
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости.В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым.По...
Презентация предметно -пространственной развивающей среды во второй младшей группе «Гномики»
Презентация предметно -пространственной развивающей среды во второй младшей группе «Гномики»...
Предметно-пространственная развивающая среда во второй младшей группе «Ромашка»
Презентация "Предметно-пространственная развивающая среда во второй младшей группе"...