Дизайн-проект развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе"
методическая разработка (младшая группа)

Тюканько Ольга Викторовна

Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizayn-proekt_rpps_pervoy_mladshey_gruppy_.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 города Пушкино Городского округа Пушкинский Московской области

«Детский сад №15 «Аистёнок»

Дизай-проект «Организация предметно-пространственной среды первой младшей группы №1 «Теремок»».

Разработала воспитатель:

                                                                             Тюканько Ольга Викторовна

                                                                            Первая младшая группа

Пушкино, 2021 уч. гг.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: администрация ДОО, педагоги, родители.

Продолжительность проекта: 2021-2022 учебный год.

Сроки реализации проекта: 01.09.2021-31.05.2022гг. 

Этапы и мероприятия реализации проекта:

1.Подготовительный этап:

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста. Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группа ДОУ. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах. Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности. Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды.

2.Основной этап:

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков. Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды. Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.

3.Заключительный этап:

Подвести итоги. Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.

1. Подготовительный этап.

Проблема:  организовать предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с требованиями Стандарта дошкольного образования.

Актуальность проблемы :

 Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный  опыт коммуникативных навыков   взаимодействия с  взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. В настоящее время с введением    большое внимание уделяется   дошкольному  воспитанию. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметно-пространственной  среды.   Решение программных образовательных задач предусматривается  не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а так же при проведении режимных моментов. Каждый компонент предметной развивающей  среды должен быть предназначен для детского коллектива в целом, но при этом  окружающая среда дает возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать  свою индивидуальность и творчество, так же станет является  показателем профессиональной компетентности педагога.             

 Цель проекта: создание развивающей предметно-пространственной среды, комфортных и  благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства,  их  гармоничного развития и саморазвития, формирования  основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии  с ФГОС ДО. Привлечь внимание родителей к проблеме создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.

Задачи проекта:

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей  среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.

2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому  благополучию в  своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей  и интересов.

3.Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) , их интеграция  и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

4.Организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.

2. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов.

3. У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС.

4. Родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

   Нормативно-правовая основа регламентирующая выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов для построения предметно-развивающей среды:

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки РФ  (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18.01..2012) .

- «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13( Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26  Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564.

- Приказ Минобразования и науки Р Ф  (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155   «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистр.N 30384.

- «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151, регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).

- Письмо Минобрнауки от 17.11.2011г № 03-877  о реализации приказа Минобрнауки России от20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений.

- Устав ДОУ.

Материально-технические ресурс  (необходимые для выполнения проекта):

-подбор исторической, художественной и методической  литературы,

-подбор наглядного материала (презентации,  иллюстрации, фотографии, зарисовки),

-подготовка   материала для продуктивной деятельности,

-дидактические, сюжетно-ролевые игры,

-выставки творческих работ детей совместно с родителями,

-создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала),

-использование интерактивных технологий ( цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук),

-материалы Интернет.

Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО:

Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.  

Рассматривается   как система условий обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности

Включает    обстановку, объекты и материалы различного функционального значения.

Позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

   Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

    Развивающая предметно-пространственная среда  (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

-реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

-в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

-учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Принципы  организации  развивающей предметно-пространственной среды:

Насыщенность среды: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей.  

Трансформируемость пространства:  связана с полифункциональностью предметной среды, т.е. представляет возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Вариативность:  периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей .

Доступность: свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям.

Безопасность: соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и  безопасности. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям.  

Функции развивающей предметно-пространственной среды:

Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится  средством передачи социального опыта.

Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным

Стимулирующая – должна быть мобильной и  динамичной. В ее  организации педагогу   необходимо  учитывать «зону ближайшего развития», возрастные,  индивидуальные особенности ребенка,  его потребности, стремления и  способности.

Учет основных образовательных областей   ФГОС ДО:

- Социально-коммуникативное развитие

-  Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Художественно-эстетическое развитие

- Физическое развитие.

Факторы, которые следует учитывать при организации  развивающей предметно-пространственной среды:

- Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и  вызывают проявление жестокости,  провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

-Антропометрический фактор обеспечивает соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН  и ФГОС.

-Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, а также режимных моментах и иметь место для организации самостоятельной деятельности детей.

2.Основной этап:

Краткое описание помещения и участка группы.

 Помещение и участок группы соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности.  В группе  оборудованы отдельная  спальная и раздевальная  комнаты, туалетная комната.   Территория участка группы благоустроена: большое количество зеленых насаждений, разнообразные кустарники, цветочная клумба, разбиты  газоны. В групповых комнатах созданы центры активности.  Развивающая ПРС организована таким образом, чтобы  обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала    пространства  группы и участка, а так же  материалов, оборудования и инвентаря для  развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями  возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учет особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно - пространственная среда первой младшей группы «Теремок» №1.

        1.Уголок интеллектуального развития.

Комплектация:

-вкладыши разной формы

-игрушки-шнуровки

-мозаика

-лото по разным темам

-настольно-печатные игры

-тактильные мешочки с разным содержанием

-пирамиды

-сортеры

-игры с прищепками.

2.Уголок сюжетно-ролевых игр.

«Кухня»

Комплектация:

-кухонный уголок (стол, кресла, плита, мойка)

-набор кухонной посуды

-столовые приборы

-муляжи овощей и фруктов

-фартуки, прихватки, колпаки.

«Больница»

Комплектация:

-наборы доктора

-дидактические картинки по теме

-халат.

«Спальня»

Комплектация:

-шкаф, кроватки для кукол, тумбочка

-постельное, одежда для кукол

-куклы

-коляски

-гладильная доска и утюги.

«Уголок ряженья»

Комплектация:

-шкаф с зеркалом

-костюмы

-головные уборы

-аксессуары.

«Салон красоты»

Комплектация:

-набор парикмахера

-аксессуары для украшения.

3.Уголок природы.

Комплектация:

-дидактические картинки по сезону

-домашние животные, дикие животные, животные жарких стран

-аквариум

-дидактические игры.

4.Уголок безопасности.

Комплектация:

-дидактические картинки

-специальные машинки

-сказки по безопасности.

5. «Книжкин дом».

Комплектация:

-различная детская литература (сказки, потешки, загадки, стихи и т.д.).

6.Музыкально-патриотический уголок.

Комплектация:

-  музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, бубен, детские гитары

- демонстрационные карточки «Музыкальные инструменты»

-музыкальная колонка

-государственная символика (герб, флаг, гимн)

-тематическая литература

-предметы искусства народов России.

7.Театральный уголок.

Комплектация:

-ширма для игры в театр

-кукольный театр на руку («Репка», «Зайкина избушка»)

-теневой театр («Три поросёнка», «Гуси-лебеди», «Теремок»)

-театр масок («Репка», «Курочка ряба»)

-настольный деревянный театр («Теремок»).

8.Уголок конструирования.

Комплектация:

- конструкторы с разными способами крепления, лего

-деревянный конструктор

-объемный конструктор

- строительные инструменты (топот, пилка, молоток, плоскогубцы, ключи разных размеров).

9.Уголок ПДД.

Комплектация:

-дорожные знаки

-дидактические картинки по теме

-коврик с изображением дорожного движения

-игрушечные автомобили (легковые, грузовые, спец.техника).

10.Уголок физического развития.

Комплектация:

-мячи разных размеров

-обручи

-скакалки

-флажки

-мешочки для метания

-канаты

-кегли

-флажки, ленточки

-кольцеброс

-картотеки подвижных игр, утренней гимнастики.

11.Зона отдыха.

Комплектация:

-мягкая мебель: диван и два кресла.

3. Заключительный этап

Вывод:

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается  динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Развивающая предметно-пространственная среда в первой младшей группе"

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и ин...

Развивающая предметно-пространственная среда в первой младшей группе

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оц...

Дизайн – проект Создание развивающей предметно – пространственной среды группы в соответствии с ФГОС «Художественно – эстетическое развитие»

Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование! Вопрос создания развивающей пре...

Дизайн – проект Создание развивающей предметно – пространственной среды по патриотическому воспитанию во 2 а младшей группе.

: Организация развивающей предметно-пространственной среды: уголок уединения и патриотический уголок, отвечающие современным критериям функционального комфорта и обеспечивающие ребенку права выбора ви...

Выступление на педсовете на тему: "Дизайн-проект развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе"

Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, учас...

ДИЗАЙН-ПРОЕКТ «РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЛИМПОПО»».

Цель проекта: Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия  близким  по т...