ДИЗАЙН-ПРОЕКТ «РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЛИМПОПО»».
проект

Козак Ольга Анатольевна

Цель проекта: Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия  близким  по требованиям ФГТ.
Задачи проекта:
1. изучить новые подходы в организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
2. организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
3. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
4. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizayn-proekt_8gr.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Г АОУ ГИМНАЗИЯ Г. ТРОИЦКА ДИЗАЙН-ПРОЕКТ «РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЛИМПОПО»». Разработали воспитатели: Козак О.А. Г. Москва Г. Троицк, 2024г. Г. Москва Г. Троицк, 2024г.

Слайд 2

Паспорт проекта Проект по инновационному подходу к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ для младших дошкольников. Вид проекта: практико-ориентированный. Участники: воспитатели группы, родители и дети первой младшей группы «Лимпопо». Цель проекта : Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГТ. Задачи проекта : 1. изучить новые подходы в организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников 2. организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов; 3. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной); 4. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды в ДОУ. Ожидаемый результат: Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов. Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни

Слайд 3

Этапы и мероприятия реализации проекта: 1.Подготовительный этап : Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Формирование проблемы, цели и задач проекта. Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста. Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группа ДОУ. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах. 2.Основной этап : Практическая реализация проекта: п одбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков. Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды. Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам. 3.Заключительный этап : Подведение итогов.

Слайд 4

Актуальность проекта: Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для младших групп, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития». Младший возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство малыша с элементарными основами различных видов деятельности. Начинает формироваться его личностное отношение к окружающему. Закладываются предпосылки творчества. Окружающая среда должна быть организована с учетом возможностей самого ребенка в каждый микропериод его раннего детства. Развивающая предметно- пространственная среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения. Гораздо менее разработанной в современной теории и практике является проблема организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, особенно в группах раннего развития, что показал анализ литературных источников, практической деятельности педагогов-психологов и специалистов дошкольного образования.

Слайд 5

Обоснованность: Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под редакцией В.А.Петровского . Здесь применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды: принцип дистанции при взаимодействии , ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения», логопедический, кабинет психолога; принцип активности , самостоятельности, творчества, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в спортивном и музыкальном зале, бассейне, в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», спортивный; принцип стабильности – динамичности, ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»; принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу; принцип эмоциогенности среды – предметная деятельность должна находить у детей обязательный положительный эмоциональный отлик , нравится им, давать стимул к продолжению этих занятий; индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – если и тем и другим комфортно в предметной деятельности, то она естественно сбудет способствовать развитию детей; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды эстетическая организация среды - следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды: использование больших ярких игрушек из винилискожи , ткани, пластика, необычных элементов образного декора; принцип открытости – закрытости – развивающая предметная сфера позволяет добавлять в себя различные элементы, а также по мере необходимости убирать уже ненужные; принцип учета половых и возрастных различий детей - реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами, т.е содержание должно отражать в равной степени интересы как девочек, так и мальчиков, в настоящее время наблюдается дисбаланс в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий, поэтому, как мы уже отмечали выше зачатки работы с детьми с учетом их полоролевой специфики нужно начинать уже с 2-3 лет.

Слайд 6

Подготовительный этап: Нормативно-правовой базой для отбора оборудования, учебно-методических и игровых материалов явились: Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18.01..2012); Новые санитарные правила утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»; Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»); Устав ДОУ; проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина , Л.П. Стрелкова, 1993 г.).

Слайд 7

Материально-технические ресурс (необходимые для выполнения проекта): -подбор исторической, художественной и методической литературы, -подбор наглядного материала (презентации, иллюстрации, фотографии, зарисовки), -подготовка материала для продуктивной деятельности, -дидактические, сюжетно-ролевые игры, -выставки творческих работ детей совместно с родителями, -создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала), -использование интерактивных технологий ( цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук), -материалы Интернет.

Слайд 8

Оборудование нашей группы позволяет реализовать организацию воспитания ребенка раннего возраста на научной основе по следующим принципам: Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития Оборудование группы мебелью и пособиями отвечает задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствовать охране нервной системы ребенка. Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества Интерьер группы рассчитан на одновременное присутствие 20 детей раннего возраста. При этом учтены нормальные условия жизни как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в целом. Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания . Оборудование группы способствует соблюдению условий жизни малышей, входящих в одну группу, но живущих по разным режимам соответственно их возрасту и состоянию здоровья. Способствует методам последовательности и индивидуальной постепенности в обслуживании детей, возможности индивидуального общения с одним ребенком в системе работы с группой детей в целом. Принцип надежности и безопасности Интерьер группы включает предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для маленького ребенка: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п. Принцип гигиенического соответствия Предметы мебели и оборудование выполнены из экологически чистых материалов, имеют водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не терять структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформируются. Предметы мебели и оборудование удобны для ребенка, создают ощущение комфорта. В их конструкции заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях. Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей. Принцип рациональности Оборудование и мебель выполнены по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала, обслуживающего одновременно 20 детей раннего возраста. Любое изделие, входящее в комплект оборудования, рационально расположено для работающего взрослого. Принцип возрастного и гендерного соответствия.

Слайд 9

Основной этап: Помещение и участок группы соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности. В группе оборудованы отдельная спальная и раздевальная комнаты, туалетная комната. Территория участка группы благоустроена: большое количество зеленых насаждений, разнообразные кустарники, цветочная клумба, разбиты газоны. В групповых комнатах созданы центры активности. Развивающая ПРС организована таким образом, чтобы обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и участка, а так же материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учет особенностей и коррекции недостатков их развития.

Слайд 10

Развивающая предметно - пространственная среда первой младшей группы «Лимпопо» 1.Уголок интеллектуального развития. Комплектация: -вкладыши разной формы -игрушки-шнуровки -мозаика -лото по разным темам -настольно-печатные игры -тактильные мешочки с разным содержанием -пирамиды - сортеры -игры с прищепками. 2.Уголок сюжетно-ролевых игр. «Кухня» Комплектация: -кухонный уголок (стол, кресла, плита, мойка) -набор кухонной посуды -столовые приборы -муляжи овощей и фруктов -фартуки, прихватки, колпаки.

Слайд 11

«Больница» Комплектация: -наборы доктора -дидактические картинки по теме -халат. «Уголок ряженья» Комплектация: -шкаф с зеркалом -костюмы -головные уборы -аксессуары. «Салон красоты» Комплектация: -набор парикмахера -аксессуары для украшения.

Слайд 12

3.Уголок природы. Комплектация: -дидактические картинки по сезону -домашние животные, дикие животные, животные жарких стран -аквариум -дидактические игры. 4.Уголок безопасности. Комплектация: -дидактические картинки -специальные машинки -сказки по безопасности. 5. « Книжкин дом». Комплектация: -различная детская литература (сказки, потешки, загадки, стихи и т.д.). 6.Музыкально-патриотический уголок. Комплектация: - музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, бубен, детские гитары - демонстрационные карточки «Музыкальные инструменты» -музыкальная колонка -государственная символика (герб, флаг, гимн) -тематическая литература -предметы искусства народов России. 7.Театральный уголок. Комплектация: -ширма для игры в театр -кукольный театр на руку («Репка», «Зайкина избушка») -теневой театр («Три поросёнка», «Гуси-лебеди», «Теремок») -театр масок («Репка», «Курочка ряба») -настольный деревянный театр («Теремок»).

Слайд 13

8.Уголок конструирования. Комплектация: - конструкторы с разными способами крепления, лего -деревянный конструктор -объемный конструктор - строительные инструменты (топот, пилка, молоток, плоскогубцы, ключи разных размеров). 9.Уголок ПДД. Комплектация: -дорожные знаки -дидактические картинки по теме -коврик с изображением дорожного движения -игрушечные автомобили (легковые, грузовые, спец.техника ). 10.Уголок физического развития. Комплектация: -мячи разных размеров -обручи -скакалки -флажки -мешочки для метания -канаты -кегли -флажки, ленточки - кольцеброс

Слайд 14

3. Заключительный этап Вывод: Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "создание предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе ДОО"

данный проект  позволяет увидеть, что ППРС несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка. Она обеспечивает повышенную двигательную активность и растущую познавательную ...

Предметно-пространственная развивающая среда в первой младшей групппе.

Предметно-пространственная развивающая среда в первой младшей группе....

Анализ предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группе

Анализ проведёный старшим воспитателем, содержит описание предметно-пространственной среды в первой младшей группе "Карапузы"...

Презентация предметно -пространственной развивающей среды во второй младшей группе «Гномики»

Презентация предметно -пространственной развивающей среды во второй младшей группе «Гномики»...

Презентация "Предметно-пространственная развивающая среда во 2 младшей группе"

Предметно-пространственная развивающая среда во 2 младшей группе представлена в виде презентации....