Конспект занятия "Степное кружево"
план-конспект занятия (старшая группа)
Формирование представлений о традициях Оренбуржья в диалоговом общении с элементами театрализованной деятельности. Развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса к разнообразию узоров Оренбургских платков; их передаче в вырезании узоров и аппликации. Способствовать расширению кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_platok.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Степное кружево»
для детей старшего дошкольного возраста
1.Вводная часть.
Дети стоят полукругом, воспитатель в центре, лицом к детям. Организационный момент
Воспитатель:
Давайте за руки возьмемся и друг другу улыбнемся,
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо: раз, два, три.
А потом пойдем налево: раз, два, три.
В центре круга соберемся: раз, два, три
И на место все вернемся: раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы начнем.
Сюрпризный момент. Воспитатель находит волшебный клубочек, нить которого приводит его и детей к необычному предмету - старинной механической прялке, накрытой пуховым платком и корзинку, в которой лежат веретено, шерсть и клубок шерстяных ниток, чески.
Воспитатель с детьми рассматривают эти изделия.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это такое и для чего нужен данный механизм?
Ответы детей.
Воспитатель: это старинная прялка, при ее помощи человек прядет пуховую нить.
Мотивация Ой, ребята, а здесь еще и письмо. сажаем
Прочтем?
«Дорогие ребята!
Пишут вам уральские мастерицы. Помогите придумать красивый узор для нашей работы. А поможет вам в этом Волшебный клубочек.
Мастерицы»
Основная часть
Ребята, поможем мастерицам придумать узор для пухового платка?
(Да, поможем)
- А что нам для этого нужно? (Ответы детей:.)
- Ребята, все верно вы говорите. Сначала нужно узнать, из чего и как вяжут платок. Давайте посмотрим, какие подсказки приготовил нам еще волшебный клубочек?
Воспитатель с детьми рассматривают разложенные на столе пуховые изделия – платки, паутинки, палантины. обследование
Оренбургские пуховые платки отличаются от других как раз своей легкостью. Для их изготовления берется самая тонкая пуховая нить, и вяжут наши рукодельницы ажурные необыкновенные узоры.
А отличить наши оренбургские пуховые платки от других можно при помощи одного фокуса. Верите ли вы, что этот большой платок можно продеть через такое маленькое кольцо?
Ответы детей.
Опыт с кольцом. ребенок
Как же делают такую красоту?
А чтобы понять, как изготавливаются пуховые платки, я расскажу вам легенду о том, как появился первый пуховый платок. Давайте сядем удобнее.
Давным-давно в одной деревушке жила коза, картинка была у нее длинная шерсть, которая все время путалась. Однажды хозяйка решила козу расчесать. На ческах остался легкий и теплый, вот посмотрите, вы догадались что это?(пух)
Дать детям кусочек козьего пуха с возможностью потрогать и угадать, что это.
Воспитатель: Вот пух, которой начесали от козы. Рассмотрите его.
Дать детям лупы и возможность разглядеть образец в увеличенном виде. Что вы увидели в этом кусочке пуха. В нем есть перхоть, пыль, мусор, волосы. А почему в пухе много мусора? – ответы детей.
Воспитатель: Весь этот сор необходимо выбрать, а затем разрыхлить.
Для этого есть специальный инструмент- чески. (Воспитатель демонстрирует этот инструмент).
Далее пуховницы изготавливают нить. Воспитатель демонстрирует образец и алгоритм работы с пухом по изготовлению пуховой ниточки.(Показ и комментирование: Пальцами левой руки я вытягиваю пух и скручиваю в тонкий жгутик.Быстрым движением руки вращаю веретено,так чтобы на него наматывалась нить.
Золотая моя прялица,
Я пряду а нитка тянется,
Я приду ,а нитка тянется.
Мне работа эта нравится.
Практическая деятельность детей. за столами стоя
Предлагаю и вам попробовать поработать с веретеном. Мы будем учиться вращать веретено. Берем карандаши они очень похожи на маленькие веретенца, держим на весу. Правой рукой вращаем слева направо, по ходу солнышка. Большой палец отталкивает карандаш, указательный и средний придерживают его. Главное - не выронить. Чем быстрее веретено крутится, тем больше ниток можно напрясть.
Воспитатель Если вы сейчас потяните, ниточка разорвется.(показ) Для прочности нити мастерицы добавляют к пряже шелковую нить, прочную.
После того, как ниточка готова, ее сматывают в клубки и приступают к вязанию по схеме узора. Чем вяжут платки? (Дети: платки вяжут спицами). Верно, ребята. Вот и волшебный клубочек подготовил для вас, спицы. Вот так они выглядят. (показ)
Воспитатель: Теперь вы знаете, как появляется на свет платок?
сажаем
Предлагаю повторить этапы появления платка и закрепить это знание игрой!
Дидактическая игра “Что сначала, что потом?” повторим этапы изготовления платка обобщение игры
Цель: учить детей выстраивать последовательность по производству платка. Игровые действия: дети берут по одной картинке и находят свое место в общем ряду, составляют одно-два предложения по последовательно выложенным картинкам.
Воспитатель: Нитки нужны, чтобы вязать. А еще с ними можно и поиграть.
Физ.минутка «Распутай клубок»
По дороге дети шли, ( шаги на месте)
Нитку длинную нашли, (наклониться, поднять)
Весь запутался дружок, (соединить пальцы в замок)
Вы распутайте клубок, ( развести руки в стороны)
Клубок катится, ( руками движения вокруг друг друга)
Нитка тянется. ( вытягивающее движение от себя вдоль).
Оренбургские пуховые платки привлекают внимание своими невероятно красивыми узорами. показ на что похожи.
Платок состоит из 3-х частей украшения : каймы, зубчиков и середины платка. Посмотрите, какие разнообразные узоры на паутинке.
Игра «Собери платок из частей»
( 4 команды)
Воспитатель: Ребята, а у кого дома есть пуховые платки? (Ответы детей)
Продуктивная деятельность
Но прежде чем связать платок, нужно придумать узор. Вот об этом и просят нас мастерицы. Мы с вами им поможем – придумаем и нарисуем узор для ажурной паутинки и отдадим нашим мастерицам, пусть по нашим узорам свяжут платок.
А прежде чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая игра:
«В гости к пальчику большому»
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
Дети рассаживаются по местам, рассматривают образцы схем рисунков, идет обсуждение, что можно изобразить А новые узоры мастерицам природа подсказывает.
Воспитатель: Пуховницы готовые узоры издавна из рук в руки передают, многим они знакомы.
Это - змейки, елочки, кошачьи лапки, павлиний хвост и другие.
(Показ и объяснение приемов рисования воспитателем.)
Воспитатель: Я приготовила вам для работы кисточки и ватные палочки, которые мы называем тычки. Ими очень удобно рисовать. Я вам напомню технику работы тычком. Сначала мы обдумываем, что будем рисовать в середине. Берем тычок в руку и опускаем его в краску, затем точными, точечными движениями начинаем наносить узор, помним, что узор у паутинки должен быть ритмичным, повторяющимся, ровным. Если вы продумали свой узор, то можно приступать к работе.
(Рисование «Пуховые узоры Оренбургских платков» нетрадиционным способом с помощью нетрадиционной техники изобразительной деятельности – тычком и кистью.)
С песней и дело спорится. Давайте во время рисования послушаем песню «Оренбургский пуховый платок».
Рисование схем узоров пуховых платков.
3.Заключительная часть
Анализ и самоанализ деятельности детей
Работы детей раскладываются на столе поверх паутинки.
Воспитатель: Ребята, вот и готовы наши узоры для вязания платков. 1.Понравилось ли вам придумывать и рисовать узоры для пуховых платков? 2. Какие названия узоров запомнили? (Мы запомнили павлиний хвост, елочка, кошачьи лапки, змейка) 3. Как вы думаете, понравятся ли ваши узоры вашим нашим мастерицам?
Ребята, вы - молодцы, замечательно справились со всеми заданиями.
А вы знаете, ребята, что наш оренбургский пуховый платок даже в космосе побывал?
Видеосюжет из космического корабля космонавта Олега Кононенко.
Этот платок космонавт привез к нам в город и подарил музею пуховых платков. Обязательно сходите в этот музей вместе с родителям.
Пословицы и поговорки о платке.
- На чужой роток, не накинешь платок. - Больной голове платок не спасенье. - Снять с кого платок (шапку). - На зависть платок не купишь. - Шесть досок да холстинки платок. - И новый платок наденешь, да половина Москвы не проведает. - Бабы бранятся, так платки с голов валяться. - Купил бы жене платок по лету, да денег нету.
- За возгривым с платком не находишься. - Потерять платочек (потерять ум)
9. Как появляется Оренбургский пуховый платок.
10. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
11. «Отгадай-ка» - загадки и картинки – отгадки.
Даёт молоко нам, хотя не корова,
Шерстью своею делиться готова.
Она непоседа и егоза...
Как называем её мы? ...(Коза)
Твоя бабушка повяжет,
А потом тебе расскажет -
Что за головной убор
Знает, любит с давних пор.
Даст материи кусочек -
Повяжи себе...(Платочек)
Будто цапли - длинноносы, Нить они сплетают в косы. Свяжут шарф и рукавицы Нам проворно сёстры -...(Спицы)
Две стройные сестрицы В руках у мастерицы Весь день ныряли в петельки И вот он – шарф для Петеньки.(Спицы)
Пляшу по горнице
С работою моею,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею. (Веретено)
Возле бабушкиных ног
Прыгал белый колобок.
Он скакал, мелькал, крутился
И в носок вдруг превратился. (Клубок)
12. Пазл «Козочка»
13. «Как одевают пуховый платок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по реализации образовательной области « Художественное творчество» Тема: « Чугунное кружево»
конспект по художественно - эстетическому развитию...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Сказочные кружева Балахны»
Конспект предлагает помощь при формировании у детей эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру, приобщение детей к восприятию народного искусства родного края....
Конспект занятия по продуктивной деятельности для старшей группы Тема: «Деревянное кружево Иркутска ».
Занятие отражает вариативную часть образовательной программы нашего ДОУ. Ребята знакомятся с деревянным зодчеством родного города, узнают названия старинных плотницких инструментов, варианты декоратив...
конспект непосредственно-образовательной деятельности в области художественно-эстетического развития «Зимние кружева» или «Музыкальный калейдоскоп»
Занятие даёт возможность развивать у детей чувство цвета посредством музыки и рисования, дети научатся соотносить цвет с музыкой, опираясь на различные наиболее яркие средства музыкальной выразительно...
Конспект занятия «Зимние кружева природы»
Комплексное занятиеТема: "Зимние кружева природы" Программное содержание.1.Продолжать знакомить детей с творчеством художницы Татьяны Геннадьевны Чачевой.2.Учить детей рисовать, используя прием м...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИТОГОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: «ЗЕЛЕНЫЕ КРУЖЕВА ВЕСНЫ»
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИТОГОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: «ЗЕЛЕНЫЕ КРУЖЕВА ЕСНЫ»/Для детей старшей группы коррекционной направленности/...
КОНСПЕКТ ООД ПО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ АППЛИКАЦИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «На ярмарку за кружевами
Цель: Создать условия для проявления творческой активности детей через рисование манной крупой.Задачи:1.Познакомить с русским кружевом, воспитывать эстетическое отношение к изделиям народны...