КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИТОГОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: «ЗЕЛЕНЫЕ КРУЖЕВА ВЕСНЫ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кучерова Татьяна Петровна

КОНСПЕКТ  ИНТЕГРИРОВАННОЙ  ИТОГОВОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

НА ТЕМУ:

 «ЗЕЛЕНЫЕ КРУЖЕВА ЕСНЫ»

/Для детей старшей группы коррекционной направленности/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_o_vesne_16.docx37.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД  №43 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

        КОНСПЕКТ  ИНТЕГРИРОВАННОЙ  ИТОГОВОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

НА ТЕМУ:

 «ЗЕЛЕНЫЕ КРУЖЕВА ЕСНЫ»

/Для детей старшей группы коррекционной направленности/

                                                                         Подготовила и провела

                                                                         Кучерова Татьяна Петровна

                                              Воспитатель высшей

                                                                         Квалификационной категории

                  САРАНСК, 2016

Цель: закрепить представления дошкольников об изменениях в природе весной.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Обогащение и активизация словаря (первоцвет, капель, проталина, скворечник, ранняя, поздняя, названия детенышей животных и птиц).

• Развитие связной речи, использование в речи развернутых предложений.

• Закрепление навыков произносительной стороны речи (правильное произношение звуков, грамматических категорий).

 • Закрепление навыков рисования гуашевыми красками нетрадиционным способом.

Образовательные:

• Закреплять навыки ориентировки в пространстве.

• Закрепление примет весны, названия весенних месяцев.

• Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной.

Коррекционно-развивающие:

• Развивать координацию речи с движением.

• Формировать речемыслительную деятельность.

• Формировать творческое воображение.

• Развивать речевое дыхание и тонкую моторику.

Развивающие:

• Развивать память, связную речь.

• Развивать учебные навыки: умение слушать воспитателя, отвечать на поставленный вопрос, развитие внимания, мышления.

• Развивать у детей способность активного общения с взрослым, с интересом отвечать на его вопросы, совместно решать проблемные ситуации. Вызвать у детей интерес к окружающему.

Воспитательные.

• Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

• Воспитывать инициативность, самостоятельность.

• Вызывать положительные эмоции в беседах об окружающей природе.

• Вызывать у детей желание заботиться о природе. Обобщить и закрепить элементарные знания и представления о весенних признаках.

Оздоровительные:

• Укрепление дыхательной мускулатуры.

• Коррекция зрения.

• Развитие общей и мелкой моторики.

Предварительная работа:

• Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе;

• Рассматривание картин и иллюстраций о весне;

• Отгадывание загадок;

• Беседа о насекомых;

• Беседы, составление рассказов о весне;

• чтение художественной литературы о весне;

• слушание звуков природы (журчание ручья, капель, пение птиц, звуки леса и т.д.).

• Дать представление детям об изменениях в жизни диких животных весной, о перелетных птицах, используя беседы, картинки, различные игры: “Отгадаем и расскажем”, “Где же детки?”, “Узнаем маму”, “Мамы и дети”, “Отгадай по описанию” и др.

• Разучивание подвижных игр, чистоговорок.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

«Физическое развитие»: Побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

«Социально-коммуникативное развитие»: учить приходить друг другу на помощь, учить, не смеяться над неправильными ответами других

самоконтроль за правильностью подъема стула и переноса его на нужное место, проверка соблюдения правил рассаживания за столами,

повторение правил поведения в природе,

помощь в раздаче пособия для занятия, уборка своего рабочего места, вступление в диалог со взрослыми и друг с другом, внимательно слушать собеседника, отвечать друг за другом. Не перебивать товарища.

«Познавательное  развитие»: Закреплять и пополнять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе, выделяя характерные признаки, учить отгадывать загадки

«Речевое развитие»: Учить детей охотно вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу.

Учить детей говорить по очереди, не перебивая собеседника.

Учить детей испытывать удовольствие от встречи с поэзией, стремление запомнить и воспроизвести понравившееся стихотворение.

 «Художественно-эстетическое развитие»: 

Совершенствовать изобразительную деятельность детей.

Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях.

Воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости на музыку. Обогащение слухового опыта детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке.

Методические приемы: вопросы, рассматривание картинок, просмотр видеофильма, игры, чтение стихов, сюрпризный момент, рисование пейзажной картины.

Оборудование:

• компьютер, видеофильм «Времена года», музыка природы для детей – «Сказки венского леса»;

• «портреты» весенних месяцев (иллюстрации, картинки или фотографии с характерными признаками того или иного месяца);

• картинки для составления общей картины о весне:

цветы – мать-и-мачеха, одуванчик, первоцвет, фиалка;

животные – медведь, лиса, заяц, волк, белка;

птицы – скворец, кукушка, ласточка, грач, журавль;

• игрушки-насекомые: жук, кузнечик, пчела, муравей, бабочка;

• материалы и оборудование для рисования пейзажной картины гуашью, нетрадиционным способом.

• Мнемотаблица  по картине “Весна в лесу”,

• ширма, на которой изображен весенний пейзаж,

• пособие на развитие речевого дыхания “Подснежники”,

• шапочки-подснежники,

• звукозапись “голоса птиц”,

• предметы для имитации звуков леса,

• картинки-«пазлы» для каждого ребенка.

 Ход занятия:

Художественное слово: (воспитатель вместе с детьми читает  стихотворение Саши Черного).

Воспитатель:                         Кто пришел так тихо-тихо?

Дети:                  Ну, конечно, не слониха!
                                   И, конечно, бегемот
                                   Тихо так прийти не мог!
     
Воспитатель:                              Дождь идет – стучит по крыше:
                                   Кап, кап, кап, кап.
     
Воспитатель:                              Ход часов мы тоже слышим: 
                                   Тик- так, тик- так.
    
Воспитатель:                              Слышим мышку:
     
Дети:                             Шур-шур-шур,
   
Воспитатель:                              Слышим кошку
:

Дети:                             Мур-мур-мур.

Воспитатель:   Но никто из вас не слышал, 
                                   Как листок из почки вышел.
                                   Вы услышать не могли,
                                   Как зеленые травинки,
                                   Сняв зеленые ботинки,
                                   Тихо вышли из земли.
Вышли тихо, очень тихо,
И повсюду ТИШИНА…
Это значит, это значит: 
Тише всех пришла ВЕСНА.

«Слушаем музыку».

Воспитатель: - Ребята, сейчас звучит отрывок из концерта А. Вивальди «Весна», давайте ее послушаем и представим, о чем хотел рассказать композитор (дети слушают музыкальное произведение и по окончании рассказывают, как А. Вивальди посредством музыки рассказал о приходе весны).
Воспитатель: - Да, в этой музыке А. Вивальди ярко передал картину прихода весны в природе, и то, как бы зима не злилась, но все равно пригреет солнце, наступит весна и все вокруг оживет.

Воспитатель: - Сегодня в гости к нам пришло солнышко. Но посмотрите -
наше солнышко закрывают тучки.  Посчитайте сколько тучек на небе.

Дети отвечают.

Воспитатель - Давайте поможем солнышку освободиться от тучек, и оно будет веселее нам светить. На каждую тучку мы будем выполнять какое – либо задание. И вот задание первое: составьте предложения из нескольких слов. /на слух/

А) ВЕСНА, ДНИ, ДЛИННЕЕ, СТАНОВЯТСЯ.

Б) СНЕГ ТАИТЬ И РУЧЕЙКИ БЕЖАТЬ ЗВОНКИЕ.

В) СТРАНА ТЕПЛЫХ ИЗ ПТИЦЫ ВОЗВРАЩАТЬСЯ ПЕРЕЛЕТНЫЕ.

Воспитатель - Молодцы, дети! С первой тучкой мы справились.

 А теперь вторая тучка и второе задание. Расскажите, что происходит весной в лесу? Для этого давайте отправимся в лес за лесными волшебными находками. Но, чтобы продвигаться по лесу надо знать, как себя вести в лесу. Расскажите. (В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать.)

/Дети отвечают, объясняют почему.  (составляют полное, развернутое предложение)

Воспитатель - Отправляемся в путь!

Двигательное упражнение “В путь!

В лес весенний мы шагаем 
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки 
По прямой дорожке. 
По узенькой дорожке 
Пойдут тихонько ножки.
Друг за дружкой побежали. 
В лес весенний прибежали.

Идут маршевым шагом.

Идут топающим шагом.

Идут на носках.

Бегут на носочках.

Воспитатель - Молодцы! Вы и с этим заданием справились. У нас было 10 тучек, 2 из них исчезли. Сколько тучек-заданий, нам надо еще сделать

Дети решают задачку.

Воспитатель - Третья тучка и третье задание.

Воспитатель - У вас на столах, у каждого, есть часть (пазл) от большой картины. Давайте составим нашу общую картинку на доске.

Дети составляют картину.

Воспитатель - Ваше четвертое задание. Подобрать слово – признак к слову «лес». В какой лес мы с вами пришли?  

Дети отвечают, составляя предложения со словами - признаками к слову «лес»: (Мы пришли в лес сказочный, волшебный, весенний, красивый, пробуждающийся ото сна, зеленеющий, поющий и т.д.)

Воспитатель: Какое время года изображено на картине? (Весна.) Почему вы так решили? На этой картине в лесу кое-где лежит снег. Может быть это зима? Докажите обратное.

Дети доказывают, что на картинках изображена весна, называют весенние признаки.

Пятая тучка и пятое задание.

- Ребята, давайте составим рассказ по мнемотаблице к картине “Весна в лесу” (Весной ярко светит солнце. В лесу тает снег, бегут ручейки. Появляются проталины. Распускаются подснежники и другие первоцветы. На деревьях набухают почки, появляются первые листочки. Возвращаются птицы с юга. Весной просыпаются медведь и еж. Дикие животные линяют. Весной у диких животных появляются детеныши.)

Воспитатель - Шестая тучка и шестое задание.

Д/И «Назови семейку» (заяц, зайчиха, зайчонок)

Воспитатель - Вот и еще одна тучка уплыла.

- Но посмотрите, дети, на картине снег лежит пухлыми кучками, их так много, а так хочется, чтобы он весь растаял и расцвело как можно больше подснежников и первоцветов. Я предлагаю поиграть в игру «Найди первые цветочки».

Игра на развитие речевого дыхания “Найди первые цветочки”

Воспитатель : Вот полянка, и проталины на ней, а где же цветы? Наверное, они спрятались за снежными комочками. Давайте, подуем на снежные комочки. (Дети дуют. Можно подуть холодной струей, округлив и вытянув губы – упражнение «Трубочка». А можно – «горячей», сделав из губ «Окошечко»).

Воспитатель : Сколько подснежников и первоцветов появилось на солнечной полянке? (Дети считают цветы.) Скажите, чего больше на картине тучек или подснежников? На сколько?

(Ответы детей)

Воспитатель - молодцы, дети! Вы помогли подснежникам и первоцветам выбраться из снежного плена, и выполнили еще одно задание. Вот еще одна тучка , седьмая - исчезла.

Физминутка “Подснежники просыпаются”

В: Ребята, а вы хотели бы стать весенними цветами – подснежниками.

В: Тогда на девайте шапочки-цветочки на голову. Сейчас свершится чудесное превращение. Влево – вправо повернись и в подснежник превратись.

Дети садятся на корточки и закрывают глаза.

Вот подснежники проснулись, 
Улыбнулись, потянулись. 
Раз – росой они умылись. 
Два – изящно покружились. 
Три – нагнулись и присели. 
И на солнце поглядели.

Встают и протирают глаза.
Улыбаются и потягиваются.
Умываются.
Кружатся.
Наклоняются и приседают.
Поднимают голову вверх.

В: Молодцы! Вы были настоящими цветочками. Влево – вправо повернись и в ребяток превратись.

В:    Восьмая тучка и восьмое задание.

             Развитие слухового внимания “Звуки леса”

В: Весной в лесу все оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков. Опустилось на землю тихое: “Ау!”

На неведомом суку вздрогнуло: “Ку-ку!”
Застучало по стволам: “Тук-тук!”
Лес встает на встречу нам: “Кто там?”

В: А теперь закройте глазки и прислушайтесь: о чем говорит лес?

Воспитатель за ширмой с помощью предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы (журчание ручейка – переливание воды из стакана в стакан; капель – капает воду в тазик с водой; стучит молоточком по дереву – дятел; играет на свистульке – птицы поют). Дети внимательно слушают, затем показывают соответствующую картинку и говорят, что слышали.

В: Молодцы! Все правильно отгадали.

В: Посчитайте, сколько тучек еще осталось?                                            (две)

Игра “У кого кто”

В: Ребята у лесных зверей весной появляются детеныши. Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображение животных и детенышей.

Назовите, у кого кто появился.

Дети называют животных и их детенышей.

(У лисицы лисята. У зайчихи зайчата. У волчицы волчата. У белки бельчата.)

Воспитатель – А, какие деревья и кустарники мы можем увидеть в смешанном лесу?

- ответы детей.

Воспитатель - дети, внимательно рассмотрите крону и листву весенних деревьев и кустарников. На что похожа эта воздушная, кружевная зелень?

-На ажурные, кружевные косынки, которые украшены желтыми сережками и белыми, розовыми, сиреневыми кисточками цветов.

В: Вот и пришла пора прощаться с лесом и его чудесами. Нам нужно возвращаться в детский сад.

Дети прощаются с лесом, затем берутся за руки и “уходят из леса”, двигаясь за воспитателем змейкой.

Воспитатель - У нас осталась последняя тучка.

Она уплывет и откроет нам солнышко, когда мы нарисуем весенний пейзаж с зеленым кружевом листвы. /Напоминаю детям технику работы с гуашью, кружевными салфетками и колпачками от фломастеров/

Давайте перед художественной работой разомнем наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика, сопровождаемая чистоговоркой “Весна пришла”

Ла-ла– ла к нам весна пришла. 
Ло-ло-ло в лесу тепло. 
Пель-пель-пель– капает капель. 
Ля-ля-ля расцветай, земля! 
Лю-лю-лю, я весну люблю!

Хлопают в ладоши.
Сжимают и разжимают пальцы.
Ударяют подушечками пальцев по столу. 
Делают “шар”, соединяя подушечки пальцев.
Хлопают в ладоши.

Воспитатель – а теперь – за работу!

Звучит музыка А. Вивальди «Весна», дети подходят к своим столам и выполняют художественную работу.

По окончании работы, составляется общее панно. Читаю стихотворение Маршака С. «Счастье»

Как празднично сад расцветила сирень

Лилового, белого цвета.

Сегодня особый - сиреневый - день,

Начало цветущего лета.

За несколько дней разоделись кусты,

Недавно раскрывшие листья,

В большие и пышные гроздья-цветы,

В густые и влажные кисти.

Рефлексия.

В: Где, мы, с вами побывали? (В весеннем лесу.) Какие чудеса видели в лесу? (В лесу распустились подснежники. Медведь проснулся. У диких животных появились детеныши. Прилетели птицы. Деревья и кусты покрылись зеленой кружевной листвой. На деревьях появились сережки, а на кустарниках – цветы.) Ребята, вам понравились чудеса весеннего леса? Какое у вас настроение? Я предлагаю вам выбрать солнышко, которое подходит к вашему настроению от занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Зеленые профессии"

Цель занятия: Показать значение профессии садовника, озеленителя, цветовода в жизни человека.Задачи:формировать умения и навыки работать по графическому образцу посева цветочных семян для рассады;корр...

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на тему «Зеленый друг» (в рамках тематической недели «Весна идет»)

НОД позволяет уточнить представления о конкретном растении группы (Фикус); формировать положительное отношение к растительному миру....

Непосредственная образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста, область «Познавательное развитие» Тема: «Зеленая аптека. Лекарственные травы, цветы»

Программное содержаниеФормировать у детей любовь и интерес к природе, давая элементарные знания о ней.Расширить и конкретизировать представления детей о цветах.Дать представление о простейших лекарств...

КОНСПЕКТ организации непосредственно образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе по теме: «Зеленая весна. Березки-сестрицы-лесные царицы»

Приобщить детей к красоте весенней природы. Вызвать эмоциональный отклик к краскам и звукам весны.Сформировать представление о красоте пробуждающихся деревьев, веточек, их чудесном наряде.Обучение изо...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация) на тему: «Зеленый, желтый, красный наш светофор удивительно прекрасный» для детей второй младшей группы

Освоение приемов создания коллективной аппликации с использованием гербария и  закрепления  знаний  детей о светофоре через практическую деятельность....