«Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой родине»
учебно-методический материал (младшая группа)

Рузанова Оксана Владимировна

Цель: Пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду, родному городу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому, настоящему, ко всему человечеству.

А. Толстой

Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.  Ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, поэтому наиболее значимо на первой ступени образования – дошкольном образовании.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Народные песенки, потешки являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Работая с детьми раннего возраста, я пришла к выводу, что фольклор является идеальным средством для патриотического воспитания младших дошкольников, поскольку прививает детям любовь к родителям, родственникам, братьям, сестрам; формирует культурно-гигиенические навыки, знакомит с красотами русской природы, родного дома, малой Родины.

Потешки, песенки, прибаутки я использую не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в организации режимных моментов, проведении игр.

Патриотическое воспитание результат длительный. Самых маленьких детей в первую очередь необходимо знакомить с малыми формами фольклора.

Цель: Пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.

Задачи:

Образовательные:

  • знакомить детей с народным фольклором: колыбельные песни, потешки, игры-забавы, сказки и т. д.
  • знакомить детей с частями тела и лица, названиями членов семьи, некоторыми природными явлениями через фольклорные произведения, народные игры и игры – забавы.
  • знакомить с русскими народными подвижными играми;

Развивающие: 

  • развивать игровые, познавательные, сенсорные, музыкальные, речевые способности детей;

Воспитательные: 

  • воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким посредством слушания фольклорных произведений.
  • воспитывать любовь в семье, родной местности, малой родине в процессе слушания и исполнения фольклорных произведений, сказок народных игр.
  • пробуждать интерес к сказкам, народным играм, стимулировать к заучиванию потешек, игр-забав.

     В работе с детьми я использую все виды народного фольклора: потешки, скороговорки, песенки, хороводные игры, сказки и т. д.

Особое значение для воспитания детей отводится фольклорным произведениям: пословицам, поговоркам, потешкам. У каждого народа свои сказки, потешки, заклички и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества формируют любовь к традициям своего народа.

С раннего возраста, когда дети только пришли в детский сад, с первого умывания, они слышат речь взрослых, слышат добрую потешку «Водичка-водичка», так в детях воспитывается аккуратность, опрятность, стремление к чистоте. Чтение потешки «Пошёл котик на торжок», способствует развитию у детей желания делиться друг с другом. Потешка «Сорока-сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему.

     Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям «Слушайся родителей», Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают.

     В младшем дошкольном возрасте используем русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя». Для наилучшего восприятия сказки активно используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый.

Так, например, рассказывая сказку «Курочка Ряба», воспитатель в доступной форме старается научить детей сопереживать близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а сказка «Теремок» – дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире.

Ещё одно средство реализации нравственно-патриотического воспитания – ознакомление малышей с народными играми. Чаще всего это подвижные игры. Народные игры вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий. В то же время они имеют строго определенные правила, и дети играя приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В работе c детьми используем подвижные игры «Кот и мыши», «Гуси-гуси», «Заинька», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору». Хороводные – «Ходит Ваня», «Каравай», «Карусель», «Зайка», «Мы матрёшки».

Следующим средством приобщения ребёнка к детскому саду и патриотического воспитания является организация и проведение праздников. В детском саду часто проводятся фольклорные праздники и развлечения, на которых уже с раннего детства происходит знакомство с традициями народа. Рассказывая детям, что у каждого народа есть свои праздники, мы знакомим с тем, как отмечается Масленица (проводы зимы), когда пекут блины, поют частушки и танцуют. Отмечая Пасху, готовят пасхальные куличи, красятся яйца. Такие мероприятия, с одной стороны, являются близкой и понятной игрой для ребёнка, а с другой стороны, приобщают к глубинам народной культуры.

Я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в патриотическом воспитании детей.

В дальнейшем планирую продолжить работу по ознакомлению детей с культурой русского народа на примере русских песенок, потешек: обогащать группу дидактическим материалом по развитию речи; пополнить уголок ряженья; оформить картотеку фольклорных, дидактических игр; разнообразить работу с родителями проведением совместных фольклорных развлечений для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа

В современном мире одним из направлений познавательного развития, в соответствии c введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования,  предус...

Система формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа

Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. В дошкольном возрасте источником представления о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок общаясь со взрослым пере...

«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях родного города в процессе прогулок»

Совершенствовать образовательную и воспитательную работу в области социокультурных ценностей дошкольников на примере ближайшего социального окружения....

«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об объектах окружающего мира посредством использования игровых технологий»

Методическая разработка на тему "Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об объектах окружающего мира посредством использования игровых технологий"  ориентиров...

«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об окружающем мире посредством игровой деятельности»

laquo;Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об окружающем мире посредством игровой деятельности»...

"Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой Родине"

Данная статья посвящена формированию у детей раннего возраста первичных представлений о малой родине в процессе ознакомления с окружающим социальным миром. Именно в период дошкольного детства заклады...