Система формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа
консультация на тему
Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. В дошкольном возрасте источником представления о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок общаясь со взрослым перенимает его опыт поведения, словарный запас. В настоящее время все сложнее становиться воспитать высоконравственного гражданина РФ. Без серьезной поддержки родителей дошкольников в воспитании познавать культуру своего народа, формировать бережное отношение к ней и воспитывать уважительное отношение к культуре других народов становиться затруднительным. Слишком мало внимания родители уделяют именно нравственному воспитанию, для них на первый план выходит интеллектуальное развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernova_v.a.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Система формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа»
Выполнила
Чернова Вера Алексеевна
воспитатель,
ГБОУ СОШ с. Колывань
СП детский сад «Светлячок»
Красноармейского района.
Самара, 2014г.
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
«Федеральный государственный образовательный стандарт» (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.) направлен на решение одной из следующих задач
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».
Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. В дошкольном возрасте источником представления о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок общаясь со взрослым перенимает его опыт поведения, словарный запас. В настоящее время все сложнее становиться воспитать высоконравственного гражданина РФ. Без серьезной поддержки родителей дошкольников в воспитании познавать культуру своего народа, формировать бережное отношение к ней и воспитывать уважительное отношение к культуре других народов становиться затруднительным. Слишком мало внимания родители уделяют именно нравственному воспитанию, для них на первый план выходит интеллектуальное развитие ребенка.
Современные дети развиваются в эпоху информации и компьютеризации. Дети мало проявляют интерес к культуре своего народа. Через отношения со сверстниками и взрослыми формируется сознание и самосознание ребенка, его поведение и образ жизни.
В связи с этим дети не имеют представления о традициях русского народа, предметах труда, быта, посуды, костюма ; о национальной кухне; о народных праздниках.
Недостатки в процессе:
- Ребенок не проявляет любознательности к русской традиционной культуре;
- отсутствие необходимых дидактических игр, интерактивных пособий;
Противоречия:
Формирование интереса и любознательности к культуре своего народа предполагает совместное участие детей и взрослых в НОД, праздниках, развлечениях, однако совместные виды деятельности не запланированы в годовом плане.
Недостатки в условиях
- недостаточная оснащенность информационной, предметно - развивающей среды, материально технической базы;
Противоречия:
Существенным фактором, влияющим на социокультурное развитие личности ребенка, является информационная среда, формирующая образ мира, Родины, окружающей среды. Поэтому необходимо создание «экологически чистой» информационной, предметно - развивающей среды вокруг ребенка, однако недостаток финансирования в дошкольных учреждениях не позволяет в полном объеме привить социокультурные отношения.
- Профессиональная проблема.
На основе проведенного анализа недостатков, можно выделить следующую проблему :
Найти условия для формирования первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
- Ребенок проявляет интерес к предметам быта, традиционной утвари, произведениям народного творчества и бережно к ним относится.
- имеет представление об отдельных постройках подворья, основных видах традиционного труда; предметах труда, быта, посуды, костюма; о национальной кухне, народных праздниках.
- проявляет сопереживание, сочувствие, положительное отношение к героям народных сказок, ориентируется на них в оценке своих действий.
- стремиться к участию в традиционных праздниках, проявляет интерес к ряжению в русские костюмы.
- Характеристика изменений в образовательном процессе.
Изменения в содержании образовательного процесса характеризуются:
- внесение в годовой тематический план дошкольного учреждения тем, посвященных социокультурному развитию детей («Русская изба», «Труд жителей села», «Костюмы нашего народа», «Добрые дела»)
- организация досуговых мероприятий для детей и родителей, направленных на нравственное развитие детей ( деловые игры, проэктная деятельность ), в том числе и коллективные выезды на экскурсии совместно с родителями
( экскурсия в храм, краеведческий музей, выставки и т.д.).
- организация тематических родительских собраний («Дорогою добра», Моя семья и т.д).
Изменения в средствах обучения и воспитания:
- подготовка определённых памяток («Дети учатся жить», «Приучаем к порядку» и т.д.), и консультаций для родителей («Мир в котором я живу», «Негативное влияние телевидения на духовно-нравственное воспитание ребенка», «Духовно-нравственное развитие - залог психического и физического здоровья личности», «Учите детей заботится о старших»), а так же соответствующее оформление родительского уголка по теме нравственного воспитания;
- разработка новых дидактических игры («Лучшее знакомство», «Цветок доброты», «Заботливый хозяин», «Чудо единства», «Народная сказка», «Заботимся о родителях». «Самое красивое»…) и интерактивных пособий («Народные праздники»), подбор сюжетных картинок («Русская изба») и игрушек по теме (куклы в национальных костюмах; по профессиям, куклы которые дети могут использовать для модели жизненных ситуаций);
- обсуждения: чтение - обсуждения сказок разных народов, проблемных ситуаций;
- организация театральной деятельности по теме духовно-нравственного развития (например, драматизация сказок «Заюшкина избушка», «Морозко», сценка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);
Контроль результатов может осуществляться с помощью:
- Регулярных бесед по теме нравственного воспитания ( «Если кто-то поссорился», «Моя семья», «Родная страна», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Единство», «О любви к животным», «Служение людям», «Любовь к маме», «Сила, не право» и тд.;
- наблюдение педагогом за детьми по использованию полученной информации в специально организованной и самостоятельной деятельности.
- Проведение мониторинга два раза в год, на выявление уровня нравственного воспитания (по критериям программы «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, программа предлагает осуществлять систему мониторинга на основе заполнения карт развития ребенка, где каждое интегративное качество оценивается в соответствии с его развитостью в каждом возрасте и добавляется интеграция образовательных областей).
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Кадровые изменения:
1. Повышение квалификации по проблеме:
- изучение потребности педагогов с целью оказания методической помощи;
- организация семинаров, практикумов с целью расширения и закрепления знаний;
Научно-методические изменения:
- календарно-тематическое планирование по проблеме;
- разработка консультаций для педагогов и семей воспитанников;
- проектная деятельность совместно с семьями воспитанников.
Материально-технические изменения:
- проектирование предметно-развивающей среды в группах;
- разработка дидактических пособий;
- подборка соответствующих теме картинок и иллюстраций;
- использование электронных дидактических мультимедийных пособий.
Нормативно-правовые изменения:
- внесение в годовой план работы ДОУ задачи социокультурного направления развития и мероприятий, направленных на решение задач по проблеме;
Информационные изменения:
- подборка и создание картотеки книг по теме;
- оформление информационных стендов по проблеме;
Организационные:
- организация тематических встреч, совместных мероприятий в том числе с людьми профессионального опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области в логопедической работе На тему: «Самара – наш родной город».
Методическая разработка напралена организации НОД по формированию первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области у детей старшего дошкольного возраста с нарушени...
Консультация для родителей на тему: "Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа".
Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа...
Система деятельности по формированию у детей первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
Этапы работыЦельФормы организациидеятельностиОрганизатордеятельности1.СЕНТЯБРЬ.«Чудесный город!» 1. Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному иск...
Система формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа
В современном мире одним из направлений познавательного развития, в соответствии c введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, предус...
«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях родного города в процессе прогулок»
Совершенствовать образовательную и воспитательную работу в области социокультурных ценностей дошкольников на примере ближайшего социального окружения....
«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об объектах окружающего мира посредством использования игровых технологий»
Методическая разработка на тему "Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об объектах окружающего мира посредством использования игровых технологий" ориентиров...
Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа
Современная жизнь, современные требования к образованию, требуют новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания детей.Одним из таких подходов к формированию нравственного сознания...