Система формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа
материал на тему

   В современном мире одним из направлений познавательного развития, в соответствии c введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования,  предусматривается  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_2_gavrilova_o.n.docx698.13 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа на тему:

«Система формирования у детей дошкольного возраста первичных            представлений о ценностях нашего народа»

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

время обучения: 1 сессия: 6.10.2014  – 10.10.2014г.

                            2 сессия: 20.10.2014  – 24.10.2014г.

                                                                           

      Выполнила

                                                                                Гаврилова Олеся Николаевна

                                                                   Воспитатель МБДОУ

          детский сад №392  г.о. Самара  

Самара, 2014г.

  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

   В современном мире одним из направлений познавательного развития, в соответствии c введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования,  предусматривается  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа.

 В толковом словаре русского языка  С.И. Ожегова, понятие «ценность» определяется, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне

ценность выступает как свойство предмета или явления. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.

Нормы, которые сложились в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей (то есть господствующих представлений о том, что считать хорошим, правильным или желательным). Понятие ценностей и норм различаются. Ценности — это абстрактные, общие понятия, а нормы — это правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определённого рода. Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. Все нормы отражают социальные ценности. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе.

К ценностям могут относиться:

-  Ценности родной культуры

-  Ценности внутреннего мира человека

-  Ценности деятельности человека

-  Нравственные ценности

-  Социокультурные ценности

-  Ценности внешнего мира

Для формирования  комплексного, системного подхода  для решения задач по духовно-нравственному  воспитанию  необходима  программа,  обеспечивающая развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности.  В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений и документов,  регламентирующих их деятельность.

Желаемую ситуацию определяет Государственная стратегия развития системы дошкольного образования, определенная законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным Государственным Образовательным Стандартом  Дошкольного Образования, ориентирует деятельность образовательных организаций на создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала.

        Стандарт направлен на решение, в том числе, следующих задач:

-  объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

-  формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт  Дошкольного Образования в структуре образования устанавливает  нормы и положения, обязательные для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Определяются основные направления развития детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, которые должны обеспечить развитие детей по этим направлениям. Самой важной целью духовно-нравственного развития является воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, инициативного гражданина России.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации » предлагает гуманистический характер воспитания и призывает воспитывать в детях взаимоуважение, гражданственность, патриотизм.

Анализ недостатков в результатах.

 Анализируя организацию воспитательно-образовательного процесса, было выявлено:

- у дошкольников не развито чувство гордости за свой народ;

- недостаточное представление о Российской Федерации,  культурных ценностях, подрастающее поколение все меньше интересуется отечественной культурой;

- недостаточно сформированы первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»

- недостаточно знаний о своей семье, ребёнок не проявляет интерес к истории своей семьи и её традициям;

- недостаточно сформированы первичные ценностные представления о труде людей.

Анализ недостатков в основном процессе.

- нет системы работы по формированию у детей первичных представлений  о ценностях нашего народа  в комплексно-тематическом планировании;

- в календарно-тематическом планировании мало тем посвященных ценностям нашего народа;

- недостаточно освещена тема духовно-нравственного воспитания в образовательной программе ДОУ;

- тематика НОД по духовно-нравственному воспитанию  не заинтересовывает детей;

-  мало подобрано дидактических игр и пособий, которые помогут сформировать первичные представления о ценностях народа;

- в содержании, в методах и приёмах организации основного процесса;

- не используются в образовательном процессе практические приёмы, например, экскурсии в музеи;

- не организуется в самостоятельной деятельности индивидуальная работа с детьми (в связи с большой наполняемостью группы);

- недостаточное взаимодействие воспитателя с родителями и с другими участниками педагогического процесса (психолог, музыкальный работник и др.) в вопросах формирования первичных представлений  о ценностях нашего народа,  не хватает консультативного материала для родителей.

- отсутствие прогнозирования и корректировки результатов деятельности педагога.

Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности.

- недостаточно организованно предметно-развивающее пространство для формирования первичных представлений о ценностях нашего народа;

- недостаточно наглядного материала и дидактических пособий и игр, которые помогут сформировать первичные представления о ценностях нашего народа;

- недостаточная компетентность педагогов в вопросах формирования у детей системы ценностей;

- не хватает консультативного материала для родителей по теме формирования детей  ценностей нашего народа;

- недостаточно современной  учебно-методической литературы по теме формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о  ценностях нашего народа;

- отсутствуют современные мультимедийные методические пособия по теме формирования у детей системы ценностей.

Противоречие.

Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о  ценностях нашего народа предполагает успешное использование системы работы в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом,  но, однако, вызывают затруднения недостатки в  образовательном процессе, в условиях профессиональной деятельности, что  вызывает противоречие и не позволяет реализовывать поставленные цели и задачи в образовательном процессе и добиться успешного результата.

  1.  Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Анализ изменений, происходящих в нашем обществе, заставляет нас по-новому взглянуть на первичные ценности нашего народа. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем.  На основе проведенного  анализа  недостатков  в  результатах, в  основном  процессе  и в условиях  профессиональной  деятельности,  можно обозначить следующую проблему:

 Формирование единого направления в совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения в системе формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа.

      3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры

Конкретизация в соответствии с возрастом и темой работы

Пример проявления в действии или в речи ребёнка

- Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей;

- Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

- Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, естествознания, истории и т.п.;

- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Имеет опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Интересуется  собой (кто я?), сведениями о себе, о своём прошлом.

Проявляет интерес к участию в праздниках, совместных досугах и развлечениях.

 

Отражает полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности (рисунках, поделках)

Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим.

Задаёт вопросы взрослому, ребёнку старшего возраста. Называет членов своей семьи, их имена.

Называет свой город, (поселок, село). Участвует  в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций.

Активно участвует в праздниках, развлечениях, играх, театрализованных представлениях по мотивам русских народных сказок, рисует узоры по мотивам народных росписей.

  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)

В связи с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, меняется общеобразовательная программа дошкольного образования,  в соответствии   меняются  и условия её реализации, а так же содержание воспитательно-образовательного процесса. Возникла необходимость системы по формированию у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа и духовно-нравственного воспитания детей.

Основными задачами становятся: знакомство с мудрыми пословицами  и умными загадками, хороводными  играми, песенками и потешками, поучительными  сказками, лучшими образцами литературных текстов классиков русской литературы, картинами наших выдающихся художников, музыкальными произведения русских композиторов,  родными  песнями и народными игрушками; с трудом, верным служением людям и отечеству, добрых рук мастерством и  талантами человека.  (Ценности родной культуры  и  деятельности человека);

 развивитие  способности к различению добра и зла, послушанию, учиться почитать  родителей, заботиться о ближнем, терпению, доброте, состраданию (Нравственные ценности);

узнавать понятия семьи, рода, Родины, единения и радости в празднике,

 защиты родной земли; учиться заботиться о тех, кто нуждается в заботе, (Социокультурные ценности);

знакомиться с природно–культурным пространством России - священными смыслами природы: родными  просторами (полями  и нивами), сказочными лесами, «братьями  нашими меньшими», горами,  реками и морями, деревнями и городами   (Ценности внешнего мира).

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов  (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные)

  Кадровые:

-обеспечение соответствующим персоналом в качестве сотрудников организации;

- курсы повышения квалификации педагогов по теме «Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа»;

- педагогические советы на тему: «Воспитание гражданина  и  патриота», «Приобщение к культурно-нравственным ценностям»;

- методические объединения: «Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа»;

- мастер-классы на тему формирования у детей дошкольного возраста первичных ценностей народа;

- обучающие семинары-практикумы: «Народная игрушка»

    Научно-методические:

- справочные, печатные и образовательные ресурсы;

- методические рекомендации, научно-популярная литература по  планированию  работы  с  целью  формирования  у детей  первичных  представлений  о  ценностях нашего народа;

- разработка тематических планов, проектов;

- обобщение передового опыта коллег.

    Материально-технические:

- комплекты учебно-методического оборудования

 Информационные:

- использование информационно-коммуникационных технологий, подключение к сети Интернета всех групп;

- размещение материалов дистанционного взаимодействия;

- обработка и  использование материалов и информации с использованием технологических инструментов.

    В нормативно-правовые:

- заключения договоров, утверждение программ, положений конкурсов, приказы по сотрудничеству ДОО с библиотекой, спортшколой, музеем и пр. кружковой деятельностью.

     Организационные:

- различные организационные формы проведения массовых мероприятий, собраний, представлений, организованного отдыха и досуга.

Таким образом, совместная деятельность педагогов и родителей по воспитательно-образовательной работе в соответствии c Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования,  направленная на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа, помогает нам обогатить его внутренний мир, развить духовные качества, сформировать гражданскую позицию, нравственные и социокультурные ценности, усвоить ценности родной культуры, внутреннего мира человека, деятельности человека,  ценности внешнего мира.

II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

- Тема пособия:  Что лишнее?

- Возраст целевой группы: 3-4 года

- Цель пособия: формирование у детей дошкольного возраста первичных            представлений о ценностях нашего народа.

- Задачи пособия: Формировать у детей положительное отношение к социокультурным и семейным ценностям, ценностям родной культуры и деятельности человека, нравственным ценностям.

  Закреплять умения детей правильно оценивать хорошие и плохие поступки, различать добро и зло.

Способствовать развитию интереса к играм на темы из окружающей жизни, по мотивам сказок.

- Алгоритм работы со слайдами:

№ слайда

Действия и возможный вариант пояснений педагога

1

2

«Репка»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть героев, назвать их, угадать сказку и определить лишнего героя, который не помогал тянуть репку.

3

«Теремок» Воспитатель предлагает детям рассмотреть героев, назвать их, угадать сказку и определить персонажа сказки, который поступил плохо, сломав теремок.

4

«Сказки»

Воспитатель предлагает определить героя на картинке, назвать его, из какой он сказки и убрать злого персонажа.

5

«Дымковская игрушка»

Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки, назвать их, определить к какому виду народной игрушки они относятся, убрать лишнюю игрушку, которая не относится к этому виду.

6

«Подарок бабушке»

Воспитатель предлагает рассмотреть вещи, назвать их и убрать вещь, которая не подходит для подарка бабушке

7

«Хорошо-плохо»

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки, рассказать, что на них изображено, дать оценку поступкам и убрать картинки с плохими поступками.

8

«Помощники»

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки, рассказать, что на них изображено и определить картинку, где ребёнок не помогает маме.

9

Оценка результатов игры: Молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа".

Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа...

Система деятельности по формированию у детей первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

Этапы работыЦельФормы организациидеятельностиОрганизатордеятельности1.СЕНТЯБРЬ.«Чудесный город!» 1. Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному иск...

Система формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа

Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. В дошкольном возрасте источником представления о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок общаясь со взрослым пере...

Статья "Особенности реализации регионального компонента при формировании первичных представлений у детей дошкольного возраста о социокультурных ценностях нашего народа"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к ро...

Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры.

Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Основной целью музейной ...

Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа

Современная жизнь, современные требования к образованию, требуют новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания детей.Одним из таких подходов к формированию нравственного сознания...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ СВОЕГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРАЗДНИКОВ.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного, духовно-нравственного человека. Знакомство детей с традициями, обычаями помогает воспитывать любовь к истории, кул...