Система формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа
материал на тему
В современном мире одним из направлений познавательного развития, в соответствии c введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, предусматривается приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_2_gavrilova_o.n.docx | 698.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа на тему:
«Система формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа»
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
время обучения: 1 сессия: 6.10.2014 – 10.10.2014г.
2 сессия: 20.10.2014 – 24.10.2014г.
Выполнила
Гаврилова Олеся Николаевна
Воспитатель МБДОУ
детский сад №392 г.о. Самара
Самара, 2014г.
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
В современном мире одним из направлений познавательного развития, в соответствии c введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, предусматривается приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, понятие «ценность» определяется, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.
Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне
ценность выступает как свойство предмета или явления. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.
Нормы, которые сложились в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей (то есть господствующих представлений о том, что считать хорошим, правильным или желательным). Понятие ценностей и норм различаются. Ценности — это абстрактные, общие понятия, а нормы — это правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определённого рода. Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. Все нормы отражают социальные ценности. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе.
К ценностям могут относиться:
- Ценности родной культуры
- Ценности внутреннего мира человека
- Ценности деятельности человека
- Нравственные ценности
- Социокультурные ценности
- Ценности внешнего мира
Для формирования комплексного, системного подхода для решения задач по духовно-нравственному воспитанию необходима программа, обеспечивающая развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений и документов, регламентирующих их деятельность.
Желаемую ситуацию определяет Государственная стратегия развития системы дошкольного образования, определенная законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования, ориентирует деятельность образовательных организаций на создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала.
Стандарт направлен на решение, в том числе, следующих задач:
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования в структуре образования устанавливает нормы и положения, обязательные для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Определяются основные направления развития детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, которые должны обеспечить развитие детей по этим направлениям. Самой важной целью духовно-нравственного развития является воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, инициативного гражданина России.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации » предлагает гуманистический характер воспитания и призывает воспитывать в детях взаимоуважение, гражданственность, патриотизм.
Анализ недостатков в результатах.
Анализируя организацию воспитательно-образовательного процесса, было выявлено:
- у дошкольников не развито чувство гордости за свой народ;
- недостаточное представление о Российской Федерации, культурных ценностях, подрастающее поколение все меньше интересуется отечественной культурой;
- недостаточно сформированы первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»
- недостаточно знаний о своей семье, ребёнок не проявляет интерес к истории своей семьи и её традициям;
- недостаточно сформированы первичные ценностные представления о труде людей.
Анализ недостатков в основном процессе.
- нет системы работы по формированию у детей первичных представлений о ценностях нашего народа в комплексно-тематическом планировании;
- в календарно-тематическом планировании мало тем посвященных ценностям нашего народа;
- недостаточно освещена тема духовно-нравственного воспитания в образовательной программе ДОУ;
- тематика НОД по духовно-нравственному воспитанию не заинтересовывает детей;
- мало подобрано дидактических игр и пособий, которые помогут сформировать первичные представления о ценностях народа;
- в содержании, в методах и приёмах организации основного процесса;
- не используются в образовательном процессе практические приёмы, например, экскурсии в музеи;
- не организуется в самостоятельной деятельности индивидуальная работа с детьми (в связи с большой наполняемостью группы);
- недостаточное взаимодействие воспитателя с родителями и с другими участниками педагогического процесса (психолог, музыкальный работник и др.) в вопросах формирования первичных представлений о ценностях нашего народа, не хватает консультативного материала для родителей.
- отсутствие прогнозирования и корректировки результатов деятельности педагога.
Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности.
- недостаточно организованно предметно-развивающее пространство для формирования первичных представлений о ценностях нашего народа;
- недостаточно наглядного материала и дидактических пособий и игр, которые помогут сформировать первичные представления о ценностях нашего народа;
- недостаточная компетентность педагогов в вопросах формирования у детей системы ценностей;
- не хватает консультативного материала для родителей по теме формирования детей ценностей нашего народа;
- недостаточно современной учебно-методической литературы по теме формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа;
- отсутствуют современные мультимедийные методические пособия по теме формирования у детей системы ценностей.
Противоречие.
Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа предполагает успешное использование системы работы в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, но, однако, вызывают затруднения недостатки в образовательном процессе, в условиях профессиональной деятельности, что вызывает противоречие и не позволяет реализовывать поставленные цели и задачи в образовательном процессе и добиться успешного результата.
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Анализ изменений, происходящих в нашем обществе, заставляет нас по-новому взглянуть на первичные ценности нашего народа. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. На основе проведенного анализа недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности, можно обозначить следующую проблему:
Формирование единого направления в совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения в системе формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевые ориентиры | Конкретизация в соответствии с возрастом и темой работы | Пример проявления в действии или в речи ребёнка |
- Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей; - Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; - Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, естествознания, истории и т.п.; - Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; | Имеет опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Интересуется собой (кто я?), сведениями о себе, о своём прошлом. Проявляет интерес к участию в праздниках, совместных досугах и развлечениях.
| Отражает полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности (рисунках, поделках) Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим. Задаёт вопросы взрослому, ребёнку старшего возраста. Называет членов своей семьи, их имена. Называет свой город, (поселок, село). Участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций. Активно участвует в праздниках, развлечениях, играх, театрализованных представлениях по мотивам русских народных сказок, рисует узоры по мотивам народных росписей. |
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)
В связи с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, меняется общеобразовательная программа дошкольного образования, в соответствии меняются и условия её реализации, а так же содержание воспитательно-образовательного процесса. Возникла необходимость системы по формированию у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа и духовно-нравственного воспитания детей.
Основными задачами становятся: знакомство с мудрыми пословицами и умными загадками, хороводными играми, песенками и потешками, поучительными сказками, лучшими образцами литературных текстов классиков русской литературы, картинами наших выдающихся художников, музыкальными произведения русских композиторов, родными песнями и народными игрушками; с трудом, верным служением людям и отечеству, добрых рук мастерством и талантами человека. (Ценности родной культуры и деятельности человека);
развивитие способности к различению добра и зла, послушанию, учиться почитать родителей, заботиться о ближнем, терпению, доброте, состраданию (Нравственные ценности);
узнавать понятия семьи, рода, Родины, единения и радости в празднике,
защиты родной земли; учиться заботиться о тех, кто нуждается в заботе, (Социокультурные ценности);
знакомиться с природно–культурным пространством России - священными смыслами природы: родными просторами (полями и нивами), сказочными лесами, «братьями нашими меньшими», горами, реками и морями, деревнями и городами (Ценности внешнего мира).
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные)
Кадровые:
-обеспечение соответствующим персоналом в качестве сотрудников организации;
- курсы повышения квалификации педагогов по теме «Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа»;
- педагогические советы на тему: «Воспитание гражданина и патриота», «Приобщение к культурно-нравственным ценностям»;
- методические объединения: «Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа»;
- мастер-классы на тему формирования у детей дошкольного возраста первичных ценностей народа;
- обучающие семинары-практикумы: «Народная игрушка»
Научно-методические:
- справочные, печатные и образовательные ресурсы;
- методические рекомендации, научно-популярная литература по планированию работы с целью формирования у детей первичных представлений о ценностях нашего народа;
- разработка тематических планов, проектов;
- обобщение передового опыта коллег.
Материально-технические:
- комплекты учебно-методического оборудования
Информационные:
- использование информационно-коммуникационных технологий, подключение к сети Интернета всех групп;
- размещение материалов дистанционного взаимодействия;
- обработка и использование материалов и информации с использованием технологических инструментов.
В нормативно-правовые:
- заключения договоров, утверждение программ, положений конкурсов, приказы по сотрудничеству ДОО с библиотекой, спортшколой, музеем и пр. кружковой деятельностью.
Организационные:
- различные организационные формы проведения массовых мероприятий, собраний, представлений, организованного отдыха и досуга.
Таким образом, совместная деятельность педагогов и родителей по воспитательно-образовательной работе в соответствии c Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования, направленная на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа, помогает нам обогатить его внутренний мир, развить духовные качества, сформировать гражданскую позицию, нравственные и социокультурные ценности, усвоить ценности родной культуры, внутреннего мира человека, деятельности человека, ценности внешнего мира.
II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
- Тема пособия: Что лишнее?
- Возраст целевой группы: 3-4 года
- Цель пособия: формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа.
- Задачи пособия: Формировать у детей положительное отношение к социокультурным и семейным ценностям, ценностям родной культуры и деятельности человека, нравственным ценностям.
Закреплять умения детей правильно оценивать хорошие и плохие поступки, различать добро и зло.
Способствовать развитию интереса к играм на темы из окружающей жизни, по мотивам сказок.
- Алгоритм работы со слайдами:
№ слайда | Действия и возможный вариант пояснений педагога |
1 | |
2 | «Репка» Воспитатель предлагает детям рассмотреть героев, назвать их, угадать сказку и определить лишнего героя, который не помогал тянуть репку. |
3 | «Теремок» Воспитатель предлагает детям рассмотреть героев, назвать их, угадать сказку и определить персонажа сказки, который поступил плохо, сломав теремок. |
4 | «Сказки» Воспитатель предлагает определить героя на картинке, назвать его, из какой он сказки и убрать злого персонажа. |
5 | «Дымковская игрушка» Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки, назвать их, определить к какому виду народной игрушки они относятся, убрать лишнюю игрушку, которая не относится к этому виду. |
6 | «Подарок бабушке» Воспитатель предлагает рассмотреть вещи, назвать их и убрать вещь, которая не подходит для подарка бабушке |
7 | «Хорошо-плохо» Воспитатель предлагает рассмотреть картинки, рассказать, что на них изображено, дать оценку поступкам и убрать картинки с плохими поступками. |
8 | «Помощники» Воспитатель предлагает рассмотреть картинки, рассказать, что на них изображено и определить картинку, где ребёнок не помогает маме. |
9 | Оценка результатов игры: Молодец! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа".
Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа...
Система деятельности по формированию у детей первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
Этапы работыЦельФормы организациидеятельностиОрганизатордеятельности1.СЕНТЯБРЬ.«Чудесный город!» 1. Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному иск...
Система формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа
Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. В дошкольном возрасте источником представления о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок общаясь со взрослым пере...
Статья "Особенности реализации регионального компонента при формировании первичных представлений у детей дошкольного возраста о социокультурных ценностях нашего народа"
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к ро...
Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры.
Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Основной целью музейной ...
Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа
Современная жизнь, современные требования к образованию, требуют новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания детей.Одним из таких подходов к формированию нравственного сознания...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ СВОЕГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРАЗДНИКОВ.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного, духовно-нравственного человека. Знакомство детей с традициями, обычаями помогает воспитывать любовь к истории, кул...