"Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой Родине"
статья (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой Родине | 392.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой родине в процессе ознакомления с окружающим социальным миром
Гаврюк Елена Валентиновна
Воспитатель МАДОУ «Золотая рыбка»
г. Черногорск
Аннотация. Данная статья посвящена формированию у детей раннего возраста первичных представлений о малой родине в процессе ознакомления с окружающим социальным миром. Именно в период дошкольного детства закладываются основы личности будущего человека и это время наиболее благоприятно для развития высших нравственных чувств, воспитания ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности.
Ключевые слова: малая родина, социальный мир, ранний возраст, экскурсии.
Интерес и актуальность данной проблемы связана с тем, что дети раннего возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления о том, что их окружает. Многие сведения об окружающем мире дети приобретают практически, в быту, в игре. Но, предоставленные самим себе дети могут и не приобрести необходимых для их развития сведений или же у них будут складываться неправильные представления. Поэтому в раннем детстве, как и в последующие дошкольные годы, необходимо руководить процессом восприятия ребенком окружающих его явлений.
Именно в период дошкольного детства закладываются основы личности будущего человека и это время наиболее благоприятно для развития высших нравственных чувств, воспитания ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Через накопление детьми социального опыта жизни и усвоении принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родного города и родной страны происходит воспитание у дошкольников гражданских чувств. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине-месту, где человек родился.
Академик Д.С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», потому что без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.
Восхищаясь и удивляясь всему, что ребенок видит перед собой, находит отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-любви и привязанности к своей семье, своему дому, к своему детскому саду.
В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет системы, отражающей всю полноту данного вопроса.
Представленный опыт работы направлен на формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой родине в процессе ознакомления с окружающим социальным миром.
Вопросы о формировании представлений о малой родине и воспитании любви к Родине представлены в педагогических исследованиях Н.В. Алешиной, Л.Ф. Грибовой, Н.Г. Комратовой, Л.А. Кондрыкинской, М.Д. Маханевой, М.Ю. Новицкой, В.И. Савченко и др.
В своих работах отечественные педагоги уделяли огромное внимание воспитанию у дошкольников любви к родному краю (В.А. Сухомлински, К.Д. Ушинский и др.) считая, что обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.
Проблемы приобщения дошкольников к истории, культуре родного края отражены в современных исследованиях Т.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной, Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой, Е.В. Соловьевой и др.
Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город. Это мир взрослых, с которым ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему понять окружающую действительность. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.
Педагогический опыт реализуется на семинарах, педагогических совещаниях, путем организации «круглых столов».
Цель моей работы – изучить формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой родине в процессе ознакомления с окружающим социальным миром.
Задачи:
- познакомить детей раннего возраста с окружающим социальным миром;
- разработать способы формирования у детей раннего возраста первичных представлений о малой родине в процессе ознакомления с окружающим социальным миром.
В процессе формирования у детей раннего возраста первичных представлений о малой родине в процессе ознакомления с окружающим социальным миром, применялись следующие технологии:
- интерактивные (доски);
- информационно-коммуникационные технологии (презентации, мультимедиа).
Интерактивные технологии, которые соединяют в себе и возможность одновременного получения образа объекта, процесса в различных информационных представлениях: графика, звук, видео, и реализации динамизма движения, преобразования объектов в виде анимации, что повышает эффективность восприятия детьми раннего возраста материала.
Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта работы состоит в переносе системы работы других педагогов в свою деятельность при условии глубокого понимания ее сущности и преимуществ. При обобщении педагогического опыта происходило ознакомление с различной психолого-педагогической литературой по данной тематике, учитывался положительный опыт педагогов различных дошкольных образовательных учреждений.
Данный педагогический опыт необходимо освещать для педагогического сообщества, так как, на сегодняшний день, уровень патриотического воспитания у дошкольников находится на недостаточном уровне. Педагоги должны создать такие условия познавательной деятельности, которые давали бы возможность малышам обследовать предметы и объекты, экспериментировать с природным материалом, наблюдать за живой и неживой природой.
На своей персональной страничке я стараюсь размещать дидактические и методические материалы, которые включают в себя методические разработки, конспекты занятий, досугов и развлечений с воспитанниками; презентации, консультации для родителей.
Разработан дидактический материал по формированию у детей раннего возраста первичных представлений о малой родине в процессе ознакомления с окружающим социальным миром (Приложение 1).
Таким образом, работу по формированию первичных представлений о малой родине у детей раннего возраста планирую проводить и в дальнейшем. Ведь полученные в детском саду знания, очень пригодятся ребятам не только в детском саду, но и в дальнейшей жизни.
Приложение 1
Дидактический материал по формированию у детей раннего возраста первичных представлений о малой родине в процессе ознакомления с окружающим социальным миром
Игра «Наш город», закрепляет знания детей о своем городе, о зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада В игре по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем городе, о зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада.
Дидактическая игра «Где находится памятник?» знакомит детей с памятниками, учит ориентироваться в родном городе.
Взрослый демонстрирует изображения памятников, просит вспомнить и рассказать, где установлен этот памятник.
Дидактическая игра «Птицы нашего края», помогает познакомить детей с птицами родного края, прививает любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать за братьями меньшими. В ходе демонстрации карточек с изображениями птиц, взрослый просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
Игра «Животные нашего края» знакомит детей с животными родного края.
С помощью игр, знакомятся с символами России, основными (главными) личностями страны.
Так, в дидактической игре «Флаг России», ребенок должен из 3 полосок разного цвета, собрать флаг своей страны. Эта игра помогает узнать основные цвета российского флага, ну и, естественно, формирует знания о флаге своей страны.
В игре «Герб России», дети должны из кусочков (8 шт.) собрать картинку - герб России. Эта игра способствует формированию знаний о гербе своей страны – России.
В игре «Назови кто это?», дети знакомятся с главными людьми РФ.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Так, в дидактической игре «Отгадай сказку» знакомим детей с русскими народными сказками, героями, прививаем интерес к сказкам своей Родины.
Каждый народ имеет свою национальную одежду, которая отличает их от других народов. В дидактической игре «Подбери наряд кукле», знакомятся с разными национальными костюмами. Среди них они должны найти русский народный костюм для бумажной куклы.
Интерес к русскому творчеству мы прививать в игре «Народные промыслы», где ребята в форме игры-лото знакомятся с различными видами русских промыслов.
Благодаря дидактическим играм, ребенок, постепенно, знакомится с детским садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами, главными личностями страны, национальной культурой (одеждой, промыслами), народным творчеством (сказки).
Речевое развитие будет осуществляться в процессе «Красоты и богатства Хакасии», «Традиционные народные жилища в Хакасии».
«Художественно-эстетическое развитие» (рисование) на темы: «Хакасский национальный костюм»:
«Юрта»
Беседа на тему: «Мое любимое место в городе».
Рассматривание фотоальбомов (фотографии с видами Хакасии, природа Хакасии, памятники, места родного края).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа
В современном мире одним из направлений познавательного развития, в соответствии c введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, предус...
Система формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа
Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. В дошкольном возрасте источником представления о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок общаясь со взрослым пере...
«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях родного города в процессе прогулок»
Совершенствовать образовательную и воспитательную работу в области социокультурных ценностей дошкольников на примере ближайшего социального окружения....
«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об объектах окружающего мира посредством использования игровых технологий»
Методическая разработка на тему "Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об объектах окружающего мира посредством использования игровых технологий" ориентиров...
"Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой Родине в процессе ознакомления с окружающим социальным миром".
Сообщение из опыта работы...
«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об окружающем мире посредством игровой деятельности»
laquo;Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об окружающем мире посредством игровой деятельности»...
«Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой родине»
Цель: Пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию....