Краткосрочный проект в старшей группе Зимующие птицы Верхнекетского района
проект (старшая группа)

Черданцева  Наталья Владимировна

Краткосрочный проект в старшей группе Зимующие птицы Верхнекетского района

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

F:\Конкурс кормушки\1625176551_56-phonoteka-org-p-ptitsi-zimoi-na-rabochii-stol-krasivo-oboi-58.jpg

Краткосрочный проект

 в старшей группе

«Зимующие птицы  

Верхнекетского района»

Разработали:

                               Воспитатель: Шамова М.А. 1 кв. категории:

                               Воспитатель: Черданцева Н.В.1 кв. категории

р.п.Белый Яр 2022г

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

Паспорт педагогического проекта

Название проекта

«Зимующие птицы  Верхнекетского района»

Описание материала

Предлагаю вам проект для детей старшей группы (5 - 6 лет) по теме «Зимующие птицы  Верхнекетского района». Данный материал может быть полезен для воспитателей в детском саду. Этот проект поможет познакомить детей с зимующими птицами родного края, с их внешностью, повадками, питанием, воспитает гуманное отношение к птицам.

Организация

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области

Характеристика проекта

- Информационно - творческий;

- Краткосрочный (05.12.2022 – 16.12.2022);

- Дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Цель проекта

формирование экологических знаний о птицах родного края и бережного отношения к ним.

Задачи проекта

-расширить представление о повадках зимующих птиц в Верхнекетском районе,  способах  добывания ими пищи и правильном рационе питания;

-воспитывать гуманное отношение к птицам родного края, желание помочь пережить им зимнее время года;

-совершенствование выразительной и связной речи, обогащение словарного запаса, развивать любознательность, мышление, воображение;

- развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания;

-привлечение воспитанников и родителей к сотрудничеству.

Проблема

Недостаточный уровень знаний у детей о том, что зимнее время – это  не только веселые праздники, оживленное катание  с горок отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Зимующие  птицам очень  тяжело пережить эти времена, они нуждаются в помощи. Люди могут  помочь птицам, устраивая для них  столовые -  развешивая кормушки  и регулярно посыпая корм.

Актуальность

Дети познают мир, стараясь потрогать его, попробовать на вкус. Но вокруг них много нового, непонятного, потрогать которое невозможно. И порой эта область знаний становиться им малоинтересна, так как «не даётся в руки».  Зимой мы видим на улицах намного меньше птиц, чем в теплое время года. Дошкольникам важно объяснить, какие птицы остаются зимовать в родном краю, почему они не улетают. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Зимующие птицы  Верхнекетского района». Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам.

Новизна

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Формы и методы работы:

  • продуктивная деятельность, рисование, лепка;
  • чтение художественной литературы;
  • игровая деятельность
  • подвижные игры;
  • разные формы бесед;
  • показ презентаций;
  • взаимодействие с семьёй;
  • подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
  • рассматривание репродукций картин, иллюстраций, альбомов;
  • тематическая выставка, конкурс.

Предполагаемый результат:

Дети:

• Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Зимующие птицы  Верхнекетского района»;

• Сформированность экологического воспитания в процессе реализации проекта;

• Заинтересованность детей темой о зимующих птиц, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.

Родители:

• Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

• Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Педагоги:

• Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности

• Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов).

Этапы реализации проекта:

1этап- подготовительный

  • Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями;
  • Применение метода трех вопросов: «Что мы знаем о птицах?», «Что хотим узнать?», «Как и где можно узнать?»;
  • Создание необходимых условий для реализации проекта;
  • Перспективное планирование проекта;
  • Разработка и накопление материалов по проблеме;
  • Подготовка материалов для детского творчества.

2этап- основной(практический)

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах;

3 этап- заключительный.

  • Оформление результата проекта в виде презентации;
  • Проведение конкурса «Лучшая кормушка»;
  • Организация и открытие «Птичьей столовой»;
  • Создание Красной Книги Верхнекетского района птицы;
  • Принять участие в экологическом конкурсе;
  • Папка-передвижка "Кормушки для птиц";
  •  Памятки- брошюра "Чем кормить птиц?";
  • Консультация для родителей «Зимующие птицы нашего края»;
  • Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку»;
  • Фотовыставка "Птичья столовая";
  • Развлечение «Праздник птиц».

Метод трех вопросов:

Что знаю?

-У птиц есть перья, клюв, крылья.

-Птицы улетают в теплые края.

-Каждая птица говорит по-своему.

Что хочу знать?

-Почему птицы в перьях?

-Почему не все птицы улетают в теплые края?

-Как говорят птицы?

-Как ухаживать за птицами?

-Какое «меню» предпочитают птицы?

-Зачем нужны птицы?

Как и где можно узнать?

-В зоопарке.

-От воспитателей, родителей, бабушек.

-Рассматривая картинки, альбомы, книги.

-В библиотеке, музее.

-В компьютере, по телевидению.

Этапы реализации проекта:

Образовательные области

Виды детской деятельности

Познавательное развитие

Беседы: 

  • Знакомство с зимующими птицами Верхнекетского района;
  • Что нужнее птице, тепло или пища?»;
  • «Для чего кормушке крыша?»;
  • Знакомство с дятлом «Почему лесной доктор?»

Наблюдение на прогулку:

  • Наблюдение за птицами;
  • Вывешивание кормушек и скворечников на территории детского сада;
  • Наблюдение за птицами на кормушке.

Конструирование:

  • «Кормушка для птиц».

Речевое развитие

 Составление описательного рассказа:

  • Составление рассказа «На нашей кормушке».

Артикуляционная гимнастика:

  • «Голодные птенчики».

Чтение детям:

  •  В.Бианки и Вострокова ««Подкормка и охрана зимующих птиц»;
  • А.Яшина «Покормите птиц зимой!»;
  • Стихотворение о птиц: В. Звягина «Воробей» .С.А. Есенин «Поет зима, аукает» , Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонова «Зимние гости», «Сел на ветку снегирек»;
  • Н.Сладкова «Волшебная палочка», «Кусок хлеба»;
  • В.Бианки «Сумасшедшая птица»;
  • Г.Скребицкий и В.Чаплина «Зимние гости», «Чем дятел зимой питается»;
  • Загадки, поговорки, пословицы, потешки о птиц.

 Словесные игры:

  • «Назови ласково»;
  • «Один – много»;
  • «Кто как голос подает»;
  • «Подбери признак»;
  • «Подскажи словечко».

Художественное-эстетическое развитие

 Рисование:

  • «Снегири на рябине»;
  • «Синичка на ветки».

 Аппликация:

  • «Воробей»;
  • «Сказочная птица».

 Лепка:

  • «Птичка»;

Просмотр:

  • «Серая Шейка»;
  • Фиксики "Кормушка";
  • Обучающее видео для детей «Зимующие птицы»;
  • «Таёжная сказка»;
  • «Чужой голос».

Просмотр картины 

  • А. Пластов «Первый снег»;
  • И. Гусев «Снегири»;
  • Рыжиков «Снегири»;
  • Ольги Цуриной «Свиристели».

 Просмотр электронных презентаций:

  • «Птицы нашего края»;
  • «Как живут птицы зимой?»;
  • «Игра «Чье? Чья? Чьи?»;
  • «Народные приметы о зимующих птиц».

 Прослушивание музыкальных композиций:

  •  Слушание голосов  зимующих птиц родного края.

Социально-коммуникативное развитие

Беседы:

  • «Проблемная ситуация «Из чего можно сделать кормушку?»;
  • «Проблемная ситуация «Нужна ли птицам зимой вода?».

 Сюжетно-ролевые игры:

  •  «Птичий питомник»;
  • «Орнитолог».

Дидактические игры:

  • «Кто лишний?» (зимующие и перелетные птицы);
  • «Кто улетел?» (развитие внимания);
  • «Угадай по описанию» (внешний вид с опорой на картинку);
  • «Чей хвост»;
  • «В зимней столовой»;
  • «Угадайте, что за птица?»;
  • «Что едят птицы».

Физическое развитие

Комплекс утренней гимнастики:

  • «Прилетели птицы» (без предметов).

Гимнастика после сна:

  • «Зимующие птицы».

Подвижные игры:

  • «Вороны»;
  • «Птички-невелички»;
  • «Воробышки и автомобиль».

Физкультминутка:

  • «Снегири».

Пальчиковая гимнастика:

  • «Синички»;
  • Кормушка.

Мероприятия по работе с родителями

Проведение конкурса «Лучшая кормушка»;

Организация и открытие «Птичьей столовой»;

Создание Красной Книги Верхнекетского района птицы;

Консультация для родителей «Зимующие птицы нашего края», «Как и из чего можно сделать кормушку»

Папка-передвижка "Кормушки для птиц",

памятки "Чем кормить птиц?";

Фотовыставка "Птичья столовая".

Оценка результатов проекта: 

Расширен кругозор детей о зимующих птицах Верхнекетского района. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Список литературы:

1.     1000 загадок. – СПб.: «Издательский дом Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000. – 272с.

2.     Бианки В.В. Сказки и рассказы о животных. - М.: Белый город, 2009. – 143 с.

3.     Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста, СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011 г.

4.     Коробова М. В.  Малыш  в мире природы: метод, пособие для воспитателей и родителей/ М. В. Коробова, Р. Ю. Посылкина; [науч. ред. Г. Г. Григорьева]. – М.: Просвещение 2005-94с.

5.     Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автоновного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский ссад» Верхнекетского района Томской области.

6.     Чернякова В. Н. «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г.

7.  Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного возраста в детском саду.

8. Железнова Е. Р. Оздоровительная гимнастика и подвижные игры для старших дошкольников. Изд. : Детство-Пресс, 2013-80с.

9. Павлова О. В. Изобразительная деятельность и художественный труд. Изд. : Учитель, 2014-202с.

10.

11.  https://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в подготовительной группе : «Зимующие птицы»

Вид проекта: информационно-творческий.Продолжительность проекта:краткосрочный (2 недели).Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.Охватываемые образ...

Краткосрочный проект в старшей группе "Зимующие птицы"

Краткосрочный проект в старшей группе "Зимующие птицы"...

Краткосрочный проект в старшей группе "Покормите птиц зимой"

Цель: закрепить представления дошкольников  о зимних птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой....

Краткосрочный проект в младшей группе " Зимующие птицы"

Краткосрочный проект в младшей группе " Зимующие птицы"...

Краткосрочный экологический проект в старшей группе «Зимующие птицы »

Продолжительность проекта: краткосрочный. Тип проекта: познавательно-творческийУчастники проекта: дети, воспитатели, логопед,родители.Возраст детей: старшая группа (5-6лет)Актуальность проек...

Краткосрочный проект в старшей группе "Покормите птиц зимой"

Покормите птиц зимой!Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.Небогаты их корма.Горсть зерна нужна,Горсть одна — и не страшнаБудет им зима…А.Яшин...