Краткосрочный экологический проект в старшей группе «Зимующие птицы »
план-конспект занятия (старшая группа)

Продолжительность проекта: краткосрочный. 

Тип проекта: познавательно-творческий

Участники проекта: дети, воспитатели, логопед,родители.

Возраст детей: старшая группа (5-6лет)

Актуальность проекта: человек видит и слышит птиц каждый день. Сложно себе представить, что их не станет. Роль пернатых в экосистеме очень велика. Птицы являются верными защитниками растительности от вредителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy.docx39.04 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный экологический проект в старшей группе

«Зимующие птицы »

 

Продолжительность проекта: краткосрочный.  

Тип проекта: познавательно-творческий

Участники проекта: дети, воспитатели, логопед,родители.

Возраст детей: старшая группа (5-6лет)

Актуальность проекта: человек видит и слышит птиц каждый день. Сложно себе представить, что их не станет. Роль пернатых в экосистеме очень велика. Птицы являются верными защитниками растительности от вредителей.

Зима - трудное время для птиц. Большое количество пернатых гибнет зимой от нехватки корма (ягод, семян, насекомых). Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой, создать условия для общения ребёнка с миром природы.  Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. 

Проблема: Можно ли каким-то образом помочь птицам выжить зимой, подружиться с ними?

ЦельФормировать у детей представление о многообразии зимующих птиц; умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в природе; роли человека в жизни птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам.

Задачи проекта:

Для детей:

  • Обогащать и углублять представления о зимующих птицах нашего края.
  • Способствовать  развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения. 
  • Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц. 
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.   
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Для педагогов:

  • Способствовать расширению представлений детей о зимующих птицах нашего края
  • Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
  • Развивать познавательные способности детей в исследовательской и творческой деятельности; активизировать детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом, активизировать словарь детей.
  • Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений.

Для родителей 

  • Проводить  совместные прогулки с детьми в лес,парк (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
  • Способствовать развитию творческого потенциала родителей с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
  • Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
  • Привлечь   родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
  • Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе.  
  • Подкармливая птиц, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
  • Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

           Досуг «Сказка о зиме и птицах».

   Продукты проекта :

Рисунки детей «Снегири на ветках»  «Птицы на кормушках»

         Лепка «Птицы  клюют зернышки»      

         Аппликация «Птицы на дереве»  

         Ручной труд «Снегирь»

Обеспечение:

Методическое:

– «Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлёва В.Н.;

– Программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»,   и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

Материально-техническое:

– картинки, иллюстрации с изображением птиц;

– художественные произведения – рассказы, сказки, стихи и загадки о птицах;

- аудиозапись с голосами птиц.

Основные этапы реализации проекта:

1.Работа с детьми:

1.Подготовительный:

  а) Выявление первоначальных знаний детей  о зимующих птицах

  б) Информация родителей о предстоящей деятельности.

  в) Планирование работы

  г) Формирование тем для занятий

  д) Подбор иллюстраций, постеров картин   на тему «Зимующие птицы»

  е)  Подобрать сказки, стихи, загадки  о  зимующих птиц                     
 ж) Подготовить раскраски в соответствии с  возрастом.
 з)  Подбор материала для сюжетно-ролевых игр «Зоомагазин»  

       «Больница для птиц»

   и) Настольный театр, плоскостной театр.    

 Основной этап:

Совместная деятельность детей и воспитателя:

Познавательное развитие

«Беседа о птицах»

 Цель: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие)

Проблемная ситуация:

«Что будет, если не станет птиц»,

«Чем мы можем помочь зимующим птицам»;

НОД. Тема: «Зимующие птицы» 

Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах, повторить название и строение птиц,  конкретизировать представления детей о месте обитании зимующих птиц, дать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой, обогатить словарный запас слов по данной теме.

Опытно-экспериментальная деятельность

 Экспериментирование «Исследование различного оперения птиц с помощью лупы».

 Цель: Расширить знания детей о птицах, о том, зачем им нужны перья, на что они  похожи, какую роль играет перо в жизни птиц.

 Наблюдение за синичками.

Цель: Закреплять знание дней недели, зимних месяцев.  Уточнить представление детей о зимующих птицах. Развивать речь детей. Воспитывать любовь к природе.

Наблюдение:  «Жизнь птиц зимой»

 Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни зимующих птиц. Учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения, что птиц надо подкармливать. Развивать интерес к природе.

Целевая прогулка по участку д/с    

Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Цель:  Выяснить, какой корм  птицам нужен. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света

Речевое развитие:  

ООД Тема: Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц:                   «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели».

Цель: Учить составлять рассказ о зимующих птицах, использовать слова: зимующие, корм, кормушки.

Чтение художественной литературы:

Н. Сладков «Волшебная полочка», «Кусок хлеба» ,

В. Бианки «Сумасшедшая птица», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно»,

Г. Скребицкий «Появились синички»,

Л. Воронкова «Птичьи кормушки».

Заучивание стихотворения  А. Яшин  «Покормите птиц зимой!»;

Загадки про зимующих птиц

Чтение пословиц и поговорок  

 Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание репродукций, иллюстраций  о птицах. 

Рассматривание картины О. Потаса «Снегири прилетели».

Рисование:

Снегири на ветке.

Птицы на кормушке.

Лепка:

 «Птицы клюют зернышки»

Аппликация:

 «Птицы на дереве»

Ручной труд:

   Птица

   Угощение для птиц

Социализация

 Дидактические игры и упражнения:

«Закончи предложение»

Цель: закрепить знание пословиц и поговорок о птицах

«Зимующие –перелетные»

Цель: учить различать и назвать перелетных и зимующих птиц

«Кто что ест»

Цель: закреплять знания о том, чем питаются зимующие птицы

«Угадай по описанию»;

Цель: закрепить знания о зимующих птицах.

Сюжетно-ролевые игры :

«Зоомагазин » «Больница для птиц»

Цель: учить детей совместному сюжетосложению, подбирать атрибуты, строить диалоги.  

Театрализованная деятельность.

Настольный театр «Гуси-лебеди»

Драматизация сказки «У кормушки »

Инсценировка стих-ия Б. Брехта «Зимний разговор через форточку»;

Цель: Развивать в детях творческие способности по составлению сказки, воспитывать любовь к природе через художественное слово.

Труд: 

 Чистка кормушек,  подкормка птиц.

Цель: воспитывать заботливое отношение к птицам.

 Физическое развитие

 Подвижные игры:

«Гуси-лебеди»

 Цель: учить правила игры, совершенствовать основное движение бег, не наталкиваясь друг на друга,  развивать диалогическую речь.

«Птички в гнёздышках»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать дружелюбие.

«Совушка»
Цель: закрепить умение действовать по сигналу, развивать выдержку.

«Перелет птиц»

Цель: упражнять детей в спрыгивании с возвышенности, действовать по сигналу, воспитывать дружелюбие.

Пальчиковая гимнастика:

Покормите птиц зимой.

Дятел.

Цель: развивать через художественное слово мелкую моторику рук.  

2. Работа  с родителями:    

 Информационная ширма для родителей «Покормите птиц зимой»

 Список  худ.литературы  для  детей о  птицах.  

 Памятка «Из чего можно сделать кормушку».

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей: 

У детей появилось желание помогать птицам в холодное время года.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

У детей сформированы   определенные системы природоведческие  знания, позволяющие  осознать единство всей природы и место человека в ней.

Обогатилась предметно-развивающая среда в группе: была собрана картотека с иллюстрациями, стихотворениями, рассказами, загадками, презентациями о зимующих птицах;

Сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю;

дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных  ситуациях;

 Для педагогов:

1.Реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте.

2.Систематизация  знаний детей о  зимующих птицах.

3.Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.

Для родителей: 

Родители вместе со своими детьми приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях и стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада.

Заинтересованность  родителей  в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Активное участие родителей в реализации проекта.

Установление эмоционального контакта с детьми.

Итог проекта.

Проведение итогового мероприятия Досуг «Сказка о зиме и птицах».  

Заключение:

       Проект по познавательно-творческому  направлению с использованием  ИКТ «Зимующие птицы» полностью реализован.  

   Проект осуществлялся в форме включения детей в разнообразные виды художественно-творческой, познавательной  и речевой деятельности. В результате реализации проекта у детей совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной познавательной, художественно-творческой деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения. Дети продемонстрировали умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Работа над проектом активизировала познавательно-речевые и художественно-творческие способности детей.

       В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи.

Литература:

  1.  Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003 г.
  2. Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году» М.,1999 г.
  3. Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей» М.,1999 г
  4. «Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлёва В.Н.;
  5. Программа  по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
  7. Долгова Т., Кравченко И. «Прогулки в детском саду»
  8.  Интернет.

                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный экологический проект в старшей группе «Ромашка» «Покормите птиц зимой»

Краткосрочный экологический проект в старшей группе«Ромашка»«Покормите птиц зимой»...

Проект краткосрочный экологический в подготовительной/старшей группе «Поможем птицам». 2019 г.

   Тема: «Поможем птицам».Тип проекта: познавательно-исследовательский.Возраст: дети 5-7 лет.Продолжительность проекта: краткосрочныйПериод выполнения: с 15...

Экологический проект в старшей группе " Зимующие птицы-наши верные друзья"

Цель: Формировать у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека в природеЗадачи:- формировать умение различать и называть зимующих птиц- расширять кругозор о зи...

Краткосрочный экологический проект в старшей группе «Птицы зимой»

Краткосрочный экологический проект в старшей группе«Птицы зимой »Автор проекта: воспитатель – Лобунцова Г.И.   участник – Ермоленко К.Н.  Продолжительность ...

Экологический проект в старшей группе "Зимующие птицы"

экологический проект в старшей группе...

Краткосрочный экологический проект в старшей группе «Покормите птиц зимой»

Краткосрочный экологический проект в старшей группе «Покормите птиц зимой»...