Консультация для педагогов "Содержание и методика формирования представлений о форме детей 4-го года жизни"
консультация

Михайлова Лидия Валерьевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_2_ml.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Сергиево-Посадского городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 28»

141300,Московская область, г.Сергиев Посад, ул.Железнодорожная д.22 «б».

Тел: 8(496)548-08-84. Email: mdou.dc28@mail.ru

Консультация для воспитателей на тему:

«Содержание и методика формирования представлений о форме   детей 4-го года жизни»

Выполнила: Михайлова Л.В.

2022г.

В процессе математического развития у детей формируются представления о форме предметов и геометрических фигурах. В каждой возрастной группе методика ознакомления с геометрическими фигурами имеет свои особенности. Так, во второй младшей группе дети учатся различать  круг, квадрат и треугольник путём обследования этих фигур, используя зрение и осязание. Для демонстрации геометрических фигур необходимо использовать разные по величине и цвету фигуры. Дети разглядывают и сравнивают круг и квадрат, находят общее и разное в этих предметах (фигурах). Обращаясь с вопросом к детям воспитатель привлекает их внимание к особенностям фигур: «Какая это фигура?» (круг), «Какого цвета круг?». Воспитатель предлагает детям обвести круг по контуру. Затем воспитатель достает квадрат, кладёт рядом с кругом, называет фигуру, показывает стороны, углы у квадрата и уточняет у детей: «Что есть у квадрата? Сколько сторон у квадрата? Сколько углов у квадрата? Воспитатель просит обвести детей квадрат по контуру, показать его стороны, углы. Затем воспитатель просит попробовать прокатить по столу сначала круг, потом квадрат и выясняет: «Можно прокатить квадрат? Что ему мешает? (Углы).

 При рассматривании круга и треугольника, воспитатель также предлагает обвести фигуры рукой по контуру и наложить круг на треугольник так, чтобы углы треугольника были видны. Дети выясняют, чем треугольник отличается от круга.

При сравнении треугольника и квадрата, воспитатель уточняет названия фигур и спрашивает: «Что есть у квадрата? (стороны, углы). Сколько сторон, углов?» (много). Воспитатель предлагает показать стороны, углы. Аналогично задаёт вопросы о треугольнике. Затем спрашивает: «Чем похожи квадрат и треугольник? (есть стороны и углы). Чем отличаются? Воспитатель накладывает треугольник на квадрат и обращает внимание какие углы у квадрата и треугольника имеют пару (дружат), у каких углов у квадрата нет друзей. Аналогичные вопросы задаёт о сторонах фигур. Воспитатель обобщает: «У квадрата больше сторон и углов».

Так же  дети сравнивают  фигуры разных цветов и размеров. Тем самым воспитатель подводит их к выводу о том, что форма не зависит от цвета и размера предмета.

Если дети хорошо овладели знаниями о геометрических фигурах, то можно дать им первичные представления о прямоугольнике. Знакомя с прямоугольником, воспитатель предлагает обвести его стороны, сопровождая действия словами: «Длинная, короткая, длинная, короткая. Такая  работа должна проводиться индивидуально, исходя из возможностей ребёнка.

Таким образом самым важным моментом при ознакомлении детей с формой является зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы, разнообразные практические действия, развивающие его сенсорные способности. В организации работы по ознакомлению детей с формой предмета значительное место занимает показ (демонстрация) самой фигуры, а также способов ее обследования. Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений организуются разные дидактические игры и упражнения.

Так, с целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических фигур воспитатель организует игры: «Назови геометрическую фигуру», «Волшебный мешочек», «Домино фигур» и др. В игре «Волшебный мешочек» воспитатель учит детей выбирать фигуры на ощупь, находить по образцу. На столе размещаются знакомые детям геометрические фигуры, а в мешочек складываются такие же. Сначала обращается внимание на геометрические фигуры, размещенные на столе. Дети называют их. Потом по указанию воспитателя ребенок находит в мешочке такую, которая стоит на столе, и показывает ее. Если ребенок не может выполнить задание, то воспитатель еще раз напоминает способы обследования фигуры: рукой медленно обводит по краю (контуру). При повторном проведении игры увеличивается количество геометрических фигур. В играх «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке?», «Геометрическое лото» дети упражняются в нахождении предметов по геометрическим образцам.

Такие задания являются трудными, но в целом доступными для детей. Они развивают у них способность анализировать окружающую обстановку, абстрагироваться при восприятии формы предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние фольклора на формирование чувства эмпатии у детей 4-го года жизни

Анализ источников психолого-педагогической литературы по данной проблеме....

«Проблемы формирования связности речи у детей 5-го года жизни»

ВВЕДЕНИЕ1.      Глава Теоритические основы формирования связной речи1.1  Психолингвистические основы развития связной речи удошкольников.....................................

Формирование сенсорных способностей у детей 2-го года жизни

Важность формирования сенсорных способностей у детей раннего возраста и развивающие игры....

Формирование сюжетной игры у детей пятого-шестого года жизни

Материал содержит практические рекомендации по обучению детей старшего дошкольного возраста навыкам самостоятельной организации сюжетно-ролевой игры....

Формирование культурно-гигиенических навыков детей 2- 3 года жизни

Детки этого возраста стремятся и могут быть самостоятельными, только если для этого им создать условия....