Влияние фольклора на формирование чувства эмпатии у детей 4-го года жизни
статья (младшая группа) на тему
Анализ источников психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_folklora_na_formirovanie_chuvstva_empatii_u_detey.docx | 16.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние фольклора на формирование чувства эмпатии у детей 4-го года жизни.
По мнению Юрчук Е.Н. и др., в последние годы активно реформируется система дошкольного воспитания: растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются разнообразные программы дошкольного воспитания, но, к сожалению, личностное развитие ребёнка получает в вариативных программах недостаточное внимание. Во многих дошкольных учреждениях работа строится таким образом, что приоритет отдаётся интеллектуальному развитию ребёнка, отодвигая в тень становление эмоциональной сферы.
В результате нарушатся гармония развития будущей личности.
Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности
в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников
с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться – в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребёнок ещё маленький: известно, что
с возрастом проблемы обычно лишь усугубляются. Поэтому наряду
с развитием психических функций, интеллекта ребёнка ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.
Воспитать такого ребёнка можно, если научить его очень важному: чувству собственного достоинства и умению жить в человеческом обществе.
По мнению Микляевой Н.В., развитие личности ребёнка дошкольного возраста в процессе социализации в человеческом сообществе
и нравственного воспитания всегда было в центре внимания исследователей. Исследования Выготского Л.С., Венгера Л.А., Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. сделали их имена бессмертными в детской психологии и дошкольной педагогике именно потому, что эти учёные попытались сформировать целостный взгляд на развитие ребёнка не просто как на процесс и результат качественных и количественных изменений в психике, которые характеризуют её переход от низших к высшим уровням, но и как цель и результат социально-нравственного развития и воспитания ребёнка, как на процесс его «вращивания» в человеческую культуру.
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте – эмпатии. Исследования показали, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт ребёнка пополнился множеством единичных положительных поступков. Ребёнок ещё не способен самостоятельно сделать обобщение, но постепенно благодаря оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
Средствами воспитания гуманных отношений в младшем дошкольном возрасте являются сам взрослый как носитель положительного способа поведения, а также произведения фольклора – колыбельные песенки, потешки, пестушки, сказки.
Анализируя более 35 источников психолого-педагогической литературы, было выявлено, что изучением проблемы занимались многие исследователи, среди них Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец,
В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева, С.А. Козлова и др.
Педагоги и психологи выделяют, что чувство эмпатии является важнейшей эмоцией в процессе формирования нравственных чувств,
т.к. предполагает в себе такие особые формы как сочувствие и сопереживание.
Одним из средств формирования чувства эмпатии является фольклор.
Запорожец А.В. и др., выделяют, что для развития эмоциональной сферы ребёнка 4-го года жизни, его сочувствия и сопереживания наиболее приемлемы следующие жанры детского фольклора: колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки.
Виноградова А.М. и др., определяет, что важную роль при формировании чувства эмпатии отводится педагогу, т.е. именно от него зависит наглядность и эмоциональность при использовании фольклора, от его способности «заражать» детей эмоциональностью, дать возможность проявлять свои чувства.
Таким образом, фольклор, его использование в разных режимных моментах, является эффективным средством формирования чувства эмпатии у детей 4-го года жизни.
Литература:
Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика» - М., «Академия», 2008, с. 111-112
Юрчук Е.Н. «Эмоциональное развитие дошкольников» /Методические рекомендации/ - М, «Сфера», 2008, с. 3-7
Микляева Н.В. «Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет» - М, «Айрис-пресс», 2009, с. 3-12, 54-56
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние игровых приёмов обучения на развитие замысла детей 4-го года жизни в изобразительной деятельности».
Игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказывают благотворное влияние на развитие ребенка, его художественных способностей, нравственно-эстетическое развит...
Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
Проблема воспитания межличностных отношений является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является его отношения к лю...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ/
Тема:ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ1. Особенности психического развития ребёнка 3-го года жизни.2. Характерист...
Консультация для воспитателей «Формирование чувства эмпатии у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Формирование чувства эмпатии у детей дошкольного возраста»...
Статья : Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Целью создания проекта, является формирование эмпатии у старших дошкольников, то есть способности понимать и принимать другого ребенка таким, какой он есть , учить сопереживать, сочувствовать , воспит...
Малые формы фольклора, как средство развития активного словаря детей 3-го года жизни.
Малые формы фольклора - это небольшие по объёму фольклорные произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано задолго до овладения речью.Детский фольклор: это потешки, песен...
Паспорт проекта "Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в личностно-образовательной среде "
Актуальность пректа по данной теме определяется усилением значимости такого принципиально важного для межличностного взаимодействия и общения феномена, как эмпатия....