Консультация для воспитателей «Содержание и методика формирования представлений о форме детей 4-го года жизни»
консультация (младшая группа)

Брюханова Елена Николаевна

Формирование представления о форме предметов и геометрических фигурах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_femp.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Сергиево-Посадского городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 28»

141300,Московская область, г.Сергиев Посад, ул.Железнодорожная д.22 «б».

Тел: 8(496)548-08-84. Email: mdou.dc28@mail.ru

Консультация для воспитателей на тему:

«Содержание и методика формирования представлений о форме детей 4-го года жизни»

Выполнила: Брюханова Е.Н.

2022г

В процессе математического развития у детей формируются представления о форме предметов и геометрических фигурах. В каждой возрастной группе методика ознакомления с геометрическими фигурами имеет свои особенности. Так, во второй младшей группе дети учатся различать  круг, квадрат и треугольник путём обследования этих фигур, используя зрение и осязание. Для демонстрации геометрических фигур необходимо использовать разные по величине и цвету фигуры. Дети разглядывают и сравнивают круг и квадрат, находят общее и разное в этих предметах (фигурах). Обращаясь с вопросом к детям воспитатель привлекает их внимание к особенностям фигур: «Какая это фигура?» (круг), «Какого цвета круг?». Воспитатель предлагает детям обвести круг по контуру. Затем воспитатель достает квадрат, кладёт рядом с кругом, называет фигуру, показывает стороны, углы у квадрата и уточняет у детей: «Что есть у квадрата? Сколько сторон у квадрата? Сколько углов у квадрата? Воспитатель просит обвести детей квадрат по контуру, показать его стороны, углы. Затем воспитатель просит попробовать прокатить по столу сначала круг, потом квадрат и выясняет: «Можно прокатить квадрат? Что ему мешает? (Углы).

 При рассматривании круга и треугольника, воспитатель также предлагает обвести фигуры рукой по контуру и наложить круг на треугольник так, чтобы углы треугольника были видны. Дети выясняют, чем треугольник отличается от круга.

При сравнении треугольника и квадрата, воспитатель уточняет названия фигур и спрашивает: «Что есть у квадрата? (стороны, углы). Сколько сторон, углов?» (много). Воспитатель предлагает показать стороны, углы. Аналогично задаёт вопросы о треугольнике. Затем спрашивает: «Чем похожи квадрат и треугольник? (есть стороны и углы). Чем отличаются? Воспитатель накладывает треугольник на квадрат и обращает внимание какие углы у квадрата и треугольника имеют пару (дружат), у каких углов у квадрата нет друзей. Аналогичные вопросы задаёт о сторонах фигур. Воспитатель обобщает: «У квадрата больше сторон и углов».

Так же  дети сравнивают  фигуры разных цветов и размеров. Тем самым воспитатель подводит их к выводу о том, что форма не зависит от цвета и размера предмета.

Если дети хорошо овладели знаниями о геометрических фигурах, то можно дать им первичные представления о прямоугольнике. Знакомя с прямоугольником, воспитатель предлагает обвести его стороны, сопровождая действия словами: «Длинная, короткая, длинная, короткая. Такая  работа должна проводиться индивидуально, исходя из возможностей ребёнка.

Таким образом самым важным моментом при ознакомлении детей с формой является зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы, разнообразные практические действия, развивающие его сенсорные способности. В организации работы по ознакомлению детей с формой предмета значительное место занимает показ (демонстрация) самой фигуры, а также способов ее обследования. Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений организуются разные дидактические игры и упражнения.

Так, с целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических фигур воспитатель организует игры: «Назови геометрическую фигуру», «Волшебный мешочек», «Домино фигур» и др. В игре «Волшебный мешочек» воспитатель учит детей выбирать фигуры на ощупь, находить по образцу. На столе размещаются знакомые детям геометрические фигуры, а в мешочек складываются такие же. Сначала обращается внимание на геометрические фигуры, размещенные на столе. Дети называют их. Потом по указанию воспитателя ребенок находит в мешочке такую, которая стоит на столе, и показывает ее. Если ребенок не может выполнить задание, то воспитатель еще раз напоминает способы обследования фигуры: рукой медленно обводит по краю (контуру). При повторном проведении игры увеличивается количество геометрических фигур. В играх «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке?», «Геометрическое лото» дети упражняются в нахождении предметов по геометрическим образцам.

Такие задания являются трудными, но в целом доступными для детей. Они развивают у них способность анализировать окружающую обстановку, абстрагироваться при восприятии формы предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние фольклора на формирование чувства эмпатии у детей 4-го года жизни

Анализ источников психолого-педагогической литературы по данной проблеме....

Консультация для воспитателей «Содержание и методика подготовительной работы к занятию по изобразительной деятельности»

Консультация   для воспитателей  " Содержание и методика подготовительной работы к занятию по изобразительной деятельности"...

Консультация для воспитателей «Содержание и средства формирования у детей-дошкольников представлений о природном мире Родного края»

Подготовлено воспитателем Осиповой Натальей Анатольевной, МБДОУ "Детский сад №60 "Заинька" г. Тамбов      Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Поч...

Консультация для воспитателей.Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков детей второй группы раннего возраста

Одна из задач воспитания детей второй группы раннего возраста - формирования у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети третьего года жизни, пришедшие в детский ...

Консультация для воспитателей:"Содержание и методика проведения физкультурных досугов в дошкольном учреждении."

Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттрак...