Формирование сюжетной игры у детей пятого-шестого года жизни
консультация (старшая группа)

Пелипенко Наталья Алексеевна

Материал содержит практические рекомендации по обучению детей старшего дошкольного возраста навыкам самостоятельной организации сюжетно-ролевой игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

“Формирование сюжетной игры у детей пятого-шестого года жизни”

автор: воспитатель МБДОУ ДС КВ №5

Пелипенко Наталья Алексеевна

Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни - формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и вновь обозначать её для партнёров в процессе развертывания игры. Эти умения -  залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения ребенка, чтобы подключить к игре сверстников, ребенок должен найти себе роль, подходящую по смыслу к их ролям, в ходе игры соотносить свои действия с действиями разных партнеров. Важно чтобы ребенок умел сменить первоначальную приятную роль на новую.

Обычно воспитатели не ставят перед собой задачу специального формирования у детей таких умений, уделяя основное внимание обогащению содержания игры. Подбирается конкретная тема, связанная с определенной сферой реальной жизни, организуется игра по заранее спланированному сюжету, включающему соответствующие роли, которые необходимо выполнять от начала и до конца. Периодически повторяя игру по одному сюжету, воспитатель добивается, чтобы каждый ребенок научился выполнять разные роли. Для детей пятого года жизни достаточно двух-трех дополнительных ролей , хотя их может быть и больше. В качестве примера приведем несколько конкретных  “кустов” ролей:

дочка, сын

пассажир

мама

папа

шофер

бензозаправщик

бабушка

механик

Если для использования в игре реалистической тематики воспитателю придется подумать о том, как построить возможный “куст” ролей, то сказочные сюжеты уже имеют такую ролевую структуру (главный герой сказки обычно последовательно взаимодействует с остальными персонажами).

Отмечаем еще один важный момент. Овладение умениями изменять роле­вые позиции и роли уже само по себе делает самостоятельную игру ребенка богаче, способствует развитию эмоционально-действительной ориентации в смыслах человеческих действий и отношений. Чтобы включить в игру различные типы отношений. Чтобы включить “куст” ролей следующим образом:

пациент

пассажир

врач

медсестра

капитан

матрос

другой врач

капитан другого судна

Введение к концу игры такой же роли, как основная, очень полезно, так как об­щение двух одинаковых персонажей помогает ребенку отчетливее представить смысловые связи ролей, активизирует ролевой диалог, способствует развитию речи. Приведенные схемы помогут воспитателю правильно развертывать совместную игру с детьми.

Если педагог планирует какой-нибудь сюжет, для детей он должен выглядеть импровизацией - интересным предложением, вносимым по ходу игры партнёром-взрослым. Очень важно, чтобы имели представление о тех или иных ролях, включаемых в игру, но заметим, что ознакомление с окружающим, каким бы полным оно не было, не обеспечит ребенка специфическими игровыми умениями, которые он может приобрести в непринужденной совместной игре с партнером - взрослым.

Рассмотрим, как конкретно воспитатель развертывает совместную игру с детьми. На первом этапе игра строиться таким образом, чтобы у ребенка была основная роль, а взрослый при развитии сюжета последовательно меняет свои роли. Воспитатель не рассказывает предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предлагая ребенку основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую его. Если у ребенка возникает собственные предложения в ходе игры, необходимо их принять.

Играя с ребенком воспитатель использует минимальное количество

игрушек, чтобы они не отвлекали внимание от ролевого взаимодействия. В играх также использует предметы заменители.

С дошкольниками, у которых менее развито ролевое поведение целесообразно развёртывать игру по мотивам сказочных сюжетов, хорошо им известным.

Педагог не всегда располагает реальными возможностями часто играть с каждым ребенком, поэтому необходимо играть с небольшой подгруппой. Вовлечение детей в игру осуществляется только по их желанию. Поскольку проведение игры зависит от ситуации, настроения, инициативы ее участников, нельзя дать конкретных рецептов ее организации. Можно лишь приблизительно представить тактику и манеры поведения взрослого как партнера детей. Вся игра должна носить характер свободной импровизации, дети должны быть активными, оживленными.

К пяти годам у детей сформированы условно-предметный и ролевой способы построения сюжетной игры. Что нужно для ее дальнейшего развития? Воспитатели старших групп озадачены главным образом обогащением тематического содержания игры и внедрением ее «коллективной» формы. Это часто сводится к разучиванию сюжетов готовых, предусмотренных программой (почта, стройка и т.д.). По сравнению с предыдущим возрастным этапом изменяются лишь темы и увеличивается количество участников, за которыми на все время игры закрепляются определенные роли. Воспитатель стремится охватить игрой по заданному сюжету всю группу. Одна из линий развития сюжетной игры для детей 6 лет — игра фантазирования. Совместная игра — фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные — события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замены. Разумеется дети 6 лет еще не могут самостоятельно развертывать игру — фантазирование в чисто речевом плане, но возможность перехода на эту новую ступень закладывается уже в старшем дошкольном возрасте.

Для того чтобы дети могли реализовать творческие возможности и действовать согласованно, необходимо овладение новыми, более сложным

способом построения игры — совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров - сверстников: обозначать для них (пояснить), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушивается к мнению партнеров. Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постоянно взрослый переводит детей ко все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого «расшатывания» являются сюжеты волшебных сказок. Преобразовывать сказки довольно легко: сохраняя общий смысл событий, надо лишь изменять конкретные условия действий персонажей или самих персонажей, выполняющих в сказке те, или иные функции получится новая сказка. Дети к 5-6 годам знают уже много сказок и у них, конечно. Есть интуитивные представления о том, как бывает в сказке. Как начинать игру -— придумывание? Прежде всего, надо сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Это можно сделать, вспоминая вместе известную сказку, пересказывая ее, но в непринужденной форме. Начинать преобразование известной сказки проще всего с замены главного героя. Следует помнить, что в ходе игры дети будут вносить свои предложения, развертывать сюжет по своему. Придуманная вместе сказка всегда будет отличаться от замысла каждого из партнеров. Игра — придумывание каждый раз должна занимать не более 10-15 минут, желательно участников посадить так, чтобы они видели друг друга. Постепенно в игру можно включать не 2-х, а 3-4-х детей.

В дальнейшем воспитатель продолжает проводить с детьми совместную игру — придумывание, предлагая теперь придумывать не сказки, а настоящие истории.

Характер игры -— придумывания воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется в определенной последовательности:

1. — совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки: 2-

частичное преобразование известной сказки; 3.- придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов; 4- развертывание нового сюжета с разно конкретными ролями в процессе «телефонных разговоров»; 5.- придумывание новых историй на основе реалистических событий.

Заключая разговор о формировании сюжетной игры дошкольников, напоминаем, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящий: 1) формирование игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером»; и 2) самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условие для неё.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математических представлений у детей 5- 6 года жизни. Деление целого на части. (Из опыта работы)

  Материал, содержащийся в данной статье, представляет собой опыт работы развития математических способностей воспитателя с детьми 5- 6 года жизни....

Влияние фольклора на формирование чувства эмпатии у детей 4-го года жизни

Анализ источников психолого-педагогической литературы по данной проблеме....

Формирование сенсорных эталонов формы и величины как основа формирования элементарных математических представлений детей 3-го года жизни

Данные материалы пригодились мне для выступления на методическом объединении педагогов раннего  дошкольного возраста...

«Проблемы формирования связности речи у детей 5-го года жизни»

ВВЕДЕНИЕ1.      Глава Теоритические основы формирования связной речи1.1  Психолингвистические основы развития связной речи удошкольников.....................................

План работы перспективного планирования сюжетно-ролевых игр детей 5-го года жизни на 2021/2022 учебный год.

План работы перспективного планирования сюжетно-ролевых игр детей 5-го года жизни на 2021/2022 учебный год....

Формирование сюжетной игры у детей шестого года жизни.

К пяти годам у детей сформированы условно-предметный и ролевой способы построения сюжетной игры. Что же нужно для ее дальнейшего развития?...