Формирование сюжетной игры у детей пятого-шестого года жизни
консультация (старшая группа)
Материал содержит практические рекомендации по обучению детей старшего дошкольного возраста навыкам самостоятельной организации сюжетно-ролевой игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей ДОУ | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
“Формирование сюжетной игры у детей пятого-шестого года жизни”
автор: воспитатель МБДОУ ДС КВ №5
Пелипенко Наталья Алексеевна
Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни - формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и вновь обозначать её для партнёров в процессе развертывания игры. Эти умения - залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения ребенка, чтобы подключить к игре сверстников, ребенок должен найти себе роль, подходящую по смыслу к их ролям, в ходе игры соотносить свои действия с действиями разных партнеров. Важно чтобы ребенок умел сменить первоначальную приятную роль на новую.
Обычно воспитатели не ставят перед собой задачу специального формирования у детей таких умений, уделяя основное внимание обогащению содержания игры. Подбирается конкретная тема, связанная с определенной сферой реальной жизни, организуется игра по заранее спланированному сюжету, включающему соответствующие роли, которые необходимо выполнять от начала и до конца. Периодически повторяя игру по одному сюжету, воспитатель добивается, чтобы каждый ребенок научился выполнять разные роли. Для детей пятого года жизни достаточно двух-трех дополнительных ролей , хотя их может быть и больше. В качестве примера приведем несколько конкретных “кустов” ролей:
дочка, сын | пассажир | |||
мама | папа | шофер | бензозаправщик | |
бабушка | механик |
Если для использования в игре реалистической тематики воспитателю придется подумать о том, как построить возможный “куст” ролей, то сказочные сюжеты уже имеют такую ролевую структуру (главный герой сказки обычно последовательно взаимодействует с остальными персонажами).
Отмечаем еще один важный момент. Овладение умениями изменять ролевые позиции и роли уже само по себе делает самостоятельную игру ребенка богаче, способствует развитию эмоционально-действительной ориентации в смыслах человеческих действий и отношений. Чтобы включить в игру различные типы отношений. Чтобы включить “куст” ролей следующим образом:
пациент | пассажир | |||
врач | медсестра | капитан | матрос | |
другой врач | капитан другого судна |
Введение к концу игры такой же роли, как основная, очень полезно, так как общение двух одинаковых персонажей помогает ребенку отчетливее представить смысловые связи ролей, активизирует ролевой диалог, способствует развитию речи. Приведенные схемы помогут воспитателю правильно развертывать совместную игру с детьми.
Если педагог планирует какой-нибудь сюжет, для детей он должен выглядеть импровизацией - интересным предложением, вносимым по ходу игры партнёром-взрослым. Очень важно, чтобы имели представление о тех или иных ролях, включаемых в игру, но заметим, что ознакомление с окружающим, каким бы полным оно не было, не обеспечит ребенка специфическими игровыми умениями, которые он может приобрести в непринужденной совместной игре с партнером - взрослым.
Рассмотрим, как конкретно воспитатель развертывает совместную игру с детьми. На первом этапе игра строиться таким образом, чтобы у ребенка была основная роль, а взрослый при развитии сюжета последовательно меняет свои роли. Воспитатель не рассказывает предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предлагая ребенку основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую его. Если у ребенка возникает собственные предложения в ходе игры, необходимо их принять.
Играя с ребенком воспитатель использует минимальное количество
игрушек, чтобы они не отвлекали внимание от ролевого взаимодействия. В играх также использует предметы заменители.
С дошкольниками, у которых менее развито ролевое поведение целесообразно развёртывать игру по мотивам сказочных сюжетов, хорошо им известным.
Педагог не всегда располагает реальными возможностями часто играть с каждым ребенком, поэтому необходимо играть с небольшой подгруппой. Вовлечение детей в игру осуществляется только по их желанию. Поскольку проведение игры зависит от ситуации, настроения, инициативы ее участников, нельзя дать конкретных рецептов ее организации. Можно лишь приблизительно представить тактику и манеры поведения взрослого как партнера детей. Вся игра должна носить характер свободной импровизации, дети должны быть активными, оживленными.
К пяти годам у детей сформированы условно-предметный и ролевой способы построения сюжетной игры. Что нужно для ее дальнейшего развития? Воспитатели старших групп озадачены главным образом обогащением тематического содержания игры и внедрением ее «коллективной» формы. Это часто сводится к разучиванию сюжетов готовых, предусмотренных программой (почта, стройка и т.д.). По сравнению с предыдущим возрастным этапом изменяются лишь темы и увеличивается количество участников, за которыми на все время игры закрепляются определенные роли. Воспитатель стремится охватить игрой по заданному сюжету всю группу. Одна из линий развития сюжетной игры для детей 6 лет — игра фантазирования. Совместная игра — фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные — события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замены. Разумеется дети 6 лет еще не могут самостоятельно развертывать игру — фантазирование в чисто речевом плане, но возможность перехода на эту новую ступень закладывается уже в старшем дошкольном возрасте.
Для того чтобы дети могли реализовать творческие возможности и действовать согласованно, необходимо овладение новыми, более сложным
способом построения игры — совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров - сверстников: обозначать для них (пояснить), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушивается к мнению партнеров. Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постоянно взрослый переводит детей ко все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого «расшатывания» являются сюжеты волшебных сказок. Преобразовывать сказки довольно легко: сохраняя общий смысл событий, надо лишь изменять конкретные условия действий персонажей или самих персонажей, выполняющих в сказке те, или иные функции получится новая сказка. Дети к 5-6 годам знают уже много сказок и у них, конечно. Есть интуитивные представления о том, как бывает в сказке. Как начинать игру -— придумывание? Прежде всего, надо сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Это можно сделать, вспоминая вместе известную сказку, пересказывая ее, но в непринужденной форме. Начинать преобразование известной сказки проще всего с замены главного героя. Следует помнить, что в ходе игры дети будут вносить свои предложения, развертывать сюжет по своему. Придуманная вместе сказка всегда будет отличаться от замысла каждого из партнеров. Игра — придумывание каждый раз должна занимать не более 10-15 минут, желательно участников посадить так, чтобы они видели друг друга. Постепенно в игру можно включать не 2-х, а 3-4-х детей.
В дальнейшем воспитатель продолжает проводить с детьми совместную игру — придумывание, предлагая теперь придумывать не сказки, а настоящие истории.
Характер игры -— придумывания воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется в определенной последовательности:
1. — совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки: 2-
частичное преобразование известной сказки; 3.- придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов; 4- развертывание нового сюжета с разно конкретными ролями в процессе «телефонных разговоров»; 5.- придумывание новых историй на основе реалистических событий.
Заключая разговор о формировании сюжетной игры дошкольников, напоминаем, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящий: 1) формирование игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером»; и 2) самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условие для неё.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование математических представлений у детей 5- 6 года жизни. Деление целого на части. (Из опыта работы)
Материал, содержащийся в данной статье, представляет собой опыт работы развития математических способностей воспитателя с детьми 5- 6 года жизни....
Влияние фольклора на формирование чувства эмпатии у детей 4-го года жизни
Анализ источников психолого-педагогической литературы по данной проблеме....
Формирование сенсорных эталонов формы и величины как основа формирования элементарных математических представлений детей 3-го года жизни
Данные материалы пригодились мне для выступления на методическом объединении педагогов раннего дошкольного возраста...
«Проблемы формирования связности речи у детей 5-го года жизни»
ВВЕДЕНИЕ1. Глава Теоритические основы формирования связной речи1.1 Психолингвистические основы развития связной речи удошкольников.....................................
План работы перспективного планирования сюжетно-ролевых игр детей 5-го года жизни на 2021/2022 учебный год.
План работы перспективного планирования сюжетно-ролевых игр детей 5-го года жизни на 2021/2022 учебный год....
Формирование сюжетной игры у детей шестого года жизни.
К пяти годам у детей сформированы условно-предметный и ролевой способы построения сюжетной игры. Что же нужно для ее дальнейшего развития?...