Конспект занятия "Перелетные птицы осенью"
план-конспект занятия (старшая группа)

Барышева Надежда Николаевна

Основная задача занятия " Перелетные птицы осенью"  закреплять и расширять знания детей о перелетных птицах, внешнем виде, питании и поведении птиц; изучать особенности отлета перелетных птиц. Развивать активный и посивный словарь, память, координацию речи с движением, развивать мелкую моторику, внимание, наглядно-логическое мышление. Закреплять знания о названиях ( журавли, ласточки,грачи, скворцы, кукушка, утки, гуси...)

На занятии дети отгадывают загадки о перелетных птицах. Играют в словесные игры " Скажи одним словом"," Скажи наоборот",Игровые упражнения " Отгадай и присядь", " Найди причину", игра " Собери  картинку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pereletnye_ptitsy.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

                               

 Тема: «Перелетные птицы осенью»

Цель: расширить и углубить знания дошкольников о жизни перелетных птиц в осенний период.

 

Задачи:

Образовательные: закреплять и расширять знания детей о перелетных птицах, внешнем виде, питании и поведении птиц; изучать особенности отлета перелетных птиц.                                                                                              Развивающие:    развивать активный и пассивный словарь; развивать память, фонематический слух,  координацию речи с движением;  развивать мелкую моторику, развивать внимание, наглядно-логическое мышление.

Воспитательные: формировать  навыки сотрудничества, доброжелательности. Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Словарная работа: перелетные: (журавли, грачи, утки, гуси, ласточка, скворец),  стаей,  вереницей, клином, шеренгой, насекомоядные, водоплавающие,  длинноклювый, длиннохвостая, теплолюбивая, звонкоголосый.

Оборудование:  картинки с изображением птиц,  силуэт птицы, конверты с разрезными картинками,

Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, рассматривание альбома «Перелетные птицы», слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, чтение художественной литературы: Иван Соколов-Микитов «Ласточки и стрижи», В. Бианки «Мастера без топора. Сказки о животных», Н. Сладков «Ласточка» и другие.

Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

Сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море,

И деревья блистают

В разноцветном уборе.

(«Осень.» К. Бальмонт)

Воспитатель: Ребята, скажите о каком времени года говорится в этом стихотворении. ( Об осени )

- Назовите,  какие признаки осени вы услышали в этом стихотворении?

- Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места. (Перелетные птицы).

-Как называются птицы, которые остаются рядом с нами? (Зимующие птицы)


Загадки:

Кто эта птица? Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает(Кукушка)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне скачет,

А зовется птица (Грач)

Эту птицу всякий знает :

На шесте ее дворец,

    Во дворце певец,

    А зовут его  (Скворец)

    Под крышей я леплю гнездо

    Из  комочков глины.

    Для птенчиков стелю на дно

    Пуховую перину.  (Ласточка)

    Это старый наш знакомый

    Он живет под крышей дома

    Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками к болоту. ( Аист)

Воспитатель: Каких еще перелетных птиц вы знаете?

Дети: Перелетные птицы ( соловьи,  кукушки, чижи, трясогузка, черные стрижи, жаворонки, утки, гуси, лебеди…).

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост, клюв, глаза, крылья).

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине).

Что могут делать птицы? ( ходить, летать, прыгать, выводят птенцов, кормят, поют, ухаживают)

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).

Воспитатель: А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем). Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Воспитатель: А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином.                                     Гуси, утки, лебеди улетают вереницей; ласточки, грачи, скворцы – стаей; журавли – клином; кукушки – поодиночке.  ( Показать схемы)

Физкультминутка «Осень»

Опустел скворечник,  (машут руками, как крыльями)

Улетели птицы.

Листьям на деревьях  (приседают)

Тоже не сидится.

Целый день сегодня  (встают, идут по кругу и машут руками)

Все летят, летят…

Видно тоже в Африку улететь хотят  (бегут по кругу)

Воспитатель: Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы.                                               В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. 

Повторите: насекомоядные.                                                                                                                          Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

Воспитатель: Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде.                                                              Повторите: водоплавающие.

Упражнение « Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Молодцы, ребята, правильно

Упражнение «Скажи наоборот» 

Аист большой, а соловей….

У аиста длинная шея, а у кукушки….

У соловья серая грудка, а у ласточки…

Аист белый, а грач…

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … (насекомые прячутся и им нечем питаться).

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что … (он достает жучков и насекомых из-под коры).

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …(она не вьет себе гнезда).

Все люди любят слушать соловья, потому что …(он красиво поет, заливается).

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … (им нужно выводить птенцов).

Игра “Собери картинку”.

- Ребята, у нас в конвертах разрезные картинки.

- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.

Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.

- Расскажите, чьи изображения вы сложили.

– Это грач.  (Перелетная птиц)

- Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т.д.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы узнали много нового из жизни птиц.

Воспитатель: Не забывайте, что птицы - наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять.

Все наши перелетные птицы улетели, но чтобы вы их не забыли до весны, они передали вам угощение с названием перелетной птицы «Ласточки».

+ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Птицы осенью"

НОД в разновозрастной группе для детей с нарушением ОДА (ДЦП) «Птицы осенью»...

Конспект осенней прогулки в подготовительной группе «Образ жизни птиц осенью»

Конспект осенней прогулки в подготовительной группе "Образ жизни птиц осенью".Прогулка составлена в соответствии с ФГОС ДО....

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД в подготовительной к школе группе по рисованию «Сказочная птица»

Программное содержание: 1. Развивать мышление, предлагая детям выделять сходства и различия сказочных и реальных птиц. 2. Развивать воображение при создании сказочного образа птицы в коллективной ко...

Конспект " Обобщающая беседа о перелетных птицах. Птицы осенью."

способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелетных птицах (среда обитания, потребности, приспособление к среде, сезонным изменениям среды, способы удовлетворения потребностей)...

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».

Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...

Конспект НОД " Птицы осенью"

Конспект НОД " Птицы осенью" предназначен для детей среднего дошкольного возраста...