НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ
статья
Современное общество характеризуется все большим и большим усилением гетерогенности: одаренные дети, дети инвалиды, мигранты, и т.д. У каждой из этих групп проявление нравственных, эстетических и духовных ценностей несколько различается в связи с их культурными, интеллектуальными или физическими особенностями. Поэтому мы обратились к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к нравственно-патриотическому воспитанию через музыку, язык которой – не имеет границ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zverkova_a.i._statya.doc | 36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ
А.И.ЗВЕРЬКОВА
Современное общество характеризуется все большим и большим усилением гетерогенности: одаренные дети, дети инвалиды, мигранты, и т.д. У каждой из этих групп проявление нравственных, эстетических и духовных ценностей несколько различается в связи с их культурными, интеллектуальными или физическими особенностями. Поэтому мы обратились к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к нравственно-патриотическому воспитанию через музыку, язык которой – не имеет границ. На это нас нацеливает федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Изучение данной проблемы крайне необходимо в рамках образования дошкольной образовательной организации, несмотря на то что в детских садах существуют другие не менее важные составляющие обучения детей. В данный момент нравственно-патриотическое воспитание в детских садах не является основной задачей обучения, именно поэтому возникает потребность использовать дополнительные средства нравственно-патриотического воспитания, что и обосновало новизну нашего обучения.
Целью нашего исследования является разработка и реализация комплекса организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами музыки.
Объект исследования представлен как процесс нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачами нашего исследования являются: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; разработка и реализация комплекса организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами музыки; выявление результативности внедрения комплекса организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами музыки.
Патриотизм – это эмоциональное отношение к Родине – чувство любви и преданности, готовность служить своей стране и защищать ее от врагов [2,374].
Одним из главных средств нравственно-патриотического воспитания является музыка. Она обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из самых сильных средств для нравственного развития ребенка.
Музыкальное воспитание заключается в духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития эстетической оценки жизненных явлений [1,13].
Наша работа включала в себя: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
На этапе констатирующего эксперимента нам было необходимо выяснить базовый уровень нравственно-патриотического воспитания участников. Для этого нами была составлена анкета для детей по интересующим нас аспектам на основе программы «Дом, в котором я живу» Л.В.Колесниченко. Таким образом мы получили результаты: высокий уровень показали 62,5% опрошенных детей, средний - 25% опрошенных нами детей, низкий - 12,5%.
Диагностика выявила проблемы, которые способствовали проектированию формирующего эксперимента по блокам «Россия – Родина моя», «Песни и России», «Великий Новгород», «Музыка древнего Новгорода», Былина «Садко», «Главная песня страны».
В итоге проведения контрольной диагностики мы получили более оптимистичный результат. В отличии от первоначального анкетирования в этот раз сразу в нескольких аспектах мы получили 100%-ный результат.
Таким образом, 87,5% опрошенных нами детей показали высокий уровень, а 13,5% - средний. Низкий уровень не был показан ни у кого.
В ходе нашей работы мы разработали и реализовали комплекс организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, использовали разнообразные методы и приемы (беседа, слушание музыки, ритмические упражнения, пение, виртуальная экскурсия) и использовали различные музыкальные жанры, дифференцируя содержание музыкальных композиций, методы и формы в зависимости от предпочтений или ценностных ориентаций каждой из групп.
Исходя из полученных нами результатов, можно сделать вывод, что процесс нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста действительно будет проходить наиболее успешно, используя при этом музыкальное сопровождение.
1. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». – Москва: Просвещение, 1982. – 271с.
2. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997 – 640с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное и нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики
Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка. Неразрывна связь процесса социального развития детей и освоения ими соответствующих нравст...
«Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки через проектную деятельность»
В связи с введением ФГОС ДО проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат...
Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами музыки
Воспитание нравственно-пастриотических чувств у старших дошкольников...
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»
Нравственно – патриотическое воспитание на исторических традициях народной культуры и народного искусства....
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»...
«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»
Данное методическое пособие направлено на реализацию духовно-нравственного и патриотического воспитания в дошкольных учреждениях.В пособии даны рекомендации для практических работников ДОУ по вы...
Проект "Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки"
проект по гражданско-патриотическому воспитанию...