«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»
статья (старшая, подготовительная группа)

Сидоренко Ирина Анатольевна

Данное методическое пособие направлено на реализацию духовно-нравственного и патриотического воспитания  в дошкольных учреждениях.

В пособии даны рекомендации для практических работников ДОУ по выстраиванию работы с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию на основе отечественных семейных традиций.

Использование практических материалов методического пособия поможет педагогам дошкольных учреждений и тем, кто не равнодушен к сохранению  отечественной культуры России, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию ее будущих граждан. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»

      

    Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасный мир музыки, воспитывая  на ее основе  добрые чувства, прививая нравственные качества – какая  это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.

    Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Наша цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника Валентина Григорьевича Распутина.

   Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России. В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Наша задача – растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.

    Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

     Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление

человека к добру, красоте, истине. Общество требует воспитания человека, действия и поступки которого, соответствуют высшему критерию нравственности. И щедрость сердца, и душевная черствость одинаково берут свое начало с детства.

   Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – это главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Поэтому начинать воспитание патриотизма следует с дошкольного возраста, когда начинает формироваться личность, когда человек открыт миру и готов принимать его таким, каким преподносят ему этот мир взрослые. Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Главное в нравственно-патриотическом воспитании посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

   Процесс познания должен осуществляться с первых колыбельных песен, ласковых рук матери, через культуру своего народа: пение, танцы, пословицы, поговорки, народные праздники, игры, произведения народного искусства. Ведущей характеристикой отечественного искусства всегда был и остается гуманизм. Гуманистические возможности искусства обеспечиваются его содержанием, обращенным к человеку. По воздействию на человека музыка занимает одно из первых мест.

     В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

     Мы стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

   Меня как педагога, осуществляющего музыкальное воспитание детей, заинтересовала проблема нравственно – патриотического воспитания детей средствами музыки. Эта тема стала приоритетным направлением в моей работе и определила мою педагогическую концепцию.

  Моя педагогическая концепция – строить педагогическую деятельность по нравственно – патриотическому воспитанию на исторических традициях народной культуры и народного искусства.

  Целью работы я считаю воспитание духовно-нравственных качеств у детей, способствовать становлению гражданской позиции.

Задачи работы:

- способствовать расширению знаний детей о России, ее истории, героях, развитие гордости за ее достижения,

- развивать эмоциональную и личностную сферу детей,

- формировать чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям,

- воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, родной природе.

  Данные задачи решаются во всех видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах, музыкальных играх. Для работы по нравственно – патриотическому воспитанию я использовала и различные формы организации детской музыкальной деятельности. Тематические занятия («Ознакомление с государственной символикой», «Музыкальные жанры», «Инструменты народного оркестра»), досуги («День космонавтики», «Масленица», «Мне посчастливилось родиться на Руси», «Наш любимы детский сад», «День матери», «День отца»), тематические праздники («Россия – Родина моя», «Мой любимый город», «Этот День Победы», «День защитника Отечества», «Моя семья»), концерты («Творчество П. И. Чайковского», «М. И. Глинка – великий русский композитор», «Сказки А. С. Пушкина и музыка Н. А. Римского-Корсакова») музыкальные гостиные («Любимые песни нашей семьи», «Осенние мелодии») игры-драматизации, театрализованные представления по сказкам народов России.

Направления работы:

- Наша родина – Россия,

- Мой родной город,

- Мой детский сад,

- Моя семья.

   Работа по ознакомлению с государственной символикой непростая, но она может стать творческой и необыкновенно увлекательной. Формирование чувства гордости за свой город, свою страну предполагает эмоционально-когнитивную включенность детей. В этом поможет приобщение детей к творчеству всемирно известных российских композиторов (Александров Н. А., Д. Покрасс, М. Матусовский, М. И. Глинка, В. А. Агапкин).

На основе народных песен, прибауток будут воспитываться качества в детях, во все времена отличающие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением, в которых ребята приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества («Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Плетень», «У медведя во бору» и др.)

  Фольклорные праздники являются итогом в работе над различными фольклорными произведениями. При подготовке к праздникам дети разучивают народные песни, потешки, танцы и игры, осваивают игру на народных музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народным костюмом, примеряют его на себя. Здесь важна каждая мелочь: и народное полотенце, и каравай, и расписная посуда в оформлении праздника. При подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных и инициативных.

  Эмоциональное воздействие произведений русских композиторов, которым всегда была свойственна любовь к Родине, к народу велико и значимо. Знакомство с музыкой М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева и др. важно для воспитания патриотических чувств дошкольников. П. И. Чайковский – это композитор, бесконечно любивший русскую песню, русскую природу, русского человека. Его музыка, полная песенной красоты, с нежной мелодией, наиболее доступна детскому пониманию.

   Большое место в воспитании гражданской позиции детей я отвожу музыке, отражающей события Великой Отечественной войны. Это песни, марши, которые пробуждают чувство гордости за свой народ, воспитывают в ребенке мужество и стойкость. Вместе с детьми мы слушаем песни «Журавли», «На безымянной высоте», «У деревни Крюково», «В землянке», «Катюша». Дети разучивают и исполняют песни современных отечественных композиторов на тему войны и мира: «Мой прадедушка» Ю. Забутова, «Три танкиста», «Мир-это детство» Е. Архиповой, «Песня дружных ребят» С. Соснина. В преддверии  праздника Победы нашего народа в Великой Отечественной войне мы вместе с детьми подготовили большой тематический праздник «День Победы». На нем дети нашего сада исполняли полюбившиеся им песни, военные танцы, разыграли целое театрализованное представление «Буду в армии служить».

   При подготовке ко Дню космонавтики я знакомлю детей с творчеством композитора А. Пахмутовой, которая посвятила цикл песен «Созвездие Гагарина» нашим героям-космонавтам. Дети слушают также песни других российских композиторов: Д. Тухманов «Звездная песня неба», В. Мурадели «Марш космонавтов», В. Мигуля «Трава у дома».

   Прививая любовь и уважение детям к своему детскому саду, мы проводим тематические и интегрированные занятия с педагогами других направлений: логопедом, воспитателем по физической культуре. Неподдельное восхищение всегда вызывают театрализованные спектакли, поставлены сотрудниками детского сада. Творческое взаимодействие взрослых и детей оказывает свое правильное влияние на формирование любви и уважения к детскому саду и в целом на нравственно-патриотическое воспитание ребенка.

   Патриотическое воспитание требует к себе особо гибкого и чрезвычайно тонкого подхода. Без участия семьи невозможно добиться позитивных результатов в этом направлении, так как семья – это не только среда обитания, но и источник богатейших нравственных чувств. Любовь к Родине начинается с семьи - это известное высказывание служит для нас ориентиром в работе. Цикл праздников, посвященных маме, папе, дедушке и бабушке стал у нас в саду традиционным. Прикосновение ребенка к истории семьи вызывает у него сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к членам своей семьи. Родители являются полноправными участниками педагогического процесса и сами принимают участие в «Музыкальных гостиных», «Посиделках», делятся своими творческими способностями. На родительских собраниях я повторяю родителям изречение А. С.Макаренко: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям». Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное и нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики

  Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка.      Неразрывна связь процесса социального развития детей и освоения ими соответствующих нравст...

«Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки через проектную деятельность»

В связи с введением ФГОС ДО проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами музыки

Воспитание нравственно-пастриотических чувств у старших дошкольников...

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»

Нравственно – патриотическое воспитание на исторических традициях народной культуры и народного искусства....

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»

РЕГИОНАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»...

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

Современное общество характеризуется все большим и большим усилением гетерогенности: одаренные дети, дети инвалиды, мигранты, и т.д. У каждой из этих групп проявление нравственных, эстетических и духо...