Проект "Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки"
методическая разработка
проект по гражданско-патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 86 «Сударушка»
Проект
«Гражданско – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
средствами музыки»
Составила : Гракова Алеся Станиславовна,
музыкальный руководитель
Смоленск 2021г.
Пояснительная записка.
Федеральный закон № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: в статье 2 пункт 2подчеркивает: «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;…"
Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умения жить в социуме – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Тема гражданско – патриотического воспитания дошкольников стала приоритетным направлением всей деятельности нашего дошкольного учреждения. Работа, проводимая педагогическим коллективом по разработке и внедрению методов гражданско-патриотического воспитания дошкольников с обращением к основам народной жизни, к традиционной нравственности, чувству патриотизма, ярким страницам истории своей Родины, стала чрезвычайно актуальной на данном историческом этапе.
Музыкальное искусство в педагогике является важнейшим и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка.
Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества- какая это благодарная и вместе с ним важная задача!
Актуальность темы.
Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, живописи, поэзии.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизма во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.Это находило отклик в народной и композиторской русской музыке. Но в последнее время все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Все чаще дети обращают свое внимание на «популярную» музыку с низким качеством исполнения. Таким образом, теряется связь с культурным истинно русским наследием государства. В связи с этим очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма в работе с детьми.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство. Его трудно определить несколькими словами. Это любовь к родным и близким людям, к малой Родине, гордость за свой народ. И все это воспето в русских народных песнях и в музыке русских композиторов. Особое место в музыке гражданско-патриотической направленности занимает музыка Великой Победы.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания - проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Важно, чтобы с детских лет мы любили и знали край, где живем, гордились за свою страну, ее историю, свой народ. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года подчеркивает, что: «…проведение мероприятий для детей и молодежи, направленных на гражданское, патриотическое, нравственное, интеллектуальное, физическое, трудовое, экологическое, семейное, социальное воспитание и развитие творческих способностей».
Цель проекта.
Воспитание патриотизма у дошкольников на основе краеведческого материала, приобщения к истории и культуре родной страны через музыкально- художественную деятельность. Повышение педагогической и музыкальной культуры родителей и педагогов в области гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи проекта.
- Формировать у детей познавательный интерес к своему городу, родной стране, их истории.
- Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов РФ – герба, Гимна , флага.
- Закреплять знания о культуре и традициях русского народа.
- Расширять музыкальный кругозор детей через ознакомление с творчеством смоленских композиторов, музыкантов, поэтов, воспевающих красоту и любовь к городу, стране.
- Воспитывать средствами музыки нравственные и эстетические чувства: любовь к своей Родине, краю, уважение и гордость за своих земляков.
- Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к Родине.
- Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому музыкальному воспитанию в семье.
Участники проекта.
Дети 6-7 лет.
Проект предусматривает активное участие родителей, педагогов и детей.
Сроки реализации проекта.
9 месяцев
Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей о истории своего города, своей страны, культурного наследия.
- Дети знают символы РФ – Гимн, герб, флаг, народные и государственные праздники, традиции своего народа.
- У детей сформируется потребность слушать музыку о России, Родине, родном крае, участвовать в праздниках героико – патриотической тематики.
- Повышение родительской компетенции по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному направлению.
Реализация проекта.
1 этап – подготовительный, включает в себя
- Сбор информации, определение целей, задач и выбор методов и средств их решения.
- Предварительная диагностика детей, выявление уровня знаний по теме.
- Анкетирование родителей по вопросам гражданско-патриотического воспитания.
- Подбор музыкального материала для слушания и исполнительства
- Подбор материала об истории песен, композиторах, поэтах.
- Составление тематического плана реализации проекта.
- Организация предметно-развивающей среды.
2 этап – основной, включает в себя:
- НОД с детьми в соответствии с перспективным планом.
- Совместные мероприятия с детьми.
- Просмотр видеофильмов, мультфильмов, презентаций.
- Пополнение развивающей среды.
- Участие детей в фестивалях и конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Выставки детских работ, семейных коллекций.
3 этап – итоговый, включает в себя:
- Итоговое диагностирование детей.
- Повторное анкетирование родителей.
- Презентация результатов проекта.
Перспективный план работы
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
| ||
1. | • Сбор информации, определение целей, задач и выбор методов и средств их решения. • Предварительная диагностика детей, выявление уровня знаний по теме. • Подбор музыкального материала для слушания и исполнительства • Подбор материала об истории песен, композиторах, поэтах. • Составление тематического плана реализации проекта. • Организация предметно-развивающей среды. | Сентябрь 2020 г |
| ||
1 блок «Смоленск – моя малая родина» | ||
2. | Тема : «История Смоленска» Цель: заинтересовать детей историей возникновения нашего города. Дать представление о том, откуда пошло название нашего города. Содержание работы: - Цикл бесед об истории Смоленска (от первого упоминания до нашего времени) - Виртуальная экскурсия по Смоленску. - Слушание песни «Город мой Смоленск» муз. Писаренко, сл.Клочковой. - Разучивание песни «Мой Смоленск» муз.Н.Елисеева. | 1-2 неделя октября 2020г |
3. | Тема: «Символика города. Герб Смоленска» Цель: познакомить детей с историей нашего города и его гербом. Содержание работы: - Беседа об обычаях и жизни наших предков. - Мифы и легенды о птице Гамаюн. - Разучивание и исполнение песни «Город мой, тебя очень люблю». | 3 неделя октября 2020г |
4. | Тема: «Смоленская крепостная стена» Цель: закреплять знания детей о городе, его достопримечательностях. Воспитывать любовь и гордость за свой город, желание вырасти достойными его жителями. Содержание работы: -Посещение музея в Громовой башне ( дети со своими родителями) -Моделирование детьми Смоленской крепостной стены с помощью музыкально-ритмических движений. Составление музыкально- хореографической композиции «Крепостная стена». - Сюжетно – ролевая музыкальная игра Защитники города». | 4 неделя октября, 2020 г |
5. | Тема: «Быт и культура древнего Смоленска» Цель: развивать творческую фантазию детей. Содержание работы: -«Посиделки» в мини- музее ОУ «Русская изба» с прослушиванием народных смоленских песен. - Презентация «Одежда и посуда древних смолян» - Встреча с гончаром (изготовление посуды из глины на гончарном круге) - Моделирование работы на гончарном круге в хореографическую композицию с круглым полотном «Гончарный круг» | 1 неделя ноября 2020 г |
6. | Тема: «Знаменитые люди Смоленска» Цель: закреплять знания о городе, его знаменитых жителях. Содержание работы: - Виртуальная экскурсия в музей – усадьбу М.Глинки. - Познакомить детей с фрагментами произведенийМ.Глинки. Тема патриотизма в музыке Глинки. - Знакомить детей с смоленскими поэтами, стихами о Смоленске. - Поездки детей с родителями по улицам, носящим имя знаменитых смолян. - Игра – путешествие «Смоленск в стихах и песнях» | 2-3 неделя ноября 2020 г |
7. | Тема: « Мой родной Смоленск» Цель:обобщить представления детей о родном городе. Содержание работы: - Выставка детских рисунков «Мой любимый город» - Музыкально – литературный праздник «Путешествие по Смоленску» | 4 неделя ноября 2020г |
2 блок «Россия – Родина моя» | ||
8. | Тема: « История возникновения Руси» Цель: формирование у детей первых представлений об истории возникновения Руси, о народах , населявших ее в далеком прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальной культуре и истории. Содержание работы: - Цикл бесед «Кто такие славяне?», «Откуда пошла земля русская? - Просмотр видеофильма «Древние славяне – наши предки» - Дидактическая игра «Чем отличается современный город от древнего?» - Тематическое занятие «Здравствуй, Русь!» | 1-2 неделя декабря 2020г |
9. | Тема: «Русский Новый год» Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника «Новый год» Содержание работы: - Беседа «Русский новый год» - Легенды о появлении новогодней елки. - Презентация: «Традиции празднования Нового года в России» - Интегрированное музыкальное занятие «Как появился Новый год» - Сюжетно-ролевая игра «Семья встречает Новый год» - Прогулка с родителями по новогоднему городу. - Просмотр мульфильмов: «12 месяцев», «Морозко», «Девочка – Снегурочка» - Новогодний праздник с Дедом Морозом | 3-4неделя декабря 2020г |
10. | Тема: «Быт и уклад жизни наших предков» Цель: поддерживать интерес детей к жизни наших предков, уточнять представления о предметах крестьянского быта. Побуждать интерес к русскому национальному костюму. Содержание работы: - Краткосрочный проект на тему : «Русские народные музыкальные инструменты» - Видеофильм «Печь нам – мать родная» - Тематическое занятие «Эти мудрые народные сказки» -Выставка совместных работ детей и родителей «Ах, кокошник русский!» - Музыкальная игра – путешествие «Игрушки наших бабушек» - Музыкальное развлечение «Русская зима нам игры принесла» | 2-3- неделя января 2021г |
11. | Тема: «Народные традиции и промыслы» Цель: формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров, продолжать знакомить с основными ремеслами Руси. Содержание работы: - Беседа «Ремесла далекого прошлого» - Рассматривание иллюстраций на тему «Дымковская ярмарка», «Золотая хохлома», «В гостях у городецких мастеров» - Разучивание хоровода « Хохлома», - Разучивание народной песни «Голубая гжель» | 4 неделя января 2021г |
12. | Тема: «Былинные богатыри- первые защитники земли русской» Цель: формировать интерес детей к истории нашей Родины на примере конкретных исторических событий, знакомство с героями- богатырями. Содержание работы: - Беседа «Кто такой русский богатырь?» - Просмотр мультфильма « Алеша Попович и Тугарин Змей» - Чтение былины «Илья Муромец и соловей –разбойник» - Физкультминутка «Богатырь» - Слушание: «Богатырская сила» Д.Кабалевский - Совместное творчество с детьми: составление музыкально- хореографической композиции «Богатырская наша сила» - Помощь родителей в подготовке выступлений детей на музыкальном мероприятии «Богатыри земли русской» (изготовление костюмов…) | 1-2 неделя февраля 2021г |
13. | Тема: «Тот герой, кто за Родину горой» Цель: закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества, познакомить детей с некоторыми моментами истории, связанными с защитниками Отечества, героизмом русских солдат и простого народа. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ. Содержание работы - Краткосрочный проект «Защитники Отечества» -Презентации: «Боевая слава города», «Военные профессии» - Фотовыставка «Мой папа- защитник» - Спортивно-музыкальный праздник «Защитникам Родины славу поем!» | 3-4 неделя февраля 2021г |
14. | Тема: «Какая она, моя Родина?» Цель: воспитывать любовь к родной стране. Чувство гордости за Россию. Познакомить детей с российским гербом, флагом, гимном. Развивать интерес к историческому прошлому России. Содержание работы: - Беседа «Символы России» - Презентация «Москва – столица нашей родины» - Разучивание с детьми Гимна РФ, песни «Флаг России». - Разучивание танцевально - хореографической композиции «Моя Россия» | 1-2 неделя марта 2021г |
15. | Тема: « Мы о Родине поем» Цель:познакомить детей с музыкальными произведениями, раскрывающими красоту и величие нашей страны. Содержание работы: - Презентация «Величество России в музыки» - Разучивание песен «Родная сторонка», « У моей России». - Музыкальная викторина для детей на знание песен о России «Угадай мелодию» - Помощь родителей в подготовке детей на конкурс чтецов «Моя Россия- моя страна» - Музыкально-литературное развлечение « Моя Россия- тебе пою» | 3-4 неделя марта 2021г |
3 блок «Музыка Победы» | ||
16. | Тема: «Мы не дрогнем в бою за родную страну» Цель:познакомить детей с историей ВОВ на примере песен военных лет. Углублять знания детей о роли песен в жизни людей, о песни как памяти народа. Познакомить с патриотическими музыкальными произведениями ,созданными в годы войны и после ее окончания. Содержание работы: - Цикл бесед «Страницы Великой Победы» - Презентация «Смоленск в годы войны» - Музыкальная гостиная «Лирические песни фронтовых дней» - Консультация для родителей « Полезные советы родителям о том, как говорить с детьми о войне» - НОД «Музыка войны» - Видео- просмотр Кадры военной хроники» - Разучивание песен «Катюша», «Вечный огонь» - Танцевальная композиция «Синий платочек», «Красные маки» - Поездки детей с своими родителями к вечному огню, в музей Боевой славы. | Апрель 2021г |
17. | Тема: «9 мая» Цель:воспитывать чувство гордости за свою Родину, за свой народ, уважение и признательность за совершенный подвиг народа в годы ВОВ. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов, уважение к ветеранам. Содержание работы: - Музыкальная викторина для родителей «Нас песня в окопах спасала» - Конкурс песен «Этих дней не смолкнет слава» - Участие детей в городском фестивале «Мы помним, мы гордимся» - Музыкально- литературный праздник «Свет вечного огня» ко Дню Победы | 1 -2 неделя мая 2021г |
ВЫВОД: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.
Результативность проекта.
- У детей установились теплые, доброжелательные отношения. У многих детей повысилась самооценка и уверенность в себе.
- К детям пришло понимание того, что каждый человек, независимо от возраста- часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, егоблизкие.
- Приобщение детей к истории и культуре русского народа открывает им удивительный, прекрасный мир старины, что способствует воспитанию у детей патриотических чувств, воспитания уважения к традициям и культуре своего народа.
- Дети почувствовали себя маленькими участниками жизни города, у детей появились маленькие росточки гражданственности.
- Родители стали активными участниками образовательного процесса. Стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада.
Практическая значимость реализации проекта.
-для детского сада:
- создание благоприятных условий для успешной адаптации и социализации детей на дальнейших ступенях системы российского образования;
- формирование активной жизненной позиции детей и взрослых; осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений.
Для системы образования г.Смоленска
- возможность использования проекта в воспитательно- образовательной работе в системе дошкольного образования;
- обеспечение процесса преемственности в системе детский сад- семья – школа по формированию основ гражданско- правового воспитания.
- повышение профессиональной компетенции специалистов и педагогов ДОУ.
Эффективность работыподтверждается результатами мониторинга :
- 70% детей проявляют активный познавательный интерес к прошлому, настоящему своего народа, своей семьи (динамика 30%)
- 70% детей имеют представления о своей «малой родине» ( динамика 45%)
- 75% детей проявляют интерес к истории нашей страны, ее культуре (динамика 35%)
- 100% педагогов повысили свою компетентность по гражданско –патриотическому воспитанию детей.
- у 80% родителей воспитанников отмечается возрастающий интерес к совместной деятельности в различных мероприятиях детского сада.
Ресурсы, используемые для реализации проекта:
- Материально – техническое обеспечение:
- Интернет;
- ИКТ – ноутбук, телевизор, мультимедийный проектор;
- Аудио, видео – носители информации;
-Русские народные музыкальные инструменты;
-Коллекция образцов народно-прикладного искусства;
Учебно – методическое обеспечение:
- Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родеым городом. – М: ТЦ Сфера, 1999.-112с.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М: ЦГЛ, 2004.- 156с.
- Голованова М.П. Герб , флаг, гимн России.
Научно-популярное издание для детей /Фото Н.Н. Рахманова и др.; Ил.И.В. Максимовой и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2006 – 48с.
- Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания. //Дошкольное воспитание 2003, №6. С 45-55
- Зеленова Г.Н., осипова Л.Е. «Мы живем в России» гражданско-патриотическое воспитание» Издательство «Скрипторий», 2003, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»
Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольноговозраста
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук....

Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....

Познавательная дидактическая ига для детей старшего дошкольноговозраста
Предлагаю вашему вниманию познавательную дидактическую игру «Космос».Игра для детей старшего дошкольного возраста.Цели:-Расширение знаний детей о космосе , продолжать знакомить детей с про...
Рабочая тетрадь «Широка страна моя родная» по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, Методические рекомендации к рабочей тетради по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Развитие государства самым непосредственным образом связано с тем, что на данный момент закладывается в подрастающем поколении в качестве социального фундамента. Общественные деятели, социологи, педаг...