Тематическая неделя "осень"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Гусева Светлана Константиновна

Подборка материала для проведения занятий, самостоятельной и совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группе, согласно планированию тематической недели "Детский сад". Материал взят с просторов интернет, отредактирован для детей группы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Астрид Линдгрен Сказка «Принцесса, которая не умела играть в куклы»

Слайд 2

Жила-была на свете принцесса. Звали ее Лисе-Лотта . Волосы у нее были светлые, кудрявые, глаза голубые, почти как у всех принцесс. А еще была у нее целая комната игрушек. Чего там только не было: и чудесная маленькая мебель, и игрушечные кухонные плиты с настоящими маленькими кастрюльками и кофейниками. Были там и всякие игрушечные звери, и мягкие игрушечные кошки, и косматые игрушечные собачки, и кубики, и коробки с красками, и альбомы для раскрашивания, и настоящий игрушечный магазин с изюмом, миндалем, сахаром и леденцами в коробочках и много-много кукол. Но принцесса не желала играть в куклы. Не желала — и все тут. Ее мама-королева всякий раз огорчалась, когда видела, как Лисе-Лотта сидит невеселая в своей красивой комнате с игрушками и все о чем-то думает да думает. — Лисе-Лотта , почему ты не хочешь в куклы играть? — Это так скучно, — отвечала Лисе-Лотта . — Может, тебе купить новую куклу? — спрашивала королева. — Нет, нет, — отвечала Лисе-Лотта , — я вовсе не люблю кукол.

Слайд 3

И тогда королева стала думать, что Лисе-Лотта захворала, и послала за собственным доктором принцессы который тут же явился и дал новое лекарство. Теперь то уж она приободрится, повеселеет и начнет играть в куклы, — решил доктор. Но не тут-то было. Лисе-Лотта , правда, попыталась успокоить свою маму-королеву. Сотни миленьких кукольных платьиц висели на маленьких-премаленьких вешалках, оставалось только выбирать. Она взяла куклу в голубом платьице и надела вместо него красное. Но тут же, едва успев переодеть куклу и взглянуть на нее, сказала: — Ты такая же противная, как и была. И, зашвырнув куклу в угол, заплакала.

Слайд 4

. Принцесса жила в необыкновенно красивом замке вместе с папой-королем и мамой-королевой. И была у них целая сотня придворных дам и столько же кавалеров. У Лисе-Лотты ни братьев, ни сестер не имелось, и других детей она не знала. Королева считала, что маленькой принцессе не подобает играть с детьми, которые родились не принцессами и не принцами. Лисе-Лотте , никогда не видавшей других детей, казалось, что на свете есть одни только взрослые, а маленькая она одна. Если иногда какая-нибудь из придворных дам пыталась поиграть с Лисе-Лоттой , девочка замыкалась, потому что считала это нелепым, садилась на стул и молчала.

Слайд 5

Замок располагался посреди большого сада, а вокруг тянулась высокая каменная стена. Заросшая колючими розами, она все равно оставалась высокой каменной стеной, так что не выглянешь на волю и не узнаешь, что за этой стеной находится. Правда, в той стене были чудесные ворота с высокими решетками, которые открывались и закрывались всякий раз, когда король выезжал в своей золоченой, запряженной шестеркой белых лошадей карете. Но у ворот всегда несли службу королевские солдаты, и Лисе-Лотта не хотела туда ходить: она была немножко застенчива. В самой глубине сада находилась маленькая-премаленькая решетчатая калитка. Ни одного солдата возле нее на страже не стояло, калитка была заперта, а ключ висел рядом на крючке. Принцесса часто гуляла у этой калитки и смотрела на волю.

Слайд 6

— Почему ты такая маленькая? — спросила Лисе-Лотта . — Не меньше, чем ты, — ответила Майя. — Так-то оно так, — сказала Лисе-Лотта , — но мне казалось, что я — единственная на свете такая малышка. — Мы с тобой, пожалуй, одинаковые, — сказала Майя. — Тебе бы нужно повидать моего братца у нас дома, он — вот такой малюсенький. И Майя показала руками, какой именно он величины. Лисе-Лотта осталась весьма довольна. Подумать только, на свете есть люди, такие же маленькие, как она сама. А может, найдутся и еще меньше. Но однажды случилось нечто удивительное. Подойдя к решетке, принцесса увидела, что за ней стоит человечек ничуть не больше ее самой. Это была просто-напросто маленькая девочка, точь-в-точь такая же маленькая, как и сама принцесса, только платье на этой девочке было не шелковое, как на Лисе-Лотте , а ситцевое, в скромную клеточку. Девочку звали Майей.

Слайд 7

— Открой мне калитку, и мы сможем поиграть, — предложила Майя. — Ну уж нет, — сказала Лисе-Лотта , — хуже игр ничего на свете нет, уж я-то знаю. А ты любишь играть? — Еще бы! И в самые разные игры, — сказала Майя. — Вот с этой моей куклой. Она протянула что-то, больше похожее на чурбанчик, закутанный в тряпки. Это была деревянная кукла. Когда-то, возможно, у нее и было лицо, но теперь нос отвалился, а глаза Майя сама нарисовала красками. Лисе-Лотта никогда в жизни не видела такой куклы. — Ее зовут Крошка, — пояснила Майя. — И она такая славная! «Может, — подумала Лисе-Лотта , — с Крошкой играть веселее, чем с другими куклами. Как бы то ни было, это очень приятно побыть с кем-то, кто такой же, как ты». Лисе-Лотта поднялась на цыпочки, достала ключ и открыла Майе калитку. В этой стороне сада были густые заросли сирени. Девочки укрылись в них, словно в беседке, и их никто не мог видеть.

Слайд 8

— Как хорошо! — сказала Майя. — Давай поиграем, будто мы здесь живем, будто я мама, ты служанка, а Крошка — маленький ребенок. — Я согласна! — сказала Лисе-Лотта . — Но тебе нельзя называться Лисе-Лоттой , раз ты служанка, — продолжала Майя. — Я буду звать тебя просто Лоттой . — Я согласна! — повторила Лисе-Лотта . И они начали играть. Поначалу игра не ладилась, ведь Лисе-Лотта не знала, что должна делать служанка, не знала, как ухаживать за маленькими детьми, но довольно быстро она научилась. «Все-таки играть довольно весело», — подумала принцесса. Вскоре «хозяйке» понадобилось пойти в город — купить провизию.

Слайд 9

И тогда «госпожа» отправилась в «город», а Лотта подмела пол веником из ветвей, которые она наломала, и Крошка поела молочный суп; Лисе-Лотта очень за ней ухаживала. Вскоре «хозяйка» вернулась домой, принесла «сахар», «шпинат» и прекрасную «телятину». Лисе-Лотта видела, конечно, что «сахар» — это просто песок, «шпинат» — листья сирени, «телятина» же — обыкновенная дощечка. Но уж очень приятно было думать, что они взаправдашние. И до чего весело! Щеки принцессы порозовели, глаза сияли. — Теперь, Лотта , ты должна подмести пол, — велела она. — И не забудь сварить Крошке молочный суп к двенадцати часам. Если она будет мокрая, переодень ее. — Хорошо, это я могу сделать, — согласилась Лисе-Лотта . — Нет, ты не так говоришь, — сказала Майя. — Ты должна отвечать: «Слушаюсь, госпожа». — Слушаюсь, госпожа, — повторила Лотта .

Слайд 10

Потом «хозяйка» с Лоттой взяли малину и отжимали ее через красивый платочек принцессы, малиновый сок стекал по ее розовому платьицу, и принцесса никогда еще так не веселилась. Зато какой переполох поднялся в замке. Придворные дамы и кавалеры повсюду искали принцессу, а королева плакала от горя. Наконец она сама отправилась на поиски и отыскала Лисе-Лотту в глубине сада за густыми зарослями. — Дорогое мое дитя, — еще не придя в себя, закричала королева, — так поступать не годится! Но тут заплакала Лисе-Лотта . — Ах, мама, не мешай нам, уходи, ведь мы играем, — попросила она. Королева увидела «сыр», «шпинат», «жаркое из телятины» и Крошку... И сразу поняла, кто научил Лисе-Лотту играть и почему щеки у принцессы порозовели... Королева была достаточно умна и тут же предложила Майе приходить к ним каждый день и играть с принцессой. Можете представить себе, как обрадовались девочки. Они взялись за руки и закружились на месте.

Слайд 11

— Но мама, почему ты никогда не дарила мне такой куклы, как Крошка, с которой можно играть? — полюбопытствовала Лисе-Лотта . Королева смогла лишь ответить, что никогда не видела подобной куклы в тех дорогих лавках, где обычно покупала игрушки для принцессы. Теперь же, во всяком случае, Лисе-Лотте страшно захотелось иметь у себя такую куклу, как Крошка, и вот королева спросила, не хочет ли Майя поменяться и взять взамен одну из кукол Лисе-Лотты . Поначалу Майя и слышать об этом не хотела. Но королева уговорила ее хотя бы сходить с ними в замок и посмотреть кукол Лисе-Лотты . Когда Майя вошла в детскую принцессы, глаза ее расширились от удивления и стали такими большими, как блюдца. Столько игрушек сразу ей никогда видеть не доводилось, и сначала она подумала, что попала в игрушечную лавку. — Ой, сколько кукол! — ошеломленно сказала Майя. — Миленькая, моя миленькая, можешь взять, какую захочешь, только отдай мне Крошку, — попросила принцесса. Майя посмотрела на Крошку и посмотрела на все этих кукол с закрывающимися глазами. У Майи никогда ни одной такой не было. — Да, — сказала она, — надо же подумать и о Kpoшкином счастье. Так чудесно, как здесь, у меня дома ей никогда не будет. Там ей придется лежать просто в старой обувной коробке. Бери ее. — Спасибо, милая, милая Майя, — прошептала счастливым голосом Лисе-Лотта . — Не горюй, ты будешь приходить и видеть ее каждый день. — Непременно, — согласилась Майя, разглядывая большую куклу с кудрявыми каштановыми волосами, в светло-голубом шелковом платьице. — Можно я возьму ее? — прошептала она.

Слайд 12

— Приходи завтра опять, — крикнула Лисе-Лотта . — Обязательно приду, — прокричала Майя. И скрылась из виду. — Мое самое красивое, милое дитя, — сказала Лисе-Лотта Крошке, — тебе пора спать. У Лисе-Лотты было несколько игрушечных колясок, но одна была гораздо красивее других. В ней уже лежала кукла, но ее Лисе-Лотта безжалостно швырнула на пол. И вот теперь Крошка лежала на розовой шелковой, вышитой цветами простынке, а накрыли ее светло-зеленым шелковым одеяльцем. Так она и лежала, с разбитым носом и нарисованными глазками, и глядела в потолок, как будто не могла поверить, что все это правда. Ей позволили. И когда Майя расправляла платьице на животе куклы, та пролепетала: «Мама». — Мне нужно пойти домой и показать куклу моей маме, — сказала Майя. И она сбежала по ступенькам и выскользнула из калитки; Майя крепко прижимала к груди куклу и была так рада, что даже забыла попрощаться .



Предварительный просмотр:

Конспект по аппликации в подготовительной группе на тему: «Осень золотая».

Цель: Создание условий для развития художественно-творческих способностей у детей в аппликации. Закрепление знаний о поздней осени.

Задачи:

Обучающие:

Учить создавать образ осеннего дерева, делать листья и траву из цветной бумаги, сложенной гармошкой, облака - техникой обрывания бумаги.

Развивающие:

Развивать творческие способности в создании картины осеннего дерева.

Закреплять умения пользоваться ножницами, соблюдая технику безопасности, красиво располагать элементы аппликации на листе, аккуратно их наклеивать.

Развивать фантазию, эстетический вкус, чувство ритма.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе родного края, чуткость к восприятию осеннего пейзажа. Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Методические приемы: Художественное слово; беседа с детьми об осени. Объяснение и показ воспитателем элементов выполнения аппликации; поощрение, сюрпризный момент.

Материал: Иллюстрации с изображением ранней и поздней осени; лист картона белого цвета; на бумаге белого цвета нарисован контур дерева; заготовки листьев: квадраты красного, оранжевого, желтого, салатового цвета (3см х3см); заготовка травы: прямоугольники (2см х 28 см) зеленого цвета; ножницы, клейстер, клеящий карандаш, клеенка, салфетка,; аудиозапись «Осень» Р. Газизова.

Ход ООД

Дети сидят за столами. Звучит музыка.

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

(И. Бунин)

Воспитатель: - Дети, скажите, о каком времени года говорится в стихотворении?

Дети:- В стихотворении говорится об осени.

Воспитатель:- Мы знаем, что осень бывает ранней и поздней. В стихотворении о какой осени говорит автор?

Дети:- В стихотворении говорится о поздней осени.

Воспитатель:- Назовите признаки поздней осени.

Дети:- Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, иногда идет снег, на улице пасмурно, холодно. Люди, выходя на улицу, одевают теплую одежду: сапоги, куртки, шапки. С деревьев опала вся листва. Льдом сковало воды рек. Птицы улетают в теплые края. Звери готовятся к зимней спячке.

Воспитатель:- Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети:- Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель:- Сейчас какой месяц? Что вы можете сказать о ноябре?

Дети:- Ноябрь- это холодный месяц. Месяц встречи осени и зимы. Ноябрь- самое тёмное время года.

Воспитатель:- Молодцы. Много знаете об осени. Давайте вспомним стихотворение об осени и немного разомнемся.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по стол

Воспитатель:- Вчера на прогулке мы с вами собирали разноцветные листья и оформили их в осенний букет. Давайте вспомним с каких деревьев были листья?

Дидактическая игра «Что бывает осенью?»

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д

Воспитатель Так хочется хоть ненадолго продолжить нашу золотую осень. А это возможно, если каждый из вас постарается сделать дерево березу с разноцветными листочками.

Воспитатель: - Скажите, дети, в какие краски окрашивает осень листву?

Дети:- Осень окрашивает листву в оранжевый, красный, желтый цвета.

Воспитатель:- Сегодня мы сделаем листья березы из бумаги таких цветов способом складывания ее гармошкой.

Сядьте удобней, слушайте, смотрите внимательно, показываю и объясняю:

Прямоугольник из зеленой, желтой и оранжевой бумаги складываем пополам, закругляем ножницами уголки, разворачиваем, у нас получается полукруг.

На цветной бумаге белого цвета вы заранее нарисовали ствол и черные крапинки, вырезаем по контуру. Отступив от нижнего края 1,5 см., приклеиваем нашу заготовку дерева.

Травку складываем ровной гармошкой по ширине. Затем растягиваем гармошку зеленого цвета (травку) по всему нижнему краю картона, так, чтобы "травка" прикрывала основание дерева.

Начинаем формировать крону нашего дерева. Приклеиваем листочки, чередуя цвета.

Делаем небо, облака: мнем обрывки из голубой бумаги и приклеиваем их к верхнему краю аппликации.

Воспитатель:- Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем вспомним правила работы с ножницами. Дети проговаривают правила работы с ножницами).

Ну а теперь начнем работать.

(Во время работы звучит произведение Р. Газизова «Осень». По окончании работы дети расставляют на стенде.)

Воспитатель:- Ребята! Какие вы сегодня молодцы! У всех получились отличные картины. Посмотрите какие деревья разные, сколько ярких, радостных красок принесла нам золотая осень, а вы, дети, оказались настоящими волшебниками, создав все оттенки осени и хоть ненадолго вернули нам золотую осень!).А вот посмотрите у моей березы вдруг появился веселый ежик с грибами (наклеить ежика).Давайте все вместе улыбнемся и подарим наши улыбки друг другу! Осень продолжается …



Предварительный просмотр:

Подвижная игра «Краски»

Цель: Развивать слуховые качества, двигательную активность, умение выполнять правила.

Задачи:

Образовательные:

- упражнять детей в беге в естественных условиях;

- создавать условия для тренировки опорно-двигательного аппарата.

Развивающие:

- развивать внимание;

-развивать координацию движений;

- развивать интерес к подвижным играм, желание в них играть.

Воспитательные:

- воспитывать у детей в играх чувства взаимопомощи и сотрудничества.

-воспитывать дисциплинированность, активность в ходе игры.

ТБ: Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.

Правила: Нельзя рассказывать другим игрокам цвет своей краски. Бегать аккуратно. Ловить краску можно только за плечо.

Ход:

Дети, сейчас мы поиграем с вами в увлекательную подвижную игру «Краски». Сейчас вам нужно выбрать одного ведущего- продавца и одного покупателя-монаха. Остальные дети будут красками. Участники-краски сидят в кругу или в беседке. Продавец тихо (на ушко) говорит каждому какой цвет краски ему соответствует . Дети запоминают свой цвет. Монах-покупатель не должен знать цвета красок.

Монах приходит в магазин красок и обращается к продавцу:

- Я монах в синих штанах, пришел за краской.

- За какой?

Монах называет цвет краски (например, голубой). Если такой краски нет, то продавец отвечает:

- Нет такой! Скачи по голубой дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

Задания для монаха могут быть разные: проскакать на одной ножке, пройти уточкой, вприсядку или как-то по другому.

Если названная краска в магазине присутствует, то продавец отвечает монаху:

- Есть такая!

- Сколько стоит?

- Пять рублей (Монах громко хлопает по ладони продавца пять раз).

При последнем хлопке названная "краска" вскакивает со своего места и бежит вокруг беседки или шеренги остальных детей. Монах пытается ее догнать. Если он догоняет краску, то сам становится краской, а пойманный участник-краска становится покупателем-монахом и игра продолжается. Если же монах не смог поймать краску, то игра начинается сначала.

Итог:

Дети, в какую подвижную игру вы сейчас играли?

Кто был продавцом, а кто покупателем?

Кого поймал монах?

Вам понравилось играть?

«КАРТОШКА»
Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание 
навыков общения с взрослыми и сверстниками.
Ход: Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то не отбил мяч, он садится на корточки в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок по желанию может выручить "провинившегося". Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. "Освобожденный" (тот, кого коснулся мяч) вновь принимает участие в игре. Сидящие  внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то это удается, то все "наказанные" возвращаются в игру, а игрок, бросивший мяч, занимает их место.

Игра «Угадай, кого не стало»

Цели: развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга.

Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его.

Игра «Узнай по голосу» (модификация автора)

Цели: развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.

Дети образуют круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу. Дети в этом момент продолжают двигаться, при этом каждый спрашивает у того, кто в центре круга: «Как меня зовут?»



Предварительный просмотр:

 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ НА ТЕМУ: «Кроет уж лист золотой  влажную землю в лесу».

Цель: расширять представления об осенних изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

                                               Ход занятия

Ребята, мы сегодня с вами поговорим об одном из времени года. А что бы узнать это время года вам необходимо отгадать загадку. Послушайте.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и елочек я…(осень).

Правильно мы поговорим об осени. Назовите, какие месяцы осени вы знаете. (сентябрь ,октябрь, ноябрь). Сентябрь - первый месяц осени. Сентябрь месяц еще теплый, особенно в начале, днем бывает жарко как летом. Но рано утром и вечером уже  чувствуется приближение холодов, становится прохладно  или как еще говорят зябко. В это время паучки начинают летать на своих паутинках. Листья начинают менять цвет. Называют это время ранняя осень.

Посмотрите как художник Иван Иванович Шишкин изобразил раннюю осень. ( рассмотреть репродукцию «Ранняя осень»)

Послушайте, как поэт Твардовский Александр Трифонович описал осень в своем стихотворении.

 Начало осени

Плывут паутины

Над сонным живьем.

Краснеют рябины

Под каждым окном.

Дожди налегке

Выпадают  грибные.

Какие приметы ранней осени описал Твардовский Александр Трифонович  (плывет паутина, краснеет рябина, грибные дожди). Как  называют начало осени? (ранняя осень).

Ребята, какой сейчас месяц? (октябрь)

Октябрь – это второй месяц осени. Называют это время - золотая осень, как вы думаете почему? (становится больше разноцветных листьев , желтый цвет похож на золотой). Что же еще  происходит в октябре? (листопад, становится холодно и сыро). Что происходит с насекомыми осенью? (пропадают). Как вы думаете почему? (насекомые питаются нектаром цветов, а цветы отцвели). Почему птицы улетают в теплые края? (становится холодно, пропадают насекомые, которыми питаются птицы).

Посмотрите как художник Исаак Ильич Левитан изобразил  золотую осень. (рассмотреть репродукцию «Золотая осень») Послушаете стихотворение  Майкова Аппалона  Николаевича про золотую осень.

Осень

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

Какие приметы золотой  осени описал поет?(влажная земля ,золотые листья, красивый лес) Как называется середина осени?(золотая осень)

Физкультминутка

Закружилась листва золотая (кружатся)

В розоватой воде на пруду . (присели)

Словно бабочек легкая стая (кружатся как бабочки)

С замираньем летит на звезду. ( машут руками над головой).

Ребята , а какой последний месяц осени? (ноябрь)

Да, ноябрь последний месяц осени. Называется это время поздняя осень.

Часто идут дожди, опадают последние листья, по утрам вместо росы бывает иней, на лужах появляется первый лед, выпадает снег.

Посмотрите как художник Мария Константиновна Башкирцева изобразила   позднюю осень. ( рассмотреть репродукцию). Послушайте стихотворение Мировича Василия Яковлевича  про позднюю осень.

Все деревья облетели

Зеленеют  только ели,

Стали голыми леса.

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот.

Какие приметы описал поэт в стихотворении? ( дождь льет, грязь, лужи, листва облетела) Как называется последний  период осени? (поздняя осень)

Итог занятия.

Ребята теперь вы знаете, что красавица - осень бывает разная. Давайте вспомним какая бывает осень.

В сентябре- ранняя ,в  октябре -золотая, в ноябре- поздняя.

Какая погода осенью? Когда идет дождь-(дождливая).Когда пасмурно-(пасмурная). Когда холодно- (холодная). Когда сыро-(сырая). Когда хмуро-(хмурая). Когда ясно-(ясная).Молодцы. Завершим мы занятие игрой «Да-нет»(называть природные явления, если осенние явления природы дети говорят «да», если нет , то говорят  «нет»).

Конспект комплексного занятия по ознакомлению  с природой в подготовительной группе "Осеннее путешествие".

Задачи:

  • воспитывать любовь к поэзии и к родной природе;
  • учить детей выразительно читать наизусть, чувствовать, понимать стихотворения, развивать поэтический вкус;

Предварительная работа:

  1. Беседы о приметах осени;
  2. Рассматривание репродукций картин И.Левитана «Золотая осень», В. Серова «Октябрь».
  3. Чтение и заучивание стихотворений об осени: А.Пушкина «Уж небо осенью дышало..», А.Плещеева «Осень наступила, высохли цветы», С Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», Н. Колычева «Грустинка»

Словарь: заморозки, золотая осень, листопад, поздняя осень, багряные листья.

Ход занятия: Загадка. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время года.. (осенью зовётся)

Воспитатель предлагает детям вспомнить и рассказать о наблюдениях во время прогулки в д/саду и с родителями в выходные. Расспрашивает о состоянии погоды (на небе солнце, тучи, цвет неба, ветер или тихо), тепло или прохладно было в парке, шел ли дождь. Выслушивает ответы детей..

В.: Давайте полюбуемся полотном И.Левитана «Золотая осень». Осень-это замечательное время года. Деревья словно наряжаются в яркие убранства. Осень вдохновила многих поэтов на создание замечательных произведений. У А.С. Пушкина есть много стихотворений об этом времени года. Вот послушайте одно из них.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

В.: Вам понравилось стихотворение? Какими словами поэт говорит об осени? Что означает увяданье? Как можно сказать иначе?

-В солнечные, теплые дни после первых заморозков, листья деревьев окрашиваются в в багряные, желтые, оранжевые цвета и приобретают очень красивый вид. Это время и называют «золотой осенью».

- А в нашем городе какое дерево встречается чаще всего? /рябина/. Какими становятся листья рябины осенью? /красновато-бурые/. А на берёзе? /золотисто-желтыми/, осине? /ярко красными/. Вот что означают слова «в багрец и золото одетые леса».

В.: -Ребята, а как сам поэт А.С. Пушкин относится к осени? /ответы детей/. Как он говорит о ней?: «приятна мне твоя прощальная краса»«Люблю я пышное природы увяданье», ему нравится осень.

В.: -А есть ещё одно замечательное стихотворение у поэта И. Цекович «Когда ветки плачут». Вот послушайте:

Облака кружатся,
Собираясь в стаи,
Вдаль бежит дорога,
Мокрая, пустая,

И желтеют листья
В сумрачной аллее.
Небо все темнее,
А она — светлее.

Что там шепчут листья?
Подойдем и спросим.
Листья отвечают:
"Осень!

Осень!
Осень!"
Но приходит время
Падать листьям желтым,

Выстланы тропинки
Драгоценным шелком,
С гор сползают тучи,
Птиц куда-то прячут,

Все сильнее ветки
Плачут,
Плачут,
Плачут...

В.: Как вы понимаете последние строки этого стихотворения? /повторяет их/. От порыва ветра листья легко отделяются от веток, они качаются и кружатсяв воздухе, а затем опускаются на землю.. Эта пора называется осенний листопад. И тогда вся земля покрывается слоем сухих листьев. А сейчас мы с вами представим, что мы листочки и немного поиграем.

Физминутка.

Дети идут по кругу, держась за руки, и говорят слова:

Мы –листики осенние На веточке весели.

Дунул ветер-полетели…/разбегаются по группе/ И на землю тихо сели. /сели на корточки/

Ветер снова набежал И листочки все поднял. /встали. Руки вверх/.

Закружились, полетели/по всей группе/ И на землю тихо сели/присели/. /Повторяем два раза/.

В.: — В средней полосе России листопад заканчивается в конце октября, а у нас на Севере когда деревья теряют свой наряд? /ответы детей/. Да, в конце сентября у нас заканчивается листопад и начинается поздняя осень. Деревья стоят обнаженные, только кое- где ещё треплет ветер засохшие листья. Ребята, а кто ещё из поэтов писал об осени? /С. Есенин, А.Плещеев,, А. Майков/.

Давайте вспомним эти стихи.
Дети читают стихи наизусть.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...

Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать! /А. Майков/

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края. /А. Плещеев/.

В.: -Ребята, Саша приготовила вам сюрприз. Сейчас вы услышите стихотворение об осени, нашего земляка-поэта Николая Колычева. Свои стихи он посвящает нашей родной Кольской земле. Сейчас вы услышите одно из них. Грустника

Густо рассыпаны алые бусины.
Вот и созрела ты, ягода поздняя,
Самая вкусная, самая грустная,
Самая-самая — родом из осени.

Лето, прощай! А казалось — не кончится:
Горстками черпаю ягоды эти.
Сладко! И все же нельзя не поморщиться,
Не пожалеть о промчавшемся лете.

Полнится небо печальными криками,
Жалость глаза мои переполняет.
Я называю бруснику — 
«грустникою»,
Пусть меня все без конца поправляют.

Выйду из леса я с полной корзинкою
И повезу в своё многоэтажие
Сладость с кислинкою, радость с грустинкою:

И — что-то большее. Нужное. Важное.

В.: -Какие чувства вызвало это стихотворение? Какая северная ягода упоминается в стихотворении? /брусника/. Как её назвал Николай Коллычев? /грустинка/.

В.: -Верно, стихи об осени чаще всего грустные, печальные, но эта грусть светлая и прекрасная. А вы заметили, что в нашем«парке» вся земля усыпана разноцветными листочками,? /на полу разбросаны бумажные осенние листья рябины, осины и берёзы. В разных местах группы прикреплены изображения берёзы, рябины, осины/.

Давайте поиграем в игру «Кто быстрее соберётся?».

Ход игры:

Дети делятся на 3 команды. Играет музыка, дети разбегаются по группе и собирают листья своего дерева. Музыка замолкает и дети разбегаются к «своим» деревьям. Выигрывает команда, которая быстро и без ошибок собралась под деревом.

В.: Вам понравилась наша осенняя экскурсия? /ответы детей/. Давайте мы условимся вернуться сюда зимой и послушать стихи этих же поэтов о зиме и посмотреть как же изменится природа зимой.



Предварительный просмотр:

Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»

Цель. Помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…».

Ход занятия

«Мы живем в России, стране с огромной территорией. От Москвы до Хабаровска я летела целый день. Если бы я ехала поездом, то потратила бы на дорогу дней семь-восемь, то есть целую неделю. И климатические условия в разных регионах страны разные. Где-то на юге еще жарко, а на севере уже лежит снег. А у нас?

На каждой территории – свои осенние приметы. Но есть и общие. Рано или поздно, но они объявят о себе. Как вот в этом красивом стихотворении замечательного русского поэта Афанасия Фета:


Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно…

Красивое стихотворение? Звучное, изящное».

Педагог повторяет стихотворение, предварительно попросив детей запомнить приметы осени.

Затем дети по очереди называют приметы, а воспитатель читает соответствующие строки стихотворения. При этом он уточняет: «Ласточки пропали? Куда они спрятались? А грачи летали да, как сеть, мелькали когда?» (Вечером, на вечерней зорьке.)

Воспитатель обращает внимание на необычное сравнение пролетающей стаи птиц с сетью. Потом педагог читает стихотворение еще раз, предлагая детям повторять его вместе с ним, но без голоса. Показывает, как это делается. (Этот прием – эффективное средство для тренировки артикулярного аппарата.)

Воспитатель выражает уверенность, что это стихотворение, если его прочитать своим родным, очень их порадует.

«Кстати, родные – это кто?» – уточняет педагог и просит назвать слова-родственники: «Род – родные… (родители, родился, родословная, роддом)».



Предварительный просмотр:

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Цель. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении.

Ход занятия

Педагог уточняет у детей, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (карточки из математических наборов, мелкие предметы, листы бумаги, карандаши).

Воспитатель следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений.

Затем предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат в слове звук ццапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, поцелуй.[5]

Педагог берет на заметку детей, которые ошибаются или реагируют на слово с опозданием, ориентируясь на ответ сверстников. С этими дошкольниками позже необходимо поработать дополнительно. Но это можно сделать и на занятии, предложив только этим детям выполнить новое задание (объяснив причину): царевна, чересчур, упрямая, девица, но, писаная, красавица.

Воспитатель просит детей очень внимательно прослушать строчки из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи», сосчитать в тексте слова с рычащим звуком р и показать карточку с соответствующим количеством геометрических фигур (круги, треугольники). Педагог напоминает детям о том, что работать нужно самостоятельно.


Ты куда летишь, сорока?
Расскажи!
Нам дорогу в лес дремучий
Покажи!

Педагог загадывает детям загадку:


Золотое яблочко
По небу катается,
С утра улыбается.
А улыбки – лучи
Очень горячи.
(Солнышко)

Воспитатель предлагает дошкольникам определить, сколько в тексте загадки слов со звуком ч. Затем читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком ч.

Педагог просит детей нарисовать решетки из трех окошек-ячеек и определить место звука ч в словах: чашка, очечник, обруч. Дети, используя фишки или мелкие предметы, отмечают позицию звука ч в словах. (После выполнения каждого задания ребенок убирает фишку (фишки).)

«Слово чашка начинается на ча-, – продолжает занятие воспитатель. – Сколько звуков вы слышите? Назовите эти два звука. Два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог ча-. (Чай, чайник, часы, чашки.) Таких слов довольно много».

Воспитатель открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог ча-, например: чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол. Интересуется, что такое чардаш, ча-ча-ча, частокол.

Затем педагог спрашивает у детей, что такое предложение. (Это несколько слов, связанных друг с другом.)

«У замечательного русского поэта Алексея Плещеева есть стихотворение „Внучка“. Оно начинается так: „Бабушка, ты тоже маленькой была…“ Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? В нем четыре или пять слов? Давайте считать. Бабушка – раз, ты – два… А теперь произнесите слова в строгом следовании их друг за другом».

Педагог указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер.

Ребенок. Бабушка.

Дети. Раз. (Один.)

Ребенок. Ты.

Дети. Два.

И так далее.

Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала.

Педагог говорит детям, что в книгах в конце предложения ставится точка: «Когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. Если обнаружите что-то интересное, поделитесь со мной своими наблюдениями».

Завершая занятие, воспитатель спрашивает у детей, чему они сегодня учились. (Учились слышать слова, объяснять их смысл, готовились к школе.)

Если останется время, можно прочитать детям стихотворение А. Плещеева «Внучка» (это стихотворение можно также прочитать на прогулке или перед выходом на прогулку).


Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду также
Бабушкой и я, —
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Очень бабушку мою —
Маму мамину – люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому – башмачки.



Предварительный просмотр:

Конспект беседы с презентацией «Спор деревьев».

Цель занятия:

- познакомить детей с рассказом К.Д. Ушинского «Спор деревьев;  

- развивать у детей слуховую и зрительную память, воображение;

 - учить давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к пересказу.

- воспитывать у детей умение связно и последовательно пересказывать литературный текст, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;

- обогащать словарь детей (в три обхвата, похваляться, молвить, голёшеньки);

- познакомить с пословицами: «Друг спорит, а недруг поддакивает» и «В споре рождается истина»;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми;

- формировать любовь к родному языку.

Ход занятия:

Воспитатель: 

Ребята, перед вами портрет замечательного педагога и писателя- Константина Дмитриевича Ушинского. Он жил почти двести лет назад, когда ещё было мало школ и детских книг. Он очень любил детей и сочинял для них интересные рассказы о животных, явлениях природы, самих детях. Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом писателя, в котором перед вами откроются маленькие и большие тайны огромного мира, где вы только начинаете жить.

- Как вы думаете, деревья умеют разговаривать? (ответы детей)

- Как они разговаривают? (ответы детей)

- Давайте представим, что вы маленькое семечко, которое попало в землю и начинает прорастать (Дети складывают вместе перед собой ладоши, приседают; начинают медленно подниматься, подняв руки над головой).

- Деревья выросли и расправили свои ветки (дети разводят руки в стороны).

- Подул лёгкий ветерок и ветки на наших деревьях начали покачиваться (дети отводят руки то в одну, то в другую стороны).

- Теперь внимательно послушайте рассказ К.Д. Ушинского «Спор деревьев».

Выразительное чтение текста «Спор деревьев».

                                                ***

Заспорили деревья между собой: кто из них лучше? Вот дуб говорит:        

— Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

— Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

— Погодите,— говорит,— похваляться; вот придёт зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне всё же останутся мои зелёные колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

Воспитатель: (работа над содержанием рассказа по вопросам)

- Как вы понимаете слова: в три обхвата, похваляться, молвить, голёшеньки?

- Как можно назвать рассказ?

- Как называется разговор, который происходил между деревьями?

- Как вы думаете, что такое спор? - Спорэто состязание словами, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение.

- Спорить — это хорошо или плохо?

- Какие деревья вели спор между собой?

- По какому вопросу возник спор?

- Что говорил дуб?

- О чём молвила яблоня?

- Что ответила сосна?

- А что могла сказать берёза?

Воспитатель предлагает по желанию нескольким детям пересказать текст сказки. Один начинает, другой продолжает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование . Тематические недели. Вторая младшая группа.

Тема:Цели: Образовательная область «Познание»Конструирование:Тема:Экспериментальная деятельностьТема:Формирование элементарных математических представленийЗанятие №Целостная картина мираТем...

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ", "ЛЕТНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ"; "Мы юные исследователи. Выпуск1 и2"; "Тематические прогулки: осенние "; "Доклад на педчтениях"; "Тематические прогулки: зимние "; "Лучшая образовательная организация ", "ПОЕЗД ЗДОРОВЬЯ"

        Методическое пособие имеет обобщающий  опыт, накопленный в системе дошкольного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию...

Тематическое музыкальное занятие с элементами логоритмики "Домок-теремок", Тематическое занятие "Мишкина малина"

Содержание:1) Тематическое музыкальное занятие с элементами логоритмики "Домок-теремок"2) Тематическое занятие "Мишкина малина"...

«СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ» СЦЕНАРИЙ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗРАБОТАН В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛЕЙ «ВОРОНЕЖ – ЦЕНТР ЧЕРНОЗЕМЬЯ»

Сценарий тематического праздника для детей старшей и подготовительной групп составлен в соответствии с возрастными особенностями детей, с учетом смены деятельности детей. Задачи праздника проходят чер...

Тематическое занятие "Путешествие в город музыки"Конспект тематического занятия

Конспект тематического занятия для детей разновозрастной группы...

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе.

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе....