«Развитие речи ребенка дошкольного возраста с ТНР через использование эйдетических технологий».
материал
Предварительный просмотр:
Мастер-класс:
«Развитие речи ребенка дошкольного возраста с ТНР через
использование эйдетических технологий».
2 слайд
Эйдетика- в переводе с греческого «эйдос»-образ.
Эйдетика - теория, предметом изучения которой был эйдетизм-особый вид образной памяти человека, это память без границ. Новое направление в психологии, методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения. Это способность представить себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Эйдетика задействует все анализаторы ребенка: разрешает не только увидеть, но и пощупать, услышать, попробовать, понюхать, подает новое через хорошо знакомые детям образы.
3 слайд
Разрабатывалась в течение 20 - 40-х гг. ХХ в. в Германии, в Марбургской психологической школе Э. Йеншенем и его единомышленниками (В. Йенш, О. Кро, А. Рикель, Г. Фишер и другие). Большое внимание к работам Марбугскои школы проявили и советские психологи Л. Выготский, В. Артемов, П. Блонский и другие. Л. Выготский в своей работе «Основные течения современной психологии» так определяет сущность этого явления: «это способность видеть в прямом смысле этого слова, на пустом листе бумаги, недостающую картинку или предмет». Л. Выготский считает, что эйдетические наглядные образы характерны для детского возраста.
4 слайд
В середине 80 - х гг . ХХ в. российский ученый Игорь Матюгин разработал игровую систему, которая улучшает восприятие и воспроизведение информации, опираясь на присущее каждому человеку умение представлять и фантазировать. Он предложил использовать весь спектр представлений и фантазий:
5 слайд
Методы и приемы эйдетики основываются на умении человека ассоциировать. Мы условно классифицировали виды ассоциаций, которые используются в эйдетике:
зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные и вкусовые,
Игры на свободные ассоциации:
-Дети, у меня есть цыпленок, о чем вы подумали?
На этом этапе занятий главное, чтобы дети учились обосновывать свой ассоциативный выбор.
Зрительные по цвету, форме .
6 -7слайд
Зрительные по цвету, форме.
«Цветовые ассоциации.»
Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого – выбрать среди картинок разных предметов именно то, изображение которой у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок обязательно должен обосновать ответ.
8 слайд
Ассоциации, связанные с геометрическими фигурами. Для этого вида работы вам понадобятся картинки с изображениями геометрических фигур и различных предметов. У меня есть круг, о чем вы подумали.
Слуховые: звуковые и словесные, приятные и неприятные.
игры на музыкальных инструментах, разнообразных аудиозаписей (в частности, природных, бытовых, закрыть глаза, чтобы ничего не отвлекало их от восприятия, и начать воспроизведение небольшого ряда разных шумов. Естественно, каждый дошкольник логопедической группы представляет при этом что-то свое: один ребенок рассказывает, что он слышал, как шелестела листва, гремел гром и шел дождь, другой – как шумели морские волны и гудел большой пароход и т. п. Однако в любом случае следует помнить, что не так важно отгадать, какой именно звук был воспроизведен, а целесообразно представить себе тот или иной ассоциативный образ.
Двигательные: статические и динамические.
Двигательные ассоциации предусматривают возникновение в воображении статического или динамического образа определенного существа (человека, зверя, птицы, насекомого). Прием превращения дает возможность ребенку с речевыми нарушениями самостоятельно или с небольшой помощью взрослого изобразить реальный объект или даже что-либо абстрактное – например, артикуляционный уклад того или иного звука. Например, дошкольник, изображая телом звук [к], может присесть, обхватив свои колени и опустив голову. Так он покажет артикуляцию звука, во время произнесения которого кончик языка опущен, а его корень отодвинут к задней стенке глотки.
9-10 слайд
Тактильные: характеру отношения к ощущениям (приятные, неприятные);
форме, размеру, степени твердости, весу, температуре.
В работе с дошкольниками логопедической группы будет полезным использование тактильных табличек, коробочек, карманчиков или окошечек с материалами разных видов.
Обонятельные: приятные и неприятные
В учебно-воспитательном процессе могут использоваться ароматические масла, растения (в т. ч. натуральные овощи и фрукты, травы, специи) и т. п.
Вкусовые: приятные и неприятные.
Особенно нравится детям логопедической группы игра „Вкусные цветаˮ, в которой дошкольники закрепляют названия овощей и фруктов, пробуют их на вкус, автоматизируют звуки, способом суффиксального словообразования образуют названия цветов (слива – сливовый, вишня – вишневый, морковь – морковный, лимон – лимонный, абрикос – абрикосовый.
Общим вопросом педагога в работе с любым видом ассоциаций является такой: „О чем ты подумал (-ла)…?ˮ.
Игры, которые я использую на занятиях:
11 слайд
«Повтори ряд»
12 слайд
«Найди пару»
13 слайд
«Повтори рисунок»
14 слайд
«Выложи букву»
15 слайд
«Графические ассоциации»
16 -17 слайд
Сделать рисунок, обозначающий само слово, и «обыграть» в нем запоминаемую букву.
18 слайд
«Запоминаем цифры»
19 слайд
«На что похожа цифры»
20 слайд
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский.
21 слайд
«Мнемотехника»- технология развития памяти, совокупность правил и приемов , облегчающих запоминание. Фраза:
«Каждый художник желает знать , где сидит фазан»(помогает запомнить цветы радуги)
22 -23 слайд
Мнемотаблица – это схема в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на схемы- рисунки ребенок легко запоминает информацию.
24 слайд
Пример – заучивание стихов и потешек с использованием мнемотехники
Для того, чтобы пробудить у детей интерес я использую прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Например, учим с детьми стихотворение про весну А.Н. Плещеева. «Травка зеленеет ,солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.»
Осень, осень к нам идет,
Что же осень нам несет?
Листики цветные,
Ягоды лесные,
Овощи к обеду,
Много туч на небе.
25-29 слайд
Коллажи .
Это учебный материал, выполняющий следующие задачи:
-Закрепление различных методов запоминания;
-Развитие фотографической памяти;
-Расширение словарного запаса, образного восприятия;
-Развитие связной речи;
Главная задача коллажа- соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом, идет обработка сюжетного метода запоминания.
30 слайд
Расскажи-ка
31 слайд
Педагог, используя приемы эйдетики, как целостную, специально организованную игру-занятие или его часть, как отдельный учебно-развивающий или развлекательно-развивающий элемент повседневной жизни, может предоставить дошкольникам максимальную свободу для творчества и самовыражения, одновременной активизации разнообразных чувств каждого ребенка логопедической группы. Именно при использовании таких видов работы у дошкольника логопедической группы появляется уверенность в собственных силах, раскрывается эмоциональность, желание поделиться своими размышлениями и убеждениями, обосновать их, пользуясь при этом четкой, фонетически, лексически и грамматически правильной связной речью.
Итак, применение во время игр-занятий методов и приемов эйдетики помогает педагогу через неповторимый мир разнообразных образов сформировать речевую компетентность детей, побуждает дошкольников к непринужденному и более легкому познанию окружающей действительности, стимулирует его коммуникативную активность, способствует развитию образного мышления, разных видов внимания и памяти, оптико-пространственную ориентацию и внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/29/picture-342373-1398775831.jpg)
Использование детского фольклора в формировании и развитии речи ребенка дошкольного возраста
Статья о использовании малых форм детского фольклора во всех областях детской деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-457592-1402912387.jpg)
Развитие речи ребенка дошкольного возраста в рамках реализации муниципального социально - значимого проекта "Читающая мама - читающая семья"
Муниципальный социально - значимый проект "Читающая мама - читающая семья" был реализован с целью привития культуры семейного чтения, распространения положительного опыта семей и установления открытос...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/26/picture-65035-1393414862.jpg)
Стадии развития речи ребенка дошкольного возраста
В материалах для родителей рассматриваются возрастные нормы появления звуков в речи ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1001275-1516812000.jpg)
Консультация для родителей "Продукты питания и развитие речи ребенка дошкольного возраста"
Вы не замечали, что детей раннего и младшего дошкольного возраста с речевыми патологиями становится все больше? Вы замечаете, что наш рацион питания наполняют блюда быстрого приготовления и имеющие из...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-1000794-1516737648.jpg)
Су-Джок терапия в развитии речи ребенка дошкольного возраста
Су-Джок терапия в развитии речи ребенка...
Дидактические игры направленые на развитие речи ребенка дошкольного возраста
Дидактические игры направленые на развитие речи ребенка дошкольного возраста ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/26/picture-1217179-1614339192.jpg)
Консультация для родителей "Развитие речи ребенка дошкольного возраста»
Наличие интеллекта, то есть способности познавать внешний мир с помощью восприятия, памяти, мышления, а также речь — это важнейшее отличие человека от животного. И интеллект, и речь у человека ф...