«Развитие речи ребенка дошкольного возраста с ТНР через использование эйдетических технологий».
материал

Швецова Ирина Петровна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_eydetika.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс:

«Развитие речи ребенка дошкольного возраста с ТНР через

использование эйдетических  технологий».

2 слайд

Эйдетика- в переводе с греческого «эйдос»-образ.

Эйдетика - теория, предметом изучения которой был эйдетизм-особый вид образной памяти человека, это память без границ.  Новое направление в психологии, методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения. Это способность представить себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Эйдетика задействует все анализаторы ребенка: разрешает не только увидеть, но и пощупать, услышать, попробовать, понюхать, подает новое через хорошо знакомые детям образы.

3 слайд

Разрабатывалась в течение 20 - 40-х гг. ХХ в. в Германии, в Марбургской психологической школе Э. Йеншенем и его единомышленниками (В. Йенш, О. Кро, А. Рикель, Г. Фишер и другие). Большое внимание к работам Марбугскои школы проявили и советские психологи Л. Выготский, В. Артемов, П. Блонский и другие. Л. Выготский в своей работе «Основные течения современной психологии» так определяет сущность этого явления: «это способность видеть в прямом смысле этого слова, на пустом листе бумаги, недостающую картинку или предмет». Л. Выготский считает, что эйдетические наглядные образы характерны для детского возраста.

4 слайд

В середине 80 - х гг . ХХ в. российский ученый Игорь Матюгин разработал игровую систему, которая улучшает восприятие и воспроизведение информации, опираясь на присущее каждому человеку умение представлять и фантазировать. Он предложил использовать весь спектр представлений и фантазий:

5 слайд

Методы и приемы эйдетики основываются на умении человека ассоциировать. Мы условно классифицировали виды ассоциаций, которые используются в эйдетике:

зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные и вкусовые, 

Игры на свободные ассоциации:

-Дети, у меня есть цыпленок, о чем вы подумали?

На этом этапе занятий главное, чтобы дети учились обосновывать свой ассоциативный выбор.

Зрительные по цвету,  форме .

6 -7слайд

Зрительные по цвету, форме.

«Цветовые ассоциации.»

 Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого – выбрать среди картинок разных предметов именно то, изображение которой у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок обязательно должен обосновать ответ.

8 слайд

Ассоциации, связанные с геометрическими фигурами. Для этого вида работы вам понадобятся картинки с изображениями геометрических фигур и различных предметов. У меня есть круг, о чем вы подумали.

Слуховые: звуковые и словесные, приятные и неприятные.

игры на музыкальных инструментах, разнообразных аудиозаписей (в частности, природных, бытовых, закрыть глаза, чтобы ничего не отвлекало их от восприятия, и начать воспроизведение небольшого ряда разных шумов. Естественно, каждый дошкольник логопедической группы представляет при этом что-то свое: один ребенок рассказывает, что он слышал, как шелестела листва, гремел гром и шел дождь, другой – как шумели морские волны и гудел большой пароход и т. п. Однако в любом случае следует помнить, что не так важно отгадать, какой именно звук был воспроизведен, а целесообразно представить себе тот или иной ассоциативный образ.

Двигательные: статические и динамические.

Двигательные ассоциации предусматривают возникновение в воображении статического или динамического образа определенного существа (человека, зверя, птицы, насекомого). Прием превращения дает возможность ребенку с речевыми нарушениями самостоятельно или с небольшой помощью взрослого изобразить реальный объект или даже что-либо абстрактное – например, артикуляционный уклад того или иного звука. Например, дошкольник, изображая телом звук [к], может присесть, обхватив свои колени и опустив голову. Так он покажет артикуляцию звука, во время произнесения которого кончик языка опущен, а его корень отодвинут к задней стенке глотки.

9-10 слайд

Тактильные:  характеру отношения к ощущениям (приятные, неприятные);

 форме, размеру, степени твердости,  весу,  температуре.

В работе с дошкольниками логопедической группы будет полезным использование тактильных табличек, коробочек, карманчиков или окошечек с материалами разных видов.

Обонятельные: приятные и неприятные

В учебно-воспитательном процессе могут использоваться ароматические масла, растения (в т. ч. натуральные овощи и фрукты, травы, специи) и т. п.

Вкусовые: приятные и неприятные.

Особенно нравится детям логопедической группы игра „Вкусные цветаˮ, в которой дошкольники закрепляют названия овощей и фруктов, пробуют их на вкус, автоматизируют звуки, способом суффиксального словообразования образуют названия цветов (слива – сливовый, вишня – вишневый, морковь – морковный, лимон – лимонный, абрикос – абрикосовый.

Общим вопросом педагога в работе с любым видом ассоциаций является такой: „О чем ты подумал (-ла)…?ˮ.

Игры, которые я использую на занятиях:

11 слайд

«Повтори ряд»

12 слайд

«Найди пару»

13 слайд

«Повтори рисунок»

14 слайд

«Выложи букву»

15 слайд

«Графические ассоциации»

16 -17 слайд

Сделать рисунок, обозначающий само слово, и «обыграть» в нем запоминаемую букву.

18 слайд

«Запоминаем цифры»

19 слайд

«На что похожа цифры»

20 слайд

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский.

21 слайд

«Мнемотехника»- технология развития памяти, совокупность правил и приемов , облегчающих запоминание. Фраза:

«Каждый художник желает знать , где сидит фазан»(помогает запомнить цветы радуги)

22 -23 слайд

Мнемотаблица – это схема в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на схемы- рисунки ребенок легко запоминает информацию.  

24  слайд

Пример – заучивание стихов и потешек с использованием мнемотехники

Для того, чтобы пробудить у детей интерес я использую прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Например, учим с детьми стихотворение про весну А.Н. Плещеева. «Травка зеленеет ,солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.»

Осень, осень к нам идет,
Что же осень нам несет?
Листики цветные,
Ягоды лесные,
Овощи к обеду,
Много туч на небе.

25-29  слайд

Коллажи .

Это учебный материал, выполняющий следующие задачи:

-Закрепление различных методов запоминания;

-Развитие фотографической памяти;

-Расширение словарного запаса, образного восприятия;

-Развитие связной речи;

Главная задача коллажа- соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом, идет обработка сюжетного метода запоминания.

30  слайд

Расскажи-ка

31 слайд

Педагог, используя приемы эйдетики, как целостную, специально организованную игру-занятие или его часть, как отдельный учебно-развивающий или развлекательно-развивающий элемент повседневной жизни, может предоставить дошкольникам максимальную свободу для творчества и самовыражения, одновременной активизации разнообразных чувств каждого ребенка логопедической группы. Именно при использовании таких видов работы у дошкольника логопедической группы появляется уверенность в собственных силах, раскрывается эмоциональность, желание поделиться своими размышлениями и убеждениями, обосновать их, пользуясь при этом четкой, фонетически, лексически и грамматически правильной связной речью.

Итак, применение во время игр-занятий методов и приемов эйдетики помогает педагогу через неповторимый мир разнообразных образов сформировать речевую компетентность детей, побуждает дошкольников к непринужденному и более легкому познанию окружающей действительности, стимулирует его коммуникативную активность, способствует развитию образного мышления, разных видов внимания и памяти, оптико-пространственную ориентацию и внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование детского фольклора в формировании и развитии речи ребенка дошкольного возраста

Статья о использовании малых форм детского фольклора во всех областях детской деятельности...

Развитие речи ребенка дошкольного возраста в рамках реализации муниципального социально - значимого проекта "Читающая мама - читающая семья"

Муниципальный социально - значимый проект "Читающая мама - читающая семья" был реализован с целью привития культуры семейного чтения, распространения положительного опыта семей и установления открытос...

Стадии развития речи ребенка дошкольного возраста

В материалах для родителей рассматриваются возрастные нормы появления звуков в речи ребенка....

Консультация для родителей "Продукты питания и развитие речи ребенка дошкольного возраста"

Вы не замечали, что детей раннего и младшего дошкольного возраста с речевыми патологиями становится все больше? Вы замечаете, что наш рацион питания наполняют блюда быстрого приготовления и имеющие из...

Су-Джок терапия в развитии речи ребенка дошкольного возраста

Су-Джок терапия в развитии речи ребенка...

Дидактические игры направленые на развитие речи ребенка дошкольного возраста

Дидактические игры направленые на развитие речи ребенка дошкольного возраста ...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка дошкольного возраста»

Наличие интеллекта, то есть способности познавать внешний мир с помощью восприятия, памяти, мышления, а также речь — это важнейшее отличие человека от животного. И интеллект, и речь у человека ф...