Использование детского фольклора в формировании и развитии речи ребенка дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа) по теме
Статья о использовании малых форм детского фольклора во всех областях детской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnoe_tvorchestvo.docx | 33.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Черногорова Наталия Владимировна
Воспитатель ГБДОУ №11
Использование детского фольклора в формировании и развитии речи ребенка дошкольного возраста
Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именноустное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь,воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народныхмассах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни,инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Фольклор – одно из действенных средств, таящий огромные дидактические возможности.
В детском саду широко включены в жизнь детей произведения русского народного творчества – детский фольклор, в различных видах деятельности ребенка (в воспитательно-образовательной и повседневной жизни).
Фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.
Взрослые на протяжении многих поколений создавали для детей свой особый фольклор, который, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Г. С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой».
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса, обогащает чувства, формирует его отношение к окружающему миру и себе, наполняет положительными эмоциями, и таким образом играет неоценимую роль во всестороннем развитии дошкольника.
Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (потешки, дразнилки, докучные сказки) обеспечивает эффективность формирования и активации речи дошкольников.
Основной вид деятельности дошкольника – это игра. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, учится общаться со сверстниками, поэтому так важно обратить внимание на развитие игровой деятельности, а в ней и на развитие речи и обогащение словаря. Для этого можно использовать хороводные игры, в которых используется заклички (Золотые ворота, Колпачок, Каравай и др.), так же перед началом игры можно обращаться к считалкам, чтобы выбрать либо ведущего, либо игрока, с которого начнется игра.
Поэтому вся познавательная деятельность (особенно для младшего дошкольного возраста) вмещает в себя игровые элементы, в которых я использую потешки, загадки, пальчиковую гимнастику, скороговорки, в зависимости от образовательной деятельности.
Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, до того, как он начнет этот мир практически осваивать сам.
Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.
В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, расширяется кругозор, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх.
Детский фольклор - это то, что взрослые взяли и скомпоновали из общей сокровищницы народного творчества, отбирая для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, докучные сказки, присказки и сказки, считалки и игры. То есть собрали для детей то, что педагогически целесообразно и эмоционально доступно.
Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказами, былинами и другими крупными жанрами русского народного творчества на произведениях детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков великой русской народной культуры.
И так детский фольклор:
- Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
- Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
- Заклички - обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
- Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
- Скороговорки и чистоговорки – короткие стишки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
- Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
- Докучные сказки – шуточные сказки без конца, призванные вовлечь ребенка в игру, развеселить.
- Прибаутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
- Присказки (побаска,прибалутка, присказулька) – особый жанр очень коротких сказочек, рассказываемая перед длиной сказкой, органически не связанная с рассказываемой и может иногда употребляться, как самостоятельная сказка. Её цель либо раздразнить слушателя ответом на просьбу о сказке, либо захватить внимание, либо развеселить, подготовив к лучшему восприятию сказки.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с колыбельных, потешек, пестушек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают сказки, отгадывают загадки, играют в народные хороводные игры. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений-миниатюр.
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической и эмоциональной силой. Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких - то движений не вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще.
Колыбельные - сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Они являются самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок. Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие. Позже девочки, а иногда и мальчики могут их использовать в играх.
В своей работе с детьми дошкольного возраста большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора - потешкам, пестушкам, которые помогали наладить эмоциональный контакт с детьми. Находясь в группе целый день, дети устают, ссорятся, у них, бывает плохое настроение, хочется поплакать, а иногда так расшалятся, что никак не могут успокоиться.
Когда ребенок ударился или просто расплакался его можно утешить ласковой шутливой потешкой.
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка
Принесет орешки,
Для Маминой потешке.
Не плачь – я куплю тебе калач
А будешь плакать – куплю тебе лапоть.
Пусть у кошки болит, у собачки болит
А у Машеньки (Ванечки…) всё заживет.
Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки – очень хороший материал для работы над ознакомлением с окружающим миром ребенка, а так же для автоматизации поставленных звуков. Они являются образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда ясная, отчетливая, а лексика разнообразна и образна.
В самом начале учебного года, в младшей группе, я увидела, что большинство детей плохо произносят слова, медленно запоминают произведение. Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной использую народные песенки - потешки «Ладушки, Сорока, Идет коза и др.», пальчиковые игры. Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение.
Для развития внимания к звучащей речи стала учить детей совместно произносить слова, заучивать потешки. Ребята с большим интересом их учили, так как они веселые и легко запоминаются. Напевность, мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора легко запоминается, будят воображение. Поэтому изучение произведений я начала именно с потешек. И к концу учебного года дети уже легче запоминали и обсуждали героев произведений, которые мы читали, могли своими словами пересказать, о чем там рассказывалось, и быстрее и легче запоминали.
Загадки очень полезны для малышей, они заставляют ребенка мыслить образно, направляют на предметы и явления, их отличительные признаки, повышают мыслительные способности и воображения.
Употребление скороговорок детьми развивает у них чувство языка, содействуют совершенствованию артикуляционного аппарата. Они являются веселой словесной игрой. Я на собственном опыте убедилась, что дети их заучивают с большим интересом. Скороговорки короткие и легко запоминаются, богаты сложным звуковым оформлением (частые повторы, внутренняя рифма, сочетание противоположных звуков), но в тоже время несут в себе очень полезное для детей умение запоминать текст, развивать и обогащать словарь и формировать правильную и четкую речь.
У пчелки жало жалит жарко;
От топота копыт пыль по полю летит;
Корабли ловировали, ловировали, да не выловировали.
В них хорошо расположены труднопроизносимые звуки, удивительно продуман ряд слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
Был бык тупогуб,
Тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа
Кукушка кукушонку
купила капюшон
Одел кукушонок капюшон
Как в капюшоне он смешон
Заучивание докучных сказок, скороговорок-чистоговорок и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что у ребенка развивается память, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность.
В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Они так же являются прекрасным материалом для обучения детей развитию речи.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат сравнениями, имеет несложные легко запоминающиеся формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу при пересказе сказки или ее обыгрывании.
На занятиях по ознакомлению с художественными произведениями я иногда использую театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям сказок, потешек. Когда мы обыгрываем сказки, придумываем новый сюжет к уже известной сказке, вводим новых героев, новое окончание. Дети активно включаются в работу, всем хочется придумать новую ситуацию, включиться в игру. На таких занятиях очень весело, так как все включены в работу, а значит и развивается активный словарь, фантазия, дети становятся сплоченее, что очень полезно для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте.
Одним из главных приемов понимания произведения является инсценировка. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с заучиванием текста, запоминанием последовательности действия, активизации словаря, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы, а так же коммуникативность детей.
Игры – импровизации воспитывают положительные черты характера детей, разнообразят детский досуг, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей более выразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной монологической и диалогической речью.
Использование всех доступных жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом межличностном общении, театрализованных, хороводных и сюжетных играх.
В фольклоре зарождались, складывались и проверялись временем знания и мудрость многих поколений.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Произведения русского народного искусства разносторонне воздействуют на ребенка, учат его образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в различных ситуациях. Поэтому в своей работе я стала активно использовать элементы фольклора.
Исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Оно активно влияет на образность и выразительность речи детей.
Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.(В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов «О детской литературе»).
Я считаю, что для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. Для младших дошкольников – это, прежде всего, сказки, заклички, скороговорки, потешки, докучные сказки.
Вот что писал о силе слова К.Д.Ушинский: «Не условным звукам только учиться ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат освоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.
Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает.
Таким образом, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые условия для овладения родной речью и активизации словаря.
В своей работе я использую определенную систему игр и упражнений с постепенным усложнением. Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление – т.е. всесторонне развивает ребенка.
Занятия по развитию речи у детей я начинаю с веселых физкульт минуток – пальчиковых игр, чтоб подготовить детей к занятию. Мы здороваемся с пальчиками, топаем ножками, хлопаем в ладошки, имитируем стук дождя под чтение потешек или авторских коротких стишков.
Например:
Маленькие ножки идут по дорожке
Топ-топ-топ
Большие ноги идут по дороге
ТОП-ТОП-ТОП
Дождик, лей, лей, лей
На меня и на людей
На людей по ложке,
На меня по плошке,
А на Бабу Ягу-
Лей по целому ведру.
) Стук-стук-постук, раздается где-то стук
Молоточки стучат, строят домик для зайчат-
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки в замочек
Играем с язычком или делаем артикулярную гимнастику (примерно 2-3 упражнения), чтобы детки не устали.
После этого я читаю ребятам на выбор потешку, сказку, скороговорку, закличку, и потом мы с ребятами ее обсуждаем и заучиваем.
В конце занятия мы или играем в хороводную игру, или в игру-забаву, а если знакомились со сказкой, то дети выбирают себе роли героев сказки и обыгрываем ее.
Самое главное – это разнообразить деятельность ребенка во время занятия по развитию речи и ознакомления с художественными произведениями, поэтому постоянно слежу за тем, чтобы дети были активны и им было интересно.
Литературная энциклопедия http://enc-dic.com
Сайт «всё для детей»
Сайт «Чудесная страна»
Е.А.Ульева «Пальчиковые игры»
«Полная хрестоматия для дошкольников» АСТ Астрель, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по теме «Использование элементов фольклора в воспитании звуковой культуры речи в дошкольном возрасте».
Для воспитания звуковой культуры речи в детском саду используется разнообразный речевой материал: звукоподражания, потешки, считалки, загадки, пословицы, чистоговорки и скороговорки....
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формир...
Тренинг для родителей «Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребенка дошкольного возраста»
информирование родителей о положительном влиянии методов и приемов кинезиологии на общее развитие ребенка, а в частности на развитие речи;-практическая демонстрация кинезиологических упражнений;-созда...
«Детский фольклор – первая ступень в развитии речи ребенка»
Консультация для родителей...
«Детский фольклор – первая ступень в развитии речи ребенка»
Консультация для родителей...
«Развитие речи ребенка дошкольного возраста с ТНР через использование эйдетических технологий».
Мастер-класс...
Консультация для родителей: «Детский фольклор – первая ступень в развитии речи ребенка»
Консультация для родителей:«Детский фольклор – первая ступень в развитии речи ребенка»Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в ...