Консультация для родителей "Продукты питания и развитие речи ребенка дошкольного возраста"
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Емельянова Анна Витальевна

Вы не замечали, что детей раннего и младшего дошкольного возраста с речевыми патологиями становится все больше? Вы замечаете, что наш рацион питания наполняют блюда быстрого приготовления и имеющие измельченную структуру? Стоматологи и логопеды бьют тревогу- дети не умеют жевать. Об этом данная консультация и памятка для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_marta_-_sadovoe_sobranie_chistovik.docx126.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №40»

Продукты питания и развитие речи ребенка дошкольного возраста

г.Ачинск, 2018

Цель: повышение родительской ответственности за полноценное развитие детей и повышение педагогической грамотности

Задачи:

  1. Рассматривание процесса питания детей дошкольного возраста как периода полноценного овладения и развития мимической и жевательной мускулатуры

для полноценного развития речевого аппарата

  1. Привлечение внимания родителей к процессу питания и подбору продуктов в домашних условиях
  2. Знакомство с этапами развития  зубочелюстно-лицевой   системы в процессе роста и развития ребенка

        Уважаемые родители!

   Хотелось бы обратить ваше внимание, как полноправных участников процесса воспитания и развития детей, на одно из направлений развития ребенка  - его питание.      Мы эту тему поднимаем не случайно.

   Статистика – упрямая вещь. На данный момент в России  более 70% детей имеют нарушения речи различной степени тяжести. Причин этому много, встречаются и наследственные, и впервые встречающиеся в данной семье. Но многие и приобретенные.  Продукты питания.

   Что может быть общего между речью и питанием? На самом деле взаимосвязь довольно сложная и в тоже время прямая.

    Давайте вспомним рацион питания примерно 10-15 летней давности. Туда входили: суп с мясом, овощи сырые и  виде салатов, немного фруктов, молочные продукты.

Сладости в каждой семье стряпали, пекли по вкусу. Большими изысками меню  не отличалось. На данный момент можно вообще не уметь готовить, потому что есть полуфабрикаты, продукты группы «Дискаунтер», и огромное количество уже готовых к употреблению блюд. Ещё больше мы видим сладостей и выпечки – на любой вкус и цвет. Если классифицировать все продукты, то условно их можно разделить на две группы – «хочу купить» и «могу купить». А дальше делим их ещё на две группы – «вредно» и «полезно».

    Так и у детей – вредно и полезно.

   Полезно – это помогает, развивает. Вредно – вредит, портит.

   Небольшое сравнение –  представьте в вашей руке утюг. Он включен на минимальный нагрев. Вы, едва прикасаясь, гладите плотный пиджак. Он разглажен? Нет

Другая ситуация – вы включили утюг на максимальный нагрев, на пиджак положили влажную ткань, гладите с нажимом. Пиджак разглажен? Да. Но для этого потребовались усилия, более мощный нагрев и даже влажная ткань.

   То же самое с мышцами – мимическими и артикуляционными.

Если у них нет нагрузки – нет развития.

 Ребенок рождается с недоразвитой и несколько смещенной назад нижней челюстью. На дальнейшее формирование и развитие нижней челюсти оказывают влияние усилия, которые малыш затрачивает при сосании, а в дальнейшем от рациона питания.

   Если родители начинают с 5-6 месяцев прикармливать ребенка жидкими, затем полужидкими, густыми блюдами (каши, супы, пюре) – это нормально. Но если в возрасте старше года ребенок получает все ту же протертую пищу – это уже остановка в развитии мышц лица, языка, щек, шеи и других, принимающих активное участие в артикуляции и выражении мимических гримас.

   В процессе откусывания пищи и её пережевывания участвует множество мышц, верхняя и нижняя челюсти, мимическая мускулатура, язык, мягкое небо, слюнные железы, слизистая оболочка полости рта.

  Эти же органы участвуют в произнесении слов, фраз. Множественная смена поз, контроль за слюноотделением,  делают речь активной, чистой по произношению.

   Чем плотнее пища, тем большие усилия прикладываются для её откусывания и пережевывания.

   Чем более хрупкая и «тающая во рту» пища, тем  меньше мышц участвует в её обработке.

    В возрасте 7-12 месяцев у ребенка формируются навыки кусания и жевания, если по каким-либо причинам этого не произошло, инстинктивный навык теряется, ребенок может освоить процесс жевания только после обучения. Методик по обучению данной функции нет. Следовательно, кто своевременно все сделал, тот и в более выгодной позиции.

   Знаменитый доктор Комаровский  рекомендует не забирать у детей в период роста и формирования зубов игрушки, а  рекомендует заменить их на безопасные, которые ребенок может жевать, кусать.

   Если все, что я вам рассказала и то, о чем умолчала, выстроить в цепочку, то получится следующее:

1 поколение – жует твердую пищу в положенном возрасте, достаточно длительно и регулярно -

2 поколение – ест твердую пищу реже, предпочитая обработанную,  и активно использует консервации, полуфабрикаты

3 поколение – не хочет есть твердую пищу, предпочитает полуфабрикаты, заменители, продукты кулинарной обработки. Первое возможное появление речевых проблем у детей в родословной

4 поколение – продукты быстрого приготовления. Процент появления детей с речевыми патологиями возростает вдвое.

   Эта проблема носит название «жевательный дефицит». Активное развитие пищевой отрасли в целом и по отдельным направлениям, несет за собой угрозу снижения нагрузки на зубы, челюсти, десна, постепенно деформируя их и превращая в пассивный орган.

Вы, как родители, которые понимают свою ответственность перед детьми, переживающими за них, можете предупредить появление в вашей семье поколения, которое будет иметь меньший риск проблем. Вы можете сами изменить историю вашей семьи!


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №40»

Питание и развитие речи

ребенка дошкольного возраста

Картинки по запросу картинка- малыш грызетКартинки по запросу картинка- развитие зубов

Похожее изображение

                                             

г.Ачинск, 2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №40»

Питание и развитие речи

ребенка дошкольного возраста

Картинки по запросу картинка- малыш грызетКартинки по запросу картинка- развитие зубов

Похожее изображение

                                             

г.Ачинск, 2018

Нормальное развитие зубочелюстной системы возможно только при условии правильного жевания. В процессе жевания усиливается приток крови к жевательным мышцам, а с ней и необходимых для нормальной жизнедеятельности мышц питательных веществ. У детей, которых с раннего возраста кормят только тщательно измельченной пищей, развивается так называемое ленивое жевание. У этих детей слабо развиваются жевательные мышцы и они категорически отказываются от приема твердой пищи. Для того чтобы дать жевательным мышцам необходимую для их нормального развития нагрузку, ежедневно в меню необходимо включать сырые овощи и фрукты, давать ребенку непровернутое мясо, сухари и другие подобные продукты. У детей с плохо развитыми жевательными мышцами, как правило, недоразвиты и челюсти, чаще всего наблюдается сужение нижней челюсти, в результате чего в зубном ряду не хватает места для постоянных зубов, которые крупнее молочных. В этих случаях прорезавшиеся зубы поворачиваются вокруг своей оси и перекрывают друг друга, развивается так называемая скученность зубов.

4-6 месяцев

Появление готовности к жеванию. Угасание рефлекса «выталкивания».

Появление физиологической возможности продвигать и глотать более густую пищу.  Появление эмоциональной реакции на чувство голода и насыщения. Начало введения прикормов.

7-9 месяцев

Активный интерес к пище. Приобретение навыки снятия пищи с ложки. Введение в рацион протертых овощных супов, каш из среднеизмельченых  круп. С 8 месяцев ежедневное введение мяса. Начинать от мясного пюре, затем измельченное, при усвоении измельчение на кусочки размером 2-3 мм.

Ребенок усваивает навык удержания твердой пищи в руке (детское печенье, сушка без добавок, сухарик белого хлеба)

С 8 месяцев разрешено введении пшеничного хлеба (не более 15 гр в день)

10-12 месяцев

Освоен навык «кусания». Малыш учится держать ложку и кусать более крупные кусочки еды. Пища должна быть более твердой. Продукты ИЗМЕЛЬЧАЮТСЯ! Не протираются! Овощи и фрукты натираются на терке, мельчатся вилкой.

С 10-11 месяцев мясо дают в виде фрикаделек, к 11-12 месяцам –в виде паровых котлет или суфле.

С 10-12 месяцев ребенок способен удержать небольшой кусочек фрукта или овоща, макаронные изделия, кусочек хлеба  в руках  («пинцетный захват») и класть его в рот

1 год +

На втором году жизни основа питания – твердая пища. С увеличением количества жевательных зубов меню расширяется за счет салатов (шинкованных мелкими  кусочками, натертых на крупной терке)

2,5 – 3 года

Переход на взрослый стол питания.

Исключать продукты, не соответствующие возрасту 

– жевательная резинка, газировка, чипсы, сухари фабричного приготовления, грибы, копчености, майонез и кетчуп фабричного приготовления, колбасы, сосиски, сардельки, сладости, консервы, продукты в вакуумной упаковке, баранина.

С осторожность использовать продукты, вызывающие аллергическую реакцию: цитрусовые, мед, орехи, красная рыба, некоторые виды ягод

К моменту рождения губы малыша развиты хорошо для активной сосательной деятельности, а структуры, расположенные в глубине ротовой полости, практически не развиты. С течением времени развивается потребность в усилении активности задних частей языка и более сложных движениях глоточных структур. Сосательный рефлекс обычно исчезает и происходит последовательное созревание ротовых функций: от передних областей к задним.

Принцип созревания ротовой полости "спереди — назад" хорошо иллюстрируется процессом развития речи. Первые произносимые звуки — это губно-губные "м", "п", "б", поэтому первые слова новорожденного обычно связаны с произношением именно этих звуков ("мама" или "папа"). Некоторое время спустя появляются согласные, произносимые кончиком языка — "т", "д". Свистящие звуки "ч" и "щ", требующие постановки кончика языка близко к небу, появляются еще позже. Более точной постановки задней части языка требуют звуки "к", "г" и "р", поэтому до 4–5 лет они могут быть не четкими

Использована информация с сайтов:

http://www.stomat5.ru/content/anomalii-razvitiya-prikusa,   https://www.9months.ru/pitanie_malysh/5108/tverdaya-pischa-dlya-detey   http://www.7ya.ru/article/Ortodont-o-prikuse-Sosanie-pustyshki-i-palca-kogda-otuchat/

Фотографии с сайтф : сайт mahmure.com   http://mahmure.hurriyet.com.tr/foto/saglik/cocuk-yetistirmeyle-ilgili-dogru-bilinen-8-yanlis_34177/9,   Агушкин –Уход и воспитание   http://agushkin.ru/kormlenie/pyure-iz-morkovi-dlya-grudnichka.htmlъ,  Depils   http://depils.com/razvitie-zubov-i-gigiena-polosti-rta/ 

Нормальное развитие зубочелюстной системы возможно только при условии правильного жевания. В процессе жевания усиливается приток крови к жевательным мышцам, а с ней и необходимых для нормальной жизнедеятельности мышц питательных веществ. У детей, которых с раннего возраста кормят только тщательно измельченной пищей, развивается так называемое ленивое жевание. У этих детей слабо развиваются жевательные мышцы и они категорически отказываются от приема твердой пищи. Для того чтобы дать жевательным мышцам необходимую для их нормального развития нагрузку, ежедневно в меню необходимо включать сырые овощи и фрукты, давать ребенку непровернутое мясо, сухари и другие подобные продукты. У детей с плохо развитыми жевательными мышцами, как правило, недоразвиты и челюсти, чаще всего наблюдается сужение нижней челюсти, в результате чего в зубном ряду не хватает места для постоянных зубов, которые крупнее молочных. В этих случаях прорезавшиеся зубы поворачиваются вокруг своей оси и перекрывают друг друга, развивается так называемая скученность зубов.

4-6 месяцев

Появление готовности к жеванию. Угасание рефлекса «выталкивания».

Появление физиологической возможности продвигать и глотать более густую пищу.  Появление эмоциональной реакции на чувство голода и насыщения. Начало введения прикормов.

7-9 месяцев

Активный интерес к пище. Приобретение навыки снятия пищи с ложки. Введение в рацион протертых овощных супов, каш из среднеизмельченых  круп. С 8 месяцев ежедневное введение мяса. Начинать от мясного пюре, затем измельченное, при усвоении измельчение на кусочки размером 2-3 мм.

Ребенок усваивает навык удержания твердой пищи в руке (детское печенье, сушка без добавок, сухарик белого хлеба)

С 8 месяцев разрешено введении пшеничного хлеба (не более 15 гр в день)

10-12 месяцев

Освоен навык «кусания». Малыш учится держать ложку и кусать более крупные кусочки еды. Пища должна быть более твердой. Продукты ИЗМЕЛЬЧАЮТСЯ! Не протираются! Овощи и фрукты натираются на терке, мельчатся вилкой.

С 10-11 месяцев мясо дают в виде фрикаделек, к 11-12 месяцам –в виде паровых котлет или суфле.

С 10-12 месяцев ребенок способен удержать небольшой кусочек фрукта или овоща, макаронные изделия, кусочек хлеба  в руках  («пинцетный захват») и класть его в рот

1 год +

На втором году жизни основа питания – твердая пища. С увеличением количества жевательных зубов меню расширяется за счет салатов (шинкованных мелкими  кусочками, натертых на крупной терке)

2,5 – 3 года

Переход на взрослый стол питания.

Исключать продукты, не соответствующие возрасту 

– жевательная резинка, газировка, чипсы, сухари фабричного приготовления, грибы, копчености, майонез и кетчуп фабричного приготовления, колбасы, сосиски, сардельки, сладости, консервы, продукты в вакуумной упаковке, баранина.

С осторожность использовать продукты, вызывающие аллергическую реакцию: цитрусовые, мед, орехи, красная рыба, некоторые виды ягод

К моменту рождения губы малыша развиты хорошо для активной сосательной деятельности, а структуры, расположенные в глубине ротовой полости, практически не развиты. С течением времени развивается потребность в усилении активности задних частей языка и более сложных движениях глоточных структур. Сосательный рефлекс обычно исчезает и происходит последовательное созревание ротовых функций: от передних областей к задним.

Принцип созревания ротовой полости "спереди — назад" хорошо иллюстрируется процессом развития речи. Первые произносимые звуки — это губно-губные "м", "п", "б", поэтому первые слова новорожденного обычно связаны с произношением именно этих звуков ("мама" или "папа"). Некоторое время спустя появляются согласные, произносимые кончиком языка — "т", "д". Свистящие звуки "ч" и "щ", требующие постановки кончика языка близко к небу, появляются еще позже. Более точной постановки задней части языка требуют звуки "к", "г" и "р", поэтому до 4–5 лет они могут быть не четкими

Использована информация с сайтов:

http://www.stomat5.ru/content/anomalii-razvitiya-prikusa,   https://www.9months.ru/pitanie_malysh/5108/tverdaya-pischa-dlya-detey   http://www.7ya.ru/article/Ortodont-o-prikuse-Sosanie-pustyshki-i-palca-kogda-otuchat/

Фотографии с сайтф : сайт mahmure.com   http://mahmure.hurriyet.com.tr/foto/saglik/cocuk-yetistirmeyle-ilgili-dogru-bilinen-8-yanlis_34177/9,   Агушкин –Уход и воспитание   http://agushkin.ru/kormlenie/pyure-iz-morkovi-dlya-grudnichka.htmlъ,  Depils   http://depils.com/razvitie-zubov-i-gigiena-polosti-rta/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование детского фольклора в формировании и развитии речи ребенка дошкольного возраста

Статья о использовании малых форм детского фольклора во всех областях детской деятельности...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка дошкольного возраста»

Наличие интеллекта, то есть способности познавать внешний мир с помощью восприятия, памяти, мышления, а также речь — это важнейшее отличие человека от животного. И интеллект, и речь у человека ф...

Консультация для родителей. Роль родителей и семьи в целом в развитии речи ребенка дошкольного возраста

Консультация для родителей с рассмотрением основных рекомендаций, способствующих развитию речи ребенка. Важнейшим условием  для того, чтобы ребенок овладел правильной речью, является речевая атмо...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка дошкольного возраста"

В данной консультации рассказывается о способах развития речи дошкольника в домашних условиях...

Консультация для родителей «Что должны знать родители о развитии речи ребенка дошкольного возраста»

Речь — это приобретенный навык, формирующийся по мере взросления человека, и помогающий выражать чувства и эмоции, а также осуществлять информационную передачу при помощи речевого аппарата....

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи ребенка дошкольного возраста»

quot; Навык правильной речи, как все добрыенавыки, приобретается в семье".(Е. И. Тихеева) Счастливые родители обычно с нетерпением ждут, когда их малыш произнесёт первое слово, а...