Дидактические игры направленые на развитие речи ребенка дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Дидактические игры направленые на развитие речи ребенка дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_logopedii_dlya_ucheby.docx379.12 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Проблема связной речи занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка.

Сущность связной речи и механизмы ее развития раскрываются в трудах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, A.M. Леушиной, СЛ. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.

В отечественной методике речевого развития определяются основные направления, содержание и методы обучения детей монологической речи в детском саду. (A.M. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Н.В. Елкина, А.В. Колосовская, Э.П. Короткова, Л.А. Пеньевская, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина и др.).

Куры и петух.

Цель: развить артикуляционный аппарат, речь детей, учить произносить звуки.

Описание игры. У одной из стен (на стульчиках) сидят куры, на небольшом расстоянии от них гуляет петух. В одном из углов комнаты кошкин дом, в нем сидит кошка. Ведущий сидит с курами. Показывает на гуляющего петуха и говорит:

Петя в желтых сапогах

Ходит по песку,

А потом как закричит:

Петух кричит:«Ку-ка-ре-ку!» Выходите, курочки, Собирайте крошки, Много крошек на моей дорожке. Куры выбегают, машут крыльями (возле петуха стучат пальцами по полу) и говорят: Куры крыльями махали: «Ко-ко-ко-ко-ко!» Куры клювами стучали: «Ко-коко-ко-ко!» Дай нам, Петя, крошки, Крошек не жалей, Дай еще немножко, Будет веселей: «Ко-ко-ко-ко-ко!»

                           Курочка, цыплята и собака

 Цель. Дифференцировать звук « к » в тексте, научить пра-                                                                             вильно произносить звук «к» , развить артикуляционный аппарат, развить внимание , слух , формировать звук «к».

Описание игры. Дети изображают цыплят, один ребенок курочку, а другой — собаку. Все цыплята сидят в курятнике (находящемся на одной из сторон площадки). На другой стороне собачья конура, в ней сидит собака.

Ход игры: Вышла курочка-хохлатка, С нею желтые цыплятки, Квохчет курочка: «Ко-ко! Не ходите далеко. Курочка выбегает, оглядывается кругом и кричит: ко-ко-ко! (созывая цыплят.) На ее зов выбегают цыплята и начинают бегать. По сигналу выбегает собака и бежит за цыплятами, все убегают.

                                        «Капельки дождя»

Цель : формировать звук «к», учить правильно произносить его, развить внимание , научить правильно произносить слова.

 Описание игры: Дети сидят на стульях. Педагог? говорит: «Пошли мы гулять, и вдруг начался дождик, забарабанил по крыше. Как капли закапали? Вспомним стихотворение».

«Капельки»

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва.

Кап, кап, кап, кап. (Дети сопровождают эти слова медленными хлопками.) Стали капли поспевать, кап,кап,кап.

                         Курочка, петушок и цыплята.

Цель. Автоматизировать звук «к» в звукоподражаниях и предложениях, развить внимание, слух, речь детей.

Описание игры. Один ребенок - петушок, другой - курочка, остальные дети - цыплята.

Ход игры: Цыплята клюют зернышки (стучат пальцами об пол). Появляется петушок, и цыплятки прячутся за занавеску. Петушок спрашивает: «Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, где маленькие цыплята?» Курочка отвечает: «Ко-ко-ко, убежали цыплятки, ищи их, Петя-петушок». Петушок ходит, ищет цыпляток, находит и предлагает им побегать. Цыплята разбегаются, петушок догоняет их. Затем роли меняются.

Дождик

Цель. Автоматизировать звук «к» в слогах и тексте, развить артикуляционный аппарат, речь детей, слух.

Описание игры. Дети это капельки дождя, они импровизируют дождь и произносят слова кап-кап.

Кап, кап, кап, кап. (Произносят тихо, а потом быстрее.)

Зонтик поскорей раскроем, от дождя себя укроем. (Дети поднимают руки над головой, имитируя зонтик.)

 

                                МАДОУ №13 - детский сад «Тополек»

Дидактические игры

направленые на развитие речи ребенка дошкольного возраста.

               

    Составитель:

воспитатель 1 кв.категории

Лоскутова.Н.С

Кто как кричит?

Цель. Автоматизация звука к в звукоподражаниях, учить правильно произносить  звук «к».

Оборудование. Картинки: курица, петух, кукушка, лягушка.

Описание игры. Педагог говорит: «Помните, дети, как мы с вами ходили на прогулку? Собрались мы гулять. Вышли во двор, а навстречу идет курица и кричит: ко-ко-ко... (Дети повторяют: ко-ко-ко...) Идем мы дальше, а курица кудахчет: куд-куда?.. (Дети проговаривают куд-куда?2 раза.) «В лес», - ответили мы ей и пошли дальше. На заборе сидит петух и кричит: ку-ка-ре-ку!.. (Дети повторяют: ку-ка-ре-ку!.,)Пошли дальше по дороге мимо огорода. Смотрим, а воробьи у подсолнуха зерна клюют. Прогнали их дети. (Дети: кыш-кыш...) Пришли мы в лес. Хорошо там. Стали собирать цветочки, вдруг слышим, кукушка кукует: ку-ку... (Дети, а как кукушка кукует, ку-ку.) Набрали много цветов, пошли обратно. Слышим, лягушки квакают: ква-ква... (Дети, как лягушки квакают, ква-ква...) Погуляли мы в лесу и вернулись домой».

                        Упражнения для развития звука «с».

                                                «Улыбка».

«Радуемся встрече с другом». Растянуть губы в улыбке до

 предела и удерживать их в напряженном положении

 некоторое время. Зубы сомкнуты. Повторить 3-4 раза.

Цель : расслабить мышцы лица, это упражнение для звука «с».

                                   «Обезьянки-кривляки».

Движения сомкнутыми губами в правую и левую сторону.

 (В случае затруднения помочь указательными пальцами.)

Это упражнение расслабляет мышцы лица, с помощью

этого упражнения можно поставить звук «с».

                        Ванька, встань-ка

Цель: Автоматизировать звуков с, с’ в тексте . Развить

 фонематическое восприятия ,учить выделять звук «с»

 среди звуков, учить выделению по акустическим и

артикуляционным признакам.

Описание игры. Дети делают движения: встают на носки и

 возвращаются в исходное положение. Затем приседают,

 опять встают на носки, приседают. Движения

 сопровождаются словами:

Ванька, встань-ка,

Ванька, встань-ка,

Приседай-ка, приседай-ка.

Будь послушен, ишь какой,

Нам не справиться с тобой.

Упражнения для развития звука «С»

«Лягушки улыбаются»

Цель:  учить повторять все движения за воспитателем, развить речь с помощью упражнений

Квака любит улыбаться

Рот у кваки до ушей

Хоть завязочки пришей

Тянут губки прямо к ушкам

Очень нравиться лягушкам.

«Мячик»

Цель :  развить дыхательную струю и артикуляционный аппарат с помощью упражнений.

Надуваем быстро шарик,

Он становиться большой.

Вдруг он лопнул, вышел воздух с-с-с

Стал он тонкий и худой.

Игра: «Лягушки»

Цель. Дифференциация звуков ш - ч в тексте.

Описание игры. Дети делятся на две группы. Одна из них - кочки на болоте, другая - лягушки. Кочки стоят большим кругом. За каждой кочкой спряталась лягушка. Одна лягушка (водящий) стоит в середине круга, у нее нет своего домика. Водящий говорит: «Вот лягушки скачут по дорожке, вытянувши ножки». Все дети скачут внутри круга и говорят: «Ква, ква, ква, ква, скачут, вытянувши ножки».

Формирование шипящих звуков ш,ж,ч,щ

Игра:Тишина. Цель. Автоматизация звука ш.

Описание игры. Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети - у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук: ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим.

                                  «Мячик сдулся»

Цель: развить дыхание, учить задерживать воздух на несколько секунд и выпустить его по команде воспитателя.

 Мячи круглый непоседа

Вдруг наткнулся на соседа

Вышел воздух , ай-ай-ай

Снова мячик надувай.

                                     «Лягушка»

Цель: расслабить мышцы лица ,учить задерживать губы в

 одном положении , на счет 5 расслабить мышцы рта.

Свои губы прямо к ушкам

Мы растянем как лягушки.

Нам понравилась игра,

Повторим мы все опять

Тема: Поезд.

Цель. Автоматизация звука ш в слогах и словах. Описание игры. Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда - паровоз (кто-либо из детей). Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел». Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорят: «При-шел , при-шел , при-шел» (замедленно: ш, ш, ш - выпустил пар). Затем дается звонок, свисток - и движение возобновляется. Можно ввести в игру семафор, продажу билетов. Можно усложнить игру-дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу (быстро), товарный - шшшу-шшшу (медленно).

Тема: Тише, тише: Маша пишет!

Цель. Автоматизация звука ш в предложениях.

Описание игры. Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши (такое имя дается любому выбранному ребенку) и тихо говорят: «Тише, тише Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет». После этих слов дети бегут в домик (отведенное педагогом место), а тот, кого Маша поймает, должен придумать и сказать слово со звуком ш. Потом выбирают новую Машу (или Мишу). Примечание .Педагогу нужно следить за тем, чтобы дети говорили неторопливо, четко, вполголоса. Если ребенок затрудняется придумать слово со звуком ш, ему помогают дети или педагог, задав наводящий вопрос («Что ты надеваешь на голову, когда идешь гулять»?).

Тема: Свистит.

 Цель. Дифференциация звуков (с). Описание игры. Педагог кладет перед собой картинки и говорит: «Я вам буду показывать картинки и называть их. Вы произносите тот звук, которому соответствует предмет, изображенный на картинке». Например, педагог показывает детям свисток. Дети должны произнести с-с-с. Насос: с-с-с и т.д

Тема: Кот на крыше.

Цель. Автоматизация звука ш в связном тексте.

Описание. На стуле или скамеечке сидит с один из играющих. Он кот. Остальные дети - мышки. Они тихо подходят к коту и, грозят друг другу пальцем говорят хором вполголоса: Тише, мыши... Тише, мыши... Кот сидит. На нашей крыше, Мышка, мышка, берегись. И коту не попадись...После этих слов кот просыпается, говорит «мяу», вскакивает и гонится за мышками. Мышки убегают. Нужно отметить чертой Мышкин дом-норку, куда кот не имеет права забегать. Игру можно проводить пока все мышки не будут пойманы. Мышка, которую кот не поймал, будет водить, т.е. она будет котом, и игра начинается сначала. Все мышки, которых поймали, должны произнести два-три слова со звуком ш. (Игру можно провести и для дифференциации звуков ш-с).

Тема: Мухи в паутине.

Цель. Автоматизация звука ж.

Описание игры. Часть детей изображает паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж..., влетая в круг и вылетая из него. По сигналу воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки. Те, которые не успели выбежать из круга, попадают в паутину и выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.

Тема: Разведчики.

Цель. Автоматизация звука щ в словах и фразах.

Оборудование. Щетка, игрушечный щенок, щепка, плащ, клещи, ящик. Описание игры. Педагог усаживает детей полукругом и говорит, что они будут играть в «разведчиков». Детям показывают предметы, которые будут спрятаны. Их нужно найти. Для поисков выделяют группу разведчиков, которые должны найти предмет, принести его и назвать. Тот, кто отыскал и назвал предмет правильно, получает значок разведчика. (По аналогии игра может быть организована для автоматизации любого звука). Формирование свистящих звуков с, з, з, ц

Тема: Цветы и пчелки.

Цель. Автоматизация звука з.

Описание игры. Перед началом игры условливаются, кто будет пчелками, а кто - цветами (например, мальчики - цветы, а девочки - пчелки). Затем все разбегаются по комнате или площадке. Как только раздается сигнал педагога (хлопок в ладоши), дети, изображающие цветы, встают на колено. Пчелки машут крыльями и перелетают с цветка на цветок, при этом они подражают жужжанию пчел: з -з-з-з. При новом хлопке дети меняются ролями, разбегаются по площадке, и уже другие пчелки упражняются в произношении звука з.

Тема: Назови что изображено. 

Цель. Автоматизация звуков з, з в словах и предложениях.

Оборудование. Картинки на звук з, например: зайка, замок, глаза, завод, забор.

Описание игры. Дети сидят за столами. На столе у педагога лежит стопка картинок рисунками вниз. У каждого ребенка такие же парные картинки. Педагог вызывает кого-нибудь из детей и просит его взять из его стопки верхнюю картинку, показать ребятам и сказать, какую картинку он взял, тот, у кого есть такая же картинка, встает, показывает ее ребятам и говорит: "И у меня на картинке... (например, зайка)". Дети кладут обе картинки на стол. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки со стола педагога.

Тема: Зина и изюм.

 Цель. Автоматизация звуков з, з в словах и предложениях.

Оборудование. Резиновая кукла.

Описание игры. Педагог вносит нарядную резиновую куклу и говорит: «ребята, это кукла Зина. Ее купили в магазине. Она резиновая ножки у Зины резиновые, ручки резиновые. Щечки резиновые, носик резиновый». А затем спрашивают у ребят: «Как зовут куклу? Где ее купили? Из чего у нее сделаны руки и т.д?».Дети отвечают. Педагог продолжает: «Зина любит изюм. Лена, угости Зину изюмом». Выходит Лена и говорит: «Возьми, Зина, изюм». Так дети по очереди, угощая Зину изюмом, приговаривают фразу.

Солнышко и дождик.

 Цель. Дифференциация звуков с - ш - ж в словах и тексте.

Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять» показывает солнце, вырезанное из картона и раскрашенное). Дети свободно ходят по комнате, выполняя движения со словами: Солнышко светит (обводят руками круг), Птицы поют (подражают полету птиц), С песнею дети по саду идут. На сигнал «Дождик! Скорее домой» все стараются занять свой домик и присаживаются за стульями; подымая и опуская звуки, говорят: «Дождик, дождик, что ты льешь? Погулять нам не даешь». Педагог снова показывает солнышко и говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

Солнечные зайчики. 

Цель. Дифференциация звуков с - з - ч в тексте.

Оборудование. Зеркало. Описание игры. Один из детей пускает небольшим зеркалом солнечный зайчик на стене, и все говорят. Солнечные зайчики.Играют на стене. Помани их пальчиком - Пусть бегут к тебе! Затем он предлагает: «Ловите зайчика!» Дети бегут и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

Мяч.

Цель. Дифференциация звуков ц-ч в-тексте.

Описание игры. Дети перебрасывают мяч от соседа к соседу в правую или левую сторону и говорит:

Целый день я лечу,

Целый день я скачу.

Больше прыгать не могу,

 Ах, сейчас я упаду!

На последнем слове мяч ударяется об пол.

Тема: Кино. Цель. Дифференциация свистящих звуков.

Оборудование. Кусок картона, на котором вырезано квадратное окошечко. Полоска бумаги с наклеенными на нее картинками. На картинках изображены предметы, в названии которых есть звуки с (например, сумка, лиса, весы, сушка, стол , мост, посуда, сено ,слон ).Описание игры. Дети сидят за столиками. Педагог обращается к ним: «Сейчас я вам буду показывать кино, а вы внимательно смотрите и говорите, что видите». Педагог передвигает через окошечко полоску бумаги с нарисованными на нее картинками. Дети называют изображенные предметы. (По аналогии игра может проводиться с разными звуками).

Тема: Коза рогатая. Цель. Автоматизация звука з в тексте.

Описание игры. Чертой (стульчиками) отгораживается дом. По площадке гуляет коза. Дети хором говорят: Идет коза рогатая, идет коза бодатая, Ножками топ-топ. Глазками хлоп-хлоп! Ой,

забодает, забодает! Коза делает из пальцев рога и бежит за детьми, говоря: «Забодаю, забодаю!» Дети прячут в дом, коза их ловит. Пойманные становятся помощниками козы.

Тема: Испорченный телефон.

Цель. Дифференциация звуков - з. Описание игры. Дети сидят в один ряд и друг другу передают звуки, з,. Тот, кто услышал звук з, передает соседу з т.д. Кто собьется, тот произносит еще раз звук.

Не ошибись. Цель. Дифференциация звуков с-з. Оборудование. Картинки «Свисток» и «Звонок».Описание игры. Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком - в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звук с или з, немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук с, то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с...; а если есть звук з, то - со звонком и говорят: з-з-

Тема: Зайцы и лиса.

Цель. Автоматизация звуков с - в тексте.

Описание игры. По числу играющих по краю площадки чертятся норки или ставятся стулья. Дети (зайчики) стоят у своих норок. Один из играющих-лиса. Зайчики произносят текст: Серый зайка прыгает. Возле мокрых сосен, Страшно в лапы лисоньки ,Лисоньки попасть. Зайки выбегают из норок и скачут на обеих ногах. Затем они образуют хоровод и прыгают по кругу. Раздаются слова педагога: Зайки, ушки навострите, влево, вправо поглядите, Не идет ли кто? Зайцы оглядываются по сторонам, увидев лису, которая потихоньку пробирается к ним, кричат: «Лиса!» - и разбегаются по норкам. Лиса ловит зайцев. Игра повторяется.

Тема: Что кому?

 Цель. Автоматизация звуков ц в словах.

Оборудование. Предметы, в названии которых есть звук ц (огурец, пуговица, сахарница, ножницы, яйцо, блюдце и т.п.). Воспитатель показывает, а ребенок угадывает и называет подходящий предмет. (Аналогично игра может проводиться и на другие звуки.)

Дифференциация шипящих и свистящих звуков

Тема: Лиса.

Цель. Автоматизация звука (с) в тексте.

Описание игры. Ребенок (лиса) сидит за кустом. У него жгут. Остальные дети - куры. Куры гуляют по полю, клюют зерна. Куры приговаривают:

Лиса близко притаилась - Лиса кустиком прикрылась. Лиса носом повела -Разбегайтесь кто куда. При слове «разбегайтесь» лиса выбегает и ловит кур. Тот, кто поймет, становится лисой

Тема: Пчелы и комары.

Цель. Дифференциация звуков з - лк.

Описание игры. Педагог предлагает детям поиграть: «Сейчас мы пойдем на прогулку в лес. Хорошо там, только комары мешают. Летают вокруг и звенят: з-з-з... Как комары звенят?» Дети: з-з-з... «отогнали комаров ветками и пошли на полянку. А там много-много красивых цветов. Пчелы летают, мед собирают и жужжат: ж-ж-ж... Как пчелы жужжат?» Дети: ж-ж-ж... «А теперь разделимся на две группы: одни будут комарами и жить здесь (педагог показывает на стулья, стоящие в одном углу комнаты); другие будут пчелами и жить здесь (показывает на другой угол комнаты). Слушайте внимательно. Когда искажу: «Комары полетели», то комары должны летать по комнате и звенеть: з-з-з:. Когда я скажу: «Пчелы за медом полетели», то комары бегут на свое место, а пчелы вылетают и жужжат: ж-ж-ж...»

        

Тема: Мышеловка.

 Цель. Дифференциация звуков с - ш в тексте.

Описание игры. Часть детей, составляет круг (мышеловку). Они стоят, держась за руки, высоко подняв их. Остальные дети -лдыш*«^Дети (мышеловка) ходят по кругу, взявшись за руки, и говорят: Ах, как мыши надоели, Развелось их просто страсть, Все погрызли и поели, Всюду лезут, вот напасть, Берегитесь же, плутовки, Доберемся мы до вас, Вот построим мышеловку .И поймаем всех сейчас. Когда слова кончаются, круг останавливается и дети поднимают руки. Мыши начинают пробегать через мышеловку (через круг). Когда педагог скажет: «Хлоп», дети опускают руки и мышеловка захлопывается. Кто не успел убежать из круга, считается пойманы и выходит из игры.

Список литературы:

Игры в логопедической работе с детьми:

 Пособие для логопедов и воспитателей детсадов

 Под ред. В.И. Селиверстова.  3-е изд. - М.:

 Просвещение, 1981. - 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"

В Учебно -методическом пособии можно ознакомиться с различными играми, помогающими решать задачи по развитию всех компонентов устной речи у старших дошкольников. Эти игры интересны и занимательны для ...

Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста

«Игра- это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности»....

дидактические игры по развитию речи старший дошкольный возраст

Игры представлены по трем направлениям 1. На различение предлогов в и из. 2. На составление и использование словосочетаний. 3. На составление и использование предложений...

Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах. Основная особенность дидактических игр определена их названием: э...

Методическая разработка в рамках аттестации "Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Учёные - лингвисты считают, что многие педагоги недооценивают устную речь, обращая основное внимание на письменную. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к то...

Презентация "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"

Презентация "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста" 3-4 года...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...