Стадии развития речи ребенка дошкольного возраста
консультация (средняя группа) по теме
В материалах для родителей рассматриваются возрастные нормы появления звуков в речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Стадии развития речи ребёнка. | ||
|
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости; были бы развиты слух, зрение, осязание, обоняние; развиты психические процессы: внимание, память, мышление; физическое состояние было бы хорошим. |
|
|
Развитие речи ребёнка начинается с трёх месяцев, с периода гуления. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Сначала ребёнок начинает различать интонацию, а затем слова, обозначающие предметы и действия. При этом звуки усваиваются не изолированно, сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов. На ранних этапах речевого развития слова произносятся ребёнком очень искажённо. Правильным произношением ребёнок овладевает очень постепенно. |
|
|
В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребёнок может произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К 9-10 месяцам ребёнок произносит отдельные звуки (это: гласные А, О, Э и согласные П, Б, М) и слова, состоящие из одинаковых слогов (из этих звуков и состоят первые слова: МАМА, ПАПА, БАБА). К году словарь возрастает до 10-15 слов (кис, му, бе и др.). |
|
|
Несколько позже усваиваются и другие (тоже простые по артикуляции) звуки: гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Х, Й. Более же сложные по артикуляции согласные звуки (свистящие С, З, Ц, шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, соноры Л, Р) до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи ребёнка или заменяются на более простые для произношения звуки. Это называется возрастным косноязычием, и бывает свойственно в определённом возрасте всем детям. |
|
|
Постепенно развивается пассивный и активный словарный запас. К 2 годам активный словарь насчитывает 250-300 слов. В то же время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух-трёх слов, постепенно к 3 годам фразовая речь усложняется. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь уже становится полноценным средством общения. К 5 годам словарь увеличивается до 2500-3000 слов. Фраза усложняется. К 6 годам ребёнок овладевает грамматически правильной речью. |
|
| Каждый артикуляторно-сложный звук усваивается ребёнком в несколько этапов. Например, ребёнок не сразу овладевает произношением звука Ш, а сначала заменяет его на ТЬ, на СЬ и на С. Поэтому, к примеру, слово ШУБА звучит сначала как ТЮБА, СЮБА, СУБА и уже потом ШУБА. |
|
| Вот самые распространённые звуки-заменители для сложных по произношению согласных: |
|
| Л -- Й, ЛЬ, Л (йампа -- лямпа -- лампа) |
|
| Р -- Й, ЛЬ, Л, Р (йиба -- либа -- лыба -- рыба) |
|
| С -- ТЬ, СЬ, С (тянки - сянки -- санки) |
|
| Ш -- ТЬ, СЬ, С, Ш (тюба -- сюба -- суба -- шуба) |
|
| Ц -- ТЬ, СЬ, Ц (тяпля -- сяпля -- цапля) |
|
|
Но даже и после овладения правильным произношением звука ребёнок неустойчиво использует его в речи некоторое время. Новый звук используется в речи чаще, чем следует. Например, научившись говорить Ш, ребёнок начинает употреблять его и вместо С (сумка - шумка). Но по мере созревания речевого аппарата ребёнка совершенствуется и его произношение, всё более приближаясь к норме. И ещё ребёнок начинает различать звуки на слух, например: С-Ш; З-Ж; Ч-С, Ш-Щ, С-Т, Ш-Ч и так далее. |
|
|
Необходимым условием для исчезновения возрастного косноязычия является правильная, чёткая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых. Это - образец для подражания. Иначе процесс овладения речью у ребёнка затрудняется, и появляются искажённые звуки. С этой же точки зрения вредно пребывание ребёнка среди неправильно говорящих сверстников. И совсем недопустимо сюсюканье взрослых с ребёнком. Здесь ребёнок лишается и стимула для улучшения своего произношения (ведь взрослым нравится его речь!) |
|
| Вот примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи: |
|
1 -- 2 года: А, О, Э, П, Б, М | ||
2 -- 3 года: И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, К, Г, Х, Н, Й | ||
3 -- 5 лет: С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч | ||
4 -- 6 лет: Л, Р | ||
|
Итак, не позднее, чем к пяти-шести годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. А также иметь достаточный активный словарь и овладеть грамматически правильной речью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/29/picture-342373-1398775831.jpg)
Использование детского фольклора в формировании и развитии речи ребенка дошкольного возраста
Статья о использовании малых форм детского фольклора во всех областях детской деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-457592-1402912387.jpg)
Развитие речи ребенка дошкольного возраста в рамках реализации муниципального социально - значимого проекта "Читающая мама - читающая семья"
Муниципальный социально - значимый проект "Читающая мама - читающая семья" был реализован с целью привития культуры семейного чтения, распространения положительного опыта семей и установления открытос...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1001275-1516812000.jpg)
Консультация для родителей "Продукты питания и развитие речи ребенка дошкольного возраста"
Вы не замечали, что детей раннего и младшего дошкольного возраста с речевыми патологиями становится все больше? Вы замечаете, что наш рацион питания наполняют блюда быстрого приготовления и имеющие из...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-1000794-1516737648.jpg)
Су-Джок терапия в развитии речи ребенка дошкольного возраста
Су-Джок терапия в развитии речи ребенка...
Дидактические игры направленые на развитие речи ребенка дошкольного возраста
Дидактические игры направленые на развитие речи ребенка дошкольного возраста ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/26/picture-1217179-1614339192.jpg)
Консультация для родителей "Развитие речи ребенка дошкольного возраста»
Наличие интеллекта, то есть способности познавать внешний мир с помощью восприятия, памяти, мышления, а также речь — это важнейшее отличие человека от животного. И интеллект, и речь у человека ф...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/03/picture-190711-1588508124.jpg)
Тренинг для родителей «Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребенка дошкольного возраста»
информирование родителей о положительном влиянии методов и приемов кинезиологии на общее развитие ребенка, а в частности на развитие речи;-практическая демонстрация кинезиологических упражнений;-созда...