Опыт работы "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с условиями, традициями, и ценностями многообразия народов нашей страны
методическая разработка (старшая группа)
Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с условиями, традициями и ценностями многообразия народов нашей сраны.
Задачи:
- углубить и уточнить представления о Родине — России;
- формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
- закрепить и расширить представления о столице России – Москве, о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;
- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину;
- формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране;
- -обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, народном творчестве, сказках народов России;
- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; -приобщать к истокам русской народной культуры;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezis_k_prezentatsii_o_rossii.docx | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автонмное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Умка»
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с условиями, традициями, и ценностями многообразия народов нашей страны
( из опыта работы)
Подготовила:
Воспитатель
Цветова Светлана Евгеньевна
г. Павлово
2022
Слайд 1
Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с условиями, традициями и ценностями многообразия народов нашей сраны.
Задачи:
- углубить и уточнить представления о Родине — России;
- формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
- закрепить и расширить представления о столице России – Москве, о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;
- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину;
- формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране;
- -обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, народном творчестве, сказках народов России;
- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; -приобщать к истокам русской народной культуры;
Слайд2
Мы живем в многонациональной стране и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т.д. Замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях. Именно социальная потребность, пробелы в работе по воспитанию толерантности у дошкольников побудили выбрать это тему для опыта работы
Чувство патриотизма является базовым для духовного, ментального содержания любого человека, живущего на Земле во все времена. Формирование чувства патриотизма – задача общества, всех социальных институтов (семья, образование, культура). Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о своей Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение
Актуальность темы, которая характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей своего родного края, а также с историй других народов проживающих на территории нашей страны. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей, тем более действенными окажутся они в воспитании любви не только к нашей стране и нашему народу, но и к другим странам, народам.
Слайд 3
Учитывая актуальность нравственно-патриотического воспитания я решила познакомить детей с народами проживающих на территории России. Помочь детям органично влиться в мир культуры народов России, осознать его целостность, постичь человечность, приобщиться к вечному и прекрасному. Целью является создание условий для знакомства детей старшего дошкольного возраста с условиями, традициями и ценностями многообразия народов нашей сраны.
Слайд 4
При знакомстве детей с культурой народов России использовались следующие формы работы:
1-Занятия познавательного характера (беседы с детьми, рассказы с показом наглядного материала). Раз в неделю, во второй половине дня мы просматривали фильмы, мультфильмы о традициях, культуре, жизни народов России . Особое внимание уделили праздникам и обычаям. Ребятам очень понравилось просмотр презентации на тему : «Путешествие по России – народы и традиции»
Слайд 5
Занятия практического характера (изготовление поделок и рисунков, совместная практическая деятельность воспитателя и детей ).
В ноябре месяце к празднику День народного единства мы совместно с родителями, ребятами изготавливали пособия и макеты для музея «Моя Россия».
Знакомились с русскими народными промыслами. Проводились беседы, с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривали альбомы, фотографии, изделия народных промыслов, заучивали стихотворении о народных промыслах, подбирали пособия и изделия для мини музея «Народная игрушка»
Ребята, сами пробывали расписывать глиняные, деревянные игрушки, составляли коллаж Дымковская деревня, расписывали закладки для книг.
Слайд 6
Детям предлагались раскраски, «Национальные костюмы народов России», предлагалась игра «Одень мальчика и девочку в национальный костюм», игра «Поставь заплатку на костюм»..
Дети находили сходство и отличие национального костюма с другой национальной одеждой.
Закрепляли в игре знания об особенностях женского национального костюма и мужского и их элементах.
Большое внимание по данной теме уделялось играм (дидактическим, настольным, сюжетным и подвижным) Ведь в них отражается образ жизни народа, его быт, труд, обычаи. Участие в них формирует у участников представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильными, ловкими, выносливыми; способность проявлять смекалку, выдержку, выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Игры являются не только развлечением и забавой, но и приучают к труду, дисциплине, соблюдению правил, формируют умение контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других, развивают чувство справедливости.
Слайд 7
Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Слайд 8
Ознакомление с художественной литературой (стихи, рассказы и сказки отечественных и зарубежных писателей).
У каждого народа есть произведения устного народного творчества, в которых отражены древнейшие представления о мире, о моральных нормах, о бытовых особенностях.
У каждого народа есть сказки. К сказкам всегда было особое отношение и предназначались они не только для детей, но и для взрослых.
О чем сказки народов России? О людях, об их жизни, о добре и зле, о подвигах и приключениях. У каждого народа выделяются бытовые, волшебные сказки, сказки о животных. Мы познакомились с некоторыми из них просмотрев презентацию «Сказки народов России», рассмотрев иллюстрациями к сказкам и рассказам народов России. В течение недели с ребятами, прочитали несколько сказок разных народов: «Айога»- нанайская сказка, «Хаврошечка» русская народная сказка, «Кукушка» ненецкая сказка, «Девушка и месяц» чукотская сказка
Слайд 9
Устное народное творчество (песенки, считалки, прибаутки, потешки разных народов). Особое внимание хочется уделить этому пункту. Вместе с работниками центральной детской библиотеки ребята путешествовали с петрушкой и знакомились с русским фольклором
Слайд 9
Информационное насыщение детей через посещение музея.
Родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, всё больше надо знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и что пили. Мы должны знать сами и знакомить детей.
Мы считаем необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях.
Сохранению русских традиций способствует мини – музей «Русская горница», он является настоящим островком старины в нашем дошкольном учреждении. Здесь находится типичная русская деревянная изба, где дети видят, как раньше жили на Руси.. Ребята очень заинтересовались такой формой фольклора.
Слайд 11
Почему Москву знает и любит каждый человек? (Потому, что это самый главный город нашей Родины, это самый большой город в стране, потому что в Москве находится правительство, главное телевидение и радио, главные банки, главные музеи и памятники всей страны, самый большой цирк, много театров)
-Да, вы знаете, что самая главная достопримечательность Москвы - красная площадь. Каждый гость столицы стремится побывать там.
Вот и нашим ребятам предоставилась такая возможность, благодаря оформлению коридорного пространства нашего д/с.
Слайд 12
В ходе проведенной работы, сделан такой вывод, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре народов России позволяет воспитывать в детях поликультурную и толерантную личность. Культура народов России является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями разного народа, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.
Мы использовали такие формы работы как занятия, игры, экскурсии, праздники, развлечения, викторины, конкурсы, и самостоятельную деятельность.
Наблюдая за ребятами, можно заметить, что они стали дружные и заботливые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка и реализация концепции воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ как условие взаимодействия вуза и общеобразовательной практики
Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГТ ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного ...
«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ РОССИИ»
Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демографических реформ должно опираться на широкую общую поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных гр...
Педагогическая программа-проект «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов, проживающих в Югре».
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его с...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДОВ СЕВЕРА» из цикла методических разработок по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов мира
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов Севера....
НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДОВ.
ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДА....
Опыт "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре своего народа"
В статье анализуруются главные проблемы....
Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к традициям своего народа посредством проектной деятельности «Ай, да масленица!»
Паспорт проектаМетодическая тема проекта : формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к традициям своего народа, посредством проектной деятельности.Творческое н...