ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДОВ СЕВЕРА» из цикла методических разработок по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов мира
презентация к уроку по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов Севера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_i_byt_narodov_severa.pptx | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наша страна очень большая. В ней есть места, где почти всегда холодно. Это Север. Живут там разные народы: алеуты, долганы, ительмены, кеты, коряки, чукчи, эвенки, нанайцы, эскимосы, якуты. Климат, в котором живут эти народы, в основном суровый. На Севере всегда холодно, мало солнца, снежно и много льда.
Народы Севера почитали огонь, воду, дерево, считая их божествами. Например, они вырезали из дерева какую-нибудь фигуру и считали ее идолом . То есть священной вещью, поклонялись ей.
Люди охотились на морских животных, занимались оленеводством.
Моржи имели очень большое значение в жизни народов Крайнего Севера. Мясо и жир этих животных употребляли в пищу, им кормили собак.
Их кожи моржей делали байдары (лодки) . Стены жилища также делали из кожи моржей.
Еще в хозяйстве северные нарды использовали оленью шкуру. Этих животных специально разводят. Из шкуры оленей шили одежду, так как она не намокает, не разбухает от влаги и не пересыхает. Одежда из нее служит много лет. Традиционный костюм северных народов состоял из двойной меховой одежды глухого покроя, то есть без разреза. Мужчины носили малицу. Эта одежда похожа на просторную рубаху; была длиной до колен, мехом внутрь. К ней крепился капюшон, заменяющий шапку. По краю капюшона пришивали опушку из густого оленьего меха. Малицу носили с поясом, на который вешали нож с ножнами. Все мужчины носили пояса и ножи.
Рукоятку и ножны украшали узорами – орнаментом.
Кроме того, на пояс вешали клыки зверей, добытых на охоте. Они считались оберегами.
Когда было очень холодно, поверх малицы надевали совик. Это шуба с мехом наружу, с капюшоном, цельная, без разреза впереди . Совик носили без пояса. Во время зимних стоянок совик мог служить спальным мешком.
На Севере женская одежда отличалась от мужской. Женская шуба называлась « ягушка », « паница ».
Из костей пойманных животных делали гребешки. Из металла – серьги, кольца. При ходьбе украшения звенели. В старину люди считали, что звон отпугивает злых духов.
Чтобы не мерзли ноги, на Севере носили высокие меховые чулки – чижы с мехом внутрь. Чижи тоже украшали орнаментом. Сверху их привязывали ремешками к поясу. Поверх чижей надевали обувь – пимы, сшитые из меха. Пимы похожи на чулки, только в нижней части они мехом наружу. Пимы тоже украшали орнаментом.
Дом, в котором жили на Севере, называется чум. Это похожий на конус дом. Когда надо было переезжать, такой дом можно было быстро разобрать, а на новом месте опять собрать. Сверху его покрывали оленьими шкурами или корой. Окон в чуме не было, чтобы сохранялось тепло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями
Представленный план носит комплексный характер, при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с народными традициями национальностей проживающих в Туапсинском районе, п...
Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»
Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни...
"Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальным ценностям народа мари"
laquo;Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации».Во все времена и у всех народов основной целью воспитания я...
Педагогическая программа-проект «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов, проживающих в Югре».
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его с...
Доклад «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»
Опыт работы по развитию духовно-нравстенному воспитанию дошкольников...
Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»
laquo;Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»Проблема патриотического и духовно-нравств...
НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДОВ.
ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДА....