Разработка и реализация концепции воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ как условие взаимодействия вуза и общеобразовательной практики
материал по теме

Гоппе Любовь Анатольевна

Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГТ ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка дошкольника. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Поэтому, педагоги детского сада взяли на себя миссию: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Для этого нужно организовать работу с семьей так, чтобы предоставить детям и родителям возможности для дополнительного эмоционального общения, и научить родителей специальным навыкам доверительного, эмоционально-комфортного общения. Педагоги надеются, что начавшееся в стенах ДОУ общение, продолжится дома в семье, потому, что возникнут общие интересы, общие дела детей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка и реализация концепции воспитания уважительного отношения к семейным традициям  у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ как условие взаимодействия вуза и общеобразовательной практики

Автор Гоппе Л.А.

Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГТ ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка дошкольника. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Поэтому, педагоги детского сада взяли на себя миссию: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Для этого нужно организовать работу с семьей так, чтобы предоставить детям и родителям возможности для дополнительного эмоционального общения, и научить родителей специальным навыкам доверительного, эмоционально-комфортного общения. Педагоги надеются, что начавшееся в стенах ДОУ общение, продолжится дома в семье, потому, что возникнут общие интересы, общие дела детей и родителей.

В рамках Всероссийской научно-практической конференции «23 Ершовские чтения» на базе детского сада был организован мастер класс по теме «Разработка и реализация концепции воспитания уважительного отношения к семейным традициям  у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ как условие взаимодействия вуза и общеобразовательной практики», педагоги выступили с докладами по темам своих проектов.

Одним из таких проектов организация коллекционирования в семье.

Если сбором коллекции занимаются все члены семьи, то это сближает, сплачивает их, в семье появляются общие интересы, способствующие возникновению доброжелательной атмосферы, доверия и взаимопонимания.

Приобщение детей с самого раннего детства к семейным традициям прививает им важность семьи и семейных взаимоотношений.

Очень сложно вырабатывать семейную традицию, когда дети стали взрослыми и у них уже сформировалось отношение к семье. Совсем другое дело, когда родители показывают ребенку мир во всей его красоте, окружают его любовью и формируют стойкую жизненную позицию в течение всей жизни. Малыши воспринимают мир так, как делают это их родители. Именно от них зависит то, какое в последствии отношение будет иметь ребенок к себе, окружающим и жизни в целом. Для него жизнь может казаться в виде бесконечного праздника или интересного и увлекательного путешествия, а может представляться в виде пугающей вылазки по диким местам или в виде неблагодарного тяжелого труда, который ожидает его сразу после окончания школы. Создать собственные традиции в семьи, которые будут передаваться от детей к внукам и т.д., может каждый из нас. Только при этом необходимо учитывать, чтобы то или иное событие было ярким и запоминающимся для ребенка, а главное позитивным, чтобы повторяющееся событие соблюдалось в обязательном порядке, независимо от чего-либо, а главное, чтобы в этом традиционном событии было что-то, что влияло бы на чувства и восприятие ребенка.Еще академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говорил, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

 Тяга к собирательству заложена в людях самой природой. Познавая мир, они приносят домой все, что их заинтересовало –листики, камешки, стеклышки, фантики от конфет и прочие всякие вещи, нужные с точки зрения ребенка. Родители же, как правило, не очень разделяют детскую страсть и просят малыша приносить с улицы поменьше мусора. Однако с такого невинного собирательства начинается полезное во всех отношениях хобби – коллекционирование. Именно оно может стать замечательным увлечением, объединяющим взрослых и ребенка.

Коллекционирование –доступный детям вид совместной со взрослым деятельности, учитывающий индивидуальные интересы каждого, и удовлетворяющий присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ». С помощью коллекционирования можно решить целый ряд педагогических задач:

Работая в детском саду, заметила, что ребята редко приходят в группу с пустыми руками. Это могут быть и фантики, и открытки, и мелкие, а то и крупные игрушки, вкладыши, морские сувениры…            

Что только не хранится в карманах наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на общий взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь.

Работая в детском саду, заметила, что ребята редко приходят в группу с пустыми руками. Это могут быть и фантики, и открытки, и мелкие, а то и крупные игрушки, вкладыши, морские сувениры…            

Коллекционирование незаслуженно забытая традиция.

Мы решили возродить данную традицию и способствовать формированию её в семьях наших воспитанников.

Очень сложно вырабатывать семейную традицию, когда дети стали взрослыми и у них уже сформировалось отношение к семье. Совсем другое дело, когда родители показывают ребенку мир во всей его красоте, окружают его любовью и формируют стойкую жизненную позицию в течение всей жизни. Малыши воспринимают мир так, как делают это их родители.

Создать собственные традиции в семьи, которые будут передаваться от детей к внукам и т.д., может каждый из нас.

Была проведена большая работа, выявлены отношение, знания, о коллекционирование среди родителей. Предложены информационные листы, памятки по коллекционированию, консультации.

Что может дать семейная традиция коллекционирование для  семьи?

Во-первых, собирая коллекцию, малыш занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.

Во-вторых, таким способом ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость.

В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, малыш учится общению.

Приобщение детей с самого раннего детства к семейным традициям прививает им важность семьи и семейных взаимоотношений.

Воспитывает у ребёнка положительный образ семьи, чувство гордости за семью.

Общее дело сближает членов семьи, воспитывает уважительное отношение к интересам и желаниям членов семьи.

Способствует организации совместного досуга.( посещение городских выставок, конкурсов где демонстрируются увлечения, хобби и конечно в мини музее детского сада)

Коллекционирование благоприятно влияет на психологическую атмосферу внутри семьи.

А чтобы прослеживалась связь д/с  - семья, то семейная традиция коллекционирования  входит в жизнь детского сада.

Такие формы работы как:

  1. Выставки личных коллекций в детском саду. Вечера интересных  встреч.

Были представлены выставки  Машинок семьи Скидановых ( папины, сына), Календариков Семьи Галицыных,(мамина) киндер игрушек семьи Бабицких  (сестрёнок)

Эти  коллекции отражающие связь поколений. На наших встречах родители рассказывали о своих коллекциях, о путях их собирания, о значении для них и их семьи данных коллекций, о дорогих сердцу экземплярах.

  1. Это пополнение коллекций друг друга, обмен  экспонатами

Формируются такие нравственные качества как взаимопомощь, взаимоподдержка, взаимоуважение.

  1. Создание общей коллекции в детском саду. Коллекции фантиков, пуговиц.

 В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать.

 Не стоит расценивать коллекционирование только лишь как забаву.

Родители посетили мастер класс  по организации работы с коллекциями.

И вас уважаемые гости я приглашаю принять участие, и побыть в роли родителей группы «Дружная семейка». Работать будем парами, ребёнок родитель.

Итак пуговицы.

Развиваем:

  1. мелкую моторику;
  2. воображение;
  3. мышление, речь;
  4. массаж рук

Семья была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей и является  определяющим фактором формирования личности ребенка Семья - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. 

         Семья и  детский сад -  два воспитательных института, каждый  из которых даёт ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии  друг с другом они  создают  оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

         Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к членам семьи, привить детям чувство привязанности к семье и дому. 

На протяжении многих лет  мы сталкиваемся с одной и той же проблемой:  не все дети знают, как зовут их родителей, кем они работают, не могут назвать свой домашний адрес. А про знания имен и отчеств бабушек-дедушек и говорить не приходится!                                                    

Проблема недостатка знаний детей о своей семье натолкнула нас на мысль начать  работу  с дошкольниками по  теме «Моя родословная». Выбор темы связан с историей семьи, ее родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема трудная в понимании родства членов семьи, но в то же время очень близкая, так как папа, мама, бабушка, дедушка – это люди которые живут рядом.

В наше время эта тема очень актуальна. Уходят в прошлое семейные традиции и семейные праздники, мало кто из детей знает свою родословную. Забыты такие понятия как: «род», »родословная», «предки», данные понятия и были представлены в рамках другого проекта.

На начальном этапе основным направлением нашей деятельности являлось формирование  интереса к своей семье, воспитание любви и бережного отношения к членам своей семьи. Для этого    использовали  разнообразные формы работы:

  1. Беседы  «Моя семья»; «Моя дружная семья», «Наши путешествие», «Мир семейных увлечений», «Папа – мой лучший друг», «Мои близкие», «Как я помогаю маме», «Моя мама, мой папа» (расширение представлений детей о родителях), «Отдыхаем всей семьей»; «Семейные фотографии» (воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу);

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.  В качестве форм и методов положительного образа семьи  использовали разнообразные игры: 

Конструктивные игры- драматизации.  В игровых действиях дошкольник воспроизводит поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они их себе представляют, отображают различные жизненные ситуации.

Было предложено попробовать  записать игры, в которые играют в семьях. «Копилка» семейных игр очень быстро наполнилась. Игры были самые разнообразные. Часто встречались такие игры как «У медведя во бору», «Колечко», «Фанты», «Испорченный телефон», «Ловишки».

Большую роль играет знакомство детей с художественной литературой  Я.Аким  «Моя родина», Т. Бокова «Папа», Т. Шорыгина «Дедушка», Ш.Перро «Красная шапочка». При чтении народных  сказок подчеркивали круг самых близких для ребенка людей (мама, папа, братья, бабушки, дедушки).

Встреча с близкими людьми:  «Наша бабушка» (воспитание уважения к старшим членам семьи и заботливого отношения к близким людям) – ко дню пожилого человека.

        Организовали выставку рисунков: «Наша дружная семья», «Как мы отдыхаем».

Продуктивная деятельность: созданы: альбом - «Моя дружная семья», «Родословная моей семьи» - домашнее задание.

В результате получились замечательные работы: родители вместе с детьми сделали небольшие альбомчики, генеалогическое древо родословной, на большом листе ватмана с фотографиями  пап, мам, бабушек, дедушек прапрадедушек. Родители отметили, что эти альбомы станут семейной  реликвией.

Для более эффективного формирования нравственных чувств у детей установили тесную взаимосвязь с семьями воспитанников: провели консультации  родителям по темам  «Семья - мой дом родной», «Ты и твое имя».

На основе полученных знаний родителям и детям будет предложено придумать девиз и семейный герб.

Перед тем как дать такое задание, родителям будут даны консультации: «Как создать герб своей семьи», «Памятка по составлению герба».

Вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и  вместе трудимся и активно отдыхаем. Работая  в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители являются активными  участниками  жизни  детей в детском саду, мы получим ожидаемые результаты.

Дети выступят с рассказами о своих семьях на родительском собрании: продемонстрируют свои родословные древа, рисунки о семье, пройдёт викторина: «Что ты знаешь о родителях?» (дедушках и бабушках?).

Появится гордость за свою семью, за их предков и за труд, которым занимаются их семьи и занимались их предки.

К концу работы по данной теме ожидаем, что у детей расширится кругозор о составе семьи, родственных отношениях, обогатится словарный запас. Дети станут употреблять в речи такие слова как: «род», «родословная», «предки», «родственники», «уютный дом», »родной дом», «родня», »мои родственники» и др. У детей появится особый интерес к семейным традициям и реликвиям.

Работа по составлению родословной в детском саду нужна и для обеспечения преемственности со школьным обучением. Поиск своих корней в семье продолжается, и когда в школе ребенок будет составлять родословную, в ней уже может появиться шестое, седьмое поколение. Такая работа способствует установлению преемственности в широком смысле этого слова — преемственности поколений, исторического развития в целом.

Для более плодотворной работы по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям, в ДОУ создан мини музей семейных историй.

Цель создания музея семейных историй – воспитание у детей уважительного отношения к семейным традициям, формирования основных ценностей, таких как: любовь, дружба, верность, уважение по отношению к своим близким, желание передавать и умножать традиции своей семьи, создания ощущения стабильности жизненного уклада и неповторимых детских воспоминаний, о которых ребенок будет когда-нибудь рассказывать своим детям и другим.

Представим последовательность появления материалов в музее: «древо жизни», «семейный круг», «традиции семьи», «игрушки разных поколений», «книга – семейная реликвия».

        Главный результат:

        - в когнитивной сфере – сформированность знаний о родословной, представления о системе родства; оперирование понятиями «семья», «род», «родня», «родословная», «прабабушка», «прадедушка» и т.д., осознанное отношение к семейным реликвиям, как овеществленной памяти предков, близких и т.п.;

        - в эмоцонально-мотивационной сфере – сформированность эмоциональных представлений, то есть ребенок способен испытывать чувства гордости за свою семью, род, сопричастность к роду, его традициям, положительные эмоции по отношению к семейным реликвиям; радость от общения с родителями.

        Семейные традиции нередко отражают традиции страны или города в котором проживает семья. Вот и в нашем городе есть замечательная традиция чтить и почитать Петра Павловича Ершова, который является нашим соотечественником. Чтить традиции нашего города становятся традициями и нашего детского сада. И сегодня в  день рождения великого русского поэта и писателя Петра Павловича Ершова открывается в нашем мини-музее семейных историй выставку под названием «Сказочная карусель» по мотивам сказки «Конек-Горбунок», посвященную 198-летию писателя, которую организовали наши дети и их родители. Экспонаты выставки представлены в следующих направлениях:

 - «Конек- Горбунок» - семейная книга;

- Семейная поделка по сказке.

Таким образом организованный мастер класс прошел на высоком уровне, были отмечены родители, которые приняли активное участие в работе конференции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста  и их родителей. Задачи:1.    Исследоват...

презентация "Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста через проведение экологических акций"

Цель:воспитание позитивно -деятельного отношения кприроде у детей и родителейчерез проведениеприродоохраннойдеятельности....

«ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ И СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернут...

Статья: "Проблема воспитания доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практики."

В статье говорится о том, что существует проблема воспитания доброжелательных отношений   у детей старшего дошкольного возраста в процессе их взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а так...

Формирование уважительного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста»

В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго тре...