«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ РОССИИ»
проект (старшая группа) по теме
Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демографических реформ должно опираться на широкую общую поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностями, этническими, политическими, религиозными ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_fayzullina_v.r.-2.doc | 185 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №31 «Снегирек»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ РОССИИ»
Автор- разработчик: Файзуллина Венера Рафитовна,
воспитатель высшей квалификационной категории
г. Сургут- 2017
Актуальность.
Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демографических реформ должно опираться на широкую общую поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностями, этническими, политическими, религиозными ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность.
«Толерантность-это то, что делает возможным достижение мира и ведут от культуры войны к культуре мира», -так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.
Толерантность-это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».
Толерантность-это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.
Развитие толерантности является объективной потребностью современного обществ. Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим среди них является образование.
Целенаправленное воспитание, организуемое обществом (МБОУ, школой, семьёй, общественными организациями), протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека общественные условия его жизни. Индивид не только объект воздействия общественных отношений, но и субъект, который, усваивая социальный опыт, избирательно относится к окружающей действительности. Воздействие национальных отношений на человека приобретает значимость не само по себе, а через индивидуальную позицию личности.
Однако реалии жизни показывают, что одной из основных проблем России, ярко проявившейся в последнее время, стал рост ксенофобских настроений и нетерпимости. Длительный период времени развиваясь скорее скрыто, проблема сейчас стала наглядной. Всплеск агрессии, национализма и нетерпимости проявляется не только среди молодежи, но даже в коллективе детей дошкольного возраста.
Такую ситуацию можно обозначить следующими противоречиями:
- между необходимостью в широких знаниях подрастающего поколения о самых различных аспектах взаимодействия, с одной стороны, и отсутствием полноценной и достоверной информации или подмены ее не вполне адекватными житейскими представлениями, с другой стороны;
- между потребностью в конкретных разнообразных средствах воспитания толерантности подрастающего поколения, с одной стороны, и их дефицитом в образовательных учреждениях, с другой стороны.
С целью разрешения этих противоречий мною было принято решение о разработке педагогического проекта «Воспитание толерантности детей старшего дошкольного возраста на основе традиций народов России». Данная тема являлась темой моего самообразования, исходя из нее возникла потребность в исследовании и разработке проекта.
Ожидаемые результаты и социальный эффект:
В группе будет создана программа (дидактическая, воспитательная), которая обеспечит целостность воспитательного процесса, направленного на успешное воспитание у детей толерантности, способствующей адаптации их к жизни.
По итогам реализации проекта предполагается, что каждый ребенок:
- общительный, владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок свободно вступает в контакт со
сверстниками и взрослыми в зависимости от коммуникативной цели
(установить контакт, получить информацию и пр.) и социальной ситуации
(знакомство, просьба, отказ, предложение и пр.);
- владеет диалогической формой речи, может начать, продолжить, поддержать и закончить беседу (диалог). Владеет и умеет пользоваться выразительностью речи, адекватно использует ее возможности для общения с окружающими. Адекватно ситуации пользуется речевым этикетом. Может заинтересовать слушателя содержательным, логически построенным высказыванием (элементарная монологическая форма речи);
-умеет договариваться со сверстниками, планировать совместную деятельность;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;
- имеет чувство собственного достоинства и способен уважать других.
Цель проекта:
- развитие толерантных способов поведения у детей дошкольного возраста;
- развитие представлений детей о возможных способах толерантного взаимодействия, уникальных и особенных мира вещей, природы, человека.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов:
- теоретических (анализ философской, научной педагогической, психологической и методической литературы; анализ образовательных стандартов, программ и методических пособий с целью выявления в них потенциальных возможностей использования регионального компонента; изучение нормативной и программно-методической документации РФ об образовании);
- эмпирических (систематические наблюдения в дошкольной практике, собеседование, анкетирование, интервьюирование, обобщение передового педагогического опыта).
Для решения поставленных целей необходимо чтобы содержание и организация воспитательного процесса соответствовали следующим требованиям:
- направленность воспитательного процесса на сохранение и развитие исторически сложившихся дружественных отношений народов РФ, на содействие развитию их национальных культур и языков;
- направленность воспитательного процесса на содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов, на обеспечение равенства прав и свобод человека независимо от национальности, языка, отношения к религии;
- обеспечение взаимопонимания и сотрудничества между народами, этническими и религиозными группами;
- обучение на поликультурной основе, принципе диалога культур, сравнительного и сопоставительного подходов;
- опора на региональный компонент;
- гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей, их культуре и традициям;
- сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;
- содействие формированию у детей основ гражданского сознания и этнического самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов.
Участники проекта: педагоги МБОУ, дети старшего дошкольного возраста.
Ресурсы проекта:
Временные: 2015-2017 учебный год.
Информационные ресурсы проекта: сайт группы, электронные портфолио педагогов, Интернет-сайты: http://www.culturemap.ru, http://www.etnic.ru, методическая библиотека прогимназии, городская центральная библиотека.
Интеллектуальные, кадровые ресурсы:
Должность | Воспитатель детей дошкольного возраста |
Руководитель проекта | Файзуллина В. Р. |
Заместитель директора по УВР | Айтмухаметова Н. Г. |
Руководители дополнительных услуг | Гладкова Т. Н., Фролова Т. Е. |
Педагог-психолог | Поскина Т. Ю. |
Руководитель по физической культуре | Мамедова М. Г. |
Музыкальный руководитель | Погребная О.П. |
Партнеры проекта:
ИЗО-студия
Детская библиотека
Театральная студия
Музыкальная студия
Целевые группы:
Группа | Количество (чел.) |
Администрация МБДОУ (заместитель директора по УВР) | 1 |
Воспитатель группы | 1 |
Руководители кружков и студий | 2 |
Педагог-психолог | 1 |
Руководитель по физической культуре | 1 |
Музыкальный руководитель | 1 |
Сотрудники библиотеки | 1 |
Этапы и сроки реализации проекта: 2015 – 2016г.г.
1 этап - информационно–аналитическая деятельность (октябрь - декабрь 2015г.)
- определение исходного состояния работы по формированию толерантности у детей дошкольного возраста;
- построение программы действий по реализации проекта.
2 этап - организационно-методическая деятельность (январь - август 2016г.)
- сотрудничество с воспитателями и педагогами дополнительного образования по проблеме (консультации, педсовет, семинар);
- создание психолого-педагогической службы;
- разработка мероприятий по формированию толерантности у детей дошкольного возраста;
- организация работы родительского комитета группы с целью оптимизации и коррекции детско-родительских отношений.
3 этап - учебно-методическая деятельность (сентябрь 2016 – май 2017г.)
- организация консультативно-просветительской помощи родителям (консультации, тренинги);
- обеспечение индивидуального комплексного развития каждого ребёнка, с учётом имеющегося у него психического и физического развития;
- внедрение системы диагностики развития основ толерантности у детей данной группы, стилей взаимодействия взрослых и детей в группе и семье;
- вовлечение родителей, воспитателей и педагогов дополнительного образования в единую деятельность по воспитанию толерантности у детей;
- создание пакета научно-методических документов;
- создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей воспитание толерантности у детей;
- осуществление гибкого охвата детей соответствующими их интересам и возможностям формами и содержанием деятельности, формирующими основы толерантности.
4 этап - изучение результатов деятельности (июнь – август 2016г.)
- диагностика уровня развития толерантности детей дошкольного возраста;
- анкетирование родителей;
- своевременная коррекция и регуляция экспериментов на основе полученных данных.
5 этап - оформление результатов (сентябрь - октябрь 2016г.)
Обобщение опыта и результатов осуществлённой деятельности;
- подготовка управленческого решения о ходе реализации проекта, рецензирование, создание методических рекомендаций педагогам, работающим в режиме инновации, рекомендаций по распространению опыта.
6 этап - издательская деятельность (сентябрь – декабрь 2016г.)
- представление опыта работы в виде методических статей на сайте SurWiki.
Соответствие ФГОС:
Адекватными возрасту формами работы с детьми являются игра, экскурсия, экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса.
Цели проекта в полном объеме реализуются в совместной деятельности взрослых и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
Перспективное планирование:
1 этап – информационно–аналитическая деятельность октябрь – декабрь 2015г. | |||||||||
№ | задачи | исполнители | оформление результатов | сроки | |||||
1. | Привлечь педагогов дополнительного образования и педагога - психолога к участию в разработке проекта воспитанию толерантности детей дошкольного возраста. | Зам. Заведующего по УВР Айтмухаметова Н. Г., руководитель проекта Файзуллина В Р.. | Утверждение списка педагогов дополнительного образования и педагога – психолога участвующих в разработке проекта по воспитанию толерантности детей дошкольного возраста. | декабрь | |||||
2 этап - организационно - методическая деятельность (январь - август 2016г.) | |||||||||
№ | задачи | исполнители | оформление результатов | сроки | |||||
1. | Организовать работу родительского комитета с целью оптимизации и коррекции детско-родительских отношений. | Руководитель проекта Файзуллина В.Р. | Приказ об утверждении работы родительского комитета (положение, план работы, место и время проведения). | январь | |||||
2. | Организовать работу службы психологического сопровождения. | Руководитель проекта ФайзуллинаВ.Р. педагог - психолог Поскина Т. Ю. | Приказ об утверждении работы службы ППМС - сопровождения (положение, план работы, место и время проведения). | январь | |||||
3. | Провести круглый стол с воспитателями по ознакомлению с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". | Руководитель проекта ФайзуллинаВ.Р. | Ознакомление. | февраль | |||||
4. | Провести общее родительское собрание по ознакомлению с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". | Руководитель проекта ФайзуллинаВ.Р. | Решение общего родительского собрания. | март | |||||
5. | Провести педсовет на тему: «Толерантность, любовь, авторитет». | Руководитель проекта ФайзуллинаВ.Р. | Решение педсовета Приказ № 124 от 24. 03. 2015г. | март | |||||
6. | Провести консультацию для воспитателей «Учим ребенка общаться». | Руководитель проекта ФайзуллинаВ.Р. | Сформировано представление о способах взаимодействия с детьми дошкольного возраста, развития у них коммуникативных качеств. | апрель | |||||
8. | Разработать мероприятия (цикл занятий) по воспитанию толерантности детей дошкольного возраста в различных видах игр. | Руководитель проекта Файзулина В.Р. | План учебно - воспитательной работы. | апрель | |||||
9. | Разработать календарь знаменательных международных событий, дат и краткую к ним аннотацию, план мероприятий. | Музыкальный руководитель Погребная О.П. | Календарь знаменательных международных событий, дат и краткая к ним аннотация, план мероприятий. | апрель | |||||
10 | Создать единую систему учебно-воспитательной работы группы и родителей по воспитанию толерантности у детей. | Руководитель проекта ФайзуллинаВ.Р. | Система учебно - воспитательной работы в группе. | Январь-май | |||||
11 | Разработать план индивидуальной работы с детьми, нуждающимися в сопровождении педагога-психолога. | Педагог-психолог ПоскинаТ.Ю. | Индивидуальный план работы. | июнь | |||||
12 | Утвердить планы, обеспечивающие организацию учебно-воспитательного процесса по воспитанию толерантности у детей. | Заместитель директора по УВР Айтмухаметова Н.Г. | Приказ об утверждении планов № 122 от 25.08. 2016 г. | август | |||||
13 | Приобрести дидактические игры, игрушки, наглядные демонстрационные материалы. | Заместитель директора по АХР МельникТ.В. | Приобретение. | август | |||||
3 этап - учебно-методическая деятельность (сентябрь 2016 – май 2017 г.) | |||||||||
№ | задачи | исполнители | оформление результатов | сроки | |||||
1. | Выявить степень овладения детьми практическими умениями, правилами культуры поведения, формами и способами общения. | Руководитель проекта Файзуллина В.Р. | Результат мониторинга (по системе Б.И.Канаева) | ноябрь | |||||
4. | Выявить степень вовлечённости семей в образовательный процесс, определить их приоритеты в воспитании детей. | Педагог - психолог ПоскинаТ.Ю. | Анкета | ноябрь | |||||
5 | Изучить социальный статус семей воспитанников. | Руководитель проекта Файзуллина В.Р. | Социальный паспорт группы | ноябрь | |||||
6. | Повысить уровень психолого-педагогичской компетентности родителей. | Руководитель проекта ФайзуллинаВ.Р педагог– психолог Поскина Т. Ю. | Цикл занятий психолого-педагогического лектория для родителей. | ноябрь - декабрь | |||||
7. | Провести смотр предметно - развивающей среды, обеспечивающей формирование толерантности у детей. | Руководитель проекта ФайзуллинаВ.Р родительский комитет. | Поощрение родителей участвующих в создании развивающей среды. | декабрь | |||||
8. | Организовать выпуск тематических газет, отражающих проблемы воспитания толерантности у детей. | Воспитатели: ФайзуллинаВ.Р Ога Л. С. | Информационные газеты. | В течение года | |||||
9 | Провести совместные с родителями мероприятия по благоустройству групповых комнат и участков в детском саду: создание цветников, конструирование снежных горок, беговых дорожек и спортивных зон. | Родительский комитет. | Благоустроенные групповые комнаты и прогулочные участки детского сада. | В течение года | |||||
10 | Провести мастер – класс для воспитателей «Толерантность как проблема воспитания старших дошкольников» | Руководитель проекта Файзуллина В.Р. | Проекты на тему «День толерантности в детском саду». | январь | |||||
11 | Ознакомить педагогический коллектив с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантности. | Руководитель проекта ФайзуллинаВ.Р библиотекарь Коневская О. В. | Выставка новинок методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантности. | февраль | |||||
12 | Организовать и провести выставки декоративно-прикладного творчества народов России. | Руководители дополнительного образования. | Поощрение участников. | в течение года | |||||
13 | Сформировать комплект учебно-методических материалов по проблеме формирова- ния толерантности детей дошкольного возраста. | Руководитель проекта Файзуллина В.Р. | Комплект учебно-методических материалов. | март | |||||
14 | Создать картотеку подвижных игр народов мира. | Воспитатели: Файзуллина В.Р., Ога Л.С. | Картотека подвижных игр народов мира. | апрель | |||||
15 | Разработать план представления опыта работы по данной теме. | Руководитель проекта Файзуллина В.Р. | Представление опыта работы. | май | |||||
16 | Сформировать набор национальной одежды для кукол. | Родительский комитет. | Набор национальной одежды для кукол. | в течение года | |||||
17 | Провести мероприятия по календарю событий, знаменательных дат международного значения. | Руководитель проекта Файзуллина В.Р. | Сборник «Хроника знаменательных событий, дат в рисунках детей». | в течение года | |||||
18 | Реализовать план мероприятий, направленных на информирование детей о возможных криминальных угрозах, способах их предотвращения. | Руководитель проекта Файзуллина В.Р. | Плакаты, памятки - символы, изготовленные детьми. | в течение года | |||||
19 | Провести мероприятия, отражающие совместное творчество детей, родителей и педагогов. | Руководитель проекта Файзуллина В.Р. | Поощрение победителей конкурсов, выставок. | в течение года | |||||
4 этап - изучение результатов деятельности (июнь - август 2017г.) | |||||||||
№ | задачи | Исполнители | оформление результатов | сроки | |||||
1. | Провести диагностическое обследование знаний и умений толерантного общения детей. | Руководитель проекта ФайзуллинаВ.Р. | Результаты диагностики (по системе Б.И.Канаева). | июнь | |||||
2. | Проанализировать результаты диагностической работы. | Руководитель проекта ФайзуллинаВ.Р. | Выступление с докладом на педсовете. | июнь | |||||
3. | Разработать методические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса по итогам диагностической работы. | Руководитель проекта ФайзуллинаВ.Р. | Методические рекомендации. | июнь | |||||
4. | Приобрести видеоматериал, по темам «Моя семья», «Мой город, моя страна», «Планета людей», «Дружат дети на планете», «Мои друзья». | Заместитель заведующего по АХР МельникаТ.В. | Наличие видеоматериалов. |
июнь - июль | |||||
8. | Провести педсовет «Итоги реализации проекта «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста». | Руководитель проекта ФайзуллинаВ.Р. | Решение педсовета от 28. 08. 2016г. | август | |||||
5 этап - оформление результатов (сентябрь - октябрь 2017г.) 6 этап – издательская деятельность (сентябрь – декабрь 2017г.) | |||||||||
№ | задачи | исполнители | оформление результатов | сроки | |||||
1. | Организовать работу по обобщению опыта работы над проектом. | Руководитель проекта ФайзуллинаВ.Р. | научно-методическая статья. | сентябрь | |||||
2. | Распространить опыт. | Руководитель проекта ФайзуллинаВ.Р. | Участие в конкурсе проектов в МБОУ. | по плану департамента образования | |||||
3. | Разместить педагогический опыт работы на сайтах - Интернет. | Руководитель проекта ФайзуллинаВ.Р. | Размещение опыта в сети Интернет. | октябрь - декабрь | |||||
4. | Проинформировать педагогический коллектив, родителей о результатах реализации проекта. | Руководитель проекта ФайзуллинаВ.Р. | Педсовет, родительское собрание. | декабрь | |||||
5. | Составить методическое пособие по воспитанию толерантности детей дошкольного возраста. | Руководитель проекта ФайзуллинаВ.Р. | Программа. | В перспективе в 2018г. |
По результатам проекта планируется создание программы по формированию толерантности у дошкольников в соответствии с ФГОС.
Результаты информационно-аналитического этапа:
Для диагностики толерантности дошкольников были использованы в следующих методиках:
1. Методика «Два домика» (по Т. Д. Марцинковской).
Цель: исследование социометрической структуры детской группы.
2. Методика «Цветовая социометрия» С. В. Велиевой.
Цель: исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.
3. Методика исследования мотивов межличностных отношений дошкольников Г. А. Урунтаевой.
Цель: исследование мотивов межличностных отношений дошкольников.
Социометрическая структура детской группы
Результаты показали, что 20% дошкольников в группе имеют социометрический статус «звезд». Это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.
7% - предпочитаемые. Эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.
43% - принятые. Это активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.
13% - незаметные. Этих детей просто не замечают, их как будто нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получают в отношении часто болеющих ребят и тех, кто недавно пришел в группу.
17% - отверженные. Это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне малопривлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.
Особенности самовосприятия дошкольников как субъектов межличностных отношений
Таким образом, 70% дошкольников имеют благоприятный социометрический статус в группе сверстников. Исследование особенностей самовосприятия дошкольников по методике «Цветовая социометрия» показало, что
- 17% детей (выбрали белый цвет) стремятся к нежности, ласке, защите, к близкому, доверительному общению. Нервные, отличаются привязанностью. Проявляют чуткость, терпение.
- 13% детей выбрали сиреневый цвет. Взбалмошны, с неустойчивыми интересами. Желают произвести впечатление.
- 13% выбрали фиолетовый цвет. Стремятся к спокойствию, пониманию со стороны окружающих. Незащищены от неблагоприятных эмоциональных влияний. У них неустойчивое настроение.
- 10% выбрали коричневый цвет. Испытывают усталость, наличие множества проблем, переживание обиды, огорчения, напряженность, стремление к уединению. Часто испытывают непонимание со стороны окружающих.
- 10% выбрали зеленый цвет. Испытывают желание самоутвердиться, понравиться окружающим. Стремятся к реальному удовлетворению потребностей. Склонны к депрессии.
- 7% дошкольников выбрали оранжевый цвет. Они оптимисты. Любят быть в центре внимания, событий. Озабочены своим внешним видом. Приятные собеседники.
- 7% выбрали красный цвет. Они веселые, целеустремленные, склонны к активным действиям. Им свойственна некоторая неуравновешенность, но с сохранением самобытности.
- 7% выбрали серый цвет. Они испытывают устойчивое стрессовое состояние, внутренний конфликт; стремление уйти из неблагоприятной ситуации. Им не хватает эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих. Они самолюбивы. Возможен страх одиночества.
- 7% выбрали желтый цвет. Они свободны от комплексов, оптимистичны, кокетливы. Предпочитают перемены ради перемен. Свои фантазии стремятся воплотить в жизнь.
- 3% выбрали розовый цвет. У них проявляется стремление к нежности, комфорту, роскоши, эгоистическая направленность, тревога из-за неудовлетворенности какой-то значимой потребности.
- 3% выбрали малиновый цвет. Тим свойственно стремление произвести впечатление на окружающих, авторитарность в социальных отношениях.
- 3% выбрали синий цвет. Они жалеют себя, часто обижаются на мелочи. Мечтательны, склонны к фантазированию. Миролюбивы, печальны.
Особенности восприятия дошкольникам сверстников, с которыми складываются предпочтительные отношения
Предпочтительнее отношения складываются у дошкольников
- в 27% случаев с детьми, с которыми они не желают конфликтов. Их объединяют совместные игры, интересы;
- в 22% случаев ребенок, с которым у дошкольника складываются предпочтительные отношения - значимый человек, авторитет, на которого хочется быть ему похожим. Дети стремятся бать ближе к такому сверстнику;
- в 14% случаев дети удивляются некоторым поступкам лица, которого они выбрали для общения. Ожидают от него новые, благоприятные отношения, часто этим сверстник становится партнером по играм и забавам;
- в 10% случаев дети выбирают сверстников, с которыми они испытывают ощущение спокойствия, расслабленности, удовлетворенности от общения с этим человеком;
- в 10% случаев проявляют интерес к данному человеку. Находят удовольствие в процессе общения с ним;
- в 6% случаев дошкольники выбирают для общения немного флегматичных сверстников, которые предпочитают покой. Стремятся избавиться от проблем, но предпочитают пассивно ждать, чем активно действовать.
- в 4% дети выбирают олицетворение человека действия, который воплощает в жизнь идеи, увлекающие и ребенка;
- по 2% относится к выбору партнера, который выражает жизненную силу, активность, энергичность, эмоциональность. Либо инертного человека, не желающего каких-либо перемен в отношениях с людьми. Так же редко (в 2% случаев) дети пытаются построить отношения с партнером, к которому испытывают состояние, близкое к игнорированию данного лица: «Терплю, потому что нуждаюсь».
Особенности восприятии дошкольниками сверстников, с которыми складываются предпочтительные, но нестабильные отношения
Нестабильные отношения складываются у дошкольников
-в 49% случаев со сверстниками, чьи интересы им привлекательны, однако существует дистанция в межличностных отношениях.
- в 21% случаев с незаурядными сверстниками, способными к плодотворной деятельности, что привлекает дошкольника, но отталкивает его непостоянство, изворотливость. Наблюдается слабость контактов.
- в 10% случаев дети устанавливают предпочтительные, но несколько противоречивые отношения со сверстниками, к которым испытывают желание самых близких личных контактов, проявления нежности, доброжелательности к выбранному партнеру;
- в 8% случаев эти отношения складываются на основе чувства умиления к некоторым свойства характера, желания больше узнать о человеке, стать ближе;
- в 5% случаев дошкольники выбирают мечтательных сверстников, переоценивающих значимость отношения к себе со стороны окружающих;
- в 5% - болтливых;
- в 1% случаев дети выбирают сверстников, которые бы им восхищались.
- в 1% - в число партнеров по предпочтительным, но нестабильным контактам попадают дети, которые часто драматизируют события, видят все «в черном цвете». Если и проявляют терпимость, то за ней следует вспышка гнева.
Особенности восприятия дошкольниками сверстников, к которым они испытывают антипатию
Антипатия формируется у дошкольников к сверстникам, обладающим следующими чертами характера:
- в 28% случаев к агрессивным, придирчивым, не признающим за собой недостатков. Авторитарным, хвастливым. К стремящимся любыми средствами сохранить лидерство;
- в 24% антипатия носит временный характер, обоснованный ситуативным конфликтом с этим лицом;
- в 17% случаев сверстники, вызывающие антипатию воспринимаются как некритичные к себе, которые не могут адекватно оценить собственное поведение;
- в 10% случаев - как нетерпимые к окружающим, предъявляющие завышенную требовательность к людям, часто проявляющие злобу;
- в 7% случаев наличие страха служит причиной частого уединения в коллективе и причиной антипатии к себе. Такие дети испытывают неоправданные ожидания;
- в 7% случаев объектом антипатии является ребенок, который вызывает у дошкольников зависть по отношению его заслугам данного человека;
- в 3% случаев объект антипатии воспринимается как угнетающе действующий на окружающих, неискренний человек. Часто его поведение демонстративное. Тревожный, ранимый;
- в 3% случаев ребенок, к которому испытывают антипатию, воспринимается как раздраженный, что мешает наладить близкие контакты с окружающими.
Заключение
Вся жизнь человека складывается из непрерывного взаимодействия с другими людьми. Проблема толерантности широко обсуждается в современном мире и это не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межличностных отношениях, которые носят разрушающий характер. Поэтому очень важно с самого раннего детства обеспечить ребенку условия, способствующие благоприятному психологическому развитию его личности. С самого рождения ребенок включается в систему социальных связей и приобретает определенный социальный опыт, который усваивается на протяжении всего детства и является доминирующей стороной в развитии личности. Характер взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении всей жизни, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения. Насколько успешно в процессе своего развития ребенок усвоит необходимые умения и навыки эффективного общения и взаимодействия с другими людьми, насколько благоприятной будет его адаптация в обществе. Сформированность этих умений будет предопределять характер межличностных отношений и социальную позицию личности, как в детстве, так и во взрослой жизни. Чем раньше будут выявлены трудности во взаимодействии с другими людьми, тем больше шансов помочь ребенку в усвоении иных, более продуктивных способов общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому, начиная уже с дошкольного возраста, когда происходит расширение и углубление социальных контактов, необходимо активное обучение, направленное на развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества и конструктивного преодоления конфликтов. Формирование поведения, основанного на толерантности, в детском возрасте происходит в условиях игрового и реального взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать их разнообразным конкретным ситуациям.
Работа по формированию толерантных способов поведения у детей отличается от любой другой коррекционно-развивающей работы тем, что ее успешность в большой степени зависит от социальных условий, в которых живет ребенок. Личность авторитетного взрослого, общественные и семейные ценности, нормы-все это имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Кроме того, «нетолерантные» взрослые не способны воспитать толерантную личность. Поэтому, требования, предъявляемые к подрастающему поколению каждый взрослый должен предъявлять к себе. Ведь именно педагог и родители являются ближайшим социальным взрослым окружением детей, которое оказывает на них непосредственное влияние.
Таким образом, были сделаны выводы, что формирование толерантности у воспитанников группы является необходимыми.
Литература
1. Вовк Л.А. Толерантность как способность понять и принять другого / Л.А. Вовк// Валеология: научно-практический журнал. - 2003. - № 3. - С. 51-52.
2. Воронова Л. Какие глупости! Или Ты вращаешься над бездной. К вопросу о том, зачем с детьми надо говорить о толерантности //Библиотека в школе. -2002. -№3. -С. 10.
3. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? // История "Первое сентября". - 2002. –№33. -С. 29; №34. -С. 24.
4. Гельдыев Р. Национальная группировка как негативный, но преодолеваемый фактор в учебно-воспитательном процессе: Урок толерантности //Школьный психолог. -2001. –№40. -С. 7.
5. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5. 61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Учительская газета. -2000. -12 сент. - С. 21; Первое сентября. -2000. -16 сент. -С. 6.
6. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. - 2002. -№15. -С. 6.
7. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. проект, 2004. - 175 с.
8. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В.Лекторский // Вопросы философии. – 1997. – № 11.
9. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -2002. -№2. -С. 104.
10. О социализации дошкольников: у нас в гостях кафедра дошк. педагогики Магнитогор. гос. ун-та // Дошк. воспитание. - 2006. - № 4. - С. 98-103.
11. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. -№11. -С. 51.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиций казачества
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.Будущее любой страны всегда зависит от т...
Воспитание этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с народами России.
Аннотация. В статье рассматриваются условия и мероприятия, обеспечивающие формирование представлений о родном государстве и способствующие воспитанию этнотолерантности у детей старшего дошкольного воз...
Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)
Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...
НОД по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста "Сила России в единстве и дружбе наших народов!"
Цель: Формирование первичных представлений о многообразия россиян разных национальностей и толерантных отношений между ними. Если все народы России будут помогать друг другу, уважать друг д...
Педагогический совет "Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста как основа успешной социализации к условиям школьной жизни!"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25764980","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...
«Танцы народов мира как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
Цель:воспитание у дошкольников интернационализма, толерантности к другим представителям других национальностей, высокой культуры межнационального общения черезтанцы разных народовЗадачи: формиро...
«Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста на основе традиций русского народа»
Отчет по теме самообразования...