Коммуникативное развитие для подготовительной группы на тему « Семья моя родословная»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цели:
Формировать представления об отношениях родства, расширять знания семье, обогащать словарный запас терминами родства, развивать
словесно-логическое мышление.
Формировать чувство ответственности перед памятью своих предков.
Развивать чувство эмпатии, эмоциональной отзывчивости
и
толерантности детей по отношению к представителям старшего поколения.
Воспитывать у детей чувства осознанности отношения в семье, закреплять чувство взаимосвязи с родными. Помочь детям лучше узнать историю своей семьи, её традиции.
Воспитывать любовь и уважение к родным, близким; способствовать
созданию семейных традиций, тёплых взаимоотношений в семье.
Воспитывать чувство любви к родным, близким через приобщение к
произведениям искусства (живопись).
Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства,
гуманные чувства: доброту, бережное, ласковое отношение к людям.
Формировать умение устанавливать связь между реальной
действительностью и её изображением в искусстве.
Формировать эмоциональную оТзывчивость
И
эстетическую
отзывчивость на произведения, вызывать собственные ассоциации.
Развивать интерес к изобразительному искусству.
Воспитывать желание посещать музеи.
Словарная работа:
Семья, поколение, родня, родина, родные, родиться, родная, родители,
родственники, предки, забота, любимые, родня, внуки, дядя, племянник, прабабушка, прадедушка, род, пословицы и поговорки о семье, родственные связи, традиция, семейный альбом, родословная.
Третьяковская галерея, музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, картинная галерея, репродукции картин, рисуют, пишут, портрет, жанровая живопись, просторы необозримые, неоглядные, необьятные, широкие; образ женщины-матери, наши современники.
Предварительная работа:
Беседа с детьми об их семьях, профессиях их родных, о том, как они проводят
свободное время, что такое портрет, жанровая живопись.
Составление рассказов на тему «Моя семья» из личного опыта; чтение книг:
«Ссора с бабушкой» Л. Воронковой, «Совсем как папа» К. Тангрыкулиева и др.
Материал: Репродукции картин: * Ф.П. Решетников «Прибыл на каникулы», «Опять двойка»; * А.А. Пластов «Ужин трактористов», «Жатва», «Сенокос»; * 3.Е.
Серебрякова «За завтраком», «Автопортрет с дочерьми», * К.С. Петров-Водкин «Мать» (2 картины); * С.П. Ткачёв «Матери», * И.Е. Репин «Стрекоза»; * Антонио Ван Дейк «Семейный портрет»; * В.А. Серов «Мика Морозов».
Фотографии, детские рисунки.
Семейные фотографии каждого из детей (в конвертах). Большие листы
бумаги с изображением дерева-яблони (для составления родословной).Воспитатель. Здравствуйте, гости! Мы рады приветствовать всех
И
взрослых и детей - в нашем уютном зале.
Тема нашего занятия спрятана в кроссворде. Если вы, дети, правильно ответите на все вопросы, то мы непременно узнаем, о чем у нас с вами на занятии пойдет речь.
Кроссворд
Сестра
Дедушка
Мама
Дочь
Дядя
По горизонтали:
- У меня есть младшая ..
- Мамин папа.
- Самый родной человек
- Девочка для папы и мамы
- Папин брат
Воспитатель. А вы знаете, как появилась семья? Так слушайте. Я думаю, что
это будет интересно и нашим гостям.
Семья
Когда-то о нем не слыхала Земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?» И Ева тихонько ответила: «Я».
«Кто их воспитает, царица моя?»
И Ева покорно ответила: «Я».
«Кто пищу сготовит, о радость моя?»
И Ева все также ответила: «Я».
«Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?»
«Я, я, - тихо молвила Ева. - Я, я».
Сказала она знаменитых семь «я» •
Вот так на Земле появилась семья.
А. Дмитриев
Вот и давайте поговорим о семье.
- Папа зовет его папой, он строг и пемного сед. Оп в шахматы мат мне ставит. Любимый и добрый мой... дед.
- Она старенькая, в очках, готовит еду; она мамина мама. Кто она мне?
(Бабилечка.) - Все сыновья в одной семье - братья, У Олиной мамы два сына, значит, у
Оли два брата. - Все дочери в одной семье - сестры. У Светиной мамы две дочери, значит, у
Светы одна сестра. - Если у Коли есть сестра, значит, у его сестры есть брат.
- Отец отца или матери по отношению к детям (Дедушка).
- Две мамы, две дочки, а всего три человека. Назовите их. (Бабушка, мама, дочка).
- Как по-разному можно назвать маму? (Мамочка, мамулечка, мамуля, матушка, мамуленька).
- Назовите пословицы и поговорки о семье.
При солнышке тепло, при матери добро.
Мать кормит детей, как земля людей.
Добрые дети - дому венец, а злые дети - дому конец.
Почитай старших - сам стар будешь.
Посади деда на печь, тебя внуки посадят.
Дерево держится корнями, а человек семьёй
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Семья в куче, не страшна и туча.
Родителей чти, - не собьёшься с истинного пути.
Семьёй дорожить - счастливым быть.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
Воспитатель. Молодцы! На все вопросы ответили правильно. А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть сценку по стихотворению Я.
Акима о родственных связях.
Внучка. Бабушка, бабушка, я чья дочка?
Бабушка. Ты Федина дочь, моего сыночка.
Внучка. Мой папа большой, а совсем не сыночек!
Бабушка. Сыночек. Брат четырёх моих дочек,
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
Внучка. Да разве у дочки мы были? У тёти!
Бабушка. Тётю твою я в люльке качала...
Внучка. Бабушка, стой, объясни сначала,
Кто мне Наташа и два её братца?
Бабушка. Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох, и была шустра!А ты кля доводтився Хитрое дело
Ворека. Вобужка, что-то у нас пригорело!
Дадушка ТЬфу ты, пока я соображала,
Воё котоко из кастрюли сбежало!
Воспитатоль, Вот видите, как смешно получается: внучке кажется, что
каткілая тіж и об пата но могут быть дочками и сыночками, а для бабушки они,
кожи чака оу жети, как их отё назоветь-то?
Вопитатлк Мы с вами не только много говорили о семье и семейных отжиможиях, но и рисовали на эту тему. Посмотрите, наш зал сегодня украшен камми рисунками. Но не только вы мобите рисовать своих родителей, бабушек и должок. Мм сойчас совершим путешествие в один из залов нашей картинной гажуки. Злесь собраны репродукций картин уже знакомых вам художников.
Сожа тодкодят к репродужциям картин, расположенных в картинном
Воспитатель. Посмотрите внимательно на все эти репродукции и скажите, какие жанры живописи здесь представлены? (Портретная живопись и жанровая жокамив Расскажите о жанровой живописи, о чём она рассказывает? (0 труде и быте разный тодей, об их успехах, радостях, печалях). Покажите, на каких картинах изображён труд (быт)? Кто автор этих картин? (Пластов, Решетников,
Расскажите, пожалуйста, о портретной живописи, кто из известных нам дуложников писал портреты? (Серебрякова, Репин, Петров-Водкин, Ван-Дейк).
Ответы demen).
А что же объединяет такие разные по жанру картины? (На картинах
кзо блажены семьи: дети, родители и дети, бабушки, дедушки).
Воспитатель. Верно, ребята! А теперь послушайте стихотворение С.
Острового (читает ребёнок):
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин -
Жентина с ребенком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках!
Воспитатель. Великие художники всех времен и народов стремились в своих произведениях показать образ женщины-матери. Этот образ у всех народов, живущих на Земле, - во все времена - един - это женщина с добрым, бескорыстным сердием, умеющая любить, понимать, прощать, с ласковыми, заботливыми руками.
Как вм думаете, о какой картине идет речь? (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно, это картина Кузьмы Сергеекица Петрова-Водоина «Мать». Какие чувства вы испытываете, глядя на эту карпину? (Ответы остеб
Назовите жанр этой картины? (Ответы остей).
Воспитатель подводит итог: Это бытовой жанр с символическим образами матери. Это не конкретно чья-то мама, а мать как символ добра, лобнав продолжение рода.
Воспитатель.
Что изображено на заднем плане льух картин? «Ответы
детей). Верно, это бескрайние просторы русской земли и домашний очаг
Это гимн семейному счастью, радости и святости материнской тоблык, гима миру на Земле. Ведь недаром говорят, что любовь к родине начинается с любли к
матери.
Эти два слова «Родина» и «Мать» для нас свяшенны.
Воспитатель.
. Как много чудесных картин о семье записале
художники! Ребята, какая из картин вам нравится больше всего и почему?
DESAGiE
Выслушиваются 2-3 ответа оетей
Воспитатель. Все эти картины объединяет их добрый вастрой
людей, изображенных на картинах, разное, состав семый - толе. давно, другие - наши современники. Однако художникам удалось любовь и заботу друг к другу. Родители ласково обнимают своих очень добрые лица. В дружной и ладной семье так и доливо существуют определенные правила, которые передаются из поколения в поколение
Ребята, а вы знаете, что это за правила?
- Уважай родителей, береги ш, не обижай, старайся не скориться взрослыми, спеши к ним на помощь по первому и зову.
- Первое лучшее место предназначено оля розителей
- Уважай родителей, прежое всего за то, что они тебя розли.
- Уважай бабушку и дедушку - они прошли трудный жизненный путь,
уже не такие сильные и ловтие.
BoemurareTE, Mononut! Cews - 3TO HE TONECO sabore wyr o!
еще и совместные праздники и развлечения, которые мы вазы ваем тралиц
Давайте покажем, какие любимые танцы были у разных любили танцевать ваши бабушки и дедушки, мамы и паты. И как танцуеле
Физультминутка.
Дети исполняют элементы танцев
- «Летка-Енка» (муз. Р. Лектина, обр. Л. Половского)
- Твист (музыка из к/ф «Кавказская пленница» «Лесея про медведей» Сл. I
Дербенёва, муз. Ал. Запелина) - «Макарена» (пошури соответствнющих мелодий
- Танец утятПод песню Эдиты Пьехи «Семейный альбом» дети наклеивают
фотографии.
Воспитатель. Вот и закончилось наше задитие. Вы держите в руках свом родословные древа, свои семьи. На этом ваш род не заканчивается. Ведь у бабушек и дедушек то же были родители - ваши прабабушки и прадедушки. Попробуйте дома с мамой или папой продолжить составлять ваш род
А сейчас, уважаемые гости, на прощание дети прочитают для вас стихи.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле!
Берегите друг друга!
Добротой согревайте,
Берегите друг друга!
Обижать не давайте!
Берегите друг друга!
Суету позабудьте И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте!
О. Высотская
Воспитатель. Пусть в ваших семьях будет лад и согласке!
Пусть каждая ваша семья станет надёжным звеном в цепочке
Я-СЕМЬЯ - РОД -НАРОД!
Любви, здоровья, взаимопонимания в ваших семьях.
семейного
счастья
И
благополучия,
Звучит песня «Мы желаем счастья вам» (муз. С. Намина, сл. С.
Шаферана) и дети уходят из зала.1
2.
3
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12
13.
14.
15.
16.
17.
18.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ
ДЕТЕЙ С СЕМЬЁЙ, СВОЕЙ РОДОСЛОВНОЙ
Козлова С.А «Я - человек». Программа социального развития ребёнка
Москва. Школьная пресса, 2003г.
Комратова Н.Г.. Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу». Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. Москва, ТЦ
Сфера, 2006г.
Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Пособие для реализации Государственной
программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы»
Москва, АРКТИ, 2005г.
Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками».
Литературно-игровой материал. Москва ИЦ
ВЛАДОС, 2001г.
Наумова Л.А. «Познавательные праздники-досуги для дошкольников».
Сборник сценариев. Москва, издательство «Мозаика-синтез», 2005г.
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Авт.-сост.: Л.С. Киселева, I.A. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. Москва, АРКТИ, 2004Г.
Котова Е.B. «В мире друзей» Программа эмоционально-личностного развития детей. Блок «Я и моя семья». Москва, ТЦ Сфера, 2008г.
Курочкина И.Н.
«Как научить ребёнка поступать нравственно».
Увлекательные беседы, поучительные истории и сказки. «Моя счастливая семья» (с. 78), «Мои самые любимые» (с. 80). «Для мамы и папы: Как соблюдать этикет в семье» (с. 89). Москва. Издательство «Флинта», 2001 г.
Микляева
H.B
Микляева
Ю.B..
Новицкая
М.Ю.
«Управление
обоазовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом обоазования. Методическое пособие. «Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре» (с. 157). «Формирование преемственности между поколениями и национальной самоидентификации» (с. 162). Москва. Айрис-пресс, 2006г.
Голицына
H.C.
«Перспективное планирование воспитательно-
образовательного процесса в дошкольном учреждении» по всем возрастным группам. Москва, «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России». Диагностика уровмя знаний и навыков детей»
Н.В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая и подготовительная группы. Москва,
000
«Элизе Трайдинг», 2002г.
Наумова Л.А.
«Познавательные праздники-досуги для дошкольников»
Сборник сценарий. Москва. Издательство «Мозаика-Синтез», 2005г.
Копытова Н.Н. «Правовое образование в ДОУ» Москва, ТЦ «Сфера», 2007г., стр. 20-23.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я - ребёнок, и я... и я имею право!. » Москва, «Издательство Скрипторий 2003», 2007г., стр. 10-12, 37-41, 91.
Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик, Т.И. Ерофеева, Г.В. Кузнецова «Вместе с семьёй». Пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. Москва, «просвещение», 2005г., стр. 67.
Кондрыкинская Л.А.
«С чего начинается Родина?» Опыт работы по
патриотическому воспитанию в ДОУ.
О.Л. Зверева,
Т.В. Кротова. Общение педагога с родителями в ДОУ.
Методический аспект. М., Творческий центр «Сфера», 2007г., стр. 45-48
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Социализация» для детей подготовительной группы на тему «Семья, моя родословная
Цель: расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны.Задачи.· Закреплять представления о родственных отношениях и взаимосвя...
МАСТЕР – КЛАСС Непосредственной Образовательной Деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе на тему: «В стране Доброты»
Программное содержание:Социально-коммуникативное развитие: Вовлечь детей в игры с использованием словесной передачи воображаемых игровых событий, места действия («Страна Доброты»). Обратить внимание д...
Конспект занятия по развитию социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе на тему: «Страна Дружляндия» с использованием личностно-ориентированной технологии.
Приоритетная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».Задачи: продолжать формировать положительные взаимоотношения в коллективе сверстников.-Продолжать обучать детей навыкам взаим...
Организованная образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию в средней группе на тему: «Семья»
Цель: формировать у детей понятие "семья", "члены семьи"; учить рассказывать и отвечать на вопросы воспитателя о маме, папе, дедушке, бабушке, сестре, брате. Способствов...
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе по теме «Берегите глаза»! Для детей подготовительной группы (6 лет).
В конспекте представлена непрерывно-образовательная деятельность, в ходе которой у детей происходит формирование ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз, во...
Интегрированное занятие по социально – коммуникативному развитию в старшей группе на тему:"Семья"
Цель: Формирование представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе....
Конспект интегрированной образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе на тему: «Семья и семейные традиции»
Цель: формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательност...