Коммуникативное развитие для подготовительной группы на тему « Семья моя родословная»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Рустамова Анастасия Сергеевна

Цели:

Формировать представления об отношениях родства, расширять знания семье, обогащать словарный запас терминами родства, развивать

словесно-логическое мышление.

Формировать чувство ответственности перед памятью своих предков.

Развивать чувство эмпатии, эмоциональной отзывчивости

и

толерантности детей по отношению к представителям старшего поколения.

Воспитывать у детей чувства осознанности отношения в семье, закреплять чувство взаимосвязи с родными. Помочь детям лучше узнать историю своей семьи, её традиции.

Воспитывать любовь и уважение к родным, близким; способствовать

созданию семейных традиций, тёплых взаимоотношений в семье.

Воспитывать чувство любви к родным, близким через приобщение к

произведениям искусства (живопись).

Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства,

гуманные чувства: доброту, бережное, ласковое отношение к людям.

Формировать умение устанавливать связь между реальной

действительностью и её изображением в искусстве.

Формировать эмоциональную оТзывчивость

И

эстетическую

отзывчивость на произведения, вызывать собственные ассоциации.

Развивать интерес к изобразительному искусству.

Воспитывать желание посещать музеи.

Словарная работа:

Семья, поколение, родня, родина, родные, родиться, родная, родители,

родственники, предки, забота, любимые, родня, внуки, дядя, племянник, прабабушка, прадедушка, род, пословицы и поговорки о семье, родственные связи, традиция, семейный альбом, родословная.

Третьяковская галерея, музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, картинная галерея, репродукции картин, рисуют, пишут, портрет, жанровая живопись, просторы необозримые, неоглядные, необьятные, широкие; образ женщины-матери, наши современники.

Предварительная работа:

Беседа с детьми об их семьях, профессиях их родных, о том, как они проводят

свободное время, что такое портрет, жанровая живопись.

Составление рассказов на тему «Моя семья» из личного опыта; чтение книг:

«Ссора с бабушкой» Л. Воронковой, «Совсем как папа» К. Тангрыкулиева и др.

Материал: Репродукции картин: * Ф.П. Решетников «Прибыл на каникулы», «Опять двойка»; * А.А. Пластов «Ужин трактористов», «Жатва», «Сенокос»; * 3.Е.

Серебрякова «За завтраком», «Автопортрет с дочерьми», * К.С. Петров-Водкин «Мать» (2 картины); * С.П. Ткачёв «Матери», * И.Е. Репин «Стрекоза»; * Антонио Ван Дейк «Семейный портрет»; * В.А. Серов «Мика Морозов».

Фотографии, детские рисунки.

Семейные фотографии каждого из детей (в конвертах). Большие листы

бумаги с изображением дерева-яблони (для составления родословной).Воспитатель. Здравствуйте, гости! Мы рады приветствовать всех

И

взрослых и детей - в нашем уютном зале.

Тема нашего занятия спрятана в кроссворде. Если вы, дети, правильно ответите на все вопросы, то мы непременно узнаем, о чем у нас с вами на занятии пойдет речь.

Кроссворд

                                Сестра

                             Дедушка

                          Мама

                         Дочь

                         Дядя

По горизонтали:

  1. У меня есть младшая ..
  2. Мамин папа.
  3. Самый родной человек
  4. Девочка для папы и мамы
  5. Папин брат

Воспитатель. А вы знаете, как появилась семья? Так слушайте. Я думаю, что

это будет интересно и нашим гостям.

Семья

Когда-то о нем не слыхала Земля...

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?» И Ева тихонько ответила: «Я».

«Кто их воспитает, царица моя?»

И Ева покорно ответила: «Я».

«Кто пищу сготовит, о радость моя?»

И Ева все также ответила: «Я».

«Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?»

«Я, я, - тихо молвила Ева. - Я, я».

Сказала она знаменитых семь «я» •

Вот так на Земле появилась семья.

А. Дмитриев

Вот и давайте поговорим о семье.

  • Папа зовет его папой, он строг и пемного сед. Оп в шахматы мат мне ставит. Любимый и добрый мой... дед.
  • Она старенькая, в очках, готовит еду; она мамина мама. Кто она мне?
    (Бабилечка.)
  • Все сыновья в одной семье - братья, У Олиной мамы два сына, значит, у
    Оли два брата.
  • Все дочери в одной семье - сестры. У Светиной мамы две дочери, значит, у
    Светы одна сестра.
  • Если у Коли есть сестра, значит, у его сестры есть брат.
  • Отец отца или матери по отношению к детям (Дедушка).
  • Две мамы, две дочки, а всего три человека. Назовите их. (Бабушка, мама, дочка).
  • Как по-разному можно назвать маму? (Мамочка, мамулечка, мамуля, матушка, мамуленька).
  • Назовите пословицы и поговорки о семье.
    При солнышке тепло, при матери добро.
    Мать кормит детей, как земля людей.
    Добрые дети - дому венец, а злые дети - дому конец.
    Почитай старших - сам стар будешь.
    Посади деда на печь, тебя внуки посадят.
    Дерево держится корнями, а человек семьёй
    Вся семья вместе, так и душа на месте.
    Семья в куче, не страшна и туча.
    Родителей чти, - не собьёшься с истинного пути.
    Семьёй дорожить - счастливым быть.
    Человек без семьи, что дерево без плодов.

Воспитатель. Молодцы! На все вопросы ответили правильно. А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть сценку по стихотворению Я.

Акима о родственных связях.

Внучка. Бабушка, бабушка, я чья дочка?

Бабушка. Ты Федина дочь, моего сыночка.

Внучка. Мой папа большой, а совсем не сыночек!

Бабушка. Сыночек. Брат четырёх моих дочек,

Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

Внучка. Да разве у дочки мы были? У тёти!

Бабушка. Тётю твою я в люльке качала...

Внучка. Бабушка, стой, объясни сначала,

Кто мне Наташа и два её братца?

Бабушка. Ладно, попробуем разобраться:

Их мама, племянницы мужа сестра,

Маленькой ох, и была шустра!А ты кля доводтився Хитрое дело

Ворека. Вобужка, что-то у нас пригорело!

Дадушка ТЬфу ты, пока я соображала,

Воё котоко из кастрюли сбежало!

Воспитатоль, Вот видите, как смешно получается: внучке кажется, что

каткілая тіж и об пата но могут быть дочками и сыночками, а для бабушки они,

кожи чака оу жети, как их отё назоветь-то?

Вопитатлк Мы с вами не только много говорили о семье и семейных отжиможиях, но и рисовали на эту тему. Посмотрите, наш зал сегодня украшен камми рисунками. Но не только вы мобите рисовать своих родителей, бабушек и должок. Мм сойчас совершим путешествие в один из залов нашей картинной гажуки. Злесь собраны репродукций картин уже знакомых вам художников.

Сожа тодкодят к репродужциям картин, расположенных в картинном

Воспитатель. Посмотрите внимательно на все эти репродукции и скажите, какие жанры живописи здесь представлены? (Портретная живопись и жанровая жокамив Расскажите о жанровой живописи, о чём она рассказывает? (0 труде и быте разный тодей, об их успехах, радостях, печалях). Покажите, на каких картинах изображён труд (быт)? Кто автор этих картин? (Пластов, Решетников,

Расскажите, пожалуйста, о портретной живописи, кто из известных нам дуложников писал портреты? (Серебрякова, Репин, Петров-Водкин, Ван-Дейк).

Ответы demen).

А что же объединяет такие разные по жанру картины? (На картинах

кзо блажены семьи: дети, родители и дети, бабушки, дедушки).

Воспитатель. Верно, ребята! А теперь послушайте стихотворение С.

Острового (читает ребёнок):

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках:

Самая прекрасная из женщин -

Жентина с ребенком на руках!

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребенком на руках!

Воспитатель. Великие художники всех времен и народов стремились в своих произведениях показать образ женщины-матери. Этот образ у всех народов, живущих на Земле, - во все времена - един - это женщина с добрым, бескорыстным сердием, умеющая любить, понимать, прощать, с ласковыми, заботливыми руками.

Как вм думаете, о какой картине идет речь? (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно, это картина Кузьмы Сергеекица Петрова-Водоина «Мать». Какие чувства вы испытываете, глядя на эту карпину? (Ответы остеб

Назовите жанр этой картины? (Ответы остей).

Воспитатель подводит итог: Это бытовой жанр с символическим образами матери. Это не конкретно чья-то мама, а мать как символ добра, лобнав продолжение рода.

Воспитатель.

Что изображено на заднем плане льух картин? «Ответы

детей). Верно, это бескрайние просторы русской земли и домашний очаг

Это гимн семейному счастью, радости и святости материнской тоблык, гима миру на Земле. Ведь недаром говорят, что любовь к родине начинается с любли к

матери.

Эти два слова «Родина» и «Мать» для нас свяшенны.

Воспитатель.

. Как много чудесных картин о семье записале

художники! Ребята, какая из картин вам нравится больше всего и почему?

DESAGiE

Выслушиваются 2-3 ответа оетей

Воспитатель. Все эти картины объединяет их добрый вастрой

людей, изображенных на картинах, разное, состав семый - толе. давно, другие - наши современники. Однако художникам удалось любовь и заботу друг к другу. Родители ласково обнимают своих очень добрые лица. В дружной и ладной семье так и доливо существуют определенные правила, которые передаются из поколения в поколение

Ребята, а вы знаете, что это за правила?

  • Уважай родителей, береги ш, не обижай, старайся не скориться взрослыми, спеши к ним на помощь по первому и зову.
  • Первое лучшее место предназначено оля розителей
  • Уважай родителей, прежое всего за то, что они тебя розли.
  • Уважай бабушку и дедушку - они прошли трудный жизненный путь,
    уже не такие сильные и ловтие.

BoemurareTE, Mononut! Cews - 3TO HE TONECO sabore wyr o!

еще и совместные праздники и развлечения, которые мы вазы ваем тралиц

Давайте покажем, какие любимые танцы были у разных любили танцевать ваши бабушки и дедушки, мамы и паты. И как танцуеле

Физультминутка.

Дети исполняют элементы танцев

  • «Летка-Енка» (муз. Р. Лектина, обр. Л. Половского)
  • Твист (музыка из к/ф «Кавказская пленница» «Лесея про медведей» Сл. I
    Дербенёва, муз. Ал. Запелина)
  • «Макарена» (пошури соответствнющих мелодий
  • Танец утятПод песню Эдиты Пьехи «Семейный альбом» дети наклеивают

    фотографии.

    Воспитатель. Вот и закончилось наше задитие. Вы держите в руках свом родословные древа, свои семьи. На этом ваш род не заканчивается. Ведь у бабушек и дедушек то же были родители - ваши прабабушки и прадедушки. Попробуйте дома с мамой или папой продолжить составлять ваш род

    А сейчас, уважаемые гости, на прощание дети прочитают для вас стихи.

    Что может быть семьи дороже?

    Теплом встречает отчий дом,

    Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром!

    Любите! И цените счастье!

    Оно рождается в семье,

    Что может быть её дороже

    На этой сказочной земле!

    Берегите друг друга!

    Добротой согревайте,

    Берегите друг друга!

    Обижать не давайте!

    Берегите друг друга!

    Суету позабудьте И в минуту досуга

    Рядом вместе побудьте!

    О. Высотская

    Воспитатель. Пусть в ваших семьях будет лад и согласке!

    Пусть каждая ваша семья станет надёжным звеном в цепочке

    Я-СЕМЬЯ - РОД -НАРОД!

    Любви, здоровья, взаимопонимания в ваших семьях.

    семейного

    счастья

    И

    благополучия,

    Звучит песня «Мы желаем счастья вам» (муз. С. Намина, сл. С.

    Шаферана) и дети уходят из зала.1

    2.

    3

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    12

    13.

    14.

    15.

    16.

    17.

    18.

    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

    ДЕТЕЙ С СЕМЬЁЙ, СВОЕЙ РОДОСЛОВНОЙ

    Козлова С.А «Я - человек». Программа социального развития ребёнка

    Москва. Школьная пресса, 2003г.

    Комратова Н.Г.. Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу». Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. Москва, ТЦ

    Сфера, 2006г.

    Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

    Пособие для реализации Государственной

    программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы»

    Москва, АРКТИ, 2005г.

    Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками».

    Литературно-игровой материал. Москва ИЦ

    ВЛАДОС, 2001г.

    Наумова Л.А. «Познавательные праздники-досуги для дошкольников».

    Сборник сценариев. Москва, издательство «Мозаика-синтез», 2005г.

    «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Авт.-сост.: Л.С. Киселева, I.A. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. Москва, АРКТИ, 2004Г.

    Котова Е.B. «В мире друзей» Программа эмоционально-личностного развития детей. Блок «Я и моя семья». Москва, ТЦ Сфера, 2008г.

    Курочкина И.Н.

    «Как научить ребёнка поступать нравственно».

    Увлекательные беседы, поучительные истории и сказки. «Моя счастливая семья» (с. 78), «Мои самые любимые» (с. 80). «Для мамы и папы: Как соблюдать этикет в семье» (с. 89). Москва. Издательство «Флинта», 2001 г.

    Микляева

    H.B

    Микляева

    Ю.B..

    Новицкая

    М.Ю.

    «Управление

    обоазовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом обоазования. Методическое пособие. «Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре» (с. 157). «Формирование преемственности между поколениями и национальной самоидентификации» (с. 162). Москва. Айрис-пресс, 2006г.

    Голицына

    H.C.

    «Перспективное планирование воспитательно-

    образовательного процесса в дошкольном учреждении» по всем возрастным группам. Москва, «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.

    Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России». Диагностика уровмя знаний и навыков детей»

    Н.В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая и подготовительная группы. Москва,

    000

    «Элизе Трайдинг», 2002г.

    Наумова Л.А.

    «Познавательные праздники-досуги для дошкольников»

    Сборник сценарий. Москва. Издательство «Мозаика-Синтез», 2005г.

    Копытова Н.Н. «Правовое образование в ДОУ» Москва, ТЦ «Сфера», 2007г., стр. 20-23.

    Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я - ребёнок, и я... и я имею право!. » Москва, «Издательство Скрипторий 2003», 2007г., стр. 10-12, 37-41, 91.

    Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик, Т.И. Ерофеева, Г.В. Кузнецова «Вместе с семьёй». Пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. Москва, «просвещение», 2005г., стр. 67.

    Кондрыкинская Л.А.

    «С чего начинается Родина?» Опыт работы по

    патриотическому воспитанию в ДОУ.

    О.Л. Зверева,

    Т.В. Кротова. Общение педагога с родителями в ДОУ.

    Методический аспект. М., Творческий центр «Сфера», 2007г., стр. 45-48

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Социализация» для детей подготовительной группы на тему «Семья, моя родословная

Цель: расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны.Задачи.·       Закреплять представления о родственных отношениях и взаимосвя...

МАСТЕР – КЛАСС Непосредственной Образовательной Деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе на тему: «В стране Доброты»

Программное содержание:Социально-коммуникативное развитие: Вовлечь детей в игры с использованием словесной передачи воображаемых игровых событий, места действия («Страна Доброты»). Обратить внимание д...

Конспект занятия по развитию социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе на тему: «Страна Дружляндия» с использованием личностно-ориентированной технологии.

Приоритетная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».Задачи: продолжать формировать положительные взаимоотношения в коллективе сверстников.-Продолжать обучать детей навыкам взаим...

Организованная образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию в средней группе на тему: «Семья»

Цель: формировать у детей понятие "семья", "члены семьи"; учить рассказывать и отвечать на вопросы воспитателя о маме, папе, дедушке, бабушке, сестре, брате. Способствов...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе по теме «Берегите глаза»! Для детей подготовительной группы (6 лет).

В конспекте представлена непрерывно-образовательная деятельность, в ходе которой у детей происходит формирование ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз, во...

Интегрированное занятие по социально – коммуникативному развитию в старшей группе на тему:"Семья"

Цель: Формирование представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе....

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе на тему: «Семья и семейные традиции»

Цель: формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательност...