Речевой тренинг для педагогов "Магия красивой речи"
методическая разработка

Самохина Елена Викторовна

Цель тренинга: повысить уровень разговорного языка , познакомить с базовыми упражнениями для улучшения дикции и формирования красивой речи.
Аудитория: взрослая
Задачи тренинга:
- знакомство и овладение речевой техникой;
- знакомство с ораторским мастерством;
- научиться кратко и точно излагать свои мысли;
- обрести уверенность в себе, повысить самооценку;
- получить эмоционально – положительный настрой от общения в группе;
Оборудование: цветные карточки (по количеству человек), карточки с заданиями, простые карандаши.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевой тренинг для педагогов

на тему «Магия красивой речи»


Цель тренинга: повысить уровень разговорного языка , познакомить с базовыми упражнениями для улучшения дикции и формирования красивой речи.
Аудитория: взрослая
Задачи тренинга:
- знакомство и овладение речевой техникой;
- знакомство с ораторским мастерством;
- научиться кратко и точно излагать свои мысли;
- обрести уверенность в себе, повысить самооценку;
- получить эмоционально – положительный настрой от общения в группе;
Оборудование: цветные карточки (по количеству человек), карточки с заданиями, простые карандаши.

Ход тренинга:

Теоретическая часть (представлена в виде лекции)

1. Знакомство с аудиторией. (Каждый должен поприветствовать группу, пожелав доброго дня и представиться)
2. 
Объяснение цели и задач тренинга.
-В настоящее время состояние русского языка переживает упадок, в связи со снижением интереса к чтению художественной литературы, вульгаризацией бытовых разговоров. Это связано как с возрастным и образовательным разнообразием участников коммуникации, искусственным ускорением темпа речи, так и с большим числом жаргонизмов, сленга, иностранных слов и выражений. При этом, достигнув определенного уровня развития, деловые люди понимают, что основы грамотной речи должны входить в образовательный минимум каждого человека. Почему?
Правильная и красивая речь выгодно отличает собеседника, давая ему несомненный приоритет в ведении разговора. Человек приобретает уверенность в себе, понимая, что его приятно слушать другим людям. Однако лишь длительная и упорная тренировка мышления и речи поможет Вам превратить свой текст в последовательное и мелодичное изложение мыслей.
Если вы хотите научиться правильно и красиво говорить, необходимо обратить внимание на технику речи.

3.
«Знакомство с понятием «Техника речи»
Техника речи – это, прежде всего, правильное речевое дыхание , ораторское мастерство (правильно поставленная дикция, артикуляция, поставленный голос), краткость и точность изложения мыслей, логика речи.
4. 
Рассказ о технике речи и о её составляющих компонентах.

Техника речи

Тем, кому однажды приходит в голову мысль «хочу говорить красиво», техника речи предоставит все возможности для того, чтобы понять, как развить красивую речь и улучшить дикцию.
Техника правильного дыхания. Используя глубокий вдох, Вы сможете применять «поддержку дыхания» в процессе произношения гласных и согласных в медленном темпе, выговаривая каждый слог и слово. Это создает предпосылки для овладения всеми оттенками русской речи.
Ораторское мастерство. Плавность речи, хорошая артикуляция, чёткое и звучное произношение заставляют собеседника внимательно слушать . Красивая разговорная речь подразумевает тренировку с помощью скороговорок, шепота, намеренно быстрого произношения. Наверняка каждому в жизни встречались люди с приятным по тембру голосом. При этом зачастую даже не важно было, что говорит человек, начинаешь слушать именно его завораживающий голос. Уже доказан тот факт, что низкие тембры голоса воспринимаются на слух гораздо лучше, нежели высокие, а у слушателя низкий голос вызывает больше симпатии и доверия. Поэтому, когда разговариваете, старайтесь не смеяться визгливым резким смехом и не повышать тон. Голос должен как бы литься из грудной клетки. Очень помогают приобрести приятный тембр голоса пение песен. Наличие музыкального слуха в данном случае неважно. Если делать это достаточно часто и регулярно, довольно скоро ваш голос начнет звучать лучше. Это поможет также научиться правильно дышать. Как правило, людям больше нравятся низкие голоса – и мужские, и женские. Так что, прежде всего, нужно научиться разговаривать в нижнем регистре. А вот повышать голос и тем более срываться на визг нельзя ни в коем случае: это сделает вас совсем неубедительным. Вот такая несправедливость:
Чем больше мы стараемся докричаться, тем меньше нас слышат!
Краткость, точность изложения. Тренируйтесь доносить свою мысль лаконично.
Логика речи. При разговоре необходимо следить за логикой изложения мыслей, причинно-следственными связями, без чего невозможна по-настоящему красивая русская речь. Логика мышления и языка опирается на общую образованность и широкий кругозор.
Применяя упражнения для красивой речи, Вы сможете значительно расширить круг общения, обрести уверенность, научиться искусству убеждения и воздействия на слушателей.

Практическая часть

Упражнения

Упражнение 1
На Востоке считается, что дыхание нижней частью живота является наиболее эффективным дыхательным упражнением. И ввести в свой дневной рацион минут десять такого дыхания будет очень полезно. Дыхательные упражнения можно выполнять и сидя за компьютером, и стоя. Дыхание животом идеально для расслабления.
1.Вот один из самых простых методов снятия напряжения – сделать несколько глубоких вдохов и выдохов (вдох носом, выдох ртом).
2.Упражнение «Ладошки» — одно из упражнений системы оздоровления А.Н. Стрельниковой.
И.п.: встать (сесть) прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки {хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.
3.
Даосский комплекс . Как считают специалисты, вибрации, возникающие при активном произнесении (пении) звука «О», способствуют массажу сердца. А звук «И» снимает невроз, уменьшает чувство страха. Проверьте это на собственном опыте – в том случае, когда у вас ноет сердце или же вы испытываете чувство страха.

В качестве таких упражнений мы применяем известный даосский комплекс «Шесть целительных звуков» (в упрощенном варианте).

Древние даосы обратили внимание на то, что любой орган в здоровом состоянии вибрирует в определенном диапазоне, и когда он начинает заболевать, вибрация нарушается. Чтобы восстановить эти вибрации, даосы подобрали каждому органу определенный звук.

Орган

Элемент

Целительный

звук

Цвет

Легкие

Металл

С-с-с-с-с-с

Белый

Почки

Вода

Ч-у-э-э-э-й

Синий (черный)

Печень

Дерево

Ш-ш-ш-ш-ш

Изумрудно-зеленый

Сердце

Огонь

Х-а-у-у-у-у

Красный

Селезенка

Земля

Х-у-у-у-у-у

Желтый

Тройной обогреватель (условная система организма, предложенная древними даосами)

_

Х-э-э-э-э-э

               _

Такие отрицательные эмоции, как раздражение, грусть, депрессия, страх, беспокойство, незаметно истощают нашу жизненную силу, и нам очень важно вернуть ее. Снимая с наших органов лишнее напряжение, мы получаем через них хорошее настроение, оптимизм и силу для решения всех наших проблем.

Целительные звуки регулируют и устанавливают равновесие между пятью элементами в теле человека, поскольку здоровье и эмоциональное состояние в значительной степени определяются ими.

Звуки издаются без напряжения, и каких бы то ни было усилий, исключительно на выдохе, в положении сидя 3-4 мин. Думается, это не так много для того, чтобы поддерживать свое тело и здоровье в хорошем состоянии. Звук повторяется 3 раза, но если вы простудились, у вас зубная боль, грипп, можно произносить его от 6 до 24 раз.

Акцент на окраске звука помогает закрепить у детей названия цветов. Весь комплекс проходит в форме стихотворной игры, детям предлагается помочь ветру, который веселится с друзьями.

  1. Ветер воздуха вдохнул, разом облако надул. С-с-с-с-с
  2. Незабудки увидал, «Чудо-чудо»,- он сказал. Ч-у-э-э-э-й
  3. Зеленеют камыши, пошуршу в них: Ш-ш-ш-ш-ш
  4. Раскачаю красный мак! Ха-ха-ха, вот так! Х-а-у-у-у-у
  5. Пошепчу я на ухо желтому подсолнуху. Х-у-у-у-у-у
  6. Вместе с солнцем и дождем в небе радугу зажжем! «Хэ-хэ-хэ», - смеется дождь. Хэ-э-э-э-э

Во время игры используются иллюстрации, изображающие озорной ветерок, белое облако, голубые незабудки, светло-зеленые камыши, красные камыши, красный мак, желтый подсолнух, радугу между солнцем и веселой дождевой тучкой (можно использовать отдельные фигурки). Упражнения делаются 2 раза в день (утром и вечером). Что дает этот комплекс нашим органам? Конечно, только здоровье. Рекомендуется применять его в период эпидемии гриппа.

Интонация.
Упражнение 2
-Продемонстрируйте группе с помощью мимики и жестов разные чувства (по выбору): злоба, презрение, любопытство, доброжелательность, удивление, скука, грусть, усталость, страдание, наслаждение.
Упражнение 3

Прочитать стихотворение используя разные эмоции (злоба, презрение, любопытство, доброжелательность, удивление, скука, грусть, усталость, страдание, наслаждение).

1 команда

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

 - Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!        

2 команда        

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.



Упражнение 4 «Имидж»
- Продемонстрируйте вялую, сутулую походку или бодрую подтянутую, спортивную рассказывая стих.

1 команда

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу

- Потому что он хороший.

2 команда

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

 - Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.


Упражнение 5
- Выберите наугад любую букву. В течение пяти минут придумайте предложение, все слова которого начинаются с этой буквы. Например, «Прокоп, Пётр, Прохор пошли путём простым».
Упражнение 6 «Выборы»
Перед вами несколько персонажей: весельчак, неуверенный в себе, грубиян, интеллигент, бизнес-леди, молодая мама. Представьте себе, что каждый из этих персонажей в течение минуты проходит мимо вас, направляясь к остановке. Вы стоите и сдельно работаете: собираете подписи в пользу «вашего» кандидата, получая за каждую подпись соответствующую плату. Произнесите только одну фразу (максимум – две), но такую, чтобы человек остановился и подписал ваш лист. Что вы ему скажете? Группа оценивает вашу находчивость и решает, удалось ли вам получить подпись или нет. Тот, кому удается собрать наибольшее количество подписей, выигрывает.
Дикция.
Упражнение 7
Согласные П и Б имеют взрывную природу, что позволяет тренировать мышцы дыхательного аппарата.
Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:

т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! ...
к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …

п! пь! п! пь! п! пь! п! пь! ...
Упражнение 14
Следующее упражнение произнесите с голосом. Следите за активным произнесением конечных глухих согласных:
бу - бу - бу - бу - бупп!
бо - бо - бо - бо - бопп!
ба - ба - ба - ба - бапп!
бэ - бэ - бэ - бэ - бэпп!
би - би - би - би - бипп!
бы - бы - бы - бы - быпп!
Все слоги "бегут" к конечному "быпп". Слогосочетания заканчиваются хорошим взрывом на "п".
гу - гу - гу - гу - гукк!
го - го - го - го - гокк!
га - га - га - га - гакк!
гэ - гэ - гэ - гэ - гэкк!
ги - ги - ги - ги - гикк!
гы - гы - гы - гы - гыкк!
ду - ду - ду - ду - дутт!
до - до - до - до - дотт!
да - да - да - да - датт!
дэ - дэ - дэ - дэ - дэтт!
Упражнение 8
Произнесите без голоса ряд специальных текстов, активно взрывая глухие согласные:
Пришёл Прокоп - кипел укроп, ушёл Прокоп - кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
На улице снег белеет, алеет и голубеет. А снег всё летит, сверкает, а снег всё летит и тает.
Затем произнесите эти тексты с голосом и проследите за активным звучанием взрывных согласных, особенно в конце слов. Всё время контролируйте дикцию.
Упражнение 9
Для отработки четкости и ясности поизнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Прочтите скороговорки.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палку, палка ударила галку.
От топота копыт пыль по полю летит.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду из водопровода.
У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.
Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.
При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

Заключительная часть тренинга

весельчак

неуверенный в себе

грубиян

интеллигент

бизнес-леди

молодая мама

Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палку, палка ударила галку.
От топота копыт пыль по полю летит.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду из водопровода.
У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинг для педагогов «Магия красивой речи» Подготовили: Самохина Е.В

Слайд 2

«Самое важное в искусстве речи – это во-первых, произношение, во – вторых, произношение, и , в-третьих, произношение» Демосфен .

Слайд 3

Техника речи — совокупность умений и навыков, связанных с внешними качествами устной речи: дыхание голос дикция интонация

Слайд 4

ДЫХАНИЕ Диафрагмально-реберный тип дыхания, являющийся оптимальным для осуществления речевого акта.

Слайд 5

Д аосский комплекс «Шесть целительных звуков»

Слайд 6

Орган Элемент Целительный звук Цвет Легкие Металл С-с-с-с-с-с Белый Почки Вода Ч-у-э-э-э-й Синий (черный) Печень Дерево Ш-ш-ш-ш-ш Изумрудно-зеленый Сердце Огонь Х-а-у-у-у-у Красный Селезенка Земля Х-у-у-у-у-у Желтый Тройной обогреватель (условная система организма , предложенная древними даосами ) _ Х-э-э-э-э-э _

Слайд 7

Первый целительный звук – целительный звук лёгких Ветер воздуха вдохнул Разом облако надул. С- с- с-с .

Слайд 8

Второй целительный звук – целительный звук почек Незабудку увидал «Чудо- чудо»,- он сказал. Чу-у-э-э-эй.

Слайд 9

Третий целительный звук – целительный звук печени Зеленеют камыши, Пошуршу в них : Ш- ш - ш - ш .

Слайд 10

ЧЕТВЕРТЫЙ ЦЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЗВУК- ЦЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЗВУК СЕРДЦА Раскачаю красный мак! Ха- ха- ха, вот так, вот так! Х- а- у- у- у- у.

Слайд 11

ПЯТЫЙ ЦЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЗВУК – СЕЛЕЗЁНКИ (поджелудочной железы) Пошепчу на ухо я Желтому подсолнуху! Х- у- у- у –у-у.

Слайд 12

Шестой целительный звук – целительный звук тройного обогревателя Вместе с солнцем и дождем В небе радугу зажжем! « Хэ - хэ - хэ »,-смеётся дождь. От меня ты не уйдёшь! Хэ - э- э- э- э.

Слайд 13

Голос Сила голоса — это его громкость , зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко , так и тихо. Высота голоса — это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон . Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.

Слайд 14

ИНТОНАЦИЯ э то мотив или ритмический рисунок, который выражает определенное настроение

Слайд 15

ДИКЦИЯ Это четкое, ясное, разборчивое произношение слов текста

Слайд 16

Произнесите без голоса глухие согласные , активно взрывая их: Т! ть ! Т! ть ! Т! ть ! Т! ть ! К! кь ! К! кь ! К! кь ! К! кь ! П! пь ! п ! пь ! п ! пь ! п ! пь !

Слайд 17

Произнести с голосом Бу – бу – бу – бупп ! Бо – бо – бо – бопп ! Ба – ба – ба – бапп ! Бэ – бэ – бэ – бэпп ! Би – би – би – бипп ! Бы – бы – бы – быпп !

Слайд 18

Произнести с голосом Гу – Гу – Гу – гукк ! Го – Го – го – гокк ! Га – га – га – гакк ! Гэ – Гэ – Гэ – Гэкк ! Ги – Ги – ги – гикк ! Гы – гы –гы – гыкк ! Д у – д у – Гу – дутт ! Д о – до – до – дотт ! Д а – да – да – датт ! Д э – дэ – дэ – дэтт ! Д и – ди – ди – дитт ! Д ы – д ы – ды – дытт !

Слайд 19

Пришёл Прокоп - кипел укроп, ушёл Прокоп - кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. На улице снег белеет, алеет и голубеет. А снег всё летит, сверкает, а снег всё летит и тает.

Слайд 20

Прохор и Пахом ехали верхом. Галка села на палку, палка ударила галку. От топота копыт пыль по полю летит. У быка бела губа была тупа. Водовоз вез воду из водопровода. У Фени фуфайка, у Фаи туфли. На семеро саней по семеро в сани уселись сами. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. Зажужжала пчела, дожужжалась паука. Чешуя у щучки, щетина у чушки .

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию речевое развитие "В стране красивой речи".

Основная программа по дополнительному образованию основывается на авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой " Развитие фонематического слуха у де...

Речевой тренинг как средство развития речи старших дошкольников

В статье приведены примеры речевых тренингов. Дано обоснование необходимости их внедрения в педагогический процесс....

Конспект итогового открытого занятия в образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) «Путешествие в страну Красивой речи» (Старшая группа «Б»)

Задачи:Образовательные: Закреплять умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать  простейшие умозаключения. Закреплять умение строить ответ путем рассуждения. Закрепление согласования п...

Тренинг "Красивая речь педагога, как качество эффективной профессиональной деятельности"

В настоящее время состояние русского языка переживает упадок, в связи со снижением интереса к чтению художественной литературы, вульгаризацией бытовых разговоров. Это связано как с возрастным и образо...

Проект по речевому развитию "В стране красивой речи"

Проект по развитию речи. Цель: развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие. Развитие речи» для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».

Цель: обогащение словарного запаса детей подготовительной группыЗадачи приоритетной образовательной области:          Закрепить и обобщить знания детей об ...

Конспект НОД по речевому развитию "В стране красивой речи"

Цель: обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх.Задачи:  совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения словообразования, упра...