Образовательный проект по театрализованной деятельности «В гостях у сказки»
проект (старшая группа)
Образовательный проект по театрализованной деятельности
«В гостях у сказки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_gostyah_u_skazki.docx | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение МАДОУ № 4 «Морозко»
Образовательный проект по театрализованной деятельности
«В гостях у сказки»
составила: БУЛГАРУ А.П.
г.Мегион
«Театр-это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя,
а в игре он познаёт мир!»
С.И.Мерзлякова
Пояснительная записка.
Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)
И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… .
Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
Актуальность. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образования. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность.
Проблема.
- недостаточное внимание родителей и детей к театру;
- мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;
- недостаточно театральных костюмов и масок в группе.
- застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.
Новизна. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
В связи с актуальностью данной проблемы целью проекта является: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1.Создать условия для развития творческой активности детей.
2. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
3.Развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения
образа, а также их исполнительские умения.
4. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
5. Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать, сопереживать.
Реализация названных задач требует учета основных принципов организации театрализованной игры.
Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Формы и методы работы:
Чтение художественной литературы;
Беседы;
Игры – драматизации;
Слушание музыкальных произведений;
Просмотр сказки;
Рассматривание иллюстраций к сказкам;
Заучивание стихов;
Театрализованная деятельность.
Участники проекта:
– дети старшей группы 5-6 лет
– воспитатели
– музыкальный руководитель
– инструктор по физической культуре
– родители.
Тип проекта: долгосрочный, исследовательский, творческий, групповой.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2019г. – апрель 2020г.
Материально-технические ресурсы:
– Сказки, иллюстрации;
– Аудио, видеоматериалы;
– Мультимедийная техника;
– Костюмы для театрализованной деятельности;
– Атрибуты для разных видов театров.
Продукт совместной деятельности: кукольные представления, игры, этюды, игры- драматизации, утренники, спортивные праздники.
Ожидаемые результаты:
-Совершенствования всестороннего развития артистических способностей детей средствами театрализованного искусства;
-развитие творческой самостоятельности: игровая, песенная, танцевальная импровизация, а также импровизация на детских инструментах;
-углубление знаний о предметах, куклах, декорациях;
-расширить и активизировать словарь детей; воспитание культуры речевого общения;
-закрепление навыков импровизации знакомых сказок, побуждать детей придумывать новые сюжеты;
-искать выразительные средства для создания образа,
-используя позу, мимику, жест, речевую интонацию;
-воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости, формирование чувства сотрудничества и взаимопомощи.
Структура проекта.
1 этап – подготовительный
– изучение методической литературы
– создание предметно-развивающей среды
– подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно-игровых действий, формирование речи, пальчиковые, артикуляционные и дыхательные гимнастики, пластических этюдов.
– разработка сценариев сказок, театрализованных игр
2 этап – основной
Проведение театрализованных представлений по сказкам «Гуси-лебеди», «Морозко», «Мешок яблок»; игры-драматизации по сказкам «Теремок», «Три медведя», «Красная шапочка», «Золушка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Где обедал воробей», «Маша и медведь» и т.д.
3 этап – заключительный
-подведение итогов реализации проекта
–соотнесение ожидаемых и реальных результатов.
План работы по театрализованной деятельности для детей старшей группы
№п/п | Тема | Форма реализации, задачи | дата |
1. | «Театр бывает разным» | – Беседа (познакомить детей с различными видами театральной деятельности) | Сентябрь – Октябрь |
2. | Фланелеграфный театр. Рассказ воспитателя о фланелеграфном театре. Игра-драматизация по сказкам «Петушок и бобовое зёрнышко», «Где обедал воробей» | ||
3. | Театр кукол би-ба-бо Рассказ воспитателя о театре кукол би-ба-бо или театре «Петрушки» Игра-драматизация по сказкам «Три медведя», «Золушка». Показ сказок «Теремок» с использованием кукол би-ба-бо детям ясельной группы | ||
4. | Настольный театр Знакомство детей с разными видами настольного театра. Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках. | ||
5. | Сюжетно-ролевая игра «Поездка в кукольный театр». | ||
6. | Теневой театр. Рассказ воспитателя о теневом театре. Игра-драматизация по сказке «Маша и медведь». | ||
7. | Театр марионеток, платковый театр. Рассказ воспитателя о театре. Просмотр презентации о театре марионеток и о платковом театре. | ||
8. | Театр на ложках, театр на палочках. Изготовление с детьми театра на ложках. | ||
9. | Пальчиковый театр. Знакомство детей с разными видами пальчикового театра. Игры-драматизации по сказке (с использованием пальчикового театра): «Красная шапочка». | ||
10. | Маски – Шапочки. Рассказ сказочницы об этом виде театра. Игра «Сочини сказку», игры-драматизации с использованием масок по замыслу детей. Подвижные игры с использованием масок-шапочек. | ||
11. | Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство” | – Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию. – Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий. – Учить передавать ритмизацией движения | |
12. | «Театральная азбука». | – Знакомство с театральными терминами. – Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д. -Продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”. -Развивать умение передавать эмоциональное состояние через создание образов. – Развивать выразительность жестов. – Учить вживаться в художественный образ; вступать во взаимодействие с партнером. | Ноябрь |
13. | «Незнайка в театре» | Дать детям представление о культуре поведения в театре, через решения проблемных ситуаций. – Развитие дыхания и свободы речевого аппарата. – Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. – Развивать умение выразительно передавать образы. – Упражнять детей в подборе рифм к словам. – Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью. | |
14. | Беседа: “Театральные профессии” | – Дидактическая игра «Театральные профессии» (уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т. д.), закрепить трудовые навыки. – Воспитывать у детей любовь к театральному искусству. | |
15. | Беседа: «Для чего нужны костюмы и атрибуты» | – Учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма. – Развивать интонационную выразительность речи и пластику движений. – Воспитывать любовь к театру, уважение к профессии актёра. | |
16. | «В мире сказок» | – Игра «Бабушкин сундучок» (сочинение сказок с помощью предметов заменителей); – Этюды и игры: «Добрый гном», «Злая собака», «Сонный мишка», «Тучка и капельки», «Маленькая мышка и кот» (развитие мимики, умения выражать различные черты характера заданных героев) | |
17. | «Неделя игры» | Сюжетно-ролевые игры: «Театр», «Семья в театре», «Театральный салон», «Театральное кафе (буфет)». | Декабрь |
18. | Разгадывание загадок: “Сказочные герои” | – Учить детей угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (злой принц, Аленушка) их эмоциональные состояния. – Развивать умение переключаться с одного образа на другой. | |
19. | Играем в сказку «Снегурочка» | Развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки «Снегурочка». – Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. – Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании. – Формировать интонационную выразительность речи. – Вызвать желание участвовать в играх- драматизациях. Показ сказки «Морозко» родителям. | |
20. | «В гостях у С. Я. Маршака» | – Беседа по содержанию стихотворения С.Я.Маршака «Перчатки». – Игра «Маски» (понимание мимики). – Имитационное упражнение «Кто как ходит». – игра-драматизация по стихотворению С.Я. Маршака «Перчатки». | Январь |
21. | «Путешествие» | – Побуждать сочинять коллективно истории, активизировать речевое общение. – Учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных. – Побуждать детей к двигательной импровизации; учить двигаться в соответствии с музыкальной характеристикой образа. – Совершенствовать умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает. – Воспитывать партнерские отношения между детьми. | |
22. | Конкурс театральных уголков «Волшебный мир театра» | 1. Способствовать повышению компетентности педагогов в создании условия для развития творческой активности ребенка в театрализованной деятельности; 2. Создавать в педагогическом коллективе атмосферу творческого поиска для эффективной организации театрализованной деятельности; 3. Обогащение предметно-развивающей среды центра театрализованной деятельности; 4.Продолжать взаимодействовать с родителями. | Февраль |
23. | «Непослушная Маша». | – Учить доводить до детей замысел сказки. Активизировать в речи детей фразеологизмы (душа в пятки ушла, задирать нос). – Развивать интонационную выразительность речи. – Развитие умения последовательно пересказывать сказку. – Развивать желание участвовать в кукольном спектакле; умение взаимодействовать с партнером; умение создавать образ персонажа. | |
24. | «Мы маленькие актёры» | – Через решение проблемных ситуаций, познакомить детей с качествами актера. Развивать связную речь. – Совершенствовать умения детей выразительно изображать героев сказки. – Отрабатывать четкую дикцию и звукопроизношение через чистоговорки. – Отрабатывать умение сочетать речь с пластическими движениями. – Развитие творческого потенциала. – Стимулировать детей полученные знания переносить в игру. | |
25. | Викторина «Что мы знаем о театре». | Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; – Учить сочетать речь с движением; развивать воображение. – Упражняться в интонирование диалогов. – Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса. – Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями. – Продолжать привлекать детей к изготовлению разных видов театров. | Март |
26. | Итоговое мероприятие: Театральная драматизация «Лиса, заяц и петух» | Совершенствовать диалогическую форму речи. – Вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы. – Развивать внимание, память, воображение. -Совершенствовать исполнительское мастерство. | |
27. | Деловая игра «Театральный ринг» | Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей. | Апрель |
Вывод: Перспективы дальнейшего развития проекта:
Подводя итоги, можно отметить заинтересованность детей в театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игре в театр. Они с удовольствием участвуют в изготовлении афиш, билетов, распределении ролей и т.д. Многие ребята наблюдали за репетициями актёров и, после просмотра спектакля с участием своих одногруппников, изъявили желание попробовать себя в этом качестве. Поэтому мы планируем продолжить этот проект и подготовить ещё несколько театрализованных постановок. В качестве основы для следующего спектакля, мы выбрали русскую народную сказку «Заюшкину избушку» Мы предположили, что эта сказка наиболее интересна для детей, и, следовательно, они будут более раскрепощены и артистичны в обыгрывании своей роли.
Обеспечение проектной деятельности:
1.Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. — М. 1986.
Игры, конкурсы, развлечения. — Волгоград, 2001
3.Побединская Л. А. Праздник для детей. — М., 2000.
4.Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. — М., 2001
5.Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. – Санкт – Петербург, 2013
Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. – М.: РОСМЭН, 2000.
Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. – М.: Мнемозина, 1995.
Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. – М.:ВЛАДОС, 2001.
Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по театрализованной деятельности "В гостях у сказки"
Проект позволяет окунуться в мир театра, его многообразие. Развивается творческая активность ребёнка, его артистические способности....
Проект по театрализованной деятельности «В гостях у сказки»
Проект По теат...
Проект по театрализованной деятельности "В гостях у сказки"
. Цель:- знакомство детей с театром;- воспитание любви к театру;- участие в театрализованном представлении «Волк и семеро козлят».Задачи:- учить вести себя в театр...
Проект по театрализованной деятельности "В гостях у сказки"
Театрализованная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Занятия театральной деятельностью...
Проект по театрализованной деятельности «В гостях у сказки «Репка» в объединении ШКР «Родничок»
Цель: приобщение детей к театральной культуре, развитие навыков монологической и диалогической речи посредством театрализованной деятельности, интереса к театрализованной игре, творческих ...
Проект по театрализованной деятельности "В гостях у сказки"
Проект по театрализованной деятельности "В гостях у сказки" размещенв электронном каталоге нашего издания по ссылке: https://fond21veka.ru/publication/12/23/355518/...
Проект по театрализованной деятельности "В гостях у сказки"
Проект по театрализованной деятельности "В гостях у сказки" размещенв электронном каталоге нашего издания по ссылке: https://fond21veka.ru/publication/12/23/355518/...