Конспекты организованной образовательной деятельности «Шахматы»
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа)

Джанболатова Нажабат Гусеновна

Конспекты организованной образовательной деятельности «Шахматы»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности.                         Возраст: подготовительная к школе группа.                                                                           Тема: «КВН».                                                                                                        

Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к игре в шахматы, посредством дидактических игр и упражнений.                                                      

Задачи:                                                                                                                 Обучающие:                                                                                                                           - Закрепить навык работы с шахматной доской (направления на шахматной доске «диагональ, вертикаль, горизонталь», шах, мат, спертый мат)  правильно передвигать фигуры по шахматной доске;                                                                                                                                                             - Способствовать развитию умения ориентироваться на шахматной доске по цифровому и буквенному обозначению её полей, горизонталей, вертикалей, диагоналей на основе словесного и зрительного восприятия;                                                                                         - Учить соотносить обозначенное поле с фигурой, занимаемой его в начальном положении;

-  Упражнять в умении планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ       

Развивающие:                                                                                                                             - Развивать способность действовать в уме;                                                                              - Развивать логическое мышление, операции мышления, быстроту реакции, внимание;                                                                                                                                                                       - Развивать умение читать диаграммы, символы, условные обозначения;                 Воспитательные.                                                                                                                                                                        - Воспитывать навыки работы в коллективе (паре, повышать шахматную культуру);

- Способствовать поддержанию интереса к интеллектуальному досугу.      

Методы и приёмы:

Наглядные: показ и демонстрация; рассматривание; сравнение; зрительное обследование.                                                                                         

 Словесные: объяснение, уточнение, указание; инструкция; вопросы (открытого типа, уточняющие и др.).                                               

Практические и игровые: практические упражнения; дидактические игры. 

Материалы и оборудование: шахматные доски, шахматные фигуры, интерактивная доска, комплекты шахмат, задание на карточках, д/и «Чудесный мешочек».

                                   Ход НОД

В: Ребята, вы любите играть? Соревноваться? Тему игры вы узнаете, если     отгадаете, мою загадку:

На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

Король с королевой живут без корон

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые - не человечки.

В: Давайте устроим соревнования, разделимся на 2 команды. Чтобы было честно, каждый из вас угадает фигуру, какого цвета фигура, в той команде и будете.

 1. Задание игра «Чудесный мешочек».

В: Итак, у нас две команды: «Белые» и «Черные».

2. Задание -Эстафета «Расставь фигуры».

Воспитатель: Чтобы победить, надо быть очень быстрым и внимательным.

2 задание – эстафета на скорость: бег и правильная расстановка фигур в первоначальное положение (команды на старте, рядом емкости с фигурами белого и черного цвета, участники по очереди берут по одной фигуре, добегают до своей доски и ставят фигуры на свои места).

3.Задание - игра «Вопросы от фигур».

Чтобы играть в шахматы, нужно хорошо знать правила игры в Шахматы. А вы их знаете? Сейчас проверим. Вот вам испытание – вопросы от фигур. (Участники команд по очереди подходят к шахматной доске и берут любую фигуру противоположной команды. Если участник не может ответить  на вопрос, ему помогает команда. Если ответ верный, фигура считается съеденной и убирается с доски. Каждая команда должна как можно быстрее «съесть» фигуры противника).

ВОПРОСЫ БЕЛОЙ КОМАНДЕ:

  1. Где стоят ладьи на доске до начала игры? (по краям)
  2. Чей ход всегда первый(Белых)
  3. Сколько «вертикалей»?
  4.  Какого цвета бывают «диагонали»?
  5. Как бьёт (рубит) пешка?
  6. Какая фигура не может встать на белые поля?
  7. Чем конь отличается от всех остальных фигур?
  8. Какая фигура ходит по диагоналям?
  9. Что такое «шах»?
  10. Как ходит ферзь?
  11. Когда заканчивается шахматная партия?

ВОПРОСЫ ЧЕРНОЙ КОМАНДЕ:

  1. Между какими фигурами на доске стоит конь?
  2. Сколько «горизонталей»?
  3. Как ходит пешка?
  4. Как ходит ладья?
  5. Что такое «мат»?
  6. Как ходит король?
  7. Что такое «превращение пешки»?
  8. Какая фигура остается на доске до конца игры: не снимается и не уничтожается?
  9. Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход?
  10. Сколько рядов занимает на шахматной доске построение каждой армии?
  11. Каких фигур меньше всего на шахматном поле? Сколько их?

Физминутка:

Быстро встали, тихо сели,

Головами повертели,

Сладко-сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Продолжается урок!

4. «Шахматный турнир – 5 замков»

Вот и настал самый ответственный момент. Чья команда быстрее съест 5 фигур, то они выигрывают. Приступим! (каждый участник команды делает по очереди ход, игра продолжается до 5 срубленных фигур).

5. Задание «Назови адрес». (На доске фигуры)

6. Задание «Покажи»:

1.Мат двумя ладьями.

1.Пешечную цепь.

1.Вертикаль.

1. Диагональ.

1.Длиную рокировку.

2.Спертый мат.

2. «Вилка».

2.Горизонталь.

2.Проходную пешку.

2. Короткую рокировку.

          7. «Мат в один ход» -  задания на экране.

8. Игра «Какая фигура лишняя?»

1. Ладья, слон, ферзь, король? (король, потому что другие фигуры могут ходить на несколько полей сразу, а король только на одну)

2. Пешка, ладья, конь, ферзь? (пешка, потому что пешка не фигура)

3. Слон, конь, ферзь? (ферзь лишняя, слон и конь имеют по 3 очка, а ферзь - 9)

4. Ладья, слон конь, ферзь? (конь, потому что перепрыгивает и ходит буквой Г)

Подведение итогов.                                                                                                                             Игра в парах.



Предварительный просмотр:

 Конспект организованной образовательной деятельности.  

 Возраст: подготовительная к школе группа.

Тема: «Техника матирования одинокого короля (ферзем и ладьей)».
Цель: научить ставить мат тяжелыми фигурами по плану.
Задачи:
Образовательные
:
- содействовать формированию представлений о линейном мате, как о четкой продуманной системе ходов;
- содействовать обобщению знаний по шахматной терминологии.
Развивающие:
- развить логическое мышление;
- содействовать развитию умения работать в команде;
Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные качества (коллективизм, сотрудничество, взаимопомощь).                                                                                                    
Словарь: тяжелые и легкие фигуры, линейный мат, матирование.
Оборудование: демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, комплекты шахмат (6 шт.), в которых находятся белый и черный короли, два белых ферзя, две белых ладьи, карточки-задания (4 шт.) – индивидуальная работа, карточки-задания (2 варианта) = (12 шт.) – задачи на смекалку, карточки-задания (3 шт.) – работа в группах, указка.

                               Ход НОД

1. Организационный момент, эмоциональный настрой.
Постановка проблемного вопроса.
Давным-давно, в далекой стране Индии правил злой король. Простой народ жил в его стране очень бедно и один мудрец, чтобы убедить короля в том, что нужно что-то менять, придумал игру, в которой король, самая главная фигура, ничего не может сделать без своих подданных. Кто-нибудь уже догадался это что за игра? (Шахматы)
- Действительно, это «Шахматы».
- У каждой игры есть цель. У футболистов цель – забить как можно больше мячей в ворота противника и выиграть. У хоккеистов цель – забросить как можно больше шайб в ворота противника и тоже выиграть.                                    - А какая цель у шахматистов? Цель шахматиста – поставить мат противнику.
- Правильно, поставить мат королю противника. Спасибо.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите: «Может ли белый король поставить мат черному королю?» (расставляет на демонстрационной шахматной доске позицию) (см. рис.1) (Не может)
- Действительно, не может. А теперь, представьте, что Вы – шахматный король. Какие бы фигуры Вы взяли себе на помощь, чтобы быстрее поставить мат черному королю? Можно взять любые две фигуры.
 Актуализация знаний.
Дети: Ферзя и ладью. (Если дети называют другие фигуры, то
спросить, а какие фигуры самые сильные на шахматной доске?                              - Кто-нибудь из вас. знает ценность фигур? Рис. 1                                                             - Сколько в пешках стоит ферзь? А ладья?                                                                                                    - Может попробовать выбрать фигуры исходя из этих соображений?)
- А как ходят ферзь и ладья?(Дети: По вертикалям, горизонталям, а ферзь еще и по диагоналям)
В: пройдитесь, пожалуйста, по горизонталям, покажите нам, как ходят ладья и ферзь по горизонталям (первая группа – по четным, а вторая – по нечетным). Третья группа – по вертикалям, пройдитесь, пожалуйста, по вертикалям, покажите нам, как ходят ладья и ферзь по вертикалям (см. рис 2.). Учитель: Молодцы! А поскольку вертикали, горизонтали и диагонали – это линии, то и мат, который ставят ферзь и ладья называется - как? Линейным! Рис 2.

- Конь и слон – это какие фигуры?
В: Совершенно верно! Конь и слон относятся к легким фигурам, а ладья и ферзь? (Дети: К тяжелым)
2. Основной. Объявление темы.
В: Итак, тема нашего урока звучит так: «Линейный мат тяжелыми фигурами». Займите ваши места. А сейчас посмотрите, пожалуйста, на доску (рис.3).
В: Для начала попытаемся поставить мат королю черных одной ладьей в центре (к примеру Ла1). Я играю за белых, а вы – за черных.
Ладья белых нападает на короля то с поля а4, то с поля а5. Но король не боится и совсем не собирается сдаваться.
В: а сейчас введем в бой - Рис.3. вторую ладью и попробуем поставить мат королю двумя ладьями в центре доски. Ну что? Получилось?
(Дети говорят названия полей, на которые ходят белые ладьи, стараясь поставить мат черному королю, а учитель играет черным королем). В зависимости от того удалось детям поставить мат королю или нет, существует два варианта развития событий.
1. Если мат поставить не удалось, то:
В: Поэтому, чтобы заматовать короля, нужен четкий план!
- Ребята, раз заматовать короля в центре не удается, то значит, где нужно ставить мат королю? Все верно, на краю доски.
2. Если ученики поставили мат воспитателю, то:
В: Вот видите, в центре доски вам не удалось мне поставить мат, а где удалось? Ответы учащихся.
В: Поэтому, чтобы заматовать короля, нужен четкий план!
Итак, 1. Выбрать край доски.
Необходимо выбрать край доски, куда мы погоним короля, а сколько у доски краев? Назовите их. Ответы учеников (вертикали a, h, 1 и 8 горизонталь). Как выбрать? Очень просто, надо только подсчитать: на сколько клеток удалился черный король от каждого края доски?
Считаем: до вертикали h – 4 клетки, до вертикали а – 3, а вот до 8-й горизонтали всего 2 клетки. Поэтому короля погоним на восьмую линию.
В: Конечно, черный король сам добровольно на восьмую горизонталь не пойдет! Значит нужно его туда загнать. Сразу становится ясно, что шах ладьей на h6 лишь поможет черному королю убежать подальше от края доски. А вот ход ладьей h1 на поле h5 (или Ла1-а5) «отрезает» его от центра доски. Теперь король черных не может пойти на 5-ю линию. То есть ладья взяла на себя роль СТОРОЖА.
Смотрите, всю 5-ю линию простреливает ладья белых.
Итак, 2. «Отрезать» короля.
Но у короля в запасе еще три линии: 6-я, 7-я и 8-я горизонтали. Все эти линии нам предстоит отнять у черного короля нашими ладьями. 1. Лh1-h5 Крd6-c6.
В: Наша с вами задача заключается в том, чтобы отнять у короля три оставшиеся горизонтали 6-ю, 7-ю и 8-ю. Для этого обе ладьи должны работать очень четко. Одна из них сторожит линию, другая занимает следующую. Нельзя пропускать ни одной линии, так как король может вырваться из окружения. Например, плохо начинать атаку на короля ладьей h5. Если СТОРОЖ уйдет с 5-ой линии, на ней сразу же с большой радостью окажется черный король. 2. Лh5-h6?+ Крc6-d5!
Конечно, черный король не испугался и не захотел отступать на край доски. Теперь белым ладьям будет труднее собраться вместе и начать атаку короля. Поэтому не спешите! Необходимо позвать на службу вторую белую ладью-БЕЗДЕЛЬНИЦУ. Ладья а1 идет на шестую линию, берет в руки «МЕТЛУ», сметает короля и сама превращается в СТОРОЖА. 2. Ла1-а6+ Крс6-b7.
Итак, 3. Оттеснить короля.
-Теперь без дела осталась ладья h5. Ей хочется атаковать короля противника. Но мы видим, что ладью а6 атакует подкравшийся король. Но у ладьи длинные ноги, и она перебегает на другую сторону доски, где ее уже не достанет враг. 3. Ла6-g6
То есть 4. Переброс ладьи.
- Ребята, смотрите внимательно. Чтобы не путаться, друг у друга под ногами, ладья a6 специально остановилась на вертикали g. То есть не дошла на одну клетку до своей подружки для того, чтобы работать с нею на соседних линиях. 3. Крb7-c7.
4. Лh5-h7+Крc7-d8.
5. Лg6-g8 МАТ!!!
А вот шахматных полей за краем доски больше нет!
Следует отметить, что если мат осуществляется ферзем и ладьей, то ферзь должен стоять сзади ладьи.
Тогда: а) король не съест ладью, - т.к. она защищена;
б) не надо перебрасывать ладью.
И последнее. Если мат ставят два ферзя, то ни на один ход не оставляйте короля без шаха. Берегитесь пата!
3. Закрепление нового материала.
В: У великого русского шахматиста Михаила Чигорина был большой недостаток – торопливость игры. Во время матча за звание Чемпиона мира с Вильгельмом Стейницем, когда счет был 5:5 по партиям, а матч велся до 6 побед, в выигрышной ситуации, этот его недостаток привел к тому, что Чигорин проиграл партию, а вместе с ней и матч. Поэтому в самые ответственные моменты в шахматной партии Михаил Чигорин садился на кисти своих рук. Как вы думаете, для чего он это делал?
Дети: Чтобы раньше времени не хвататься за фигуру.
В: Правильно! А теперь, я предлагаю вам сыграть между собой. Расставьте, пожалуйста, следующую позицию (дети расставляют позицию на досках): Белые: Крd7, Ла7, Лh8. Черные: Крd3.
Итак, задание №1: нужно загнать черного короля на первую горизонталь. Один играет за белых, другой – за черных, кто быстрее. На все про все 1 минута, но только без спешки, вспомните про Михаила Чигорина. Время пошло (затем вызывается пара, которая быстрее всех нашла ответ, к демонстрационной доске, и все вместе проверяем решение).
В: Однажды, первый русский Чемпион мира по шахматам, Александр Алехин, давал сеанс одновременной игры в Аргентине. Вдруг один из участников сеанса радостно воскликнул: «Маэстро, вам мат в три хода!» «Поздравляю, - сказал Алехин, - сеньор, Вы только не расстраивайтесь, но вначале я поставлю вам мат в 2 хода!»
Задание №2: А теперь я предлагаю вам проверить себя, как вы усвоили материал, решив задачки на мат в два хода (на столах у ребят лежат карточки и фломастеры), (см. Приложение 1). Кто справился с заданием, может попробовать свои силы в решении задач на смекалку (см. Приложение 2), а затем можете помочь другим.
Задание №3: А сейчас я предлагаю вам сыграть сеанс одновременной игры, только вы играете белыми, а я – черными. Придумайте любую позицию и расставьте на ваших досках, только так, чтобы черный король был в центре доски, в парах можно советоваться.
В: Молодцы, все справились с заданием! С давних времен шахматные фигуры отождествлялись с живыми людьми, а шахматная игра изображалась как борьба двух армий: белой и черной. Идея «живых шахмат» много раз осуществлялась на сцене.
4. Заключительный.
-Что полезного вы взяли с нашего занятия?
Дети: Научились матовать одинокого короля тяжелыми фигурами.
Вывод: Таким образом, чтобы достигнуть совершенства в матовании одинокого короля нужно четко придерживаться плана и тогда непременно вы достигнете успеха.










Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности.

Тема: «Ценность шахматных фигур».

Возраст: подготовительная к школе группа.

Цель: Формирование у воспитанников понимания игровой стоимости шахматных фигур.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с ценностью фигур.

 Закрепление знаний о правилах движения шахматных фигур.

Развивающие:

Развивать смекалку и воображение, память.

Развивать ориентирование на плоскости.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость.

Прививать интерес и желание к игре в шахматы.

Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур; комплект шахмат для каждого ученика; мультимедиа; раздаточный материал.

                                 Ход НОД:

  1. Подготовительный.

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие в страну черно-белых клеток. Чтобы продолжить наше с вами путешествие, надо проверить готовность – повторить изученный материал.

Я, как башня, велика…

Но я – не башня:

я – …  (ладья!).

Как ходит ладья? (по вертикали и по горизонтали) Слайд

Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом не водит.

(слон)

Как ходит слон? (по диагонали) Слайд

На одной стоит ноге

А ходит только буквой «Г» (конь) Слайд

Что можете добавить о коне? (может перепрыгивать через фигуры)

Какая фигура любит свой цвет?                       (ферзь)

Как ходит ферзь? (по вертикали, по горизонтали, по диагонали) Слайд

Хоть важная фигура - трусливая натура,

И ходит лишь на клеточку одну.

Других фигур работа - лишь на него охота.

Его поймаю и закончу я игру. (Король) Слайд

В начале боя встали в ряд

Все восемь маленьких солдат.

Когда свой первый ход свершают,

То через клеточку шагают,

Потом по клеточке одной

Едят врагов лишь по косой.

Они назад не отступают,

И в бой их первыми бросают. (Пешки) Слайд

Игра «Чудесный мешочек»

Дети достают по одной фигуре, называя ее и выставляя на своих шахматных досках начальное положение. Слайд

Мы немного повторили шахматные фигуры. А теперь пришла пора узнать ещё больше о правилах Страны черно- белых клеток.

  1. Основной. Наша тема «Ценность шахматных фигур».

Раз шахматы – это маленькая страна, в которой своя жизнь и своя война, то обязательно должна быть и своя шахматная валюта. Деньги должны быть лёгкими и удобными, и ты легко догадаешься, кто у нас самый лёгкий. Так сколько стоят шахматные фигуры и как определить ценность шахматных короля, ферзя, ладьи, слона, коня и пешки?

Среди огромных фигур на доске не сразу и заметишь маленькие шахматные пешки. Но именно они приняты за единицу измерения ценности фигур.

Пешка – это 1 шахматный рубль (деревянный) на шахматной доске.

Сколько стоят шахматные фигуры? Чтобы быстрее войти в шахматную жизнь нужно знать следующие равенства. Слайд

Король – это особая в шахматах фигура. Его ценность несравнима с ценностью даже всех фигур – с его потерей партия сразу заканчивается.

Поэтому шахматный король бесценен!

Физкультминутка.

Раз и два, и три, четыре – (руки поочередно: вверх, затем на плечи)

Ставим ноги мы пошире. (ноги на ширину плеч)

Руки вбок, наклон вперед, (руки на поясе, наклон вперед)

Вправо, влево. Вот народ! (наклоны туловища вправо-влево)

Засиделся, застоялся – (руки на плечи,

В шахматы так заигрался… вращения вперед-назад)

Раз – наклон, вправо – два: (наклоны головы влево-вправо)

Отдохнула голова. (вращение головы)

Смотрим вниз, смотрим вверх, (вращательные упражнения

Охватить нам нужно всех. для глаз)

Обнять себя, приободрить, (обхватить себя, похлопать по плечам)

И про друга не забыть! (погладить соседа)

Побежали наши ножки (имитация бега)

Вперед, по шахматным дорожкам,

Чтоб друг с другом поиграть

И задачи порешать….

Вы сегодня узнали, какую цену имеет каждая шахматная фигура. Давайте закрепим эти знания с помощью игры. «Кто сильнее?».

Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?»

«Шахматная лесенка»

Дети расставляют фигуры на лесенку в зависимости от их значимости.

«Реши пример»

Дети решают примеры, составленные из шахматных фигур.

«Больше, меньше или равно» (карточки из шахматных фигур) Слайд

«Выигрыш материала»

Белая пешка должна побить самую ценную фигуру (Решаем, проверяем) Слайд

Белый слон должен побить самую ценную фигуру (Решаем, проверяем)

Дети работают с карточками.

3.Заключительный.

Вы все молодцы, справились со всеми заданиями, но нам пора уже заканчивать занятие. Теперь вы будите знать ценность, каждой фигуры.



Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности.                         Возраст: подготовительная к школе группа.                                                                           Тема: «Чья армия сильнее?». Шах, мат, пат.                                                                                                Цель: Познакомить детей со сказкой «Чья армия сильнее?» В. Никитина и побеседовать о прочитанном.                                                                                                                                                               Задачи:                                                                                                     Обучающие:                                                                                                                                                                              - Знакомство с термином «шах», «мат», «пат» и его свойствами;                                                                                                                                                                   -  Знакомство с шахматной нотацией, реализация активности детей посредством дидактических игр и упражнений;                                                                                                                                                                           - Закрепить понятия: поля, клетки, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, названия шахматных фигур и их ходы;                                                                                                                                                             Развивающие:                                                                                                                                                                                                       - Развивать логическое мышление, операции мышления, быстроту реакции, внимание;                                                                                                                       - Развивать  умения действовать «в уме», составлять план действий;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Воспитательные.                                                                                                                                                                        - Воспитывать умение и желание работать в коллективе, взаимодействовать в группе детей;                                                                                                                                                                                Методы и приёмы:                                                                                                 Наглядные: показ и демонстрация; рассматривание; сравнение; зрительное обследование.                                                                                          Словесные: объяснение, уточнение, указание; инструкция; вопросы (открытого типа, уточняющие и др.).                                               Практические и игровые: практическое упражнение; дидактическая игры. Словарь: шах, мат, пат,

 Материалы и оборудование: презентация, шахматные доски, шахматные фигуры, демонстрационная шахматная доска, фигуры, рабочие тетради.

             Ход НОД

1.Орг. момент.

Игровой фронтальный опрос. Решение шахматных задач на магнитной доске. (презентация- позиции)

- Шах или мат черному королю? (мат)                                                                                    - Шах или мат черному королю? (шах)

 - Шах или мат черному королю? (мат)

2.Основная часть.

 «Чья армия сильнее?» - чтение сказки.

Вопросы:

- О чем говорится в сказке?

- Какая это война?

- Кто победил?

- Кто поставил ша и мат?

   Воспитатель напоминает детям, как передвигается король, показывая его ходы на демонстрационной доске.

Воспитатель объясняет, что король берет незащищенные фигуры и пешки противника так же, как ходит. Он может побить, уничтожить любую фигуру соперника, кроме короля, которому объявляется шах или ставится мат другими фигурами или пешками.

Ценность короля измерить очень трудно, объясняет воспитатель, поскольку короли остаются на доске до конца партии. Короля нельзя выиграть или потерять. На короля можно только напасть и в случае нападения его нужно немедленно защитить, а короля противника атаковать. Обратить внимание детей на такой немаловажный факт: король не любить первым ввязываться в бой и до поры до времени прячется в более безопасное место под охраной своих пешек и фигур. спасаясь от шаха и особенно от мата. Любая фигура может поставить мат королю, даже пешка. Если королю нет спасения, значить, он получил мат. Цель шахматной игры – поставить мат королю противника. Неотразимым ударом в шахматах считается двойной шах. Здесь атакующих фигур две.

Мат — это шах, при котором, учти ты,

у короля никакой нет защиты.

Шах, от которого не отступить,

шах, от которого нечем закрыться,

нечем фигуру, грозящую сбить,

и с поражением нужно смириться.

Мат — торжество атакующих сил,

мат — цель игры, мат — сраженья конец.

ЕСЛИ ДАЛ МАТ, ЗНАЧИТ, ТЫ ПОБЕДИЛ

ЗНАЧИТ, ТЫ МОЛОДЕЦ!

Физ. минутка

Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)

Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на - крест)

Только в бой им всем охота – (бег на месте)

Начинается игра – (прыжки на месте).  

- Ребята, сегодня мы познакомимся с понятием «пат». Пат-это ничья, на профессиональном уровне встречается достаточно часто. Чаще чем победа одной из сторон. В шахматной партии возможны два исхода игры: либо один из партнёров выигрывает (поставит мат неприятельскому королю, либо партнёры соглашаются на ничью). Раз ничья то в партии нет победителя и побеждённого.

 Есть 4 вида ничьей – объясняет воспитатель на настенной шахматной доске:

1. Ничья при обоюдном согласии партнёров.

2. Ничья при невозможности объявит мат. (Если на доске остались чёрный и белый короли, то как ни играй, мат не получится.  

3.Ничья вследствие вечного шаха.  В мире нет ничего вечного, а вот в шахматах есть вечный шах! Шах, как мы знаем, это нападение какой-либо фигуры на короля соперника. Вечный же шах, это ситуация, когда шах ставится королю каждым следующим ходом.

4. Ничья из-за пата (пат – это такое положение, когда королю не объявлен шах, но ни он, ни одна из фигур его цвета не могут сделать ни одного хода).

         Имейте в виду, что предлагать ничью нужно только когда очередь хода за вашим соперником. Если сейчас Ваш ход, и вы предлагаете ничью, соперник может попросить сначала сделать ход, а только потом обдумать ваше предложение.

        Пат – это ситуация в шахматах, когда сторона, обладающая правом хода не имеет возможности совершить данный ход. При этом шаха на доске нет. Пат часто используется как средство спасения для стороны, которая проигрывает. 

Воспитатель: Ребята, давайте пройдем к стульчикам и посмотрим, что мы с вами сегодня вспомнили и что узнали нового (дети садятся на стульчики, и начинается игра в шахматы).

 3.Сеанс показательной шахматной игры. Все дети играют со своими парами в шахматы. Воспитатель предлагает детям решать некоторые задание:

 Мат –ферзем – ладьей – слоном – конем - пешкой.

 4.Итог:

-Что нового вы узнали?

-Что такое шах?

-Что такое мат?

-Что такое пат?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной деятельности «Познание» «Если ты заболел».

Конспекторганизованной образовательной деятельностив первой младшей группепо образовательной деятельности «Познание»«Если ты заболел»....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Грибы для белочки» Возрастная группа: средняя

конспект составлен для детей средней группы. Основная цель: научить детей рисовать грибы. Задачами являются: продолжать знакомить детей с овальной формой, познакомить с геометрической фигурой - полукр...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (пластилинография)

Цель. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом.Учить выполнять изображения клоуна в нетрадиционной технике исполнения – пластилинография. Развивать ч...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (декоративное рисование)

Цель. Продолжать знакомство детей с Городецкой росписью, её колоритом, особенностями.Задачи. Учить выделять новый элемент узора – птицу, особенности её формы, украшения, сочетание цветов. Развив...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность» Тема: «Куличики для Кати». Возрастная группа: младшая

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность»Тема: «Куличик...