Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Мир шахмат»
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа)

Бехлер Елена Владимировна

Тема: «Мир шахмат»

Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к игре в шахматы.

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания детей о названиях шахматных фигур и пешек, начальном расположении и правилах передвижения на шахматной доске; закреплять навыки детей видеть всю шахматную доску, а также отдельное поле, овладение пространственным ориентированием на плоскости.

Развивающие: развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять признаки объектов.

Воспитательные: воспитывать инициативность, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_mir_shahmat.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 6"

Конспект организованной образовательной деятельности

в подготовительной группе

«Мир шахмат»

Составила:

воспитатель

высшей кв. категории

Бехлер Е.В.

г. Югорск

Тема: «Мир шахмат»

Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к игре в шахматы.

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания детей о названиях шахматных фигур и пешек, начальном расположении и правилах передвижения на шахматной доске; закреплять навыки детей видеть всю шахматную доску, а также отдельное поле, овладение пространственным ориентированием на плоскости.

Развивающие: развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять признаки объектов.

Воспитательные: воспитывать инициативность, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное.

Методы и приемы: словесный, практический, игровой, наглядный.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук. Мультимедийный компонент: интерактивная слайд-презентация (Power Point) «В мире шахмат».

Материал: шахматные фигуры в коробочках и мешочках, разложенных в разных местах группы, шахматная магнитная доска и набор шахмат; две разрезные картинки формата А4 на шахматную тематику; «чудесный мешочек» с шахматными фигурами; пособие для составления шахматной доски, карточки с лабиринтами на каждого ребенка, бросовый материал, шахматный кубик.

Предварительная работа: изучение шахматной доски, ходов фигур, игры в шахматные дидактические игры, чтение стихов, загадок о шахматах.

Ход занятия

Организация

Время

Содержание

1. Организационный этап.

Организация детей: дети с воспитателем заходят в группу и становятся в круг.

1 мин

Воспитатель: Ребята добро пожаловать, проходите в круг.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привети «Добрый день!».

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Доброе утро!

В: сегодня мы с вами собрались поиграть в игру. А в какую, вы узнаете, отгадав загадку.

Вся доска в квадратиках,

На них полно солдатиков.

Нет патронов у солдат,

Но поставят шах и мат.

Дети: Шахматы.

В: Да. Мы сегодня будем с вами играть в шахматы. Ребята, проходите на стульчики.

2.Мотивационо-побудительный этап.

Организация детей: дети и воспитатель сидят на стульчиках полукругом перед интерактивной доской.

3 мин

Воспитатель обращает внимание детей на шахматную доску.

В: сейчас мы с вами будем играть в шахматы. Шахматная доска есть, а что еще надо для игры в шахматы. 

Д: Шахматные фигуры.

Воспитатель открывает коробочку с шахматами, а она пустая.

В: Ребята, а шахматных фигур нет. Где же они? Как мы будем играть?

Дети высказывают предположения

В: А давайте спросим у нашего гостя.

На экране появляется шахматный король. Слайд 2.

Ш.К.: здравствуйте ребята. Что у вас случилось?

В: Мы с ребятами хотели поиграть в шахматы. Но у нас пропали шахматные фигуры. Помоги найти нам их найти.

Слайд 3.

Ш.К.: Хорошо. Я помогу вам. Вам нужно выполнить задания моих помощников.

В: попробуем выполнить задания?

Д: да

4. Практический этап.

Ребята сидят на стульчиках и рассматривают на экране фигуры (ладья, ферзь, слон, пешка, конь).

Дети сидят на стульчиках, один ребенок показывает пешку.

Ребята проходят за столы и работают в парах.

Двое детей находят пешки, расставляют их на шахматной доске, остальные сидят за столами и отвечают на вопросы воспитателя.

Дети сидят за столами, выполняют задание. Проверяют друг друга.

Двое детей находят Ладьи и расставляют их на шахматной доске, остальные сидят за столами и отвечают на вопросы воспитателя.

Работа подгруппами. Дети делятся на две команды и проходят к столам с белым и черным полем. Собирают шахматного слона, используя пазлы.

Двое детей находят Слонов и расставляют их на шахматной доске, остальные проходят на стульчики и отвечают на вопросы воспитателя.

Дети сидят на стульчиках, один ребенок показывает на экране коня.

У каждого ребенка мешочек, в котором спрятана фигура. Дети на ощупь определяют, какая фигура спряталась в мешочке.

Двое детей находят Коней и расставляют их на шахматной доске, остальные отвечают на вопросы.

Дети сидят на стульчиках, один ребенок показывает на экране ферзя.

Групповая работа с интерактивной доской. Дети подходят по желанию к доске и выбирают фигуру, которая оставила след на шахматной доске.

 

Двое детей находят Ферзей и расставляют их на шахматной доске, остальные дети отвечают на вопросы.

Дети сидят на стульчиках, закрывают глаза.

Воспитатель отдает фигуру короля. Двое детей ставят короля на свое место.

23 мин.

Слайд 4.

В: Какие фигуры появились на экране.

Д: Пешка, ладья, ферзь, слон, конь.

В: это помощники Шахматного короля.

Ш.К.: найдите самую низкую фигуру.

В.: как называется эта фигура?

Д.: пешка.

В: Покажите пешку.

На экране появляется шахматная доска. Слайд 5.

В: рассмотрите, что изображено на картинке?

Д: Шахматная доска.

Д/и «Шахматная доска».

В: сейчас ребята разделитесь на пары и пройдите за столы. Перед вами шахматная доска. Но она необычная, вся белая. Похожа на шахматную доску?

Д: Нет.

В: почему?

Высказывания детей.

В: Я предлагаю вам превратим ее в шахматную. Для этого необходимо выложить поля черного цвета на шахматной доске.

Дети выкладывают поля черного цвета на шахматной доске.

В: Молодцы, справились с заданием.

Слайд 6.

Ш.К.: Вы справились с первым заданием. Пешки вы найдете в белой коробочке около окна. 

Вопросы для детей: Пешки какого цвета есть в шахматах? Сколько пешек белого цвета? Сколько пешек черного цвета?

Ответы детей.

В: Молодцы. А сейчас можете пройти к шахматной доске и расставить пешки в свои домики.

В: Ребята, посмотрите, правильно ваши товарищи расставили пешки?

Дети проверяют.

В: Молодцы. А сейчас узнаем у Шахматного короля каким будет следующее задание.

Слайд 7.

Ш.К.: какое будет следующее задание, вы узнаете, отгадав загадку.

Стою на самом краю,

Путь открою – подойду.

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу.  

Д: Ладья

В: между какими фигурами стоит ладья

Слайд 8. На экране появляется лабиринт.

В: рассмотрите, что изображено на картинке?

Ответы детей.

Д/И «Лабиринт»

В: Ребята, перед вами лабиринт. Вам нужно помочь лисе пройти по шахматной доске, прокладывая дорожку из бросового материала и собрать все ладьи. На цветы наступать нельзя.

В: А сейчас посмотрите друг у друга, правильно ли вы выполнили задание. Посчитайте, сколько шахматных фигур ладья вы нашли?

Слайд 9.

 Ш.К.: Вы справились с заданием. Ладьи вы сможете найти в белом мешочке около шахматной двери.

Вопросы для детей: как ходит ладья? Какого цвета есть ладьи в шахматах? Где стоят ладьи в начальной позиции?

Ответы детей.

В: Молодцы. А сейчас можете пройти к шахматной доске и поставить ладьи в свои домики.

В: Ребята, посмотрите, правильно ваши товарищи расставили ладьи?

Дети проверяют

В: Внимание на экран.

Слайд 10.

Ш.К.: Какая фигура умеет ходить только по диагонали?

Д: Слон.

Слайд 11. На экране появляются пазлы.

В: рассмотрите, что изображено на картинке?

Ответы детей.

Д/И «Пазлы»

В: Вам необходимо собрать шахматные фигуры из кусочков. Для этого разделимся на две команды по 4 человека и пройдем к столу.

В: Молодцы.

Слайд 12.

 Ш.К.: Вы справились с заданием. Слонов вы сможете найти в шахматной коробочке около доски.

 Вопросы детям: Сколько слонов в шахматах? По полям какого цвета может ходить «Белопольный» слон? По полям какого цвета может ходить «Чернопольный» слон?

Ответы детей.

В: Молодцы. А сейчас можете пройти к шахматной доске и поставить слонов в свои домики.

В: Ребята, посмотрите, правильно ваши товарищи расставили слонов?

Дети проверяют.

В: А какое же следующее задание? Послушаем Шахматного короля.

Слайд 13.

Ш.К.: Какая фигура умеет перепрыгивать через другие фигуры?

Д: Конь

Слайд 14. На экране появляется мешочек.

В: рассмотрите, что изображено на картинке?

Ответы детей.

Д/и «Волшебный мешочек»

В: Попробуйте на ощупь определить и назвать шахматные фигуры, которые спрятались в мешочке. (Если кому-то трудно определить, можно достать и посмотреть.)

В: Молодцы.

Слайд 15.

Ш.К.: Вы справились с заданием. Коней вы сможете найти около шахматного флажка.

Вопросы детям: Сколько коней в шахматах? Как ходит конь?

Ответы детей

В: Молодцы. А сейчас можете пройти к шахматной доске и поставить Коней в свои домики.

В: Ребята, посмотрите, правильно ваши товарищи расставили коней?

Дети проверяют

В: А какое же следующее задание?

Слайд 16.

Ш.К: Какая фигура самая сильная?

Д: Ферзь.

Слайд 17. На экране появляются следы.

В: рассмотрите, что изображено на картинке?

Ответы детей.

Д/и «Чей след?»

В: Ребята, внимательно посмотрите на экран и скажите, какая фигура оставила здесь свой след?

Ребята выполняют задания. Слайд 18-30.

Ш.К.: Вы справились с заданием. Ферзей вы сможете найти в черном мешочке около цветов.

Вопросы детям: Сколько ферзей в шахматах? Как ходят ферзи?

Ответы детей.

В: Ребята, посмотрите, правильно ваши товарищи расставили ферзей?

Дети проверяют

В: Молодцы, посмотрите, все шахматные фигуры мы нашли?

Д: Нет. Короля не хватает.

В: как быть? Обратимся за помощью к нашему шахматному королю.

Шахматный король, у нас не хватает самой главной фигуры, без которой нельзя играть в шахматы. Какой ребята?

Д: Короля.

Слайд 31.

Ш.К. Молодцы ребята, справились со всеми заданиями. И сейчас произойдёт чудо, я буду со своим другом у вас в гостях.

В: Ребята, давайте закроем глаза и скажем: «Один, два, три. Чудо произойди.»

На экране пропадает король, но у воспитателя в руках появляются две фигуры короля. 

5. Заключительный этап.

Дети сидят на стульчиках.

1 мин.

В: Молодцы ребята. Вы справились со всеми заданиями. Посмотрите, все ли фигуры на месте.

Д: Да.

В: можно начинать шахматную партию. Но сделаем это чуть позже.

6. Рефлексия.

Сидя на стульчиках, дети передают шахматный кубик.

2 мин.

В: Мне сегодня понравилось то, что вы дружно выполняли задания шахматного короля. И смогли вернуть все шахматные фигуры. А сейчас скажите, что вам сегодня понравилось больше всего?

Ответы детей

А сейчас я предлагаю вам пройти в группу и поиграть в шахматы. Через несколько минут я к вам присоединюсь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию с использованием образовательных областей (социально-коммуникативное, речевое, физическое) "Путешествие в страну здоровья"

Конспект организованной образовательной деятельности вподготовительной группепо познавательному развитию с использованиемобразовательных областей(социально-коммуникативное, речевое, физическое Те...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Встреча Ивана царевича и Царевны-лягушки» Образовательная область: лепка. Интеграция с другими областями: конструирование, рисование, ФЭМП, развитие речи, физическая культура

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе  «Встреча Ивана царевича и Царевны-лягушки»Образовательная область: лепка.Интеграция с другими областями...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Образовательная область: « Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Радужный хоровод»

Данное занятие проводится в подготовительной группе.Во время занятия формируется умение вырезать несколько симметричных предметов из бумаги.сложенной гармошкой и пополам.Закрепляем знание цветов спект...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в Математическое Царство» (Образовательная область: «Познавательное развитие)

Математическое царство в опасности и чтобы попасть в эту страну, дети должны узнать пароль.Отправившись в гости к Царице Математики, дети с увлечением выполняют различные задания, при этом обучая Незн...

Конспект Организованной образовательной деятельности в подготовительной группе (познавательно - исследовательская деятельность) на тему «Снеговик вернулся с прогулки»

КонспектОрганизованной образовательной деятельностив подготовительной группе (познавательно - исследовательская деятельность)...