Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Мир шахмат»
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа)
Тема: «Мир шахмат»
Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к игре в шахматы.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей о названиях шахматных фигур и пешек, начальном расположении и правилах передвижения на шахматной доске; закреплять навыки детей видеть всю шахматную доску, а также отдельное поле, овладение пространственным ориентированием на плоскости.
Развивающие: развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять признаки объектов.
Воспитательные: воспитывать инициативность, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_mir_shahmat.docx | 31.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 6"
Конспект организованной образовательной деятельности
в подготовительной группе
«Мир шахмат»
Составила:
воспитатель
высшей кв. категории
Бехлер Е.В.
г. Югорск
Тема: «Мир шахмат»
Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к игре в шахматы.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей о названиях шахматных фигур и пешек, начальном расположении и правилах передвижения на шахматной доске; закреплять навыки детей видеть всю шахматную доску, а также отдельное поле, овладение пространственным ориентированием на плоскости.
Развивающие: развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять признаки объектов.
Воспитательные: воспитывать инициативность, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное.
Методы и приемы: словесный, практический, игровой, наглядный.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук. Мультимедийный компонент: интерактивная слайд-презентация (Power Point) «В мире шахмат».
Материал: шахматные фигуры в коробочках и мешочках, разложенных в разных местах группы, шахматная магнитная доска и набор шахмат; две разрезные картинки формата А4 на шахматную тематику; «чудесный мешочек» с шахматными фигурами; пособие для составления шахматной доски, карточки с лабиринтами на каждого ребенка, бросовый материал, шахматный кубик.
Предварительная работа: изучение шахматной доски, ходов фигур, игры в шахматные дидактические игры, чтение стихов, загадок о шахматах.
Ход занятия
Организация | Время | Содержание |
1. Организационный этап. Организация детей: дети с воспитателем заходят в группу и становятся в круг. | 1 мин | Воспитатель: Ребята добро пожаловать, проходите в круг. Станем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!». Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. Доброе утро! В: сегодня мы с вами собрались поиграть в игру. А в какую, вы узнаете, отгадав загадку. Вся доска в квадратиках, На них полно солдатиков. Нет патронов у солдат, Но поставят шах и мат. Дети: Шахматы. В: Да. Мы сегодня будем с вами играть в шахматы. Ребята, проходите на стульчики. |
2.Мотивационо-побудительный этап. Организация детей: дети и воспитатель сидят на стульчиках полукругом перед интерактивной доской. | 3 мин | Воспитатель обращает внимание детей на шахматную доску. В: сейчас мы с вами будем играть в шахматы. Шахматная доска есть, а что еще надо для игры в шахматы. Д: Шахматные фигуры. Воспитатель открывает коробочку с шахматами, а она пустая. В: Ребята, а шахматных фигур нет. Где же они? Как мы будем играть? Дети высказывают предположения В: А давайте спросим у нашего гостя. На экране появляется шахматный король. Слайд 2. Ш.К.: здравствуйте ребята. Что у вас случилось? В: Мы с ребятами хотели поиграть в шахматы. Но у нас пропали шахматные фигуры. Помоги найти нам их найти. Слайд 3. Ш.К.: Хорошо. Я помогу вам. Вам нужно выполнить задания моих помощников. В: попробуем выполнить задания? Д: да |
4. Практический этап. Ребята сидят на стульчиках и рассматривают на экране фигуры (ладья, ферзь, слон, пешка, конь). Дети сидят на стульчиках, один ребенок показывает пешку. Ребята проходят за столы и работают в парах. Двое детей находят пешки, расставляют их на шахматной доске, остальные сидят за столами и отвечают на вопросы воспитателя. Дети сидят за столами, выполняют задание. Проверяют друг друга. Двое детей находят Ладьи и расставляют их на шахматной доске, остальные сидят за столами и отвечают на вопросы воспитателя. Работа подгруппами. Дети делятся на две команды и проходят к столам с белым и черным полем. Собирают шахматного слона, используя пазлы. Двое детей находят Слонов и расставляют их на шахматной доске, остальные проходят на стульчики и отвечают на вопросы воспитателя. Дети сидят на стульчиках, один ребенок показывает на экране коня. У каждого ребенка мешочек, в котором спрятана фигура. Дети на ощупь определяют, какая фигура спряталась в мешочке. Двое детей находят Коней и расставляют их на шахматной доске, остальные отвечают на вопросы. Дети сидят на стульчиках, один ребенок показывает на экране ферзя. Групповая работа с интерактивной доской. Дети подходят по желанию к доске и выбирают фигуру, которая оставила след на шахматной доске.
Двое детей находят Ферзей и расставляют их на шахматной доске, остальные дети отвечают на вопросы. Дети сидят на стульчиках, закрывают глаза. Воспитатель отдает фигуру короля. Двое детей ставят короля на свое место. | 23 мин. | Слайд 4. В: Какие фигуры появились на экране. Д: Пешка, ладья, ферзь, слон, конь. В: это помощники Шахматного короля. Ш.К.: найдите самую низкую фигуру. В.: как называется эта фигура? Д.: пешка. В: Покажите пешку. На экране появляется шахматная доска. Слайд 5. В: рассмотрите, что изображено на картинке? Д: Шахматная доска. Д/и «Шахматная доска». В: сейчас ребята разделитесь на пары и пройдите за столы. Перед вами шахматная доска. Но она необычная, вся белая. Похожа на шахматную доску? Д: Нет. В: почему? Высказывания детей. В: Я предлагаю вам превратим ее в шахматную. Для этого необходимо выложить поля черного цвета на шахматной доске. Дети выкладывают поля черного цвета на шахматной доске. В: Молодцы, справились с заданием. Слайд 6. Ш.К.: Вы справились с первым заданием. Пешки вы найдете в белой коробочке около окна. Вопросы для детей: Пешки какого цвета есть в шахматах? Сколько пешек белого цвета? Сколько пешек черного цвета? Ответы детей. В: Молодцы. А сейчас можете пройти к шахматной доске и расставить пешки в свои домики. В: Ребята, посмотрите, правильно ваши товарищи расставили пешки? Дети проверяют. В: Молодцы. А сейчас узнаем у Шахматного короля каким будет следующее задание. Слайд 7. Ш.К.: какое будет следующее задание, вы узнаете, отгадав загадку. Стою на самом краю, Путь открою – подойду. Только прямо хожу, Как зовут, не скажу. Д: Ладья В: между какими фигурами стоит ладья Слайд 8. На экране появляется лабиринт. В: рассмотрите, что изображено на картинке? Ответы детей. Д/И «Лабиринт» В: Ребята, перед вами лабиринт. Вам нужно помочь лисе пройти по шахматной доске, прокладывая дорожку из бросового материала и собрать все ладьи. На цветы наступать нельзя. В: А сейчас посмотрите друг у друга, правильно ли вы выполнили задание. Посчитайте, сколько шахматных фигур ладья вы нашли? Слайд 9. Ш.К.: Вы справились с заданием. Ладьи вы сможете найти в белом мешочке около шахматной двери. Вопросы для детей: как ходит ладья? Какого цвета есть ладьи в шахматах? Где стоят ладьи в начальной позиции? Ответы детей. В: Молодцы. А сейчас можете пройти к шахматной доске и поставить ладьи в свои домики. В: Ребята, посмотрите, правильно ваши товарищи расставили ладьи? Дети проверяют В: Внимание на экран. Слайд 10. Ш.К.: Какая фигура умеет ходить только по диагонали? Д: Слон. Слайд 11. На экране появляются пазлы. В: рассмотрите, что изображено на картинке? Ответы детей. Д/И «Пазлы» В: Вам необходимо собрать шахматные фигуры из кусочков. Для этого разделимся на две команды по 4 человека и пройдем к столу. В: Молодцы. Слайд 12. Ш.К.: Вы справились с заданием. Слонов вы сможете найти в шахматной коробочке около доски. Вопросы детям: Сколько слонов в шахматах? По полям какого цвета может ходить «Белопольный» слон? По полям какого цвета может ходить «Чернопольный» слон? Ответы детей. В: Молодцы. А сейчас можете пройти к шахматной доске и поставить слонов в свои домики. В: Ребята, посмотрите, правильно ваши товарищи расставили слонов? Дети проверяют. В: А какое же следующее задание? Послушаем Шахматного короля. Слайд 13. Ш.К.: Какая фигура умеет перепрыгивать через другие фигуры? Д: Конь Слайд 14. На экране появляется мешочек. В: рассмотрите, что изображено на картинке? Ответы детей. Д/и «Волшебный мешочек» В: Попробуйте на ощупь определить и назвать шахматные фигуры, которые спрятались в мешочке. (Если кому-то трудно определить, можно достать и посмотреть.) В: Молодцы. Слайд 15. Ш.К.: Вы справились с заданием. Коней вы сможете найти около шахматного флажка. Вопросы детям: Сколько коней в шахматах? Как ходит конь? Ответы детей В: Молодцы. А сейчас можете пройти к шахматной доске и поставить Коней в свои домики. В: Ребята, посмотрите, правильно ваши товарищи расставили коней? Дети проверяют В: А какое же следующее задание? Слайд 16. Ш.К: Какая фигура самая сильная? Д: Ферзь. Слайд 17. На экране появляются следы. В: рассмотрите, что изображено на картинке? Ответы детей. Д/и «Чей след?» В: Ребята, внимательно посмотрите на экран и скажите, какая фигура оставила здесь свой след? Ребята выполняют задания. Слайд 18-30. Ш.К.: Вы справились с заданием. Ферзей вы сможете найти в черном мешочке около цветов. Вопросы детям: Сколько ферзей в шахматах? Как ходят ферзи? Ответы детей. В: Ребята, посмотрите, правильно ваши товарищи расставили ферзей? Дети проверяют В: Молодцы, посмотрите, все шахматные фигуры мы нашли? Д: Нет. Короля не хватает. В: как быть? Обратимся за помощью к нашему шахматному королю. Шахматный король, у нас не хватает самой главной фигуры, без которой нельзя играть в шахматы. Какой ребята? Д: Короля. Слайд 31. Ш.К. Молодцы ребята, справились со всеми заданиями. И сейчас произойдёт чудо, я буду со своим другом у вас в гостях. В: Ребята, давайте закроем глаза и скажем: «Один, два, три. Чудо произойди.» На экране пропадает король, но у воспитателя в руках появляются две фигуры короля. |
5. Заключительный этап. Дети сидят на стульчиках. | 1 мин. | В: Молодцы ребята. Вы справились со всеми заданиями. Посмотрите, все ли фигуры на месте. Д: Да. В: можно начинать шахматную партию. Но сделаем это чуть позже. |
6. Рефлексия. Сидя на стульчиках, дети передают шахматный кубик. | 2 мин. | В: Мне сегодня понравилось то, что вы дружно выполняли задания шахматного короля. И смогли вернуть все шахматные фигуры. А сейчас скажите, что вам сегодня понравилось больше всего? Ответы детей А сейчас я предлагаю вам пройти в группу и поиграть в шахматы. Через несколько минут я к вам присоединюсь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по опытно – экспериментальной деятельности с водой на тему: «ВОТ ОНА КАКАЯ – ВОДА!»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с водой в погдготовительной группе...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию с использованием образовательных областей (социально-коммуникативное, речевое, физическое) "Путешествие в страну здоровья"
Конспект организованной образовательной деятельности вподготовительной группепо познавательному развитию с использованиемобразовательных областей(социально-коммуникативное, речевое, физическое Те...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Встреча Ивана царевича и Царевны-лягушки» Образовательная область: лепка. Интеграция с другими областями: конструирование, рисование, ФЭМП, развитие речи, физическая культура
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Встреча Ивана царевича и Царевны-лягушки»Образовательная область: лепка.Интеграция с другими областями...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Образовательная область: « Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Радужный хоровод»
Данное занятие проводится в подготовительной группе.Во время занятия формируется умение вырезать несколько симметричных предметов из бумаги.сложенной гармошкой и пополам.Закрепляем знание цветов спект...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в Математическое Царство» (Образовательная область: «Познавательное развитие)
Математическое царство в опасности и чтобы попасть в эту страну, дети должны узнать пароль.Отправившись в гости к Царице Математики, дети с увлечением выполняют различные задания, при этом обучая Незн...
Конспект Организованной образовательной деятельности в подготовительной группе (познавательно - исследовательская деятельность) на тему «Снеговик вернулся с прогулки»
КонспектОрганизованной образовательной деятельностив подготовительной группе (познавательно - исследовательская деятельность)...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию (конструктивно – модельная деятельность (лего конструирование ))«Лего Сити- город будущего».
Организация деятельности детей по усвоению знаний и создание лего- робота в процессе конструировании из набора лего Эдьюкейшн....