Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для средней группы на тему: "Наша Родина - Россия"
проект (средняя группа)

Седина Юлия Вячеславовна

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы на тему: "Наша Родина-Россия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – Детский сад № 49

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы

на тему: «Наша Родина – Россия»

                                                                  

Подготовил:

воспитатель без категории:                                                                                           Седина Юлия Вячеславовна

2019г

Пояснительная записка

             

 Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

               

Актуальность:

Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.

                Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.

               Эти вопросы очень актуальны в наше время.

 Цель: методической разработки заключается в развитии познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности.

Основными задачами: проектной деятельности, как средства развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста являются:

- развитие интереса к исследовательскому поиску;

- создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;

- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;

- организация предметно-развивающей среды.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемой проектной деятельности я использовала разнообразные формы, методы и средства работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:

- восприятие художественной литературы;

- игры-путешествия;

-  дидактические игры;

- наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;

- дидактические и сюжетно-ролевые игры;

- практические упражнения;

- опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;

- коллекционирование (классификационная работа);

- совместное творчество детей и родителей (мини- выставки);

- презентации.

             Наука и практика доказала, что необходимы активные практические исследования в сочетании с наглядными методическими приёмами.
Безусловно, все формы работы с детьми направлены на развитие у них познавательного интереса, любознательности, я не смогла бы осуществить без развивающей предметной среды.

           Именно проектная деятельность наиболее эффективна для развития познавательно-исследовательской деятельности.

             Огромное значение в работе дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями. Родители посещают познавательно игровую деятельность, семинары-практикумы подготавливают материалы для опытов и экспериментов.

                 Помогают создавать мини-выставки.

                Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки. Таким образом, создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.

Тема ООД: "Мы нашей Родиной едины!"

Дата проведения: долгосрочный 02.09.2019г.

05.11.2019г.

Возраст обучающихся: средняя группа (4-5 лет)

Образовательная область: «Познание»

  •   познавательное развитие;
  •   речевое развитие;
  •   художественно-эстетическое развитие;
  •   физическое развитие;
  •   социально-коммуникативное развитие (как часть ООД)

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». 

Классификация ООД:

- по дидактической задаче:

  • комбинированная (совмещение дидактических задач на обучение, повторение и закрепление знаний).

-по содержанию знаний

  • комплексная

-по форме организации

традиционная ООД (совместная деятельность взрослого и детей)

Форма организации ООД:

Фронтальная (общегрупповая)

Цель: развивать чувство гражданственности и патриотизма, любви к Родине, интерес к истории государства.

Задачи:  

 Образовательные:

—  осуществлять знакомство детей с праздником Днем народного единства, с символикой России (государственным флагом);

— способствовать расширению кругозора у детей в области государственной символики;

—  закреплять цвета красный, синий, белый.

 Развивающие:

— продолжать развивать познавательный интерес к историческому наследию России, уважение к народам населяющим Россию, их культуре, языку, обычаям; 

—  формировать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей;

— развивать творческие способности детей через создание государственной символики.

 Воспитательные:

— воспитывать познавательный интерес, уважительное отношение к флагу нашей страны;

— воспитывать чувство гордости за свой народ и его подвиги

— создать условия для формирования у детей патриотических чувств, гордости и любви к Государственному флагу России;

—  продолжать воспитывать аккуратность при выполнении задания;

—  формировать умение доводить начатое дело до конца и умение работать коллективно.

Предварительная работа:

  • беседа о России и народах, её населяющих;
  • рассматривание карты России, иллюстраций национальных костюмов;
  • разучивание пословиц о Родине и дружбе.

  Предварительная подготовка педагога:

  •  работа со справочно-методической литературой;
  •  работа с интернет - ресурсами;
  •  подбор и подготовка игрового, аудиоматериала и видеоматериала;
  •  изготовление образца, заготовок.
  •  дидактическая игра «Символы России».

Образовательные технологии:

  • ИКТ-технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровая технология
  • технологии предметно – развивающей среды

Методы и приёмы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, практические, игровые, развитие речи.

Материалы и оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • макет дерева (берёза), синие облака, красный рассвет;
  • цветные карандаши,
  • шаблоны бумажных флагов на пластиковой палочке, картинка «Флаг России»;

Длительность: 20 минут

Структура ООД:

Вводная часть - 3 минуты.
II. Основная часть - 15 минут.
III. Заключительная часть - 2 минуты.

Ход ООД:

(Звучит песня "С чего начинается Родина"

Музыка Вениамина Баснера
Слова Михаила Матусовского)

Воспитатель:
- Ребята, взгляните на нашу стену. Под чистым голубым небом, в обрамлении солнечного заката, стоит, качаясь, белая берёзка. Берёза, ребята, является одним из символов нашей Родины.

(читает отрывок   стихотворения В. Степанов. Что мы Родиной зовем?)

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Воспитатель:
- Ребята, а что такое «Родина»?

Дети:

- Страна, в которой мы живём, наш город…

Воспитатель:
- А как называется наша страна?

Дети:

- Россия

Воспитатель:
- Правильно, ребята. Наша страна, наша с вами Родина – Россия. Посмотрите на эту карту. Это карта мира. А вот такую огромную территорию занимает наша с вами страна – Россия.

- А теперь скажите, какие три основные цвета использованы на этой картине?

Дети:

- Белый, синий, красный

Воспитатель:
- Молодцы! И ведь не случайно выбраны эти три цвета. Это цвета флага нашей страны — России. Они рассказывают о красоте и богатстве природы нашей страны.

Белый, синий, красный – это цвета, которые издревле почитались на Руси.

Белый цвет — берёзка,

Синий — неба цвет,

Красная полоска —

Солнечный рассвет.

(Воспитатель показывает изображение флага РФ)

Воспитатель:
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам создать своими руками  флаги  России. На столе у вас лежат шаблоны ваших флажков. Вам необходимо раскрасить их в той последовательности, как я вам показала и напомнить мне, что же означает каждый цвет.  (самостоятельная работа детей)

Воспитатель:
- А сейчас я предлагаю вам послушать мой рассказ.

(рассказ сопровождается демонстрацией слайдов)

- Россия – великая и могучая страна. В ней проживают люди разных национальностей. На ее территории много лесов и полей, гор и равнин, рек, озер и морей. Очень часто на Россию нападали враги, чтобы завладеть ее просторами и покорить ее народы.  Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину.  

          Много лет тому назад наша Родина была занята врагами - поляками.  Они грабили, разоряли нашу землю. В то время народы и города России не были едины и, поэтому, не могли справиться с завоевателями. Казалось, что Русское государство погибло.  Но русские люди не могли и не хотели с этим мириться.

        И вот однажды осенью в городе Нижнем Новгороде простой гражданин Кузьма Минин обратился к народу с призывом объединиться всем вместе и собрать войско для борьбы с поляками.   (Слайд 1).

        Командовать войском позвали одного из лучших военачальников того времени -храброго и честного князя Дмитрия Пожарского. (Слайд 2).

        Все народы и земли Российского государства объединились для борьбы против захватчиков. Начались бои за Москву. (Слайд №3).

        Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой воин. (Слайд 4).

        И вот наступил долгожданный день: вражеское войско было побеждено (Слайд 5). 

         Россия стала свободной, а ее народы едины. В честь объединения всех народов и земель России и победы над врагами Минину и Пожарскому отлили памятник из меди с надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Поставили этот памятник в Москве - столице нашей Родины на Красной площади – в самом сердце России. (Слайд 6).

Воспитатель:

-Ребята, вам понравился мой рассказ? Какими словами можно охарактеризовать Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского?  

Дети:

Да. Они герои, смелые, мужественные, храбрые, сильные, стойкие, любящие свою Родину.

ФИЗМИНУТКА:

Воспитатель:
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте все вместе возьмёмся за руки, встанем в круг и назовём мы его «круг дружбы».

(выполняется речь с движениями)

- Очень много слов на свете, как снежинок у зимы;

Но возьмем, к примеру, эти: слово «я» и слово «мы».

«Я» на свете одиноко, в «я» не очень много прока.

Одному или одной трудно справиться с бедой.

Слово «мы» сильней чем «я»;

Мы - семья и мы – друзья

Мы народ и мы едины

Вместе мы непобедимы!

Воспитатель:
- Ребята, мы с вами не раз сегодня произнесли слова «едины», «непобедимы». Они даже произносятся созвучно. А ведь всё, о чём мы сегодня с вами говорили непосредственно связано с этими словами, потому что 4 ноября наша страна отмечает великий праздник «День народного единства». А посвящён этот праздник героям освободителям, о которых я вам сегодня рассказывала. Вспомните их имена и их подвиг.

 Дети:

 - Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский объединили народ на борьбу с врагом и освободили нашу Родину

Воспитатель:
- Правильно, ребята. И, если мы с вами будем всегда дружны и едины, то нам никакие беды нипочём.

- А в завершение, я предлагаю создать в нашей группе символ дружбы и единства. Я раздам вам берёзовые листочки, каждый из вас напишет на нём своё имя и мы прикрепим их на нашей берёзке.

(дети выполняют задание, становятся возле макета берёзы)

Воспитатель:
- А закончить я хочу словами мудрой пословицы: «Если дружба велика, будет Родина крепка».

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап: 

 Составление перспективного плана работы по проведению проекта. 

 Подбор литературы, иллюстраций, рассказов, стихотворений. 

 Создание в группе предметно развивающей среды.

  Основной этап:

Проведение с детьми бесед о семье, любимом поселке, о защитниках нашей Родины, о символах нашей страны России.

Проведение развивающих, дидактических, сюжетно- ролевых игр.

Чтение художественной литературы детям.

Рассматривание картин, рисование рисунков, аппликация. 

Беседы, папки – передвижки, памятки для родителей, консультации для родителей.

 Заключительный этап:

Открытое занятие по патриотическому воспитанию на тему: "Мы нашей Родиной едины!"  (дата проведения: 05.11.2019г.)

Этапы проекта

Состав действий

Ожидаемые результаты

Участники

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ   ЭТАП

1.Подбор и изучение научной литературы по данному вопросу.

2.Подбор интернет - ресурсов по теме.

3.Анкетирование родителей на тему «Гражданско-патриотическое воспитание ребенка».

4.Анкетирование детей «Я и мой город».

5. Беседа с детьми: «Большая и малая Родина».

Расширение знаний по теме проекта.

Формулировка проблемы. Определение продукта деятельности.

Привлечение родителей к проблеме патриотического воспитания дошкольников.

Воспитатели, дети, родители

6.Определение целей и задач, актуальность темы.

7.Планирование совместной деятельности.

Разработка плана реализации проекта.

Воспитатели

 

8.Подбор дидактических пособий.

9.Анализ предметной среды группы.

10.Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, физминуток, пословиц, чистоговорок по теме проекта.

Пополнение предметно - пространственной развивающей среды.

Воспитатели, родители

ОСНОВНОЙ    ЭТАП

1. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Что должен знать ребенок о родном городе».

Повышение педагогической компетенции родителей.

Воспитатели, родители

2. Чтение различной художественной литературы по теме: «Лучше нет родного края» П.Воронько, «Родное гнездышко», «С добрым утром» Г.Ладонщиков, «Здравствуй, Родина моя» В.Орлов, «Главные слова» Л.Олифиров, «Наш край» А.Пришелец, «Что мы Родиной зовем» В.Степанов, «Рисунок», «Родная песенка» П.Синявский; разучивание пословиц, чистоговорок.

Ознакомление детей с произведениями о Родине.

Воспитатели, дети

3.Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по другому», «Назови какой», «Подбери признак», «Четвертый лишний», «Герб поселка», «Назови улицы нашего поселка»

Расширение у детей знаний о себе, о поселке (герб, улицы) о профессиях родителей

Воспитатели, дети

4.Беседы с детьми: «Я люблю тебя, Родники», «Символы поселка», «Традиции семьи»,

Ознакомление детей с историей возникновения поселка, с символикой поселка

Воспитатели, дети

5. Пальчиковая игра «Здравствуй», «Дом и ворота», «Дом на горе», «Транспорт».

Развитие речи и моторики рук.

Воспитатели, дети

6. Составление рассказа (из личного опыта) «Дорога в детский сад», «Дом, в котором я живу».

Развитие умения слушать и слышать собеседника, развитие речи и образного мышления.

Воспитатели, дети

7. Рисование на тему «Мой дом – моя крепость», «Там, где я живу, красиво», «Салют в честь дня Победы».

Развитие творческих способностей детей, привитие аккуратности в работе, воспитание любви к труду.

Воспитатели, дети

8. Прогулки «Моя улица», «Белая береза под моим окном».

Расширение кругозора детей, привитие любви к родному поселку.

Воспитатели, дети,

родители

9. Просмотр мультимедийной презентации «Наш поселок Родники».

Расширение представлений детей о природных богатствах родного края.

Воспитатели, дети

10. Домашние задания для детей совместно с родителями «Моя улица, дом».

Вовлечение родителей в совместную работу по патриотическому воспитанию детей.

Воспитатели, дети,

родители

11. Составление альбома «Мой родной поселок– прошлое и настоящее».

Восприятие и формирование зрительных образов.

Воспитатели, дети,

родители

12. Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.

Педагогическое просвещение родителей.

Воспитатели,

родители

13. Фотоконкурс «Лучшие места поселка».

Создание предметно - развивающей среды.

Воспитатели, дети,

родители

14. Оформление родительского уголка, папок-передвижек «23 февраля – День защитников Отечества», «Международный женский день», «Масленица пришла», «Пасха», «День Победы».

Педагогическое просвещение родителей.

Воспитатели, дети,

родители

15.Конструирование «Наш поселок».

Создание макета своего поселка.

Воспитатели, дети,

родители

16.Составление схемы «Я иду в свой детский сад»

Укрепление взаимосвязи между детьми, родителями и воспитателями.

Воспитатели, дети,

родители

 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ   ЭТАП

1.Викторина «Моя малая Родина»

Обобщение и систематизация знаний детей о своей «малой» Родине.

Воспитатели, дети

2. Презентация проекта.

Обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов.

Воспитатели

Этапы реализации проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по валеологическому воспитанию в средней группе на тему: «Наши помощники-органы чувств»

] .Закрепить знания об органах чувств.2.Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира.3.Воспитывать потребность быть здоровым.4.Учить переда...

Конспект ООД по гражданско-правовому воспитанию в подготовительной группе на тему : « Наша большая Родина»

Обобщить и систематизировать знание детей о России.Формировать уважительное отношение к государственным символам.Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.Совершенствовать художественно-речевые исполните...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе по теме "Наша родина - Россия"

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию в средней группе по теме "Наша родина - Россия"...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы на тему: «Наша Родина – Россия».

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группына тему: «Наша Родина – Россия»...

Итоговый конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы на тему "Моя Родина- Россия"

Данный конспект будет актуальным для проведения итогового занятия по патриотическому воспитанию детей средней группы....

Проект по патриотическому воспитанию в средней группе на тему: "Моя Родина-Россия"

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в силу посл...