Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Обучалочка»
материал
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях особую ценность приобретает развитие способности у ребенка самостоятельно и творчески мыслить. С этой целью целесообразно сочетать обучение детей на занятиях по обучению грамоте и реализацию ребенком полученных знаний и сформированных умений в новых нестандартных ситуациях.
ФГОС ставит перед нами задачи – обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения и развития, в связи с этим возникла потребность в обучении элементарным навыкам чтения и первоначальных навыков письма для дальнейшего успешного обучения в школе. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_doroge_znaniy.docx | 44.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска
ПРИНЯТО Педагогическим советом учреждения, Протокол № 5 от 28.05.2020г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» _______________ Ермолаева С.Н. Приказ от 13.08.2020 г. № 72-од |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности
«Обучалочка»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Фоминова Екатерина Владимировна
учитель-логопед
Смоленск 2020г
Пояснительная записка
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях особую ценность приобретает развитие способности у ребенка самостоятельно и творчески мыслить. С этой целью целесообразно сочетать обучение детей на занятиях по обучению грамоте и реализацию ребенком полученных знаний и сформированных умений в новых нестандартных ситуациях.
ФГОС ставит перед нами задачи – обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения и развития, в связи с этим возникла потребность в обучении элементарным навыкам чтения и первоначальных навыков письма для дальнейшего успешного обучения в школе. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.
Программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности. Решение этих задач строится в программе с помощью изучения основных компонентов языка и речи: проводится работа по воспитанию звуковой культуры речи и подготовке детей к обучению грамоте и письма.
В процессе осуществления воспитательно-образовательной работы проходит воспитание личных качеств: общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Важным в данном случае становится не сила убеждения и назидание, а личный пример положительных героев из детских книг и произведений устного народного творчества.
В программе находят место и развивающие элементы. Использование игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных заданий способствует развитию мыслительных процессов у детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое и абстрактное мышление, творческие способности, внимательность, волевые механизмы. Кроме этого осуществляется развитие мелкой моторики пальцев рук путём работы с карандашом, ручкой, магнитной азбукой, кассой букв и слогов, игры с природным и бросовым материалом (веточки, пуговички, крупа и пр.) выполнения графических заданий, пальчиковых игр, обводок и штриховок.
Содержание программы способствует практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Цель программы: формирование первоначальных навыков чтения и письма у детей 6-7 лет как предпосылка создания успешного обучения в школе и развитие коммуникативных способностей.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формирование и развитие фонематического слуха.
- Учить детей владеть звуковой стороной речи темпом, интонацией.
- Знакомство со слоговой структурой слова.
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение.
- Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.
- Расширение словарного запаса детей.
- Обучение чтению.
- Формирование и развитие звуко-буквенного анализа.
- Подготовка руки ребёнка к письму.
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие графических навыков.
- Развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
Принципы построения программы
Программа разработана с учетом основных принципов:
- последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
- доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
- наглядности (предполагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
- индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
- результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
- межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
Организационно - методическое обеспечение программы
- Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают навыки и знания по изучаемым темам.
- Программа рассчитана на 1 год обучении. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в месяц, во второй половине дня. Продолжительность занятий до 30 минут.
- Данная программа предназначена для детей 6-7 летнего возраста.
Программа обучения грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные момент. Занятия строятся как путешествие, экскурсия, викторины. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры.
В зависимости от дидактических целей занятия строятся как:
- изучение нового материала;
- закрепление и систематизация знаний, умений навыков детей;
- проверочные занятия (в конце полугодия);
- комплексные.
Занятия по обучению грамоте структурно выглядят так:
- организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей);
- постановка цели занятия;
- организация самостоятельной практической и познавательной деятельности детей на занятии;
- анализ деятельности детей;
- подведение итогов занятия.
Методы и приёмы
Методы и приёмы определяются в соответствии с целью и задачами. Применялись эмпирические (наблюдение за детьми, эксперимент, процесс обучения и воспитания по разработанной системе) и статистические (обработка материалов) методы.
- Игровые приемы:
- манипуляции с игровыми персонажами, фигурками;
- побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).
- Практические приемы:
- выбор,
- показ,
- совместные действия,
- сравнение.
- Словесные приемы:
- пересказ,
- диалог с игровыми персонажами,
- объяснение,
- описание,
- уточнение,
- стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка, саморефлексия);
- игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при закреплении материала).
Формы организации работы с детьми:
- беседы;
-упражнения;
-дидактические игры.
Формы организации работы с родителями:
- индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка;
- консультации;
- папки-передвижки.
Формы организации работы с воспитателями:
- консультации;
- беседы;
- мастер – класс.
Предполагаемый результат
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут:
знать:
- все звуки и буквы русского языка;
- понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- что в слове один слог – главный, ударный;
- классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой);
уметь:
- выделять слова в предложении, определять их место;
- проводить звуковой анализ слов из 3-5-ти звуков на слух;
-выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
- делить слова на слоги, считать слоги в слове;
- составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
- пересказывать небольшие тексты;
- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
- правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
владеть:
- понятиями: звук, буква, слог, слово;
- терминами: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;
- связной, грамматически и фонетически правильной речью.
Форма подведения итогов:
• диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков в форме опроса, игры, викторины конкурса;
• организация итоговых мероприятий («В гостях у Незнайки», «Путешествие в страну Букв и Звуков»)
Дидактический материал.
Дидактические игры:
- «Кто внимательный?»
- «Кто больше»
- «Слоговое лото»
- «Дополни слог, слово»
- «Перевёртыши»
- «Узнай звук»
- «Найди слово в слове»
- «Третий лишний»
- «Напиши кружочками»
- «Слушай хлопки»
- «Что общего»
- «Кто так говорит, делает?»
- «Назови одним словом»
- «Волшебный мешочек»
- «Крылатое слово»
- «Один – много»
- «Звуковая цепочка»
- «Чего не стало»
- « «Рифмы»
- «Чей голосок?»
- «Подбери пару»
- «Кто что подарил?»
- «Наоборот»
- «Сигнальщики»
- «Рассыпанное слово»
- «Узнай по описанию»
- «Синий – зелёный»
- «Расшифруй слово»
- «Найди букву»
- «Назови ласково»
- «Измени слово»
- «Придумай слово»
- «Доскажи словечко»
- «Звук заблудился»
- «Закончи слово, предложение»
- «Анаграммы»
- «Читаем сами»
Дидактический материал:
- подвижная азбука (наборное полотно с буквами);
- магнитная азбука (демонстрационная);
- плакаты «Алфавит»;
- индивидуальные карточки: каждому ребёнку даётся задание – наклеить на картон вырезки из газет со словами на заданный звук (букву) в трёх позициях;
- таблицы со слогами и словами;
- наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи.
Наглядный материал: игрушки, муляжи, шнурочки, природный материал, бросовый материал.
Техническое оснащение занятий.
- комната светлая, просторная, проветриваемая, отвечающая требованиям САНПиН;
- демонстрационная магнитная доска;
- аудиоматериалы, записи сказок;
- шкафы для хранения дидактических и методических пособий;
- телевизор;
Мониторинг освоения программы
(Уровни освоения программы)
Низкий – ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает ошибки в пересказах и самостоятельных рассказах. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.
Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков.
Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяя рассказы других, пользуется разнообразными средствами выразительности. В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове)
Перспективный план работы на 2020-2021 учебный год (подготовительная группа)
Название месяца | Тема занятия | Содержание, форма проведения | Оборудование (материал, атрибуты, игры) | Дата проведения | Отметка о выполнении |
сентябрь | 1.Диагностика (мониторинг) | Выявление знания детей в области обучения грамоты посредством дидактического материала на начало года. | Картинки, иллюстрации, дидактические игры | ||
2. «Понятие о речи. Функции речи». | познакомить детей с понятием «речь», функциями речи; учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу; развивать способность к самостоятельным выводам; учить правилам обращения с- книгой; развивать логическое мышление, мелкую моторику. | сюжетные картинки, альбом № 1 (С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц) | |||
октябрь | 1. «Понятие о предложении. Понятие о слове». | дать понятие о предложении, его признаках; показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения; тренировать в составлении простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме; упражнять в передаче повествовательной интонации предложения; учить определять количество слов в предложении. | цветные карандаши, тетради, ручки, альбом 1. | ||
2.«Слова, называющие предметы» | дать понятие о словах, называющих предметы; уточнить представление об одушевленных и неодушевленных предметах; учить ставить к словам вопросы кто? что?; упражнять в передаче вопросительной интонации; развивать логическое мышление, зрительное восприятие. | контурные картинки, предметные картинки, цепочка, мяч, альбом | |||
ноябрь |
| знакомство с буквами А, О развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику; учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; пополнять словарный запас. | Картинки, иллюстрации, цветные карандаши. | ||
| знакомство с буквой У, упражнять составлении звуковой схемы слов, в определении места звука в слове, закреплять умение определять количество слогов в словах, определять ударный, развивать мелкую моторику; соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; | Картинки, иллюстрации, цветные карандаши. | |||
декабрь |
| формировать умение различать и правильно произносить звуки [и, ы], учить дифференцировать эти звуки; закреплять умение соотносить звуки с буквами, в умении подбирать слова на заданный звук, формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, развивать фонематический слух, | Картинки, иллюстрации, дидактические игры | ||
| знакомство с буквой Э, развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику; учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; пополнять словарный запас. | Картинки, иллюстрации, цветные карандаши. | |||
январь |
| познакомить детей с буквами М, Н, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; упражнять в подборе антонимов. | Картинки, иллюстрации, дидактические игры | ||
| знакомство с буквами Д, Т, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас | Картинки, иллюстрации, дидактические игры, цв. карандаши | |||
февраль |
| знакомство с буквами Б, П, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас. | Картинки, иллюстрации, дидактические игры | ||
| знакомство с буквами В, Ф, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас. | Картинки, иллюстрации, цветные карандаши. | |||
март |
| знакомство с буквами Г, К, Х, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас. | Картинки, иллюстрации, дидактические игры | ||
| знакомство с буквами С, З, Ц, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас. | Картинки, иллюстрации, цветные карандаши. | |||
апрель |
| знакомство с буквами Ж, Ш, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас. | Картинки, иллюстрации, цветные карандаши. | ||
| знакомство с буквами Ч, Щ, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас. | Картинки, иллюстрации, дидактические игры | |||
май |
| знакомство с буквами Р, Л, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас. | Картинки, иллюстрации, дидактические игры | ||
2. Буквы Я, Ё, Е, Ю | знакомство с буквами Я, Ё, Е, Ю, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас. | Картинки, иллюстрации, дидактические игры, цв. карандаши |
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
№ | Ф.И ребенка | Знание звуков и букв русского языка | Умение различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение» | Умение выделять звуки в слове, давать им характеристику | Умение делить слова на слоги, считать слоги в слове | Умение проводить звуковой анализ слов из 3-5-ти звуков на слух | Умение выделять слова в предложении, определять их место | Итог: | ||
1 | н | |||||||||
к | ||||||||||
2 | н | |||||||||
к | ||||||||||
3 | н | |||||||||
к | ||||||||||
4 | н | |||||||||
к | ||||||||||
5 | н | |||||||||
к | ||||||||||
6 | н | |||||||||
к | ||||||||||
7 | н | |||||||||
к | ||||||||||
8 | н | |||||||||
к | ||||||||||
9 | н | |||||||||
к | ||||||||||
10 | н | |||||||||
к | ||||||||||
11 | н | |||||||||
к | ||||||||||
12 | н | |||||||||
к | ||||||||||
13 | н | |||||||||
к | ||||||||||
14 | н | |||||||||
к | ||||||||||
15 | н | |||||||||
к |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Скоро в школу»
подготовка детей к школе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «ВЕСЬ МИР В ОДНОЙ КОРОБКЕ…»
Программа по дополнительному образованию и организации кружковой работы. Для воспитателей и педагогв ДО....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Всезнайка» для детей средней группы 4-5лет
Содержание №Наименование разделовСтраница1Целевой раздел31.1По...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности "Математические шаги"
Данная программа предназначена для детей 6 -7 лет. Она развивает потребность активно мыслить, формирует у детей инициативность и самостоятельность. Более глубокое изучение математики позвол...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Занимательная математика» (базовый уровень) Возраст 5-6 лет
Основная цель программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержан...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «УМКа» (Увлекательная Математика Каждому)
Создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности "Монитор - чик""
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Монитор - чик» имеет познавательную направленность. Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применен...