Музыкальный театр, как средство социально-эмоционального развития детей с ОВЗ
статья (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыкальный театр»
Наверное, каждая любящая мать, отдавая своего ребенка в детский сад, впервые отрывая его от себя и пуская в самостоятельную жизнь, задается вопросом: - Будет ли моему маленькому человечку уютно в новой обстановке, будут ли ему рады чужие люди, дети? И, наверное, каждый педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, должен твердо ответить: «Да. Ваш ребенок будет любим, оберегаем и окружен заботой».
Период адаптации к новым условиям пребывания у каждого ребенка проходит очень индивидуально, детям с нормальным развитием легче привыкнуть к новым требованиям, к новым условиям, они быстрее находят себе занятия по интересам, легко заводят друзей, чего нельзя сказать о детях с проблемами в интеллектуальном развитии. Из–за низкой мотивационной потребности к общению, к познанию окружающего ребенку тяжело найти самого себя, тем более адаптироваться к новой обстановке, привыкнуть к новым людям. Главная моя задача, как учителя - дефектолога, которому доверяют маленького человечка – это найти к нему нужный подход, завлечь, заинтересовать ребенка, создать вокруг него такие условия, чтобы ему хотелось вновь прийти в детский сад, а может быть даже не хотелось из него уходить.
Любой маленький ребенок верит в чудо, в сказку и хорош тот педагог, который может организовать вокруг ребенка сказочный мир. Если педагог немножко волшебник, немножко художник, артист и музыкант, ему самому работать намного интересней, а если педагог сумеет заинтересовать, завлечь детей, особенно детей с проблемами в развитии, научить их улыбаться, значит, он на своем месте и занимается нужным делом.
Особенностью работы с детьми дошкольного возраста является то, что вся коррекционно - воспитательная работа должна быть ориентирована на ребенка, на раскрытие и реализацию его потенциальных возможностей. Проработав с детьми с интеллектуальной недостаточностью более 20 лет, я поняла, что добиться всестороннего развития личности, полноценного формирования определенных знаний, умений и навыков не всегда возможно используя традиционные методы обучения. Добиться успешной коррекции личностных особенностей детей с ОВЗ можно создавая особые условия для развития ребенка и включая его в процесс систематически осуществляемой коррекционно – воспитательной работы.
Однажды приглашая детей на очередное занятие, я услышала: «Я устал, когда же мы будем играть?» И это правда, к сожалению, в коррекционных садах очень плотный график занятий, на свободную деятельность у детей практически не остается времени – это оправдано тем, что у детей с интеллектуальной недостаточностью низкая познавательная активность и не развито умение организовывать свою деятельность. Но это не значит, что дети не должны играть! Тогда я задумалась, как же возможно организовать детскую деятельность, чтобы ребенок получал полноценное всестороннее развитие играя, то есть не воспринимая обучение как занятие.
Мною была разработана программа развития детей на основе театрализованной деятельности с использованием технологии музыкального воздействия «Музыкальный театр». У детей с задержкой развития отмечаются серьезные проблемы с развитием эмоционального интеллекта, умение контролировать и выражать свои эмоции. Следовательно, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве наиболее важных задач воспитания детей с ЗПР и легкой умственной отсталостью. Также снижена познавательная активность и недостаточно развиты когнитивные функции, речь.
Одним из ведущих средств социально – эмоционального развития является театрализованная деятельность. Театрализованная игра эмоционально насыщенна, соответственно привлекательна для детей. Так же для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций. Музыка обладает сильным психологическим воздействием. Она влияет на состояние нервной системы, используется в качестве вспомогательного средства для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, для сопровождения образовательной деятельности.
Как нам всем известно - театр не мыслим без музыки. Музыка помогает ребенку погрузится в волшебный мир сказки, познать характер героев, познать его настроение. Музыка оказывает общеразвивающее влияние на детей и создает благоприятный эмоционально положительный фон для совместной деятельности. Проигрывая музыкальные этюды подготавливаясь к игре - драматизации ребята учатся слышать музыку, воспроизводить ритм. У детей развивается умение действовать в соответствии с заданным ритмом, развивается пластичность, общая моторика, умение владеть своим телом. Так же при разучивании музыкальных этюдов или инсценировки песен, у детей развивается мышечная и слуховая память. В ходе театрализованной деятельности стимулируется двигательная активность, совершенствуется общая и мелкая моторика, активизируются сенсомоторные навыки, происходит развитие основных познавательных процессов (внимания, воображения, речи, восприятия, мышления, памяти). Игры драматизации обеспечивают активность детей и поддерживают их внимание, следовательно, происходит сознательное усвоение учебного материала. Театрализованная деятельность богата возможностями самоутверждения и самовыражения ребенка.
Совместная деятельность педагога с детьми по программе «Музыкальный театр» проводятся в виде игры, соответственно способствуют раскрепощению детей, снятию у них психического и физического напряжения.
В процессе создания программы мною было создано перспективное планирование, разработана взаимосвязь между педагогами группы, созданы индивидуальные рабочие тетради для закрепления и активизации полученных знаний, умений и навыков. Данные разработки направлены на всестороннее и последовательное развитие личности ребенка. В ходе совместной деятельности закрепляются знания по лексическим темам и содержанию литературных произведений. В совместной деятельности с детьми используются игры на ознакомление с окружающим и формирование грамматического строя речи, задания на развитие зрительного и слухового восприятия, коррекции мыслительных процессов. Для закрепления полученных знаний по изучаемому литературному произведению, развитию сенсомоторных навыков, углублению представлений об окружающем мире, коррекции и развития мыслительных процессов, целесообразно использовать задания на развитие конструктивного праксиса. Данный вид деятельности помогает развивать мыслительные процессы, пространственную ориентировку и творческую активность. В итоговую часть необходимо включать элементы продуктивной деятельности - рисование, конструирование из бумаги, работа в тетради «Умные сказки». В совместную деятельность с детьми я включаю проигрывание этюдов, провожу игры – имитации или импровизации, на динамических паузах совместно с детьми инсценируем песни или разучиваем танцы. На индивидуальных занятиях с детьми мы разучиваем стихи, речитативы, диалоги.
Учитель – дефектолог помогает детям овладеть приемами режиссерской игры и игры – драматизации по содержанию конкретного литературного произведения, которое изучается в рамках образовательной деятельности. Из этого следует, что вся наша образовательная деятельность пронизана творчеством, помогает развить эмоциональный интеллект воспитанника, раскрыть потенциал каждого ребенка и его способности. Мои воспитанники успешно выступают перед своим родителями. В течении года мы участвуем с театрализованными представлении в проекте «Дети детям», где маленькие артисты показывают спектакли для детей других групп нашего дошкольного учреждения. В 2020 году ребята показали два спектакля «Медвежонок мишутка» и «Подарок маме» для гостей центра развития «Анима».
Самой важной оценкой моей деятельности являются слова моих воспитанников: «Хотим сказку» или «Репетировать – это хорошо» и конечно же положительные отзывы родителей и педагогов о моей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование элементов сказкотерапии как средства развития социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста."
Статья для педагогов (консультация)....
Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
Доклад на педагогические чтения...
Тезисы по теме ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Взаимодействие с родителями, как условие социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста...
Статья на тему: "Социально-эмоциональное личностное развитие детей младшего возраста в театрализованной деятельности."
В современном мире, мире компьюторных технологий люди потеряли самое дорогое – живое общение друг с другом. Мы с вами можем это исправить – нужно научить детей: общаться, цени...
Музыкальное воспитание, как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Музыка осуществляет благотворное воздействие на различные системы организма человека : дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую. Помимо речевых нарушений у воспитанников наблюдаются ухудшения ме...
Мастер-класс по теме :«Попевки и музыкальные игры как средство активизации математического развития детей»
Цель мастер-класса по теме :«Попевки и музыкальные игры как средство активизации математического развития детей» - знакомство коллег с одним из методов активизации математическо...