"Использование элементов сказкотерапии как средства развития социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста."
консультация (старшая группа) на тему
Статья для педагогов (консультация).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_skazkoterapii_kak_sredstvo_razvitiya_sotsialno.docx | 226.18 КБ |
metod_skazkoterapii_kak_sredstvo_razvitiya_sotsialno.docx | 226.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов сказкотерапии как средства развития социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
Савельева Лариса Михайловна
Воспитатель
МБДОУ №10 Московская обл.
Г. Солнечногорск
Для многих людей настоящим символом детства является сказка. Все мы помним, как родители на ночь читали нам увлекательные истории, в которых мы представляли себя в качестве главных героев и учились храбрости, мудрости и преодолению трудностей.
Волшебный мир сказок оказывает огромное влияние на детскую психику, помогает ребенку изменить себя в лучшую сторону, учит преодолевать страхи и укрепляет веру в победу добра над злом.
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказывать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. Это сегодня, опираясь на многовековой педагогический опыт, мы понимаем, что подобные истории являлись ни чем иным, как основой сказкотерапии. Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией.
Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70-х годов ХХ века, обоснованный М. Эриксоном и в дальнейшем развитый его учеником В. Росси. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов И.В. Вачковым, Д.Ю. Соколовым, С.К. Нартовой-Бочавер Он направлен на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления. Он имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.
Сказкотерапия дает возможность развивать творческие способности ребенка, способствует совершенствованию способов взаимодействия с окружающим миром, корректирует эмоциональную сферу.
Людям свойственно обмениваться историями. Для того, чтобы их рассказывать и слушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен опытом, - естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта.
Научившись рассказывать, передавать творчески свои мысли, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки.
Я активно использую элементы сказкотерапии в своей работе с дошкольниками. Каждый раз дети ожидают встречи со сказочными героями. Они отправляются в увлекательные путешествия в мир сказок, рассказов, стихов. Ведь очень важно научить детей видеть необычное в обычном.
Использование сказок помогает развивать речь детей.
С помощью сказки дошкольники учатся:
- пересказыванию сказок;
- рассказыванию сказок от третьего лица;
- групповому рассказыванию сказок;
- рассказыванию сказок по кругу;
- сочинению сказок.
Сказка помогает:
- выявить и поддержать творческие способности;
- снизить уровень тревожности и агрессивности;
- развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
- формирует навыки конструктивного выражения эмоций.
В ходе работы я использую следующие методики:
- «Лесенка» - тест на исследование самооценки.
- «Дорисовывание» - тест на исследование образного мышления.
На занятиях я также использую игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, на решение проблемных ситуаций, свободное и тематическое рисование, релаксационные этюды и др.
К работе со сказкой я подключаю также родителей, знакомлю их с элементами метода сказкотерапии.
Сказкотерапия позволяет использовать пальчиковые игры. Дети, находясь в сказке, изображают пальчиками животных. Это развивает не только мелкцую моторику рук, но и воображение ребенка.
Использую в своей работе и сказкотерапевтическое рисование. Конечно, дети и сами часто рисуют любимого сказочного героя, сказочную страну и т.д. Это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используются метафора и идея превращения. В сказкотерапевтическом рисовании используются: проективное диагностическое рисование, спонтанное рисование.
Сначала работу по методу сказкотерапии составляют такие рисунки, как «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев».
Детские рисунки – это и звездное небо, и поляна с колокольчиками и ромашками, и сказочный лес, в котором есть избушка на курьих ножках, и пещера гнома. В своих работах дети изображают много разных существ и придумывали о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии.
Решение сказочных задач – это сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения. Как сказочные задачи, так и ответы детей были разные. Задания были направлены на то, чтобы не повторять ответы друзей. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Вначале дети терялись в ситуации выбора, затем их ответы становились не похожими на ответы других детей. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни.
Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.
Психодинамические медитации – это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта.
Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных: лису, зайца, волка, медведя, птиц. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными, уверенными.
Самостоятельное сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. При обучении детей рассказыванию может использоваться несколько приемов:
- Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица
- Групповое рассказывание сказок
- Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения
- Групповое придумывание сказки
По итогам работы было проведено открытое занятие для родителей по сказке «Петушок и бобовое зернышко», обыгрывание сказок «Курочка ряба», развлечение в игровой форме «Стоит в поле теремок..» (по сказке «Теремок») и другие.
Театрализация сказки «Петушок и Обыгрывание сказки «Курочка Ряба»
бобовое зернышко»
Использование элементов сказкотерапии в работе с дошкольниками позволило развить в детях воображение, коммуникативные и аналитические способности, умение думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, вставать на место другого, и видеть мир с разных сторон. Дети стали более раскованными, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками, исчезли нежелательные формы поведения, появилась способность выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны.
Предварительный просмотр:
Использование элементов сказкотерапии как средства развития социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
Савельева Лариса Михайловна
Воспитатель
МБДОУ №10 Московская обл.
Г. Солнечногорск
Для многих людей настоящим символом детства является сказка. Все мы помним, как родители на ночь читали нам увлекательные истории, в которых мы представляли себя в качестве главных героев и учились храбрости, мудрости и преодолению трудностей.
Волшебный мир сказок оказывает огромное влияние на детскую психику, помогает ребенку изменить себя в лучшую сторону, учит преодолевать страхи и укрепляет веру в победу добра над злом.
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказывать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. Это сегодня, опираясь на многовековой педагогический опыт, мы понимаем, что подобные истории являлись ни чем иным, как основой сказкотерапии. Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией.
Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70-х годов ХХ века, обоснованный М. Эриксоном и в дальнейшем развитый его учеником В. Росси. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов И.В. Вачковым, Д.Ю. Соколовым, С.К. Нартовой-Бочавер Он направлен на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления. Он имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.
Сказкотерапия дает возможность развивать творческие способности ребенка, способствует совершенствованию способов взаимодействия с окружающим миром, корректирует эмоциональную сферу.
Людям свойственно обмениваться историями. Для того, чтобы их рассказывать и слушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен опытом, - естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта.
Научившись рассказывать, передавать творчески свои мысли, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки.
Я активно использую элементы сказкотерапии в своей работе с дошкольниками. Каждый раз дети ожидают встречи со сказочными героями. Они отправляются в увлекательные путешествия в мир сказок, рассказов, стихов. Ведь очень важно научить детей видеть необычное в обычном.
Использование сказок помогает развивать речь детей.
С помощью сказки дошкольники учатся:
- пересказыванию сказок;
- рассказыванию сказок от третьего лица;
- групповому рассказыванию сказок;
- рассказыванию сказок по кругу;
- сочинению сказок.
Сказка помогает:
- выявить и поддержать творческие способности;
- снизить уровень тревожности и агрессивности;
- развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
- формирует навыки конструктивного выражения эмоций.
В ходе работы я использую следующие методики:
- «Лесенка» - тест на исследование самооценки.
- «Дорисовывание» - тест на исследование образного мышления.
На занятиях я также использую игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, на решение проблемных ситуаций, свободное и тематическое рисование, релаксационные этюды и др.
К работе со сказкой я подключаю также родителей, знакомлю их с элементами метода сказкотерапии.
Сказкотерапия позволяет использовать пальчиковые игры. Дети, находясь в сказке, изображают пальчиками животных. Это развивает не только мелкцую моторику рук, но и воображение ребенка.
Использую в своей работе и сказкотерапевтическое рисование. Конечно, дети и сами часто рисуют любимого сказочного героя, сказочную страну и т.д. Это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используются метафора и идея превращения. В сказкотерапевтическом рисовании используются: проективное диагностическое рисование, спонтанное рисование.
Сначала работу по методу сказкотерапии составляют такие рисунки, как «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев».
Детские рисунки – это и звездное небо, и поляна с колокольчиками и ромашками, и сказочный лес, в котором есть избушка на курьих ножках, и пещера гнома. В своих работах дети изображают много разных существ и придумывали о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии.
Решение сказочных задач – это сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения. Как сказочные задачи, так и ответы детей были разные. Задания были направлены на то, чтобы не повторять ответы друзей. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Вначале дети терялись в ситуации выбора, затем их ответы становились не похожими на ответы других детей. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни.
Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.
Психодинамические медитации – это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта.
Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных: лису, зайца, волка, медведя, птиц. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными, уверенными.
Самостоятельное сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. При обучении детей рассказыванию может использоваться несколько приемов:
- Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица
- Групповое рассказывание сказок
- Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения
- Групповое придумывание сказки
По итогам работы было проведено открытое занятие для родителей по сказке «Петушок и бобовое зернышко», обыгрывание сказок «Курочка ряба», развлечение в игровой форме «Стоит в поле теремок..» (по сказке «Теремок») и другие.
Театрализация сказки «Петушок и Обыгрывание сказки «Курочка Ряба»
бобовое зернышко»
Использование элементов сказкотерапии в работе с дошкольниками позволило развить в детях воображение, коммуникативные и аналитические способности, умение думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, вставать на место другого, и видеть мир с разных сторон. Дети стали более раскованными, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками, исчезли нежелательные формы поведения, появилась способность выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов логоритмики, как средство развития музыкально-ритмических движений у детей с нарушением речи
Известно, что у детей с речевыми нарушениями, как правило, наблюдается недоразвитие и в двигательной сфере. Воспитанники логопедических детских садов отличаются неловкостью, бедностью мимики и пантоми...
Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние манцальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно уже во втором веке до нашей эры в Китае. Специ...
Использование нетрадиционной техники рисования ( рисование цветной солью) как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Основная цель работы - это способствовать развитию мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционную технику рисования цветной солью....
Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей сист...
Мастер-класс на тему «Использование дидактического пособия «Кубики историй» как средство развития связной речи и воображения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Ни для кого не секрет, что проблема развития речи одна из самых острых в современном образовании, отсюда задача педагога выбрать оптимальные методы обучения и формы организации работы с детьми.Кубики ...
« Использование дидактического пособия «Кубики-помощники» как средство развития связной речи и воображения детей дошкольного возраста». Из опыта работы.
Вашему вниманию мы хотим предложить дидактическое пособие «Кубики помощники»Аннотация: данное пособие направлено на развитие речевых возможностей детей старшего дошко...
Консультация для родителей на тему: « Использование Су-Джок терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...