Музыкальное воспитание, как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
консультация
Музыка осуществляет благотворное воздействие на различные системы организма человека : дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую. Помимо речевых нарушений у воспитанников наблюдаются ухудшения мелкой и артикуляционной моторики, дефицит речеслухового восприятия, память, зрительно-пространственная ориентация. Однако музыкальная деятельность обеспечивает тренировку органов слуха, развития дыхания, ловкости, выносливости, свободы движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaplavskaya_kochetkova_doklad_gmo.docx | 25.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №50 «Дефектолог»
ДОКЛАД
НА РАЙОННОМ МЕТОЛИЧЕСКОМ ОЪЕДИНЕНИИ
НА ТЕМУ :
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ,
КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»
Подготовили :
Воспитатель 1 квалификационной категории
Кочеткова З.С.
Музыкальный руководитель
Заплавская Е.П.
Люберцы
Доклад музыкального руководителя Заплавской Е.П
и воспитателя логопедической группы Кочетковой З.С.
МДОУ №50 «Дефектолог»
Музыкальное воспитание, как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с нарушениями речи
В настоящее время современная дошкольная педагогика становится ориентированной на коррекционную работу при помощи различных видов искусства.
Музыка является одним из важнейших средств развития и воспитания личности ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи и активным его включением в культурно-образовательный социум.
Известен интерес ученых к проблеме влияния музыки на организм человека, который проявился в работах таких исследователей как В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов, Г. П. Шипулин и др.
Музыка осуществляет благотворное воздействие на различные системы организма человека: дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую. Помимо речевых нарушений у воспитанников наблюдаются ухудшение мелкой и артикуляционной моторики, дефицит таких процессов, как внимание, речеслуховое восприятие, память, зрительно-пространственная ориентация. Однако музыкальная деятельность обеспечивает тренировку органов слуха, развитие дыхания, ловкости, выносливости, свободы движений.
Слушание
Способствует развитию чувства ритма и темпа. Восприятие музыки становится более эффективным, если прослушивание комбинировать с одновременными музыкальными движениями (хлопки, притопы, отстукивания). Детям легче передать характер именно движением, чем словесно. Работа, которая проводится по тренировке чувства ритма, далее помогает перенести это умение в движение, а позже — в речь.
Пение
Для детей с тяжелыми нарушениями речи способствует нормализации деятельности речевого аппарата — его дыхательных, артикуляционных, голосовых образующих составляющих — улучшению произносительной стороны речи, а также развитию памяти, воображения, музыкально-сенсорных способностей.
На первоначальных этапах работы следует поработать над четким произношением текста, осваиванию певческих навыков. Для этого активно используются чистоговорки и распевки с движением, упражнения для развития дыхания
Музыкально-ритмические движения
При работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи учат владению телом, готовят к развитию навыков основных танцевальных движений, которые будут в дальнейшем использованы в плясках, хороводах и играх. Музыкальные игры в сочетании с пением, а также хороводы решают проблему с координацией детей, упорядочивают темп движений.
Элементарное музицирование
Совершенствует чувство ритма и тембрового слуха.
Полезно использовать такие произведения, как русские народные песенки, например, «Андрей-воробей», или классические — «Танец маленьких лебедей» П. Чайковского. Коррекционные задачи, выполняемые при игре на музыкальных инструментах, ориентированы также на развитие мелкой моторики при использовании таких инструментов, как колокольчики, дудочки, металлофоны, ложки; развитие координации движений — бубен, барабан,металлофон.
Вывод
В результате, у дошкольников появляется интерес к музыке, создаются эмоциональная отзывчивость и впечатления. Ребёнок успешно учится координации движений, тренирует свой артикуляционный и дыхательный аппараты, развивает память, музыкальный слух, внимание.
Особенно хочется отметить использование фольклора в жизни дошкольников
Детский фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения. Связь поэтического слова и движения идет от народной педагогики. Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.
Первое направление — это установление и формирование доверительных, добрых отношений между взрослым и ребенком (тактильные взаимодействия, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах)
Второе направление — выполнение детьми различных движений при проговаривании или пропевании народных потешек, прибауток, приговорок и так далее.
Какие конкретно движения дети выполняют? Прежде всего это мелкая моторика.
Движения самомассажа:
– потирание ладоней;
– образное движение «моем руки»;
– круговые движения (собранными вместе кончиками пальцев одной руки по ладони другой) – поочередное смыкание всех пальцев с большим надавливанием подушечек пальцев;
– образное движение «кормим птиц»;
– постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой. Шевеление пальчиков. Разведение и сведение пальцев
Хлопки:
– обычные;
– скользящие;
– хлопки ладонями.
Сложенными «чашечками»
Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
Помахивание кистями сверху вниз, к себе и от себя.
Вращение кистей, кулачков, «фонарики».
Движения всей рукой тоже разнообразны:
– мы рисуем солнце;
– показываем радугу;
– пилим дрова (вдвоем)
Развитие мелкой моторики и руки непрерывно связано с развитием речи детей.
Обучение детей разнообразным выразительным движениям
Например, ребенок показывает, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты играют на разных народных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке).
Материал детского фольклора дает детям большой опыт в навыках правильной речи и выразительных движений, помогает развивать чувство ритма, творческие способности.
Народная песня
Мелодии народных песен отличаются простотой и ясностью. Исполнять их не сложно: мелодии состоят из двух-пяти нот, учитывают возможности ребячьих голосов. (Колыбельные)
Петь их можно легко, не напрягая голос, не надо брать ни очень высоких, ни слишком низких звуков.
Движение мелодии в народных песнях можно представить как бег по лестнице сверху вниз («Во поле береза стояла», «В темном лесе»), а можно перескакивать через одну («Во кузнице»).
Эти мелодии не затрудняют дыхание исполнителя. Такие песни легко исполнять в движении. Ведь давно доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь.
Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп и формирует правильное произношение.
Прибаутки
Воспитывают навыки, необходимые для становления речи, тренировки памяти, а также пополняют информационный запас, развивают чувство юмора и логическое мышление.
Наличие ритмического начала в текстах народных игр помогает развивать у детей чувство ритма, так как эти тексты легко воспроизвести в хлопках, ритмизировать.
Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать словами.
Русские народные танцы с пением
Очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т.е. гораздо чаще чем другие виды танцев.
При выборе танцев с пением и хороводов необходимо учитывать навыки детей в пении и движении для того, чтобы, выучив песню и разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что дает наибольший коррекционный эффект.
Игры с пением и движением
Включают в себя полифункциональные задачи — познавательные, коммуникативные, спортивную, творческие, — являются эффективным педагогическим средством формирования личности.
Невозможно себе представить мир детства без игры, которая является по определению психологов ведущей формой деятельности ребёнка.
Игра развивает физически, психологически, интеллектуально, эстетически. Игра даёт наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту.
Использование русского детского музыкального фольклора в процессе музыкального воспитания позволяет:
- Развивать музыкальность детей
-Влиять на оздоровление их психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.
-Заниматься нормализацией психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.
-Укреплять и тренировать двигательный аппарат: развивать равновесие, свободу движений, снимать излишнее мышечное напряжение, улучшать ориентацию в пространстве, координацию движений;
-Развивать дыхание
-Воспитывать правильную осанку и походку формировать двигательные навыки и умения
-Развивать ловкость, силу, выносливость.
-Исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, скороговорки, проглатывание окончаний слов.
Литература:
- Буцкая, Ж. Н. Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Ж. Н. Буцкая. // Молодой ученый. — 2019. — № 30 (268). — С. 114-115.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.-М.:Владос, 2002.-272с
- Гавришева Л. Б. «Конспекты интегрированной коррекционной образовательной музыкальной деятельности с детьми».
- Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор.-М.: Наука, 2002.-315с.
- В.Н. Косарева. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3–7 лет / Волгоград: Учитель, 2012.
- Нищева Н. В., Гавришева Л. «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры. ФГОС (+CD)» Детство-Пресс, 2020 г.
- Судакова Е. «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников (+CD)» Издательство: "Детство-Пресс" (2013)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие произвольной моторики, как средство коррекции ОНР у детей дошкольного возраста"
В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, к нам в учреждение общеразвивающего вида стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в ус...
«Продуктивная деятельность, как средство коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения».
Как использовать различные виды продуктивной деятельности для коррекции зрения дошкольников в специализированном д/саду....
Художественное развитие детей дошкольного возраста, имеющих речевое нарушение через использование нетрадиционной техники рисования
Методика проведения нетрадиционной техники рисования....
КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количе...
«Музыкальное воспитание как средство коррекции (лечебной педагогики) детей с нарушениями речи»
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, способствует накоплению музыкального тезауруса в своем творческом процессе. В ребёнке активизируе...
Влияние музыкального воспитания в семье на общее развитие детей дошкольного возраста
Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музык...
Статья "Особенности психологического развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Для детей с речевыми нарушениями характерны следующие особенности развития:нарушение внимания, памяти, гиперактивное поведение.Кроме психических процессов у детей данной категории часто страдает эмоци...