Мастер-класс по теме :«Попевки и музыкальные игры как средство активизации математического развития детей»
статья

Елена Ивановна Самсонова

Цель мастер-класса по теме :«Попевки и музыкальные игры  как средство активизации математического развития детей» - знакомство коллег с одним из методов активизации математического развития дошкольников через попевки и музыкальные игры.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме :«Попевки и музыкальные игры  как средство активизации математического развития детей»

Дата проведения: 1октября 2022года

Место проведения: МБДОУ д/с «Золотой ключик» р.п. Усть-Донецкий

Подготовила: музыкальный руководитель: Самсонова Елена Ивановна

(СЛАЙД №1)Мастер-класс по теме: «Попевки и музыкальные игры

как средство активизации математического развития детей»                Подготовила: музыкальный руководитель: Самсонова Елена Ивановна

Целью своего мастер-класса я  ставлю знакомство коллег  с одним из методов активизации математического развития дошкольников через попевки и музыкальные игры.

Задачи: 

- познакомить участников с методическими приёмами активизации математического развития дошкольников через попевки и музыкальные игры;

- показать практическую значимость использования данного приёма работы по активизации математического развития  дошкольников;

 - убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности;

- развивать творческий потенциал участников, направленный на формирование интереса к интеграции музыки и математики.

Ход мастер-класса:

Хотите развить у ребенка математические способности? Тогда учите его… музыке. Казалось бы, мир живых звуков и мир сухих чисел – прямо противоположны.

Но они тесно связаны между собой.

Каждой ноте соответствует определенное число, и порядковый ряд чисел имеет музыкальное звучание. Это чувствует человеческое ухо и воспринимает мозг.

(СЛАЙД №2) Картинка «Мать у колыбели».

С самых древних времен матери пели у колыбелей своих младенцев красивые нежные песни, которые так и называются: «Колыбельные». Дети впитывали гармонию звуков с самых первых дней своей жизни. Очень рано и сами они начинали петь и развиваться.

(СЛАЙД №3) Картинка «Пифагор»

Древнегреческий философ и математик Пифагор установил, что числа и звуки дополняют друг друга, музыка развивает интеллект. В основу своей школы он положил математику и музыку.                                                                                               Известные математики – Декарт, Лейбниц, Даламбер и другие занимались исследованием воздействия музыки на способности человека.                                             Проводятся подобные эксперименты и в наши дни. Они показали, что во время прослушивания классической музыки работают те же участки мозга, что и при решении логических задач. Современная нейропсихология указывает на высокий уровень пространственного воображения у музыкантов. Поэтому у одаренных детей очень часто сочетаются музыкальные и математические способности.                                                         Большие результаты дает обучение игре на музыкальных инструментах.                            Качества, которые вырабатываются у ребенка в процессе обучения, становятся основой для формирования логического, математического мышления, развивается память, образное восприятие.                                                                                                        Сегодня я расскажу, как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами музыкального воспитания?                                                                                                                    Целью моего  мастер-класса я  ставлю знакомство коллег  с методами активизации математического развития дошкольников через попевки и музыкальные игры. Если считалочку, разминку, любое стихотворение положить на музыку, то это получается уже попевка, песенка. Я взяла одну из считалочек, подобрала минусовку к ней, и теперь она превратилась в попевку.                                                                                                                                                                       Предлагаю вам принять участие в музыкальной разминке, которую можно проводить на занятиях по математике вместо обычной физкультминутки.                                                                                     Музыкальная разминка «Счет».                                                                               Включаю  минусовку (Весенняя полечка)

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре - руки шире

Пять – руками помахать.

Проигрыш: кружение на носочках.

Шесть –  пониже нам присесть,

Семь – плечами потрясти,

Ну а 8 потянись,

Скажем 9 - покружись.

Скажем 9 -  покружись,

А на 10 поклонись!

2)

Разучивание песен типа «Веселый счет» В. Орловой и Л.Хисматуллиной        

способствует закреплению порядкового счета до 10.

Песня «Весёлый счет»

Все, что вижу во дворе я,

Все, что вижу на пути,

Я умею, я умею

Сосчитать до десяти.

Еду с мамой в зоосад

И считаю всё подряд.

Пробегает дикобраз,

Это - раз.

Чистит перышки сова,

Это - два.

Третьей стала росомаха,

А четвертой - черепаха.

Серый волк улегся спать,

Это - пять.

Попугай в листве густой,

Он - шестой.

Вот лосенок рядом с лосем,

Это будет семь и восемь.

Девять - это бегемот:

Рот - как бабушкин комод.

В клетке ходит лев косматый,

Он последний, он десятый.

Дальше мне не сосчитать -

Надо снова начинать!

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.

Использование музыкально-ритмической  игры с хлопками способствует   не только развитию чувства ритма, но и закреплению порядкового счета до 8, формированию логического и математического мышления

Я прежде, чем разучить русский стилизованный танец «На гулянье», провожу с дошкольниками музыкально-ритмическую игру с хлопками. Сейчас я предлагаю вам принять участие в этой игре.

Включаю музыку.

Показываем движения с хлопками, коллеги повторяют.

1)

IIII хлопки в ладоши

IIII хлопки по плечам                                     2раза

IIII хлопки по ногам

IIII хлопки по столу

2)   I I I I I I I I  хлопки в ладоши 8 раз

3)

IIII хлопки в ладоши

IIII хлопки по плечам                              2раза                                                                                          

IIII хлопки по ногам

IIII хлопки по столу

4)   I I I I I I I I хлопки в ладоши 8 раз

5)

IIII хлопки в ладоши

IIII  хлопки по плечам                                     2раза                                                                                      

IIII хлопки по ногам

IIII хлопки по столу

6) тихие отстукивания по столу

7)

IIII хлопки в ладоши

IIII  хлопки по плечам                                   2раза

IIII хлопки по ногам

IIII хлопки по столу

8) тихие отстукивания по коленям в такт музыке

9)  I I I I I I I I  хлопки в ладоши 8 раз

10)

 IIII хлопки в ладоши

IIII хлопки по плечам                                  2раза

IIII хлопки по ногам

IIII хлопки по столу

11) тихие отстукивания по столу

12)

IIII хлопки в ладоши

IIII  хлопки по плечам                                 4раза                                                                                             

IIII хлопки по ногам

IIII хлопки по столу

Похожую музыкально-ритмическую  игру с хлопками можно использовать при разучивании любой песни, допустим веселой песенки «Улыбаемся весне». Для разучивания куплетов на 1 призму можно поставить 4  блюдца, в каждой по 1 предмету: фломастер, муляж яблока, и т.д. Для разучивания припева на 2 призму ставим блюдца, на каждом по 2 предмета. Каждый

Проигрыш: подтанцовка

1 куплет

Улыбаемся весне, солнцу, миру в небесах.                    4 хлопка

Пусть любовь царит везде: в поле, в речке и в лесах.  4 хлопка

Пусть кругом летит добро, волшебство и чудеса,        4 хлопка

И зелёной пеленой одеваются леса.                                4 хлопка

Припев:

Пробуждается всё и поля, и леса.                 по 2 хлопка 4 раза

За зимою всегда наступает весна                 по 2 хлопка 4 раза

И улыбку свою мы весне отдаём,                  по 2 хлопка 4 раза

И с любовью ей песню поём.                          по 2 хлопка 4 раза

Проигрыш: подтанцовка

2куплет

Золотистые цветы водят в поле хоровод,                            4 хлопка

Улыбаются весне, если первый дождь идёт.                        4 хлопка

Аромат царит кругом от зелёных, нежных трав.                   4 хлопка

Веет свежестью весны от берёзовых дубрав.                         4 хлопка

Припев:

Пробуждается всё и поля, и леса,                 по 2 хлопка 4 раза

За зимою всегда наступает весна,                по 2 хлопка 4 раза

И улыбку свою мы весне отдаём,                  по 2 хлопка 4 раза

И с любовью ей песню поём.                          по 2 хлопка 4 раза

Припев:

Пробуждается всё и поля, и леса,                 по 2 хлопка 4 раза

За зимою всегда наступает весна,                 по 2 хлопка 4 раза

И улыбку свою мы весне отдаём,                  по 2 хлопка 4 раза

И с любовью ей песню поём.                          по 2 хлопка 4 раза

Проигрыш: подтанцовка

Вывод: А закончить я хочу словами великого математика Лейбница:         «Музыка есть таинственная арифметика души;                                                                        она вычисляет, сама того не сознавая».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевые игры как средство активизации математического словаря детей 5-6 лет

Дошкольный  возраст « шестой год жизни», по мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов, является благоприятным для активного  развития речи  и познавательных способ...

Статья для родителей на тему: "Средства активизации речевого развития детей".

Беседа проводится в форме «круглого стола» с подгруппой родителей старшего дошкольного возраста. Родителям предлагается не только поучаствовать в диалогической беседе, но и поиграть в неко...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВТема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста...

Опыт работы по теме: Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с правилами дорожного движения

  Все мы живем в современном обществе увеличивается количество машин.Важным остается тот факт, что дошкольники испытывают трудности в формировании навыка безопасного поведения на...

«Средства активизации речевого развития детей»

Современные родители хотят, чтобы их дети были успешными, самореализованными людьми, получающими удовольстивие от жизни. В связи с этим педагогическая работа в ДОУ должна быть построена с учетом возра...

Мастер-класс на тему «Эмоционально-экспрессивные игры как средство социально-коммуникативного развития детей 4-6 лет»

Мастер-класс на тему «Эмоционально-экспрессивные игры как средство  социально-коммуникативного развития детей 4-6 лет». Развитие эмоциональной экспрессии у детей. эмоциональная...

Мастер-класс "Использование клавес в речевых и музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма»

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развитию интеллект...