Мастер-класс по теме :«Попевки и музыкальные игры как средство активизации математического развития детей»
статья
Цель мастер-класса по теме :«Попевки и музыкальные игры как средство активизации математического развития детей» - знакомство коллег с одним из методов активизации математического развития дошкольников через попевки и музыкальные игры.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме :«Попевки и музыкальные игры как средство активизации математического развития детей»
Дата проведения: 1октября 2022года
Место проведения: МБДОУ д/с «Золотой ключик» р.п. Усть-Донецкий
Подготовила: музыкальный руководитель: Самсонова Елена Ивановна
(СЛАЙД №1)Мастер-класс по теме: «Попевки и музыкальные игры
как средство активизации математического развития детей» Подготовила: музыкальный руководитель: Самсонова Елена Ивановна
Целью своего мастер-класса я ставлю знакомство коллег с одним из методов активизации математического развития дошкольников через попевки и музыкальные игры.
Задачи:
- познакомить участников с методическими приёмами активизации математического развития дошкольников через попевки и музыкальные игры;
- показать практическую значимость использования данного приёма работы по активизации математического развития дошкольников;
- убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности;
- развивать творческий потенциал участников, направленный на формирование интереса к интеграции музыки и математики.
Ход мастер-класса:
Хотите развить у ребенка математические способности? Тогда учите его… музыке. Казалось бы, мир живых звуков и мир сухих чисел – прямо противоположны.
Но они тесно связаны между собой.
Каждой ноте соответствует определенное число, и порядковый ряд чисел имеет музыкальное звучание. Это чувствует человеческое ухо и воспринимает мозг.
(СЛАЙД №2) Картинка «Мать у колыбели».
С самых древних времен матери пели у колыбелей своих младенцев красивые нежные песни, которые так и называются: «Колыбельные». Дети впитывали гармонию звуков с самых первых дней своей жизни. Очень рано и сами они начинали петь и развиваться.
(СЛАЙД №3) Картинка «Пифагор»
Древнегреческий философ и математик Пифагор установил, что числа и звуки дополняют друг друга, музыка развивает интеллект. В основу своей школы он положил математику и музыку. Известные математики – Декарт, Лейбниц, Даламбер и другие занимались исследованием воздействия музыки на способности человека. Проводятся подобные эксперименты и в наши дни. Они показали, что во время прослушивания классической музыки работают те же участки мозга, что и при решении логических задач. Современная нейропсихология указывает на высокий уровень пространственного воображения у музыкантов. Поэтому у одаренных детей очень часто сочетаются музыкальные и математические способности. Большие результаты дает обучение игре на музыкальных инструментах. Качества, которые вырабатываются у ребенка в процессе обучения, становятся основой для формирования логического, математического мышления, развивается память, образное восприятие. Сегодня я расскажу, как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами музыкального воспитания? Целью моего мастер-класса я ставлю знакомство коллег с методами активизации математического развития дошкольников через попевки и музыкальные игры. Если считалочку, разминку, любое стихотворение положить на музыку, то это получается уже попевка, песенка. Я взяла одну из считалочек, подобрала минусовку к ней, и теперь она превратилась в попевку. Предлагаю вам принять участие в музыкальной разминке, которую можно проводить на занятиях по математике вместо обычной физкультминутки. Музыкальная разминка «Счет». Включаю минусовку (Весенняя полечка)
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре - руки шире
Пять – руками помахать.
Проигрыш: кружение на носочках.
Шесть – пониже нам присесть,
Семь – плечами потрясти,
Ну а 8 потянись,
Скажем 9 - покружись.
Скажем 9 - покружись,
А на 10 поклонись!
2)
Разучивание песен типа «Веселый счет» В. Орловой и Л.Хисматуллиной
способствует закреплению порядкового счета до 10.
Песня «Весёлый счет»
Все, что вижу во дворе я,
Все, что вижу на пути,
Я умею, я умею
Сосчитать до десяти.
Еду с мамой в зоосад
И считаю всё подряд.
Пробегает дикобраз,
Это - раз.
Чистит перышки сова,
Это - два.
Третьей стала росомаха,
А четвертой - черепаха.
Серый волк улегся спать,
Это - пять.
Попугай в листве густой,
Он - шестой.
Вот лосенок рядом с лосем,
Это будет семь и восемь.
Девять - это бегемот:
Рот - как бабушкин комод.
В клетке ходит лев косматый,
Он последний, он десятый.
Дальше мне не сосчитать -
Надо снова начинать!
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.
Использование музыкально-ритмической игры с хлопками способствует не только развитию чувства ритма, но и закреплению порядкового счета до 8, формированию логического и математического мышления
Я прежде, чем разучить русский стилизованный танец «На гулянье», провожу с дошкольниками музыкально-ритмическую игру с хлопками. Сейчас я предлагаю вам принять участие в этой игре.
Включаю музыку.
Показываем движения с хлопками, коллеги повторяют.
1)
IIII хлопки в ладоши
IIII хлопки по плечам 2раза
IIII хлопки по ногам
IIII хлопки по столу
2) I I I I I I I I хлопки в ладоши 8 раз
3)
IIII хлопки в ладоши
IIII хлопки по плечам 2раза
IIII хлопки по ногам
IIII хлопки по столу
4) I I I I I I I I хлопки в ладоши 8 раз
5)
IIII хлопки в ладоши
IIII хлопки по плечам 2раза
IIII хлопки по ногам
IIII хлопки по столу
6) тихие отстукивания по столу
7)
IIII хлопки в ладоши
IIII хлопки по плечам 2раза
IIII хлопки по ногам
IIII хлопки по столу
8) тихие отстукивания по коленям в такт музыке
9) I I I I I I I I хлопки в ладоши 8 раз
10)
IIII хлопки в ладоши
IIII хлопки по плечам 2раза
IIII хлопки по ногам
IIII хлопки по столу
11) тихие отстукивания по столу
12)
IIII хлопки в ладоши
IIII хлопки по плечам 4раза
IIII хлопки по ногам
IIII хлопки по столу
Похожую музыкально-ритмическую игру с хлопками можно использовать при разучивании любой песни, допустим веселой песенки «Улыбаемся весне». Для разучивания куплетов на 1 призму можно поставить 4 блюдца, в каждой по 1 предмету: фломастер, муляж яблока, и т.д. Для разучивания припева на 2 призму ставим блюдца, на каждом по 2 предмета. Каждый
Проигрыш: подтанцовка
1 куплет
Улыбаемся весне, солнцу, миру в небесах. 4 хлопка
Пусть любовь царит везде: в поле, в речке и в лесах. 4 хлопка
Пусть кругом летит добро, волшебство и чудеса, 4 хлопка
И зелёной пеленой одеваются леса. 4 хлопка
Припев:
Пробуждается всё и поля, и леса. по 2 хлопка 4 раза
За зимою всегда наступает весна по 2 хлопка 4 раза
И улыбку свою мы весне отдаём, по 2 хлопка 4 раза
И с любовью ей песню поём. по 2 хлопка 4 раза
Проигрыш: подтанцовка
2куплет
Золотистые цветы водят в поле хоровод, 4 хлопка
Улыбаются весне, если первый дождь идёт. 4 хлопка
Аромат царит кругом от зелёных, нежных трав. 4 хлопка
Веет свежестью весны от берёзовых дубрав. 4 хлопка
Припев:
Пробуждается всё и поля, и леса, по 2 хлопка 4 раза
За зимою всегда наступает весна, по 2 хлопка 4 раза
И улыбку свою мы весне отдаём, по 2 хлопка 4 раза
И с любовью ей песню поём. по 2 хлопка 4 раза
Припев:
Пробуждается всё и поля, и леса, по 2 хлопка 4 раза
За зимою всегда наступает весна, по 2 хлопка 4 раза
И улыбку свою мы весне отдаём, по 2 хлопка 4 раза
И с любовью ей песню поём. по 2 хлопка 4 раза
Проигрыш: подтанцовка
Вывод: А закончить я хочу словами великого математика Лейбница: «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевые игры как средство активизации математического словаря детей 5-6 лет
Дошкольный возраст « шестой год жизни», по мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов, является благоприятным для активного развития речи и познавательных способ...
Статья для родителей на тему: "Средства активизации речевого развития детей".
Беседа проводится в форме «круглого стола» с подгруппой родителей старшего дошкольного возраста. Родителям предлагается не только поучаствовать в диалогической беседе, но и поиграть в неко...
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВТема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста...
Опыт работы по теме: Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с правилами дорожного движения
Все мы живем в современном обществе увеличивается количество машин.Важным остается тот факт, что дошкольники испытывают трудности в формировании навыка безопасного поведения на...
«Средства активизации речевого развития детей»
Современные родители хотят, чтобы их дети были успешными, самореализованными людьми, получающими удовольстивие от жизни. В связи с этим педагогическая работа в ДОУ должна быть построена с учетом возра...
Мастер-класс на тему «Эмоционально-экспрессивные игры как средство социально-коммуникативного развития детей 4-6 лет»
Мастер-класс на тему «Эмоционально-экспрессивные игры как средство социально-коммуникативного развития детей 4-6 лет». Развитие эмоциональной экспрессии у детей. эмоциональная...
Мастер-класс "Использование клавес в речевых и музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма»
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развитию интеллект...