Методы педагогического исследования
статья
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: НАБЛЮДЕНИЕ, БЕСЕДА, АНКЕТИРОВАНИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.
С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования.
Методы педагогического исследования - это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.1.3.4_metody_pedagogicheskogo_issledovaniya.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы педагогического исследования
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: НАБЛЮДЕНИЕ, БЕСЕДА, АНКЕТИРОВАНИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.
С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования.
Методы педагогического исследования - это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод педагогического исследования. Под научным наблюдением понимается планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.
Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов и обработки результатов. Предполагается ведение протоколов наблюдений, фотографирование, киносъемка, магнитные и видеозаписи.
Имеет место наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное наблюдение, т.е. со стороны.
Достоинства наблюдения заключаются в его планомерности и систематичности. Недостатки кроются в невозможности предвидеть, когда в исследуемом явлении проявится нечто важное, существенное с точки зрения исследуемой проблемы, полученный материал не всегда поддается статистической обработке. При этом затраты времени на наблюдение и обработку полученных материалов весьма велики.
В педагогической практике широко используются опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование. Они сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра.
Беседа — непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции.
Особое значение беседы состоит в том, что личный контакт помогает глубже понять мотивы респондента, его позицию. Данный метод обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, позволяет в соответствии с реакцией отвечающего направить беседу в нужное русло.
Для того чтобы результаты беседы были наиболее объективными, необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов.
Различают беседы индивидуальные и групповые.
Разновидностью беседы является интервью - односторонняя беседа, инициатор которой задает вопросы, а собеседник отвечает. Интервьюирование используется значительно реже
Особенность интервью заключается в том, что исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, которые задаются в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых.
Анкетирование — метод получения информации посредством письменного опроса с помощью специально разработанных вопросников, называемых анкетами.
Анкетирование предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.
Основными требованиями к разработке анкет являются:
· точность формулировок анкеты;
· содержательная направленность;
· лаконичность и однозначность формулировок.
Применяются три типа анкет:
· открытая анкета,
· анкета закрытого типа,
· смешанная анкета.
Открытая анкетасодержит вопросы без сопровождающих готовых ответов, предложенных респонденту на выбор.
Анкета закрытого типа, наоборот, дает готовые ответы для выбора анкетируемым.
Смешанная анкетасодержит элементы открытой и закрытой анкет.
Педагогическое тестирование — это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях по тщательно отработанным стандартизованным вопросам, позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых
Педагогическое тестирование — это форма, основанная на применении педагогических тестов.
Педагогический тест — это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
Отличительные черты педагогического тестирования:
- точность;
- простота;
- доступность;
- возможность автоматизации.
Значительное место в педагогических исследованиях отводится эксперименту — исследованию каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы.
Слово «эксперимент» - латинского происхождения, в переводе означает «опыт», «испытание».
Цель эксперимента — установление закономерностей между отдельными педагогическими воздействиями и их результатами в поисках наиболее эффективного способа управления педагогическим процессом.
Эксперимент, по сути, является строго контролируемым педагогическим наблюдением. Его особенность состоит в том, что экспериментатор ведет наблюдение за процессом, который сам и осуществляет.
В педагогической практике различают эксперимент естественный(в условиях обычного образовательного процесса, в привычной для испытуемого обстановке) и лабораторный, который протекает в специально созданных и контролируемых условиях
Для лабораторного эксперимента отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего все же используется естественный эксперимент.
В зависимости от цели различают эксперимент:
- констатирующий (изучение состояния педагогического явления);
- формирующий (апробация выдвинутой гипотезы);
- контрольный (обоснование полученных результатов и выводов).
Сложились определенные правила организации педагогических экспериментов. К ним относят, прежде всего, недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых, гарантии от нанесения вреда их самочувствию, жизнедеятельности в настоящем и будущем.
Метод изучения педагогической документации и продуктов детской деятельности позволяет получить различную информацию об исследуемом объекте. В качестве источников информации выступают планы и отчеты заведующих и педагогов дошкольных учреждений, конспекты занятий, продукты изобразительной деятельности и ручного труда дошкольников. Изучение этих материалов позволяет установить взаимосвязи между изучаемыми явлениями, выявить новые факты.
На различных этапах педагогических исследований применяется метод изучения и обобщения опыта. Под педагогическим опытом понимают практику обучения и воспитания, отражающую уровень развития педагогической науки. Характеризуют передовой опыт высокий положительный эффект в обучении и воспитании и достижение результатов без больших затрат времени и сил.
Социометрические методы позволяют исследовать межличностные отношения в коллективе. В процессе наблюдения или опроса исследователь может определить место, роль, статус испытуемого, различить стадии формирования внутриколлективных отношений.
В педагогических практике применяются также математические методы исследования, которые служат для обработки данных и результатов, полученных в процессе изучения, и отражаются в графиках, диаграммах, таблицах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдение как метод педагогического исследования.
Реформирование современной системы дошкольного образования ориентированного на развитие ребенка, повышение условий образовательных услуг, потребует тщательного анализа, отслеживания качества образован...
Тема: «Методы педагогического исследования (теоретические, эмпирические, методы качественного и количественного анализа)»
Методы исследования………………………………………..……...31.1. Эмпирические методы&helli...
Использование методов педагогического исследования как необходимое условие профессиональной деятельности педагога в ДОУ
Основные направления исследования воспитателем особенностей детей дошкольного возраста. Специфические применения методов психолого-педагогического исследования для изучения особенностей дошкольников. ...
«Методы педагогического исследования (теоретические, эмпирические, методы качественного и количественного анализа)»
laquo;Методы педагогического исследования (теоретические, эмпирические, методы качественного и количественного анализа)»...
презентация "Методы педагогического исследования
презентация для воспитателей...
Презентация "Методы педагогического исследования"
Презентация "Методы педагогического исследования"...