презентация "Методы педагогического исследования
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Р Методами педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем. Методы педагогических исследований можно классифицировать по цели исследования, источникам накопления информации , способам обработки и анализа данных.
МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЙ 1. Статистическое наблюдение – это планомерный, организованный сбор необходимых данных о явлениях и процессах путем регистрации характеризующих признаков, характерных для исследуемых явлений и процессов. К числу средств, повышающих объективность наблюдений, относятся специальные технические средства звукозаписи или видеозаписи уроков, внеклассных воспитательных мероприятий.
Ш 2. Метод беседы и интервью Применение методов бесед и интервью в научных исследованиях дает наибольшую эффективность в том случае, когда ученый-педагог четко намечает цель предстоящей беседы или интервью, намечает круг основных и вспомогательных вопросов, которые позволят выяснить сущность интересующих исследователя проблем. При продумывании вспомогательных вопросов педагог учитывает возможные варианты беседы и предусматривает ее ход в случае позитивных или отрицательных ответов. Эффективность беседы во многом зависит от умения создавать в общении благоприятную морально-психологическую атмосферу, наблюдать за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями, желанием отвечать или уходить от ответов.
Г 3. Метод рейтинга Это метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами). К подбору экспертов при этом предъявляются определенные требования: - компетентность, - креативность (способность решать творческие задачи), - положительное отношение к экспертизе, - отсутствие склонности к конформизму - научная объективность, - аналитичность и широта мышления, - конструктивность мышления, - свойство коллективизма, - самокритичность.
Ш 4. Метод обобщения независимых характеристик Объективность выводов, как показывает опыт, значительно возрастает, если при этом используется разработанный К. К. Платоновым метод обобщения независимых характеристик, суть которого сводится к обработке исследователем информации об ученике, поступившей из различных источников — от учителя, родителей, сверстников. Разновидностью названного метода является метод «педагогического консилиума» (Ю. К. Бабанский ). Он предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности школьников по определенной оптимальной по своему объему программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных качеств личности, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, коллективную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков.
Ш 5. Метод педагогического эксперимента Под педагогическим экспериментом современная педагогика высшей школы понимает метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельных методов и средств обучения и воспитания. Говоря о трактовке и определении общенаучного понятия "эксперимент", В.В. Налимов отмечает: "... Может быть, лучше всего об эксперименте говорить, пользуясь метафорами так, как это и сделал Кювье, когда сказал, что экспериментатор принуждает природу разоблачаться. А еще лучше, может быть, вовсе не пытаться давать определения того, что есть эксперимент, полагая, что это понятие не поддается компактному определению". Для педагогического эксперимента характерно, что исследователь активно включается в процесс возникновения и течения исследуемых явлений. Тем самым он проверяет свои гипотезы не только об уже существующих явлениях, но и о тех, которые нужно создать .
Г 6. Метод тестирования представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения (диагностирования) его личностных характеристик. Оценка теста производится по числу правильных ответов. Тестовая методика позволяет получать более объективные и точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов. Однако тестирование уступает другим методикам по глубине качественного анализа, лишает испытуемых разнообразия возможностей самовыражения. В школьной практике мы применяем тесты достижений . Оценка знаний учителем - это педагогическое тестирование, т. е. выявление уровня ЗУН, приобретенных в процессе изучения того или иного предмета.
Г 7. Метод анкетирования это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. Составление анкеты - сложная задача, тpeбующaя от экспериментатора методического мастерства, соединенного с четким представлением целей и задач исследования. Количественная обработка может дать, прежде всего, общие данные о количестве утвердительных и отрицательных ответов, полученных по каждому вопросу анкеты. Качественный анализ должен быть направлен в первую очередь на анализ негативных суждений (выявление их причины). Положительные же суждения используются как материал, подтверждающий гипотезу. В профессионально составленных анкетах предусматривается (в целях надежности) дублирование одного и того же вопроса в разных вариантах (прямой и косвенной вопросы). Если ответы противоречат друг другу, они отбрасываются как недостоверные.
Щ КОНЕЦ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-145170-1352996851.jpg)
Аналитическая справка по результатам музыкально-педагогического исследования
Аналитическая справка для музыкальных руководителей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/31/picture-193011-1359659105.jpg)
Современное состояние проблемы детско-родительских отношений в психолого-педагогических исследованиях
Дошкольное детство - это один их самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого времени идет интенсивное созревание всех систем и...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/06/picture-61695-1644158307.jpg)
Методические разработки по дисциплине педагогика : Педагогическое исследование: методология, методика, организация.
Материал поможет студентам педагогических вузов разобраться в методологических подходах, логике научного исследования....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/06/picture-61695-1644158307.jpg)
Методические разработки по дисциплине педагогика : Педагогическое исследование: методология, методика, организация.
Материал поможет студентам педагогических вузов разобраться в методологических подходах, логике научного исследования....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/21/picture-411680-1645465465.jpg)
Наблюдение как метод педагогического исследования.
Реформирование современной системы дошкольного образования ориентированного на развитие ребенка, повышение условий образовательных услуг, потребует тщательного анализа, отслеживания качества образован...
Особенности знаний у детей дошкольного возраста о растениях в психолого - педагогических исследованиях.
Русские прогрессивные педагоги прошлых лет (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Е. И. Тихеева ) обосновали значение природы и ее роль в первоначальном воспитании личности ребенка.Данные исследован...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/07/picture-101550-1530975712.jpg)
Проблема интеллектуального развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
Материал для воспитателей детского сада - самообразования....