Презентация "Методы педагогического исследования"
методическая разработка
Презентация "Методы педагогического исследования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_pedagogicheskogo_issledovaniya.pptx | 178.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод исследования — это путь ведения исследования, совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение научно-исследовательских задач. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления образовательной практики (В. М. Полонский). Для научного педагогического исследования характерны объективность получаемых данных, их новизна, воспроизводимость результатов в различных педагогических условиях, специальные методы исследования. Исследовательский метод направлен на развитие творческой деятельности, на освоение способов решения проблем. Составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов. Восприятие проблемы, составление плана ее решения (совместно с воспитателем), поиск способов, контроль и самоконтроль. Примеры применения: Творческие упражнения, элементарный опыт, экспериментирование.
Для дошкольной педагогики особый интерес представляет классификация методов на основе исследовательской цели: - методы теоретического анализа ; - метод сравнительно-исторического анализа; - метод моделирования педагогических явлений; - метод причинно-следственного анализа и др. Теоретические методы исследования — это такие методы, цель существования которых заключается в том, чтобы кроме установления прецедентов и определения внешних связей между ними, еще и сделать подробное объяснение. Теоретический метод исследования находится в достаточно тесной взаимосвязи с мыслительной деятельностью, с осмыслением эмпирического материала, его доработкой и анализом. Метод сравнительно-исторического анализа – это теоретический способ исследования проблемы путем изучения большого объема информации (теорий, статистических данных ,исторических наследий, научных монографий и публикаций) сравнения, сопоставления и анализирования данных, всё это помогает раскрытию их сущности и сделать выводы и обобщения.
Метод моделирования — наглядно-образная характеристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний. В некоторых случаях он позволяет описать педагогические явления с помощью матриц, символов, математических формул. В моделях значителен элемент условности и творческого домысливания исследователем. Однако это не снижает научной ценности моделирования, так как оно позволяет отвлечься от несущественных, второстепенных составляющих изучаемого явления, выделить основные, системообразующие и системоопределяющие связи и факторы. Метод причинно-следственного анализа . Причиной называется явление, которое вызывает или изменяет другое явление. Явление, вызываемое или изменяемое причиной, называется следствием. Причинность — это такая связь явлений, при которой явление-причина всегда порождает явление-следствие. Следствие не только порождается причиной, но и само, в свою очередь, влияет на нее, что значительно осложняет процесс установления факта причинности. Обнаружение, анализ и объяснение этих связей и позволит исследователю глубже проникнуть в суть изучаемого явления, сделать правильные выводы.
Методы сбора исследовательской информации: Беседа — это непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Беседа может проводиться как со взрослыми, педагогами и родителями, так и с дошкольниками. Достоинством беседы является то, что исследователь может учитывать эмоции, интонацию, пантомимику испытуемых, возникающие у них вопросы и суждения. А нкетирование , как правило, применяется в процессе изучения педагогических условий, определяющих развитие детей, — компетентность воспитателей, заинтересованность родителей. В ходе составления анкет используются вопросы разного типа: открытые, где респондент может высказать свою точку зрения; закрытые (с «веером ответов»), в которых нужно выбрать подходящий ответ из имеющихся, и полузакрытые, где можно выбрать ответ из имеющихся или предложить свой.
Тестирование — это метод выполнения испытуемым стандартизированных заданий, по результатам выполнения которых судят о его психологических или личностных характеристиках, знаниях, умениях, интересах и способностях. Результаты тестов хорошо поддаются количественной обработке, имеют высокую степень достоверности, но не дают возможности увидеть все стороны педагогического явления. Педагогическое наблюдение рассматривают как исходный метод исследования в дошкольной педагогике. Метод наблюдения позволяет описать поведенческую картину конкретного дошкольника, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Метод естественного эксперимента (экспериментальных заданий) также широко используется в современной дошкольной педагогике. Он позволяет решить многие задачи, например выявить интересы дошкольников или их умение взаимодействовать в группе, проявить сочувствие и помощь сверстникам и взрослым.
В дошкольной педагогике наиболее часто применяются следующие методы количественного анализа данных: - Регистрация — выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество социально уверенных и социально неуверенных детей в каждой экспериментальной группе). - Ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составления ранжированного списка старших дошкольников в зависимости от количества полученных ими выборов со стороны сверстников). - Шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность.
Известны четыре основные градации измерительных шкал: 1 ) шкалы наименований (или номинальные); 2 ) шкалы порядка (или ранговые); 3 ) интервальные шкалы; 4 ) шкалы отношений.
Структура педагогического исследования : Первый этап — этап теоретического анализа. На этом этапе исследователь осуществляет общее знакомство с проблемой, определяет объект и предмет своего исследования, общую цель работы. Здесь же определяются концептуальные подходы, на которых будет строиться исследование, — философские, культурологические, психологические. На этом же этапе выдвигается гипотеза — научное предположение, отражающее основную идею педагогического исследования. На ее основе формулируются исследовательские задачи. Второй этап исследования — экспериментальный, в ходе которого исследователь проверяет достоверность поставленной гипотезы — доказывает или опровергает ее. Экспериментальная часть педагогического исследования включает три ступени (этапа). Констатирующая ступень эксперимента позволяет оценить исходные особенности педагогических явлений в реальной педагогической практике. Исследователь использует различные методы сбора информации: наблюдение, беседу, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование. Анализ выявленных проблем и определение возможных путей их решения дает возможность перейти к следующей экспериментальной ступени — формирующей (преобразующей).
Здесь на основе теоретического анализа данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, разрабатывается и апробируется новое содержание, технологии, условия организации педагогического процесса. И наконец, на третьей ступени, для того чтобы оценить эффективность разработанной технологии, исследователь проводит контрольный эксперимент, методика которого в целом повторяет методы констатирующего эксперимента. Сравнив данные констатирующего и контрольного экспериментов, можно доказать эффективность изменений, предлагаемых в ходе преобразующего этапа. Третий этап научного исследования — аналитический, в ходе которого исследователь осуществляет количественный и качественный анализ полученных результатов, выделяет основные связи, закономерности организации образовательного процесса дошкольного учреждения. На основе анализа формулируются основные выводы и рекомендации, происходит окончательное оформление педагогического исследования. Этот этап предполагает использование методов качественной и количественной обработки данных — методов корреляционного, факторного, кластерного анализа, методов, включающих разные уровни математико-статистической обработки результатов.
Четвертый этап — внедрение полученных результатов в практику дошкольного образования. Для того чтобы сделать свои результаты доступными для других исследователей и практиков, ученый выступает на научных и научно-практических семинарах, конференциях, симпозиумах. На этом этапе осуществляется подготовка и публикация статей, пособий, монографий по проблемам научного исследования.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка по результатам музыкально-педагогического исследования
Аналитическая справка для музыкальных руководителей....
Современное состояние проблемы детско-родительских отношений в психолого-педагогических исследованиях
Дошкольное детство - это один их самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого времени идет интенсивное созревание всех систем и...
Методические разработки по дисциплине педагогика : Педагогическое исследование: методология, методика, организация.
Материал поможет студентам педагогических вузов разобраться в методологических подходах, логике научного исследования....
Методические разработки по дисциплине педагогика : Педагогическое исследование: методология, методика, организация.
Материал поможет студентам педагогических вузов разобраться в методологических подходах, логике научного исследования....
Наблюдение как метод педагогического исследования.
Реформирование современной системы дошкольного образования ориентированного на развитие ребенка, повышение условий образовательных услуг, потребует тщательного анализа, отслеживания качества образован...
Особенности знаний у детей дошкольного возраста о растениях в психолого - педагогических исследованиях.
Русские прогрессивные педагоги прошлых лет (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Е. И. Тихеева ) обосновали значение природы и ее роль в первоначальном воспитании личности ребенка.Данные исследован...
Проблема интеллектуального развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
Материал для воспитателей детского сада - самообразования....