Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ функциональной грамотности.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Баканова Ульяна Викторовна

Материал по обучению старших дошкольников работе с информацией через  органы чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ функциональной грамотности.

«Информационная фабрика»

Цель: Формирование у старших дошкольников основ работы с информацией.

Задачи:

Обучающие:

  • Создавать условия по знакомству детей с основными этапами работы с информацией.
  • Формировать умения по сбору информации с помощью органов чувств.

Развивающие:

  • Развивать способность к анализу и синтезу при обработке информации.
  • Обеспечить ситуации, способствующие развитию логическое мышление.
  • Развивать связную и монологическую речь, через ответы на вопросы.
  • Развивать фонематический слух через дидактическую игру.
  • Продолжать развивать ориентировку в пространстве.

Воспитывающие:

  • Формировать умение слушать собеседника и не перебивать при его ответе.
  • Совершенствовать аккуратность при выполнении аппликации.
  • Содействовать процессу по самостоятельному выполнению итогового задания.
  • Создать условия для публичного выступления.

Ход:

-Здравствуйте ребята, скажите пожалуйста кто все мы ? (ответы детей).

- Правильно, все мы люди.

- Ребята, а откуда вы узнали, что мы люди? ( ответы детей)

-Все верно: кому - то рассказали родители, а кто-то узнал из передачи и мультика.

- А как вы думайте, каким словом можно назвать всё то, что вы узнаёте? ( варианты детей).

- И здесь вы правы, это слово «знание». Но это слово можно заменить другим, взрослым словом. (Мы же с вами уже почти взрослые?) Это слово «информация».

Информация – слово древнее, а обозначает оно различные знания, которые мы с вами можем где- то и как-то получить и использовать.

- Хотите я вас сегодня на некоторое время превращу в настоящих взрослых, и мы научимся находить информацию и работать с ней?

- Тогда вперёд! Покрутились, покрутились и во взрослых превратились!

А как известно все взрослые ходят на работу. Кстати, зачем им это надо? ( ответы детей).

- Верно, но мы с вами только тренируемся, поэтому наша зарплата – это удовольствие.

- Итак, приглашаю вас на информационную фабрику. Здесь мы научимся:

1. Собирать информацию.

2. Обрабатывать,

3. Применять.

Но, сначала разомнемся.

Физкультминутка

Разминая поясницу мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. ( повороты туловища в стороны).

Чтобы стать еще умнее мы слегка покрутим шеей.

Раз и два,раз и два, закружилась голова. (вращение головой в стороны)

Раз, два, три, четыре, пять, ноги надо нам размять. ( Приседания)

Напоследок ,всем известно, как всегда ходьба на месте. (ходьба на месте)

От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть.

Отлично размялись! Вперед! Нас ждёт первая станция.

-Смотрите, наша фабрика имеет свой значок. Давайте его рассмотрим.

  1. Станция сбора информации.(значок).

Наше задание на фабрике – собрать и обработать информацию про огурец. Что же нам в этом поможет?

- Подумайте и скажите, какие у нас с вами есть органы чувств? (ответы детей)

- Верно, это глаза, уши, рот, нос и руки. Все эти органы чувств – наши помощники в сборе информации.

- Послушайте, пожалуйста, что я знаю про огурец.

Рассказ

Огурец- это овощ, родина его Индия. Это зелёный вытянутый плод, почти полностью состоящий из воды. Огурец содержит много витаминов, он очень полезный. Его крошат в салат, но в некоторых странах даже жарят.

-Сейчас я вам рассказывала, а вы меня? (ответы детей).

-Слушайте, верно.

Эту информацию мы слышим чем? ( ответы детей)

-Правильно, ушами.

- Словесная информация, которую можно услышать самая древняя. Её передавали друг другу даже древние люди, когда учились общаться. Да и мы с вами тоже чаще всего что- то узнаем, если услышим.

Игра на развитие фонематического восприятия «Что звучит?»

- Какую информацию можно услышать? (ответы детей)

- Давайте выберем значок, который обозначает словесную информацию.

-Ребята, чем кроме ушей можно собирать информацию? (ответы детей)

- Правильно- глазами.

- Ребята соберите мне информацию глазами про  огурец. (ответы детей)

- Отлично. Можно увидеть его форму и цвет. А если мы захотим про него что- то узнать, то где мы будем искать информацию? (ответы детей). Дети находят книги и энциклопедии.

- Молодцы. Действительно, книга на протяжении многих веков считается главным источником информации. Но в наше современное время где еще можно найти, то что мы хотим? (ответы детей)

- Да, это интернет. Многие знают, что это такое, но я хочу вам напомнить еще раз с помощью наших друзей Фиксиков.

Мультфильм Фиксики «Интернет».

Так что же такое интернет? (ответы детей)

Итак, интернет – это такая виртуальная сеть, с помощью которой можно найти любую информацию со всего мира. Эта сеть объединяет всех людей и всю информацию планеты Земля.

- Какую информацию мы можем увидеть глазами? Найдите значок, который это обозначает. Это наглядная информация.

- А теперь возьмите в руки эти мячики (мячики-ёжики, либо су-джок ). Закройте глаза и скажите, что вы узнали про эти мячики, какие они? (ответы детей). Что вам помогло это узнать? (ответы детей).

- А что можно сказать про огурец? Возьмите его в руки.( ответы детей).

- Всё верно, наши руки помогают собрать информацию о том какой предмет на ощупь. Руки тоже наши помощники в сборе информации.

- Найдите значок, который обозначает, что информацию можно получить наощупь. Это телесная информация.

- Чтобы перейти на следующую станцию давайте вспомним как можно собрать информацию, что нам поможет? ( педагог выкладывает значки, по которым дети вспоминают что помогает собирать информацию и какая она бывает). Словесная информация, наглядная и телесная.

2.Станция «Обработка информации».

- Ребята, мы с вами собрали разную информацию про огурец. На станции обработки информации надо еще раз все вспомнить и подумать, как мы сможем этой информацией поделиться.

- Посмотрите еще раз на значки и вспомните, какую информацию мы смогли собрать. (педагог выкладывает значки, по которым дети вспоминают что они узнали про огурец).

- Отлично! Теперь осталось придумать, как мы сможем рассказать об этом всем остальным? ( ответы детей).

3. Станция «Итоговый продукт».

- Ребята, на нашей информационной фабрике должен получится какой-то продукт, который можно показать другим. Где может быть много картинок, по которым, вы сможете сами рассказать про огурец? (ответы детей).

- Поэтому я предлагаю сделать маленькую книжку.

Дети за столами по готовым заготовкам делают книжку-малышку про огурец. На каждой страничке рисунок – значок.

  1. Обложка-огурец.
  2. «И» -родина Индия.
  3. Овал-форма огурца овальная.
  4. Зелёный квадрат- цвет огурца зелёный.
  5. Волны- почти весь состоит из воды.
  6. Класс! – огурец очень полезный.

- Ребята, давайте вспомним, где вы сегодня были? (Фабрика информации)

- Что научились делать с информацией? ( находить, обрабатывать и применять)

- О чём искали информацию? Что в итоге получилось на нашей фабрике?

- Приходите к нам еще!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию основ экологически грамотного поведения у детей 2 младшей группы в природе на тему: «Путешествие в осенний лес»

Конспект НОД во 2 младшей группе по формированию основ экологически грамотного поведения у  детей в природе  (соответствие ФГОС)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности "Доходы и расходы"

конспект содержит материалы по формированию у старших дошкольников понятий "доход", "расход", "главные потебности", "второстепенные потребности"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей основ экономической грамотности «Финансовые секреты: про деньги»

Возрастная категория: 6-7 лет (подготовительная группа).Цель: формирование основ экономической грамотности у детей посредством углубления представлений о деньгах....