Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей основ экономической грамотности «Финансовые секреты: про деньги»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Возрастная категория: 6-7 лет (подготовительная группа).
Цель: формирование основ экономической грамотности у детей посредством углубления представлений о деньгах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dengi.docx | 224.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей основ экономической грамотности
Тема: «Финансовые секреты: про деньги»
Возрастная категория: 6-7 лет (подготовительная группа).
Цель: формирование основ экономической грамотности у детей посредством углубления представлений о деньгах.
Задачи:
Образовательные:
- Активизировать интерес к деньгам как необходимому атрибуту современной жизни.
- Обогатить представление об истории происхождения денег.
- Углубить представления о видах денежных средств.
- Формировать навыки исследовательской деятельности. Развивающие:
- Содействовать развитию воображения, фантазии, творчества.
- Развивать мелкую моторику.
- Способствовать развитию связной речи.
Воспитательные:
- Воспитывать стремление к самостоятельному добыванию знаний.
Оборудование: колокольчик, презентация, проектор, ноутбук, записи с голосами героев программы, карточки с изображением купюр разных стран, бумага (образец бумажной купюры) и монеты, таблица оценки для опытов, стаканчики с водой, зажигалка, листы в форме квадратов для оригами, доска настроения, крестики и галочки для рефлексии.
Ход деятельности:
Действие начинается в приемной группы, воспитатель использует колокольчик для привлечения внимания детей.
Весело колокольчик звенит,
всех ребят созвать велит:
Веру, Соню, Тимофея - (заменить на имена детей)
подходите все, не робея!
Интересно, когда мы все вместе,
Знания ищем в любом месте!
(дети с воспитателем образуют круг)
Воспитатель: Ребята, как ваше настроение? Давайте улыбнемся друг другу и скажем дружно «Доброе утро!».
(дети приветствуют друг друга)
Сегодня утром мне поступил звонок из телестудии с предложением об участии в сьемках передачи «Финансовые секреты». Конечно же я согласилась! Итак, съемки назначены на 9.00 (скорректировать время начала занятия). Все уже готово, но нам с вами необходимо проговорить правила поведения: не вскакивать со своих мест, поднимать руку, чтобы ответить на вопросы, не выкрикивать, не шуметь и не разговаривать друг с другом. Помните, вас снимает видеокамера, поэтому следует позаботиться о своем внешнем виде: держите спинку ровно, ножки вместе, ручки на коленочках, а глазки направленными на меня. Мне выпала честь быть ведущим на сегодняшнем шоу. Вы готовы к новым знаниям и увлекательным событиям, ребята? Тогда давайте тихонечко пройдем на свои места.
(дети входят в группу, которая заранее оформлена под телестудию, рассаживаются по местам).
Слайд 1-2
Воспитатель: Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! Сегодня мы снимаем программу «Финансовые секреты!». К нам в студию будут поступать вопросы от телезрителей, а я и мой помощник – Рублик, постараемся на них ответить.
слайды 3-4
Ребята, чтобы узнать тему нашей программы – попробуйте разобраться, что изображено на экране? Рублик, выведи на экран изображение, пожалуйста!
(выводится изображение денег, разрезанных на части и расположенных хаотично)
Воспитатель: Вы правы! Сегодня наш эфир посвящается деньгам. Ребята, а вы знаете, что такое деньги? Для чего они нужны человеку? (ответы детей)
Воспитатель: Вы во многом правы, ребята. Давайте же дадим определение этому понятию. Итак, деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
Можно ли прожить человеку в современном мире без денег? Почему вы так считаете? (предположения детей)
Спасибо за ваше мнение, ребята! Действительно, прожить в современном мире без денег не предоставляется возможным, ведь на них мы приобретаем себе пропитание, одежду, развлечения. Но самое главное правило обращения с деньгами – это их разумная трата.
(раздается звонок, включается громкая связь с аудиозаписью, подготовленной заблаговременно)
слайд 5
Воспитатель: А вот и первый звонок в нашем эфире! Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
Голос: Привет, меня зовут Ксюша, мне 6 лет. Я бы хотела узнать, как вообще появились деньги?
Воспитатель: Замечательный вопрос, Ксюша! Слушай внимательно, сейчас мы все расскажем!
Рублик, покажи нам, как появились деньги!
слайды 6 - 9
Раньше люди и представления не имели о том, что такое деньги. Однако еще в древние времена они догадались, что для получения чего-либо от другого человека - нужно предложить ему что-то взамен. К примеру, одно племя занимается скотоводством, а другое рыбным промыслом. Они обменивались товарами, чтобы обеспечивать себя тем, чего у них не хватало. Посмотрите на экран – эти предметы люди использовали вместо денег. Подумайте, удобно ли было расплачиваться такими «деньгами»?
(предположения детей)
Конечно, некоторые предметы были довольно громоздкими или занимали слишком много места. Люди задумались об изобретении более практичной формы оплаты за нужные им товары. Они уже понимали, что это должно быть что-то, что бы не портилось при передаче и хранении, было легким и небольшим по размеру.
А что могло бы ответить этим требованиям? (предположения детей)
Верно! Это кусочки металла. Так появились первые деньги - монеты. Это был настоящий прорыв! Еще бы! Ведь их удобно хранить, переносить и делить.
Но людское ликование продолжалось недолго. Оказалось, что и металлические деньги оказались не такими удобными. Кто догадается, почему? (предположения детей)
Правильно! Метал - тяжелый материал, да и хранение большого количества монет требовало много места.
Вот тогда - то люди и придумали делать деньги из бумаги. Их еще называют купюры или банкноты. Конечно, это не просто нарезанные листочки бумаги. Для печати купюр используется только особая бумага. Для защиты денег от подделок на купюры наносят специальные водяные знаки.
Ребята, вам было интересно узнать историю денег? (ответы)
Воспитатель: Отлично, продолжим принимать звонки.
слайд 10
(раздается звонок)
Голос (с иностранным акцентом): Здравствуйте, меня зовут Ханна. Я проживаю в Америке, но приехала к своему дедушке в Россию на каникулы. Меня удивило, что день здесь совершенно не похожи на наши! Почему так происходит?
Спасибо за вопрос, Ханна! Попробуем разобраться вместе!
Это, действительно так, у каждой страны деньги выглядят по - разному, хотя при этом все они металлические и бумажные.
Рублик, выведи на экран изображения монет и купюр стран мира!
слайд 11
- в Германии – это евро
- в Америке - доллары
- на Украине – гривны
- в Англии – фунты
К слову сказать, ценность денег в каждой стране своя. Так, например:
- 1 американский доллар приравнивается к ? рублям (сверить с курсом)
- 1 евро – к ? рублям
- а вот 1 украинская гривна – приравнивается к 2 российским рубля.
Хотите запомнить названия некоторых иностранных денег? Тогда повторяйте за мной!
(проводится физминутка)
Воспитатель: Ребята, а кто из вас сможет отличить российские деньги от иностранных? Давайте проверим!
(проводится игра «Деньги стран мира»: воспитатель поочередно демонстрирует детям карточки с изображением купюр разных стран, если это деньги России – дети хлопают, если деньги других стран – топают)
Воспитатель: Молодцы! Не допустили ни одной ошибки!
слайд 12
Ребята, нам поступил еще один звонок! Давайте ответим на него! Доброе утро, вы в эфире!
Голос: Здравствуйте, меня зовут Сережа, мне 5 лет, я очень внимательно вас слушал, но так и не понял, что удобнее, купюры или монеты? У мамы в кошельке есть и те, и другие деньги….
Воспитатель: Прекрасный вопрос, спасибо, Сережа! Предлагаю провести
эксперимент! Приглашаю вас в нашу лабораторию!
Итак, наша задача – опытным путем, какие деньги практичнее – бумажные или металлические. Для этого по ходу проведения экспериментов мы будем заполнять таблицу.
(заранее готовится и вывешивается табличка со схематическим изображением бумажных купюр и монет, а также номеров опытов, при заполнении таблицы педагог ставит + или - в нужном окошке)
1 опыт: Какие деньги прочнее?
Рассмотрим купюру, как мы уже знаем, это бумага. Какими свойствами обладает бумага? (мнётся, рвется, горит)
(дети мнут и рвут бумагу, воспитатель может продемонстрировать)
Обратите внимание на монету. Она сделана из металла. Попробуйте совершить те же действия, что и с бумагой. Удалось ли это вам? Давайте сделаем выводы?
(фиксация результатов)
2 опыт: Какие деньги не мокнут?
Предлагаю устроить испытание водой!
Положите бумагу в воду, что вы заметили? (бумага намокла и распадается на части)
Положите в воду монету. Что вы заметили? (монета осталась в неизменном виде)
Давайте сделаем вывод?
(фиксация результатов)
3 опыт: Что тяжелее?
А сейчас нам предстоит определить, что тяжелее - монета или купюра.
Положите на правую ладошку монету, а на левую - купюру. Что из них тяжелее?
А теперь подуйте сначала на правую ладошку, а затем на левую!
Что мы видим? (купюра улетела, а монета осталась)
Давайте сделаем выводы?
(фиксация результатов)
4 опыт: Какие деньги удобнее хранить?
Давайте положим в кошелёк купюру номиналом 50 р и 5 монет номиналом 10 р. Потрясем. А теперь перевернем. Что произошло?
Какие деньги удобнее хранить в кошельке? (бумажные купюры)
Давайте зафиксируем результаты и подведем итоги.
(дети приходят к выводу о том, что каждый вид денег имеет свои преимущества, победила «ничья»)
Воспитатель: Итак, мы пришли к выводу о том, что человеку нужны и монеты, и бумажные купюры.
Давайте вернемся в студию, у нас есть время, чтобы принять еще один звонок!
(раздается звонок)
слайд 14
А вот и он! Алло, вы в эфире, здравствуйте!
Голос: Доброе утро! Меня зовут Марина, мне 7 лет. У вас такая интересная передача! Ответьте, пожалуйста, и на мой вопрос: у моего дедушки есть таинственная шкатулка, в которой он хранит деньги, но никогда не тратит их. Он называет их сувенирными! Что это значит?
Спасибо за вопрос, Марина!
Ребята, а у вас есть предположения? (дети высказываются)
Рублик, помоги нам разобраться!
(на экран выводится определение)
слайд 15
Сувенирные (игровые) деньги являются копиями настоящих банкнот и продаются в сувенирных лавках. Они не являются платежным средством, хоть и внешне очень схожи с реальными купюрами и монетами. |
Воспитатель: Поэтому дедушка Марины и не тратит свои богатства, он просто коллекционирует ненастоящие деньги – копии реальных купюр.
Наш эфир подходит к концу, ребята, но мы успеем принять последний звонок!
слайд 16
Голос: Здравствуйте! Я Рита, мне 4 года. Моя любимая игра - это «Магазин». У меня много игрушечных денег, а вот кошелечка нет. Можете мне помочь с этим вопросом?
Конечно, Рита! Для игрушечных денег вполне подойдет кошелек из бумаги. Ребята, а вы любите играть в «Магазин»? Давайте сделаем все вместе поделку в японской технике оригами! Рублик, выведи, пожалуйста, схему на экран!
слайд 17
(дети размещаются за столами и делают из бумаги кошельки по индивидуальным техкартам)
Воспитатель: Ребята, какие замечательные кошельки у вас получились! После сна у вас будет возможность украсить их. А свой я с удовольствием подарю малышке Рите.
Давайте подведем итоги нашей программы.
Что стало для вас наиболее запоминающимся?
Что нового вы узнали?
Ребята, поделитесь своими впечатлениями от сегодняшнего эфира: поставьте зеленую галочку на доске настроения, если вам все понравилось, было интересно и вы узнали много нового.
Если же вам было скучно и новой информации вы не получили - поставьте красный крестик.
слайд 18
Спасибо, ребята! Я и Рублик не прощаемся с вами! Мы говорим вам: «До новых встреч в эфире программы «Финансовые секреты!»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию у детей элементарных математических представлений "Гостья из космоса"
Цель: систематизировать работу по внедрению инновационных технологий, приемов и методов через познавательно-математическую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на основе социо-игрового ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория познания: «Свойства песка и его значение для жизни людей»
Данный конспект может лечь в основу проектно-исследовательской работы с детьми дошкольного возраста. Дети с удовольствием подключатся к исследовательской деятельности, с интересам будут участвовать в ...
КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни
Конспект проведения НОД "Купание куклы Насти"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о дорожной безопасности
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о дорожной безопасности Тема: «Дорожная азбука»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ функциональной грамотности.
Материал по обучению старших дошкольников работе с информацией через органы чувств....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге. «Красный, желтый, зеленый»
Цель: формировать у детей основы безопасного поведения на дороге.Задачи:- закрепить и систематизировать знания о правилах дорожного движения и дорожных знаках;- познакомить с основными положениями рег...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ функциональной грамотности. «Информационная фабрика»
Формирование у старших дошкольников основ работы с информацией....